Азы билингвизма. Как сохранить у детей в иммиграции родной язык и культуру

Алла Баркан, 2023

Третья часть трилогии «Настольная книга эмигранта» Аллы Баркан◦– «Азы билингвизма»◦– посвящена феномену двуязычия и мультиязычия. Книга основана на научных исследованиях, а также на обширном материале из профессионального опыта автора. В ней доступным языком объясняется, как происходит развитие речи у ребенка и как в этот процесс встраивается освоение второго языка, которым необходимо овладеть в условиях иммиграции. В ней также рассматриваются виды билингвизма и особенности картины мира двуязычных детей. Завершают книгу подробные ответы на самые частые вопросы родителей, касающиеся нюансов речевого развития одноязычных и двуязычных детей, даются советы и рекомендации о том, как желательно поступать мамам и папам в той или иной ситуации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азы билингвизма. Как сохранить у детей в иммиграции родной язык и культуру предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Какой бы языковый шок ни испытал ваш ребенок при переезде на новое место жительства в другую страну, ему придется не сегодня так завтра, раньше или позже усвоить социальный язык коренных жителей этого государства. В то время когда старшее поколение его семьи, особенно пенсионеры, еще как-то сможет общаться в русскоязычной диаспоре, ребенку такое общение станет необходимым лишь только для сохранения своего родного языка.

Почему только для сохранения? Потому что родительский — русский — вряд ли сможет помочь успешному общению детей с коренными жителями новой страны: на улице и в магазине, в театре и у врача, а главное — с ровесниками и воспитателями в детском саду, с одноклассниками и учителями в школе. Для осуществления всего этого необходимо, помимо родного, знать также второй — социальный язык, язык общения страны иммиграции, мостик между вчера и сегодня, прошлым и настоящим. Ваш ребенок должен стать двуязычным, ребенком-билингвом, если до переезда на новое место жительства он знал только один родной язык. В основном это касается дошкольников и учащихся младших классов, если преподавание в школе велось лишь на родном языке. Более старшие ученики, как правило, изучают в гимназиях и школах какой-то иностранный язык. И если этот язык был не языком иммиграции, то по мере освоения нового иностранного социального языка речь сможет идти уже о трилингвизме. Но прежде чем стать трилингвом, необходимо пройти этап билингвизма.

Говоря об этом этапе детей-иммигрантов, чаще и чаще под билингвизмом начали подразумевать сохранение и изучение в новых условиях жизни, несмотря на необходимость знания социального языка, языка своей родины. В тех случаях, когда ребенок знает только родной язык, в иммиграции, изучая второй язык страны переезда, он невольно становится двуязычным. Его путь — путь вперед, без оглядки назад, и если даже ему вдруг придется оглянуться, то лишь для того, чтобы понять, какой прыжок в жизни он совершил.

И этот прыжок начинается с освоения им нового для него языка местных жителей того государства, в котором теперь он будет жить, — с освоения им нового социального языка.

ЧТО ТАКОЕ ДВУЯЗЫЧИЕ, ИЛИ БИЛИНГВИЗМ

Для успешной адаптации к жизни в новой стране проживания ваш ребенок должен стать двуязычным — ребенком-билингвом, хорошо знающим помимо русского языка и социальный язык. Это вы уже поняли сами, переехав в другую страну, если до эмиграции ваш ребенок не изучал язык этого государства.

Однако что такое билингвизм, известно не всем. Поэтому попробуем разобраться в этом вопросе.

Билингвизм (от лат. bi — два и lingua — язык) — двуязычие, владение и попеременное пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя различными языками или различными диалектами одного и того же языка…

— так говорилось еще в БСЭ

Тем не менее до сих пор универсального определения этого явления нет несмотря на то, что проблемы его актуальны сегодня не только в лингвистике и педагогике, но и в психологии и социологии.

Однако, невзирая на всевозможные разногласия, смысл определения двуязычия учеными различных школ (двуязычия человека, а не коллектива) приблизительно один и тот же, заключающийся в знании человеком не одного, а двух языков одновременно, используемых им по мере необходимости в зависимости от ситуации.

Причем абсолютное знание каждого языка, которое было бы желательным, вовсе не требуется, потому что подобное знание доступно немногим. Даже люди, говорящие лишь на одном языке, редко могут похвастаться абсолютными знаниями своего языка, а тем более дети. Да и могут ли быть вообще… абсолютные знания… если каждый язык бездонен, если он без конца обновляется и пополняется… особенно в наше время.

О билингвизме нередко говорят уже тогда, когда люди способны общаться друг с другом на двух языках так, чтобы их понимал собеседник, а они понимали его. Благодаря этому возможна совместная деятельность и сотрудничество людей разных национальностей независимо от их страны проживания. А основа всего лишь общий язык, которым владеет каждый из них.

В то же время в связи с тем, что глобализация охватила весь мир, билингвизм стал обычным явлением, постепенно переходящим в многоязычие.

Прежде чем стать полиглотом, необходим этап, а вернее ступенька, билингвизма. Правда, чтобы осилить ее, человеку надо освоить родной язык, постичь тайны познания речи.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА

Для того чтобы легче понять нам, как ребенок становится двуязычным, постараемся вспомнить основные этапы и стадии развития речи детей на их родном языке, в данном случае русском, тесно связанные с возрастом ребенка.

