В книжке спрятался стишок. Сквозь сказку с солнцем по пути. Стихи и сказки от логопеда-психолога

Олеся Александровна Пухова

В этом сборнике представлено две книги, предназначенные для развития детей от рождения до младшего школьного возраста. Стишки на все случаи жизни помогут организовать развивающие занятия с самыми маленькими в домашних условиях. Сказки направлены на развитие внимания, речи и памяти, но главная их задача – коррекция нежелательного поведения детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В книжке спрятался стишок. Сквозь сказку с солнцем по пути. Стихи и сказки от логопеда-психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Влияние стихов на развитие малыша

Ранний период развития характеризуется тем, что ребенок проявляет повышенную заинтересованность к предметам и учится выражать свое отношение к окружающей действительности. Именно в этом возрасте начинается развитие его речи от неразборчивого лепта до первого слова, от первого слова до связанных и осмысленных предложений. Взрослым же необходимо проявлять к малышу внимание и помочь ему научиться выражать свои мысли, обогащать его словарный запас. Проверенным временем средством для развития речи маленького человечка этого периода являются стихи. С их помощью запускается мощнейший механизм развития памяти, внимания, логических и творческих способностей. В этой главе мы рассмотрим особенности развития малышей данной возрастной группы и то, как стихи влияют на важнейшие процессы формирования речи и мышления. Также здесь представлен простой метод разучивания стихов.

Особенности развития детей от 0 до 3-х лет

В этот период у малыша развиваются основные функции мозга, формируется речь, поэтому стихи являются важнейшей составляющей для полноценного развития. Если на раннем этапе взрослые не уделяют маленькому человечку должного внимания, то далее устранить несоответствие возрастному развитию будет очень трудно.

Однако нельзя заниматься исключительно развитием речи. Поэтому стихи для малышей этого возраста подбираются таким образом, чтобы их можно было использовать как сопровождение к действиям. Например, мама умывает ребеночка и читает стихотворение, которое объясняет ему, что такое водица и зачем нужно умываться или он играет в игрушки, а мама читает стихотворение о погремушке, кукле или машинке, которой занят малыш.

Давайте посмотрим, что происходит с речью ребенка на разных стадиях возрастного развития.

Развитие ребенка от 0 до 1 года.

В это время малютка начинает выражать свое настроение и реагировать голосом на действия взрослых. Все начинается со звуков напоминающих угугуканье, затем маленький человечек радует родителей первым лепетом, произносит слоги. Таким образом, к концу этого периода малыш уже понимает несколько слов, реагирует на голосовые интонации и простейшие просьбы.

Развитие ребенка от 1 года до 2-х лет.

Это время, когда у малыша активно развивается речь. К полутора годам словарь ребенка может составлять около 50 слов. Маленький человечек начинает словами выражать свои желания и даже задавать вопросы.

Развитие ребенка от 2-х до 3-х лет.

В это время речь маленького человечка становится более грамотной. В разговоре он уже использует все основные части речи, а словарный запас значительно расширяется.

Нельзя забывать, что развитие речи соответствующее норме это результат не только природных способностей малыша, но и активного внимания взрослых. Ведь главной причиной нарушения речевого развития, за исключением патологий, является недостаток общения с ребенком посредством слова.

Стихи и развитие логического мышления

Развитие речи напрямую связано с развитием логического мышления. Как же стихи для детей данной возрастной группы влияют на логику? Как уже упоминалось, большая часть стихотворений для малышей этого возраста является сопровождением к действиям взрослых, то есть носит комментаторский характер. Рассмотрим простой пример, при пробуждении ребенка взрослый рассказывает ему о том, что наступило утро, выглянуло солнышко, малыш это запоминает и утреннее пробуждение уже ассоциируется с восходом солнца. Такие стихи развивают логику даже у самых маленьких детей, которые еще сказать ничего не могут, но уже многое начинают понимать.

Логическое мышление детей от 1,5 года до 3-х лет развивается с помощью понимания смысла текста стихотворения. Как вспомогательный материал можно использовать иллюстрации, развивающие игрушки или же просто акцентировать внимание малыша на описанных явлениях в окружающей действительности. Также с помощью стихов маленький человечек учится объяснять, чем различаются предметы, почему и как происходят те или иные явления, запоминать особенности поведения животных, их характерные черты. Стихи раскрывают ребенку мир изведанного и неизведанного, обращают его внимание на то, что могло ускользнуть от пытливого детского восприятия. И, наконец, самое главное — стихи учат думать, размышлять, приходить к необходимым выводам, а это крайне важно для раннего развития и впоследствии повлияет на успеваемость в школе.

Стихи и развитие памяти

Стихи отличаются от прозаических произведений тем, что благодаря своей форме изложения создают определенный ритм звучания, а строчки срифмованы, что позволяет маленькому человеку их быстро запоминать. Многие малыши не только запоминают строчки, но и начинают их повторять множество раз, таким образом, они без особых усилий учат стихотворение, а вместе с этим усваивают информацию о том или ином явлении.

