1. книги
  2. Учебно-методические пособия
  3. О. Е. Громова

Развиваем математические представления у детей раннего возраста

О. Е. Громова (2018)
Обложка книги

Пособие поможет с помощью практических материалов и игровых заданий сформировать у детей раннего возраста элементарные математические представления. Формирование имеет поэтапный характер — от более простых заданий к более сложным. Занятия по математике качественно развивают речь ребенка, учат логике, вниманию, грамотному общению. Пособие адресовано родителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, а также всем интересующимся особенностями развития ребенка до 3 лет.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Развиваем математические представления у детей раннего возраста» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Математика для малышей: играем и развиваем

Развитие речи и первые математические успехи

При нормальном речевом развитии наиболее заметные, качественные изменения в развитии речи происходят ближе к концу второго года жизни ребенка. Малыш, до этого произносивший не так уж много слов, примерно в возрасте 1 г. 10 мес. начинает быстро пополнять свой словарный запас. Этот период в развитии речи получил название «лексический взрыв»: в сравнительно короткий промежуток времени ребенок достаточно быстро переходит от повторения новых слов к их произнесению в самостоятельной речи. Детская речь также стремительно прогрессирует — от отдельных слов к короткой фразе из двух слов, далее — к трехкомпонентному высказыванию и наконец, к развернутой фразовой речи, постепенно усложняющейся на протяжении всего дошкольного детства.

Собирая сведения о периоде, предшествовавшем лексическому взрыву, мы обратили внимание на тот факт, что в словарном запасе детей наблюдаются значительные отличия. При этом они касались как активного (то, что ребенок говорит сам), так и пассивного словаря (то, что он понимает из речи окружающих взрослых). Дети, которые овладевали родной речью со значительным отставанием от своих нормально развивающихся сверстников, демонстрировали специфические «пробелы» в своем лексическом развитии.

Так, по мнению родителей, заполнявших опросник*, у детей практически полностью отсутствовали слова из разделов «Слова-определения», «Предлоги и слова, обозначающие местоположение», «Слова о количестве предметов и сопоставлении их». Разрабатывая сценарии занятий математического цикла, мы делали специальный акцент на ознакомление детей с коммуникативными ситуациями, в которых смысл слов будет понятен каждому ребенку, и от него потребуется их неоднократное произнесение при выполнении игрового задания.

Особый акцент на формировании элементарных математических представлений следует делать в случаях отставания ребенка в речевом развитии. Работая с детьми, мы неоднократно убеждались, что задержка речевого развития в раннем возрасте не может не повлиять на другие стороны психического развития ребенка. Имея в целом сохранные предпосылки для интеллектуального развития, эти дети часто обнаруживают отставание в формировании познавательных процессов, сниженное внимание, ограниченные возможности памяти, обедненный сенсорный опыт. Все это оказывает влияние на способность ребенка к усвоению простейших математических сведений. Так, например, хорошо различая обиходные слова «большой» и «маленький», эти дети испытывали стойкие проблемы в усвоении понятия «больше», ошибочно путая его с похожим по звуковому составу словом «большой»: где предметы большого размера, там и больше! Безошибочно различая предметы по форме, дети часто не могли справиться с заданием на их чередование в простейшей последовательности (шарик, кубик, шарик, кубик… что дальше?).

Особенно бывает заметно неумение ребенка назвать свой возраст (в пределах 3 лет) или показать его на пальцах, последовательно указать на предметы при их пересчете вместе со взрослым, определить порядок предметов в устойчивой последовательности. (Покажи, где первый вагон поезда, что нарисовано на последней странице, где верхняя полка комода.)

Мы далеки от однозначной трактовки этих особенностей в развитии «неговорящего» ребенка только с позиций ограничения понимания обращенной речи у детей с задержкой речевого развития. На наш взгляд, развитие речи, безусловно, стимулирует, но не определяет уровень умственного развития ребенка. Здесь налицо обратная зависимость: овладение устной речью очень часто задерживается на фоне определенных проблем в познавательном развитии ребенка. Однако они длительное время остаются скрытыми, неявными для родителей, которые бьют тревогу только по поводу задержки появления у ребенка новых слов и фразовой речи. Не случайно в программе воспитания и обучения в детском саду[2] развитие речи, наряду с развитием элементарных математических представлений, включено в раздел «Умственное воспитание».

Раннее обучение, направленное на развитие наглядно-действенного мышления, должно вестись параллельно с формированием у детей первых математических навыков и выполнением элементарных количественных операций — действий с реальными предметами, которые в этом возрасте носят несомненно практический характер. В этом случае познавательное развитие ребенка оказывает огромное влияние на его речевое развитие.

Например, усвоение на занятиях представлений о единичности и множественности предметов способствует пониманию ребенком определенных речевых маркеров: флексий (окончаний) единственного и множественного числа существительных, прилагательных, глаголов. А последующее появление в активном словаре ребенка правильно оформленных флексий свидетельствует о его переходе с доморфологического этапа усвоения родного языка к этапу первичного грамматического оформления. Дети, осваивающие русский язык с раннего возраста, должны постепенно усвоить сложную систему родовых и падежных окончаний, склонений, спряжений: в противном случае их речевая продукция длительное время будет аморфной, непонятной окружающим.

В коррекционной практике мы нередко сталкивались и с иными случаями, когда обедненная речь детей в возрасте 3 лет зачастую не являлась сигналом для родителей малыша о серьезных проблемах в его познавательном развитии. «Неговорящий» ребенок демонстрировал в кабинете у логопеда-дефектолога отсутствие предметно-действенного взаимодействия со взрослым, полное непонимание элементарных словесных конструкций типа «Дай мне один кубик», «Покажи, где много кубиков».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Развиваем математические представления у детей раннего возраста» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Здесь и далее по тексту мы ссылаемся на «Программу воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М., 2005.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я