Стадии развития речи младенцев

Все родители знают, что новорожденные не говорят, что младенцу неведом родной язык, что процесс овладения речью им достаточно долог и сложен, базируясь на общении малыша с окружающими его людьми.

Хотя новорожденный не умеет еще говорить, уже буквально с момента его рождения начинается этап подготовки младенца к овладению речью (доречевой этап), длящийся весь первый год.

Сегодня известно, что раннее речевое развитие ребенка, вплоть до восьмимесячного возраста, тесно связано с генетической программой младенца. Это мнение подтверждается тем, что, независимо от национальности, у всех детей первого года жизни в одно и то же время появляются одни и те же звуки и им свойственны одни и те же стадии развития речи.

Давайте вспомним, как это происходит.

А происходит это приблизительно так:

1 месяц

Показателем развития речи в период новорожденности у младенца является разнообразный по интонации крик. Да, да, тот самый пугающий родителей крик-плач, причина их бесконечных волнений.

У здоровых младенцев он громкий, с коротким вдохом и протяжным выдохом.

Всё это относится к неосознанным голосовым проявлениям ребенка, но тем не менее младенец, благодаря плачу, сообщает нам о своем дискомфорте и даже переживаниях с негативным оттенком.

Заботливые родители различают разные типы плача — от «холодно» до «больно» — и своим вниманием к потребностям малыша прекращают его крик-плач.

К концу первого месяца жизни у младенца уже могут появиться гортанные звуки типа «ах», «ух» и другие, свидетельствующие не только о состоянии дискомфорта, но и о благополучии младенца. И вновь, это понятно только внимательным и любящим родителям.

2 месяца

Ребенок начинает или же продолжает произносить отдельные звуки, постепенно заменяя ими крик-плач.

У него появляются первые спонтанные вокализации, которые он пытается использовать при «разговоре» со взрослыми.

К концу второго месяца жизни младенца уже возможно говорить о начале периода гуления.

3 месяца

При хорошем самочувствии младенец уже экспериментирует с гласными звуками, растягивая их: «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». По мнению ученых, подобные звуки способны сообщить нам об эмоциональном состоянии малыша:

«о-о-о» — о неудовлетворительном самочувствии ребенка,

«э-э-э» — о получаемом им удовольствии.

Короче говоря, благодаря своему «разговору» он сообщает нам о себе — о своих чувствах и настроении.

Трехмесячный ребенок в периоды бодрствования гулит и воркует.

4 месяца

Гуление превращается в рулады звуков, доставляя младенцу радость, сопровождаемую часто смехом ребенка во время общения с ним.

Малыш стремится повторить издаваемый звук, благодаря чему отрабатываются механизмы звукопроизношения, навыки которого способствуют формированию фонетической системы речи.

5 месяцев

Мелодичное гуление. Случайный лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, комбинация гласных с согласными, звукосочетание.

Появление «веселого крика» в виде вскрикивания от радости, испытываемой им.

С трех месяцев до пяти, говоря о гулении, часто употребляют слово «свирель», подразумевая под этим каскады длительных и певучих звуков. Младенец может уже подражать ритму звуков, а с четырех месяцев даже различать по интонации обращенную к нему речь взрослого.

6 месяцев

Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»), согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать все слышимые звуки, ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи. По мнению ученых, сочетания гласных и согласных, произносимых малышом, могут включать уже до двадцати компонентов.

7 месяцев

Лепет продолжает совершенствоваться. Появляются новые устойчивые сочетания типа «та-та — та», «ти-ти-ти», «дя-дя-дя» и т. д., а также различные так называемые зовущие слоги, заставляющие обращать на него внимание взрослых.

Ребенок начинает понимать смысл некоторых слов.

8 месяцев

Появление более сложного, двухслогового лепета.

Лепет как речь. Ребенок учится произносить звуки родного языка. Имитируя взрослых, дети часто повторяют звуки, произносимые ими, не понимая их значения, как эхо — эхолалия.

Период псевдофраз.

9 месяцев

Начало периода, когда на развитие речи ребенка значительное влияние оказывает речь окружающих его людей (русские дети начинают усваивать русский язык, французские — французский, итальянские — итальянский и т. д.).

Модулированный лепет, звуковые серенады, первые облегченные слова («ма-ма»).

10 месяцев

Вслушивание в речь взрослого. Ребенок понимает всё больше и больше слов. Подражая речи взрослого, малыш усваивает новые слоги.

Появление лепета-монолога и первых слов типа «на», «ав».

Младенец уже произносит слова «мама», «папа», не всегда правильно осмысливая их.

11 месяцев

Появление первого осмысленного слова.

Воспроизведение освоенных звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов незначительно увеличивается. В зависимости от конкретной ситуации ребенок вкладывает в одни и те же слова разный смысл, заменяя ими целые предложения.

12 месяцев

Ребенок уже знает около 5–10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово.

Пассивное понимание речи окружающих — более 20 слов.

Период автономной речи ребенка (слова ребенка характеризуются максимальной степенью обобщенности, включая в себя смысл предложения).