Следует напомнить, что развитие памяти с раннего возраста — это важнейшая задача взрослых по формированию у маленького человечка необходимых навыков, которые отразятся на всех последующих этапах его развития. Когда малыш подрастет и сядет за школьную парту для закрепления и развития знаний, усвоенных в раннем возрасте, ему придется выполнять множество разных упражнений и заданий, но это будет проходить уже не в непосредственной форме игры, а как необходимое условие учебы. Поэтому важно в дошкольном развитии ребенка следить за тем, чтобы его навыки и умения соответствовали возрасту, поскольку все пробелы со временем могут превратиться в проблемы, которые перенесутся в школу. Дело в том, что если на ребенка неподготовленного к школе, с недоразвитой памятью и речью, обрушится огромное количество новой информации, входящей в школьную программу, трудности с обучением неизбежны.

Важно знать, что именно незатейливые детские стишки обладают волшебной силой, они помогут предотвратить многие школьные проблемы. С помощью коротеньких четверостиший малыш в непринужденной форме научится осмысливать и запоминать самую разную информацию.

Стихи и развитие внимания

Чтение стихов малышам раннего дошкольного возраста является эффективным методом развития внимания. Когда малыш слушает стишок, он старается запомнить все действия, которые при этом выполняются и характеристики того, о чем говорится в этих коротеньких строчках. Поскольку чтение стихотворений проходит в игровой форме, маленький человечек заинтересован осмыслить и понять все описания. Так с помощью стихотворных произведений, ребенок учится внимательно относиться к информации, получаемой из окружающей среды. На следующих этапах развития эти навыки помогут ему в школе, поскольку у него уже сформируются способности к быстрому усвоению нового материала.

По мнению исследователей, все навыки и умения, которые усваиваются посредствам игры, является самыми надежными и долговечными. Стихи для детей, позволяют малышу внимательно относиться к самым элементарным действиям распорядка дня и гигиены, а также без напряжения запоминать новую информацию об окружающей действительности.

Человек выносит из раннего детства целый набор жизненно необходимых знаний, навыков и умений, а помогают в этом коротенькие детские стихотворения с весьма незатейливым содержанием.

Стихи и расширение кругозора

Чтение стихов — это эффективный метод для формирования у малыша представлений о мире и расширения познаний об уже усвоенных предметах и явлениях окружающей среды. Слушая стихотворение, маленький человечек не только закрепляет свои знания, но и обогащает их более яркими характеристиками. С помощью стихов малыш знакомится с окружающей действительностью, у него начинают формироваться свои суждения и представления. И, как уже упоминалось, знания приходят к ребенку без сознательных усилий в увлекательной игровой форме, ведь чтение стихов он воспринимает, как интересную игру, А она тем временем оказывает колоссальное развивающее воздействие на его кругозор. Новая и дополняющая информация, полученная в доступной форме, легко запоминается.

Именно стихотворения познакомят малыша с многогранностью мира, из коротеньких стихотворных строк ему откроются новые доселе неведомые горизонты. Маленький человечек познает свойства предметов, ему будут доступны секреты растительного и животного мира, он узнает больше о таинственных явлениях природы.

Стихи, представленные в этом издании, содержат множество интересной для маленького человечка информации, которая изложена в простых и доступных для детского восприятия строчках. Известно, что малышам свойственна повышенная любознательность, и с помощью стихов взрослые смогут развить эти замечательные природные задатки и расширить кругозор детей.

Стихи и развитие творческих способностей

Большинство стихотворений пронизано символическими образами. Эта особенность способствует развитию у малыша абстрактного мышления, воображения, что положительно сказывается на развитии творческих способностей.

Как это происходит? Дело в том, что абстрактные описания предметов или явлений приучают малыша к творческому мышлению и более красочному видению мира. Очень часто стихотворные образы отражаются в творческой деятельности малыша — в рисунках, лепке, аппликации. Это можно использовать для организованных занятий с маленьким человечком. Например, взрослый читает стихотворение о солнышке и предлагает малышу нарисовать солнышко.

С детьми постарше рекомендуется начинать заучивать стихотворения и следить, чтобы чтение было выразительным. У некоторых детей выразительное чтение от природы, с другими для развития этого качество необходимо заниматься. Также можно предложить малышу изображать содержание стихотворений с помощью жестов и мимики, это положительно отразится на развитии эмоциональности. Большинству малышей очень нравится изображать птичек, зверюшек, сказочных персонажей. Таким образом, с помощью стихов можно развивать артистические способности детей.

Стихотворный мир открывает маленькому человечку горизонты творческих открытий. Стихи можно читать не только в специально отведенное время, но и во время прогулок. Если взрослый обратит внимание малыша на золото осенних деревьев и прочитает стихотворение об осени, ребенок научиться поэтично относится к природе. Таким образом, через стихи маленькому человечку открываются земные красоты, прививается любовь к растительному и животному миру, что, несомненно, отразится в его творческой деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В книжке спрятался стишок. Сквозь сказку с солнцем по пути. Стихи и сказки от логопеда-психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я