Растения. Стихи. Рассказы. Игры

О. Е. Громова, 2021

Пособие поможет педагогу познакомить детей с миром живой природы, научить ухаживать за представителями растительного мира, понимать и любить их. Художественные произведения, представленные в книге, сформируют у детей реалистически правильное представление о растениях, поспособствуют развитию наблюдательности, памяти и внимания дошкольников. Адресовано воспитателям детских садов, логопедам, родителям. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Обо всём на свете детям (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Растения. Стихи. Рассказы. Игры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Формы и методы ознакомления дошкольников с растительным миром

Традиционно в дошкольных учреждениях используются следующие формы работы по ознакомлению детей с растительным миром.

1. Занятия — основная форма ознакомления дошкольников с растительным миром. На занятиях сообщаются новые сведения о различных объектах растительного мира; уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. Занятия тесно связаны с другими формами работы.

2. Экскурсии — знакомство с представителями растительного мира в естественных условиях — в парке, лесу, саду, на лугу и т. д. Перед началом экскурсии педагог должен заранее наметить ее маршрут, определить последовательность наблюдений за объектами растительного мира. Так, например, в парке сначала необходимо рассмотреть хорошо знакомые детям деревья (береза, клен, дуб), а затем показать незнакомые (платан, лиственница и др.).

3. Ежедневные прогулки. На участке детского сада воспитатель организует ежедневные наблюдения за внешними отличительными признаками, сезонными изменениями в жизни растительного мира. Систематические наблюдения способствуют развитию наблюдательности у детей.

4. Уход за комнатными растениями. В групповой комнате детского сада обычно произрастают различные комнатные растения. Необходимо организовать деятельность детей по уходу за ними (поливать, протирать листья влажной тряпочкой, рыхлить почву, добавлять удобрения). Постепенно дети могут наблюдать за ростом растений, появлением листьев, цветов.

Наглядные методы

К наглядным методам относят прежде всего наблюдение за растениями, их произрастанием в естественных условиях (в саду, парке, лесу), в теплице, на огороде.

Метод наблюдения позволяет детям усвоить важнейшие отличительные признаки каждого объекта растительного мира, основные закономерности их произрастания в природной среде.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное наблюдение

Непосредственное наблюдение — чувственное познание и восприятие какого-либо объекта растительного мира во всем многообразии его жизнедеятельности. Метод непосредственного наблюдения за растениями применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях в парк, сад, при рассматривании растений во время прогулок на участке детского сада.

В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения важно использовать натуральные объекты окружающей действительности, а также гербарий. При рассматривании объектов растительного мира или гербария необходимо обратить внимание детей на форму и размер отдельных частей растения (например, у березы листья круглые, ствол тонкий, а у дуба листья — резные, ствол — толстый). Детей учат показывать части растения (ствол ⁄ стебель, корень, ветки, листья, цветы, плоды ⁄ семена), сравнивать контрастные размеры на примере различных видов растений (например, дерево и кустарник), а также растений одного вида (яблоня и ее побег). При возможности надо обязательно дать детям попробовать на ощупь листья, ствол или стебель различных растений (например, листья мать-и-мачехи и подорожника), попросить каждого ребенка выразить словами, что он чувствует, когда трогает отличающиеся на ощупь растения (например, листья мать-и-мачехи с одной стороны гладкие и холодные, с другой — мягкие и теплые, а листья подорожника — жилистые, тонкие, гладкие). После выделения важных признаков растения (например, дерева), существенных для дальнейшего анализа их роли в природе и жизни людей, детям задаются вопросы проблемного характера. Такие вопросы способствуют воспитанию у детей умения делать самостоятельные выводы, например: Почему растение может засохнуть? Чем отличается дерево от кустарника?

Для активизации познавательной деятельности при изучении объектов растительного мира необходимо сочетать наблюдение с любой практической деятельностью детей. Так, знакомясь с комнатными растениями, дети с удовольствием рыхлят почву, поливают растения, протирают их листочки. При этом они не только знакомятся с правилами по уходу за растениями, но и обогащают свой словарь.

Таким образом, можно определить значение использования натуральных объектов живой природы при организации наблюдений:

— дети познают реальное растение в естественных условиях (выделяют его место в растительном мире среди других представителей, определяют соотношение с ними по величине, форме, цвету, знакомятся с особенностями произрастания, спецификой изменения биологического цикла в зависимости от времени года, сравнивают конкретное растение с другими растениями), что формирует реалистически правильное представление о растительном мире;

— дети учатся правилам ухода за отдельными объектами растительного мира, заботятся о них, наблюдают за изменениями, происходящими в природе, что способствует их более глубокому пониманию;

— наблюдение за объектами растительного мира пробуждает у детей живой интерес и любознательность — это развивает их эмоциональную сферу, познавательные способности и мышление;

— определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при уходе за растениями, их выращивании, помогает более быстрому и прочному усвоению изучаемого материала.

В процессе наблюдений за объектами растительного мира одновременно формируются чувственная сфера, конкретные представления, обогащается словарь детей. Так, при восприятии различных растений, их отличительных признаков, сравнении их с другими растениями дети учатся выделять наиболее интересные и значимые признаки отдельных видов, усваивают на практике, как эти характеристики растений находят свое отражение в устойчивых оборотах и образных выражениях родного языка (например, хуже горькой редьки, осиновая талия и т. д.). Таким образом, при правильной организации наблюдения за реальными представителями растительного мира в окружающей действительности у каждого ребенка не только формируется обобщенное понятие о данном растении, но и рождается личное отношение к объекту такого наблюдения. Работая с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что образование понятий — процесс длительный и сложный, требующий большой целенаправленной работы.

Проведение наблюдений требует от воспитателя тщательной подготовки. Чтобы наблюдение за растением способствовало развитию ребенка, воспитателю необходимо не только правильно спланировать собственную деятельность, но и детально продумать применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Обо всём на свете детям (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Растения. Стихи. Рассказы. Игры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я