Завершение первого доречевого этапа развития речи.

Итак, прежде чем произнести первое слово, младенец проходит этап так называемых предречевых голосовых реакций — от крика, гуления, «свирели», лепета до первых слов и понятий. В результате развития речи малыш начинает общаться не только с помощью эмоций.

Иначе говоря, его первые слова и своеобразная автономная речь начинают уже выполнять коммуникативную функцию.

Автономная детская речь

Говоря о речи годовалого ребенка, необходимо обратить внимание на то, что она носит ассоциативно-ситуативный характер, то есть чтобы правильно понять ее, надо учитывать ситуацию, вплоть до жестов во время произношения слов и интонации говорящего. Очень часто в почти «взрослые» слова малыш вкладывает иной смысл по сравнению с существующим смыслом этих слов.

Поэтому родителям надо знать, что понятия их ребенка этого возраста, вкладываемые в произносимые слова и фразы, чаще всего не соответствуют понятиям окружающих его взрослых людей.

В зависимости от конкретной ситуации слова имеют разные значения, так как обычно многозначны. Кроме того, из-за своеобразия семантики, морфологии, синтаксиса и прочее эта речь называется автономной.

Автономная детская речь — переходный этап к появлению «взрослой» речи ребенка. И формируется она по собственным законам детей, а не по общепринятым правилам построения речи.

По мнению ряда исследователей, это своеобразный радикальный язык, в котором существуют только корни слов, а настоящих слов языка нет.

Например, «обломок» слова «цветок» может произноситься малышом как «то», как «ток», как «ве»… Однако даже такие «слова» могут выражать не только цветок, а в разных ситуациях совершенно разные предметы и явления.

Так, у годовалого Ванечки слово «ток» означало и гвоздику, и розу, и любое дерево, и любой кустарник, и даже траву. Кроме этого, «ток» свидетельствовал об его удивлении чем-то или кем-то и даже подтверждал радость мальчика. Но об этих оттенках «тока» знали только лишь близкие малыша. Остальным людям возгласы «ток» часто были совсем непонятны.

Говоря об этом явлении, да и вообще об автономной детской речи, безусловно, надо отдать пальму первенства Чарлзу Дарвину, впервые описавшему такую «речь», наблюдая за речью своего внука.

Первое, что обнаружил знаменитый ученый, так это то, что, прежде чем начать разговаривать на общепринятом языке, у его внука был период, когда звуковой состав слов, произносимых им, значительно отличался от звукового состава этих слов, принятого в языке.

Второе: что и значения этих слов были совершенно другими, не совпадающими с настоящими значениями их.

Давайте вспомним уже ставший хрестоматийным пример из воспоминаний Дарвина.

Однажды, увидев утку на пруду, его внук, по своим собственным соображениям, или подражая ее названию, услышанному от взрослых, или подражая звукам, издаваемым ею, назвал утку «уа».

Однако вскоре это «уа» означало уже не только утку, но… и молоко, пролитое на столе… Затем этим «уа» стала любая жидкость и даже вино в стакане…

В то же время первоначальное значение «уа» было связано с уткой на воде, а затем уже это слово означало в речи ребенка целый комплекс вещей и явлений, для которых в языке взрослых имеются совершенно разные слова.

Как правило, слова автономной детской речи невозможно перевести на язык окружающих его людей. «Переводчиками» могут быть только самые близкие для малыша люди, понимающие его даже без слов. Ребенку этого возраста еще трудно усвоить понятия наших слов.

Так называемые аморфные слова этой речи представляют собой или обычные звукоподражания типа «ав-ав», или состоят из одного слога слова, которое услышал ребенок, но не может еще его полностью повторить. Чаще всего это будет ударный слог. Например, увидев собаку, малыш может сказать не только «ав-ав», но и «ба», представляющее ударный слог из слова «собака».

Для взрослых, ухаживающих за ребенком, обычно не секрет, что даже такие сугубо специфические слова детей обозначают не только что-то или кого-то, но также и действия, связанные с возможностями этих одушевленных или неодушевленных предметов.

Короче говоря, аморфные слова — это слова-предложения, и если малыш говорит вдруг «ав-ав», то этим возгласом может сообщить вам не только, что видит собаку, но также и то, что эта собака умеет лаять, или же то, что боится ее.

Поэтому полноценно общаться с детьми этого возраста могут только лишь люди, понимающие значения специфических «слов» ребенка. Ну а если младенец с рождения растет двуязычным, то у него могут быть свои «слова» на каждом языке…

Безусловно, для нормального развития детей очень важно, чтобы в период автономной детской речи у них не было поводов для стрессов из — за недопонимая их желаний и поступков окружающими малышей людьми.

Всё это надо учитывать тогда, когда вы пытаетесь расширить общение малыша, беря его с собой в гости или приглашая гостей к себе. Знакомя ребенка с няней или отдавая его в дошкольное учреждение, где ему волей-неволей придется долгое время общаться без вас, необходимо «расшифровать» код его речи тем взрослым людям, которые будут ухаживать за малышом.

Развитие речи у детей второго года жизни

На втором году жизни речь ребенка продолжает совершенствоваться, становясь более и более понятной не только для близких ему людей, но и для посторонних.

Давайте посмотрим, как это происходит.

1 год 3 месяца

Словарный запас малыша продолжает увеличиваться, но в замедленном темпе. Ребенку не представляет особого труда свободно пользоваться знакомыми словами своего словаря из 5–10 слов.

Он понимает простые инструкции типа «дай папе тапочки; возьми машину; принеси кубик…» и может уже показать вам знакомые предметы на картинках.

1 год 6 месяцев

Словарный запас ребенка постепенно увеличивается до 10–20 слов (имеются индивидуальные различия).

При рассматривании предметов на картинках малыш правильно называет их, если уже усвоил это слово.

Ребенок этого возраста в состоянии научиться показывать части своего тела, но не больше одной.

1 год 9 месяцев

Словарный запас малыша возрастает приблизительно еще на 5–10 слов, приближаясь к 30–50 словам.

Ребенок уже выполняет более сложные инструкции типа «возьми в коридоре тапочки и дай их папе».

При просьбе показать части тела вместо одной показывает уже три части тела.

Большинство детей этого возраста могут воспроизводить двухсложные слова и использовать самые простые глаголы типа «дай».

2 года

Запас слов ребенка прогрессивно нарастает, приближаясь к 200–400. Некоторые дети начинают говорить фразы из 2–3 слов и даже называть прилагательные.

Слова «да» и «нет» звучат постоянно.

Ребенок может согласовывать предметы с их действиями, например, говоря взрослому «Я хочу».

Понимает значение слов и очень любит, когда ему читают книги.

При просьбе показать части тела показывает до пяти частей.

Итак, на втором году жизни в речи ребенка раннего возраста происходит ряд изменений, о которых желательно иметь представление как родителям, так и педагогам.

После полутора лет малыш должен знать уже существительные, обозначающие те предметы, с которыми он сам имеет дело или которые постоянно находятся перед его глазами. Чаще всего такими предметами являются его игрушки, вещи и то, что связано с бытом семьи.

Если говорить о глаголах, то ребенку пока подвластны лишь те, которые обозначают самые простые действия.

Однако чуть позже малыш начинает пользоваться глаголами в повелительном наклонении.

Появляется местоимение «я».

Ребенок пытается ввести в свою речь и первое лицо глаголов, формы нескольких падежей. Однако речь его еще аграмматична.

Этап физиологического косноязычия

Дети этого возраста переживают этап физиологического косноязычия, сопровождающийся неправильным звукопроизношением многих звуков языка.

Однако у родителей малыша не должно быть поводов для беспокойства. Само название этого этапа свидетельствует о вариантах возрастной нормы, не требующей логопедической коррекции.

Родителям и педагогам необходимо также знать о том, что то правильное, то неправильное произношение ребенком многих слов, когда вдруг нужный звук в них почему-то заменяется другим или вообще внезапно выпадает, нежданно появляясь вновь, — тоже один из вариантов нормы развития речи малыша.

В то же время ребенок двухлетнего возраста с хорошо развитой речью — это ребенок, общением с которым лишь можно наслаждаться. Такая кроха, а говорит уже почти как взрослые, нет даже и аграмматизмов в речи…

Подводит только звукопроизношение, в котором еще просто невозможно достичь совершенства.

Развитие речи у детей третьего года жизни

На третьем году жизни речь ребенка не только совершенствуется, но и всё больше и больше приближается к речи взрослых. Причем каждое полугодие добавляет что-то свое.

2 года 6 месяцев

Словарный запас малыша прогрессивно увеличивается, варьируя от 300 до 500 слов.

В речи детей появляются местоимения.

Предложения ребенка уже могут состоять из 3–4 слов.

Малыш знает цифры «один» и «два», понимая, что такое «один».

Понимает прочитанное ему, рассматривая картинки.

3 года

Словарный запас — более 500 слов.

Ребенок использует множественное число, постоянно задает вам вопросы и понимает ваши вопросы, высказывает свои мысли.

Слушает ваши объяснения в ответ на свои вопросы или по поводу правил, касающихся норм поведения.

Да, ребенок взрослеет у вас на глазах, развиваясь буквально уже не по дням, а по часам, и немаловажное значение в этом отводится речи.

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Продолжим наше знакомство с основами формирования речи.

Давайте рассмотрим, как развивается речь у детей более старшего возраста.

От 3-х до 4-х лет

На протяжении четвертого года жизни словарный запас ребенка прогрессивно растет, доходя до 1500–1900 слов.

В речи детей появляется много сложных предложений из 4–5 слов.

Малыш прекрасно понимает уже сложноподчиненные предложения и довольно долго может слушать то, что ему читают.

Ему стали доступны даже глаголы в прошедшем времени.

Это возраст «почемучек», и ребенок задает вам без конца вопросы типа «почему».

Где-то ближе к четырем малыш уже способен покорить вас фразами типа «я надеюсь, что…» и вводными словами и по-взрослому украсить свою речь.

Не могу забыть, как мне малышка, не достигнув еще четырех, постоянно говорила: «да, конечно»; «безусловно и возможно», не забыв даже — «буквально». Причем всё употребляла совершенно верно, в нужных ситуациях.

Правда, имя было у нее Алиса, но на мой вопрос, не родилась ли она в Стране Чудес, девочка удивленно отвечала: «Ну конечно, нет…Я родилась на родине…»

От 4-х до 5-ти лет

Словарный запас ребенка продолжает прогрессивно расти, достигая 2500–3000 слов.

В этом возрасте уже дошкольнику не составляет трудности строить предложения, в которых больше пяти слов.

Ваш ребенок теперь знает, кроме настоящего, времена прошедшее и будущее, правильно употребляя их в разговоре. Без труда он перескажет вам то, что вы ему до этого прочли. Ему стало легко произносить почти все звуки правильно.

В словаре его — уже все части речи, правда, пропорциональность их различная.

По данным исследований А. Н. Гвоздева, словарь четырехлетнего ребенка состоит из следующих частей речи:

От 5 до 6–7 лет

Словарный запас у большинства детей доходит до 3500–4000 слов.

Практически нет затруднений с произношением всех звуков.

Ребенок пользуется всеми частями речи.

Он уже не просто пересказывает прочитанное вами или события, участником которых оказался, но и может выразить свое собственное отношение к пересказанному.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА

Несмотря на то, что мы уже приблизительно знаем, как растет словарный запас у ребенка, начиная с его первых облегченных слов, хотелось бы познакомиться с этим более подробно.

По данным исследований Фенсона и др. (1998 г.), развитие словарного запаса одноязычного ребенка в зависимости от возраста варьирует приблизительно так:

Исходя из этих данных, предполагается, что дети разного возраста осваивают различное количество слов в год:

Четыре стадии процесса освоения слова по П. П. Блонскому

Хотелось бы, чтобы вы вспомнили, как осваивал ваш малыш новые слова. Соответствуют ли его этапы теории освоения языка педагога и психолога Павла Петровича Блонского.

* * *

Итак, мы приблизительно вспомнили, как у ребенка, овладевающего речью, формируется ее лексический компонент, включающий в себя активный и пассивный запас слов.

Однако для формирования языковой системы человека этого недостаточно. Немаловажная роль принадлежит также и фонетическому (звуковые и интонационные особенности речи), и грамматическому компонентам этого процесса.

Поэтому давайте вспомним с вами также и особенности формирования у детей различного возраста лексико-грамматического строя русского языка.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РУССКОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для того чтобы правильно оценить развитие речи ребенка с момента ее зарождения, родителям и педагогам желательно знать периодизацию формирования лексико-грамматического строя русского языка, предложенную А. Н. Гвоздевым (1949 г.).

Согласно этой классификации, формирование лексико-грамматического строя русского языка осуществляется в три периода. Причем первые два периода свойственны детям раннего возраста.

Первый период

Первый период — период предложений — включает в себя два этапа:

Второй период

Затем следует второй период — от 1года 10 месяцев до 3-х лет — период усвоения грамматической структуры предложения, во время которого в речи ребенка формируются всевозможные простые и сложные предложения.

Второй период состоит из трех стадий:

Иначе говоря, второй период характеризуется тем, что ребенок уже не только овладевает морфологической членимостью слов, но и способен сам образовывать слова и формы или по аналогии, или по общепринятым стандартам, легко используя даже союзы и предлоги.

Третий период

После трех лет у детей начинается третий период формирования лексико-грамматического строя языка — период усвоения морфологической системы языка, завершающийся к семилетнему возрасту. Во время этого периода ребенок уже овладевает не только системой окончаний, но ему становятся доступны также типы склонения и спряжения русского языка.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разбирая основные этапы формирования речи ребенка, необходимо также остановиться и на развитии связной речи детей, тесно связанной с коммуникацией человека.

Да, действительно, степень развития связной речи человека тесно связана с возможностями его общения с остальными людьми, потому что связная речь это не что иное, как диалоги и монологи людей. А от умения вести диалоги зависит многое в жизни ребенка. К тому же и монологи часто вплетаются в диалоги, приобретая и соответствующие свойства диалога.

В то же время успешная коммуникация невозможна без разговорной речи, которая в основном диалогическая. Благодаря связной речи у детей появляется круг общения и друзей, а также совместная деятельность с другими людьми. Кроме того, освоив эту речь, им легче адаптироваться в окружающем мире.

По особенностям развития связной речи ребенка можно также судить и о степени познания им всех лексико-грамматических закономерностей родного языка.

Но самое главное не только в этом, а и в том, что, по мнению многих исследователей, эти особенности — своеобразный показатель умственного развития ребенка, ведь прежде, чем произнести какую-то фразу, необходимо подумать о ней, иначе говоря, мысль связана со словами, слова связаны с мыслью. Так что развитие связной речи идет бок о бок с развитием мышления дошкольника или школьника.

Однако чтобы достаточно владеть разговорной речью, необходимо не только хорошо продумать ее содержание, но и правильно оформить последовательность беседы с использованием точных слов и грамотно построенных фраз разговора, не забывая про интонацию и ударение. Так что детям предстоит нелегкая задача, решение которой начинается с освоения ребенком ситуативной речи.

В то же время хорошо развитая связная речь по мере своего становления постепенно переходит из ситуативной в контекстную, высказывания которой более совершенные и более развернутые.

Это связано с взрослением дошкольника, изменяющим его общение с окружающим миром на фоне усложнения различных форм деятельности.

Появление контекстной речи на рубеже четвертого-пятого годов жизни ребенка — свидетельство успешного овладения дошкольником самых важных закономерностей родного языка, ведь о контекстной речи мы говорим только тогда, когда дошкольник сам уже способен создавать различные текстовые сообщения.

Однако это вовсе не означает, что связная речь детей этого возраста уже совершенна. Освоив многое, но далеко не все, такие дети не в состоянии еще подробно рассказать о тех событиях, свидетелями которых оказались. Им проще подражать рассказам взрослых на эту тему. Им трудно правильно ответить на вопросы, еще труднее правильно задать их.

И только к 6–7-летнему возрасту подобные недостатки идут на убыль, не исчезая совсем. И требуется еще немало усилий взрослых, да и самого ребенка, чтобы он успешно освоил связную речь, особенно в ее контекстном варианте.

Что обычно подразумевается под ситуативной и контекстной речью ребенка?

Говоря о формировании связной речи детей и употребляя термины «ситуативная» и «контекстная речь», хотелось бы еще раз напомнить, что обычно подразумевается под этими терминами.

Как уже говорилось выше, смысл высказываний маленького ребенка не всегда ясен без учета конкретной ситуации, к которой относится его речь. Поэтому такую речь называют ситуативной. Эта речь полностью удовлетворяет потребность малыша в общении с другими людьми.

Однако по мере взросления и развития ребенка ситуативной речи уже недостаточно для общения с окружающими. У дошкольника, помимо ситуативной речи, появляется и контекстная, связная речь, благодаря которой можно высказать любую мысль, не всегда связанную с конкретной ситуацией. Причем не только высказать, но и написать. Так как слушатель или читающий должен понять смысл этой речи из контекста, такую речь называют контекстной.

Как правило, мы используем одновременно и ситуативную, и контекстную речь. Но до контекстной, связной речи малышу еще надо дорасти.

Особенности формирования элементов связной речи в зависимости от возраста ребенка

Для того чтобы родители и педагоги могли правильно оценить развитие связной речи ребенка, необходимо знать, что:

Основы этой речи закладываются уже в младенческом возрасте во время эмоционального общения ребенка со взрослым.

К концу первого года жизни появляются первые слова, выражающие желания младенца.

Во второй половине второго года начинают появляться первые предложения из двух слов.

К концу второго года жизни предложения детей могут состоять уже из трех слов. В них появляются элементы грамматики. Кроме этого, несмотря на свою примитивность, речь двухлетнего ребенка превращается в средство познания им окружающей действительности и помогает ему общаться с взрослыми и детьми.

На третьем году жизни у ребенка постепенно начинает появляться диалогическая речь и элементы монологической на фоне возрастания словарного запаса и более детального понимания им речи других людей.

На 4–5-м году жизни, как уже говорилось выше, происходит переход от ситуативной диалогической речи к контекстной.

По мере взросления ребенка использование того или иного типа разговорной речи тесно связано с особенностями общения его в данный момент. Таких дошкольников уже легко вовлечь в беседу и попросить пересказать вам только что прочитанные им рассказы или сказки.

На 6–7-м году жизни происходит совершенствование диалогической и монологической речи ребенка.

Дети этого возраста уже способны не только рассказывать, пересказывать, но и правильно рассуждать. Им легко отвечать на вопросы и толково задавать их, поправлять ответы товарищей.

Ребенок на 6–7-м году жизни без труда вступает в беседу не только со сверстниками, но и с более старшими детьми, а иногда даже со взрослыми.

У многих детей в этом возрасте уже завершается формирование лексико-грамматических особенностей речи.

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Итак, подведем некоторые итоги.

По мнению специалистов, процесс овладения речью ребенком состоит из ряда периодов, детали которых были описаны выше; они свойственны детям с нормальным нервно-психическим развитием:

Во время первого периода — периода гуления и лепета, приблизительно длящегося от конца 1-го месяца жизни до 8 месяцев, младенец как бы дает своеобразное название тому, что видит. Он по-своему «репетирует» произношение большинства звуков алфавита, опираясь на интонацию, при помощи которой выражает свои эмоции и желания — от радости до требования.

Во время второго периода — периода первых слов и фраз, продолжающегося приблизительно от 1 года до 2-х лет, ребенок пытается говорить с вами так, чтобы вы его поняли, выражая свои желания и требования первыми словами типа «дай» и «на», составляя свои первые фразы.

Во время третьего периода — периода усваивания грамматики языка, продолжающегося приблизительно от 2-х до 3-х лет, ребенок уже начинает мыслить не только образно, но и словами, и с этого момента можно говорить о появлении у него внутренней речи.

Во время четвертого периода — периода контекстной фазы речи, продолжающегося приблизительно от 3-х до 5-ти лет, у ребенка происходит не только формирование словарного запаса, но и начинается этап образования им новых слов путем изменения суффиксов и приставок уже известных ему слов. Это период своеобразного словотворчества ребенка.

И, наконец, во время пятого периода — периода осваивания речевых норм языка, продолжающегося приблизительно от 5-ти до 7-ми лет, ребенок не просто начинает пользоваться связной речью, но и в логической последовательности излагает события на основе формирующегося разговорного логического мышления.

Однако необходимо помнить, что дошкольник еще просто не в состоянии совершенно правильно освоить все грамматические конструкции русского языка.

Период словотворчества в речи ребенка

Анализируя все периоды развития речи ребенка, необходимо уделить и большое внимание наиболее интересному из них — периоду словотворчества, периоду радости общения взрослых с детьми в связи с появлением в словаре ребенка лишь только ему присущих детских слов, вызывающих улыбку и удивление «наблюдательной» логике малыша.

По мнению исследователя этого феномена Т. Н. Ушаковой, в основе детского словотворчества лежат три принципа образования новых слов.

Первый принцип основывается на том, что часть какого-то слова ребенок начинает использовать как целое слово, превратив его в «слово-осколок». Примером может служить слово «прыг», полученное от слова «прыжок» («Собака прыгнула большим прыгом», 3 г. 10 мес.).

Второй принцип основывается на том, что к корню одного слова ребенок прибавляет окончание другого слова, получая новые слова с «чужими окончаниями». Примером может быть слово «иметель», то есть тот, кто имеет («Я иметель сала», 6 лет).

Третий принцип базируется на том, что ребенок образует новое слово, составляя его из известных ему двух, превращая подобные слова в своеобразные «синтетические слова». Примером может служить слово «бабезьяна» — бабушка обезьяны, сказанное малышом в 4 года.

Однако, как бы ни был интересен процесс детского словотворчества, к сожалению, это вовсе не то творчество, которое заключается в слове «творчество». «Изобретение» детьми новых слов всего лишь подтверждение того, что ребенок еще недостаточно овладел разнообразием грамматических форм, а также подтверждение работы мозга по стереотипам.

Как правило, детское словотворчество основано на усвоении речевых шаблонов ребенком, подражавшим речевым стереотипам окружающих его взрослых.

Оно базируется на образцах словаря ребенка, переделанных им «по своему хотению», временами действительно оригинально и творчески, служа подтверждением тонкого чувства языка у дошкольников.

Этап словотворчества — этап подтверждения нормального развития речи ребенка. Отсутствие такого этапа должно насторожить родителей и педагогов, став поводом для направления детей к специалисту.

Эгоцентрическая речь ребенка

Рассуждая о речевом развитии ребенка, необходимо вспомнить также и об эгоцентрической речи детей. Уже само название «эгоцентрическая речь» говорит о том, что ребенок не просто разговаривает с собеседником, а этим собеседником является он сам. Короче говоря, эгоцентрическая речь — это речь для себя самого.

Такая речь обычно свойственна дошкольнику трехлетнего — пятилетнего возраста, попавшему в затрудненное положение и рассуждающему с самим собой, как выйти из подобного положения. И этот разговор с самим собой, без видимого собеседника, для данных ситуаций и детей такого возраста — норма.

Однако, если эгоцентрическая речь у детей младшего дошкольного возраста почти такая же громкая, как и при общении с настоящими собеседниками, то по мере взросления малыша она претерпевает ряд изменений, постепенно переходя в шепотную речь, а потом будто бы исчезая совсем. Но это исчезновение мнимое. О том, что дошкольник говорит сам с собой, можно догадаться по движениям его губ, не сопровождаемым разговором с собеседником.

Создается впечатление, что безмолвные слова — внутри самого ребенка. А это свидетельствует уже о появлении у дошкольника «внутренней речи», являющейся тоже речью для себя, но несколько в ином аспекте.

Обычно «внутренняя речь» появляется у ребенка к моменту поступления его в школу. Считается, что эгоцентрическая речь — своеобразный подготовительный этап для возникновения «внутренней речи».

Внутренняя речь ребенка

Как уже говорилось выше, под «внутренней речью» понимают тоже речь для самого себя, в отличие от внешней речи, речи для окружающих.

Для того чтобы лучше понять, что представляет собой внутренняя речь, желательно вспомнить высказывания по этому поводу Л. С. Выготского:

Внутренняя речь не только есть то, что предшествует внешней речи или воспроизводит ее в памяти, но противоположна внешней. Внешняя речь есть процесс превращения мысли в слова… Внутренняя — обратный по направлению процесс, идущий извне внутрь, процесс испарения речи в мысль.

«Процесс испарения речи в мысль» — образнее не скажешь. Дошкольник начинает думать словами, не произнося их вслух. «Молчаливое говорение» — так еще иногда называют «внутреннюю речь», основу мышления ребенка.

Если же мы вспомним роль внутренней речи в нашей жизни сегодня, то поймем, что пользуемся ею постоянно, и вряд ли просто смогли бы прожить без нее.

Три основных вида речи человека

Мы все хорошо знакомы с тремя видами речи человека, не задумываясь, что видов речи действительно три. И, говоря о речевом развитии ребенка, обычно подразумеваем развитие его разговорной речи, вернее, устной, хотя по мере взросления наши дети овладевают также письменной и внутренней речью.

Итак, по мнению психолингвистов (И. А. Зимняя), существуют три вида речи человека, которыми он овладевает с момента рождения:

Первый вид — это устная или внешняя речь, включающая в себя экспрессивную речь (разговорную) и импрессивную речь, под которой подразумевается восприятие и понимание речи.

В свою очередь, экспрессивная речь может быть монологической, диалогической и групповой (полилог). Как правило, говоря о спонтанной речи, мы с вами подразумеваем все эти типы экспрессивной речи.

Второй вид — это письменная речь, включающая в себя не только письмо, но и чтение.

Третий вид — внутренняя речь, тесно связанная с двумя предыдущими видами речи.

Как малыш, накопив активный словарь, по мере взросления постигает устную и письменную речь

По мере накопления активного и пассивного словарей ребенок учится речи родного языка. И это тоже не легкий и не мгновенный процесс. Всё соответствует возрастным возможностям детей. Важно, чтобы родители помнили, что сензитивный период усвоения языка начинается с 2-х лет, и использовали его для развития речи малыша.

Помимо развития речи ребенка родителями, особенно мамы, общающейся с ним на своем удивительно ласковом беби-токовом языке, прививающей любовь младенцу к потешкам и колыбельным песням, детским книжкам, пословицам и поговоркам, не говоря уже о многом другом, большое влияние оказывает также общение со взрослыми и детьми в детском саду и школе, близкими родственниками, соседями и знакомыми. Начиная с подросткового возраста, немалое значение придается подражанию речи сверстников. Это время «расцвета» жаргона и сленга, языка СМС, чатов и соцсетей. Вместе с тем это также и время постижения классического русского языка, языка поэзии и прозы, грамотной письменной речи. И конечно же, самое важное, чтобы, взрослея, ребенок овладел всем богатством своего родного языка и превратил бы его в одну из своих самых необходимых жизненных ценностей.

Приблизительная схема освоения ребенком речи

* * *

Итак, мы повторили с вами особенности нормального формирования речи у ребенка, начиная с момента его рождения. А, зная норму, родители и педагоги смогут даже без помощи специалистов понять, насколько правильно происходит речевое развитие дошкольника, чтобы в случае необходимости вовремя обратиться к врачам и логопедам.

Однако, даже зная все особенности развития речи у русскоговорящего ребенка в условиях одноязычия на своей родине, переехав на новое местожительство в другую страну, надо учитывать, что этих знаний нам уже недостаточно.

А недостаточно потому, что иммиграция предполагает также, помимо знания русского языка, познание вашим ребенком и языка коренных жителей выбранной вами новой страны проживания, так называемого социального языка, имеющего тоже свои особенности.

Короче говоря, хотим мы этого или нет, но для того, чтобы интегрироваться в жизнь нового общества, иммигрант должен стать двуязычным, а ваш ребенок — ребенком-билингвом.

А так как обычно фундаментом для познания второго языка человека служит первый, и у русскоязычных детей это русский, считайте, что такой фундамент мы с вами уже заложили.

Когда есть фундамент, то можно уже говорить и о билингвизме.

При помощи Макартуровского опросника родители могут узнать особенности развития речи одноязычных и двуязычных детей

Благодаря Макартуровскому опроснику — The MacArthur-Bates Communicative Development Inventories — родители во многих странах оценивают речевое и когнитивное развитие своих детей. Несмотря на то что опросник был для английского языка, его адаптировали также для более чем 50 языков мира, среди которых и русский. Большой вклад в создание русских вариантов американских тестов внесли сотрудники кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена[1].

Опросник рассчитан на детей от 8-ми месяцев до 3-х лет, а для детей-билингвов — и до 5-летнего возраста. Родители должны дать ответы на предложенные вопросы. Например, в разделе «Первые признаки понимания» необходимо оценить, реагирует ли ребенок, когда его зовут, как — замирает, смотрит на источник звука…

Кроме этого, родители также должны оценить, как реагирует малыш на «нельзя», на фразу — «где мама, папа»…

В разделе «Понимание» взрослые должны ответить на вопросы, как понимает ребенок различные фразы, примеры которых имеются в бланке.

Есть также и раздел «Первые слова» с соответствующими вопросами.

В разделе «Животные (реальные или игрушечные)» необходимо обратить внимание на то, малыш только лишь понимает предложенное слово или уже его говорит.

Нет дальше смысла продолжать вопросы. Однако при необходимости желательно обратиться к специалистам по развитию речи, которые дадут родителям бланки с нужными вопросами, а после получения ответов грамотно оценят их. Благодаря анализу специалистов взрослые не только узнают про недостатки в речевом развитии своих детей, если они имеются, но и получат советы, которые помогут их устранить.

Ответы оцениваются в процентилях (это очень показательные характеристики для специалистов); граница нормы — 15 процентиль. О небольшой задержке речевого развития свидетельствует 10 процентиль, о значительной задержке — 5.

Помимо количественной оценки исследователи советуют изучать также и качественную: какие тематические группы были доступны ребенку, какие нет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азы билингвизма. Как сохранить у детей в иммиграции родной язык и культуру предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи, 2000; Цейтлин С. Н. Лингвистические этюды, 2013; Елисеева М. Б и др., Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития., 2017.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я