Систем стихосложения в русской поэзии имеется три, не считая переходных.
Лингвистические причины определяют в основном, какие
системы стихосложения избегаются в том или ином языке и какие просодические особенности приобретают системы, допускаемые в языке.
Культурно-исторические причины определяют в основном, какие
системы стихосложения, допускаемые в языке, получают действительное развитие в поэзии.
Все первые пробы освоения различных
систем стихосложения в русском языке делались «на слух», без теоретического обоснования.
Неверно и мнение, будто из победы силлабо-тоники следует, что остальные
системы стихосложения не соответствовали «духу» русского языка.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сейсмостойкость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Силлабо-тоника победила в конкуренции
систем стихосложения не потому, что она чем-то была «свойственнее» русскому языку, не потому, что она лучше отвечала его естественному ритму, а, наоборот, потому, что она резче всего отличалась от естественного ритма языка и этим особенно подчёркивала эстетическую специфику стиха.
Отделившись от прозы, стих должен был самоопределиться: признав своей основой ритм, он должен был нащупать характер этого ритма – установить свою
систему стихосложения.
Конечно, эти признаки соизмеримости не являются взаимоисключающими: стихи, близкие по числу слогов, близки и по числу ударений, и наоборот; но при определении
системы стихосложения некоторого текста за основу принимается тот признак, по которому сходство стихов оказывается наибольшим.
Поиски
системы стихосложения и составляют основное содержание «предыстории» русского стиха – от начала XVII века до 40‐х годов XVIII века.
Так как обычно эти фонетические признаки более или менее взаимосвязаны, то упорядочивание одного из них упорядочивает до некоторой степени и остальные, поэтому возможны
системы стихосложения, основанные на двух и более признаках.
Иногда культурно-исторические факторы оказываются сильнее даже языковых: так, тюркские языки восприняли из арабского языка метрическую
систему стихосложения (аруз), хотя долгота звуков в тюркских языках нефонологична.
Вспомогательным средством фонической организации стихотворного текста в большинстве
систем стихосложения является метр – чередование внутри стиха сильных и слабых мест (арсисов и тесисов, или сильных слогов и слабых слогов); сочетание сильного и слабого места образует в некоторых стихотворных системах стопу, которая служит единицей соизмеримости стиха.
Вспомним, как происходила смена «слогосчитающей» и «стопосчитающей»
систем стихосложения в других культурах.
Согласно его предположению, древнерусский текст слова не только стихотворный, но и написан стихами рифмованными (речь идёт не о литературной, а о народной рифме – аллитерационный стих, рифмовка по созвучию одного ударного гласного в конце строки и проч. – см в разделе, посвящённом теории литературы – «Тоническая
система стихосложения»).
Недостатком этих
систем стихосложения была очень устойчивая тематическая и стилистическая традиция: песенный стих так тесно ассоциировался с эпическими, лирическими и обрядовыми песнями, а молитвословный стих – с литургией, что перенесение этой метрики на инородный материал давалось с трудом.
До становления письменного стихотворства в XVII веке русская поэзия знала 3
системы стихосложения: «свободный стих» церковных песнопений (иногда называемый «молитвословным стихом»), промежуточный (насколько можно судить) между тоникой и силлабо-тоникой песенный стих (эпический и лирический) и чисто-тонический говорной стих (иногда называемый «скоморошьим»); последний и стал основным стихосложением ранних (до 1660‐х годов) произведений русской поэзии, а в низовой, лубочной литературе существовал и далее.
Вторая стадия поисков
системы стихосложения исходила не из национального, а из иноязычного метрического опыта: «заёмные» размеры, не связанные традицией, обещали быть более гибкими и пригодными для любой темы и стиля.
По этой причине специалисты склонны усматривать в специфической метрике руба‘и следы староиранской силлабической
системы стихосложения.
Первые главы работы посвящены генезису татарского стиха, в частности, фольклорным истокам и становлению
системы стихосложения.
Как и многие другие работы по этой теме, диссертация начинается с проблемы определения доминантной для поэтической традиции
системы стихосложения.
Заметим, что такое объяснение прямо противоречит принципу силлабизма, то есть лежащему в основе силлабической
системы стихосложения правилу счёта слогов и учёта длины строки в слогах.
Уже в VIII–IX веках ирландские поэты разработали весьма изощрённую
систему стихосложения – силлабическую в своей основе и сложно зарифмованную.
Исследователь защищает эту
систему стихосложения от тех критиков, которые говорят об искажении ею законов языка.
Каким бы ни был по своей природе башкирский стих, его культурная ценность самодостаточна и не может быть умалена или увеличена утверждениями о механизме, определяющем
систему стихосложения.
В арабском языке, как и в древнегреческом, тоже нет выраженного ударения, поэтому метрическая
система стихосложения, перенятая именно у греков, легла точно на место.
Объёмный монографический труд об азербайджанском арузе [Джафар 1968] содержит много сведений о технических аспектах реализации этой
системы стихосложения на арабской, персидской и тюркской почве.
Диапазон ресурсов языка,
систем стихосложения, жанров, методов весьма широк, но и не безграничен.
Стиховед освещает в ней как общие (природа стиха,
системы стихосложения), так и частные аспекты башкирской поэтической традиции.
Верлибр (франц. vers libre) – особая
система стихосложения, свободный стих.
С этой точки зрения
системы стихосложения распределяются на две основные группы: количественное(квантитативное) стихосложение икачественное(квалитативное) стихосложение.
Уже́ со второй половины 4-го авторы, трактующие
системы стихосложения (Диомед и другие), противопоставляют классическим «метрам» современные «ритмы» как стихи, ритм которых основан на «гармоническом расположении слов, проверенном судом ушей, не в силу метрической точки зрения [то есть количественной], а под углом зрения счисляемых ударений [то есть акцентов], как это имеет место напр. в песнях простонародных поэтов».
С другой стороны, обе
системы стихосложения могут давать и те или иные субсистемы.
Таким образом, переход от старой
системы стихосложения к новой становился у него постепенным, не требующим от уха и сердца читателя немедленной, кардинальной перестройки.
Более всего скальдическая метрика напоминает ритмические принципы рунического слова, а через него – и ритмические принципы, лежащие в основе индоевропейских квантитативных
систем стихосложения.
Но в процессе перевода проявляются такие препятствия, как расхождение
систем стихосложения языка оригинала и языка перевода, а также их фонетических, лексико-стилистических и грамматических структур.
Очевидно, что квантитативные, то есть музыкально-речевые
системы стихосложения более архаичны, чем акцентные, и часто последними заменяются.
Квантитативная (количественная)
система стихосложения есть система песенного стиха, при которой ритмические единицы соизмеряются по количеству, долготе «музыкально-совпадающих» элементов.
Поэт создал новую
систему стихосложения, основанную на интонации и ритме.
Ни для кого не секрет, что кроме силлабо-тонической
системы стихосложения существуют также верлибр и много различных вариаций авангардной, футуристической поэзии, на сегодняшний день весьма и весьма распространённой.
Так осуществляется переход от античной
системы стихосложения к системе средневековья, в которой количественный принцип уступает акцентному.
Степень свободы стиха – полностью порвать со всеми правилами традиционных
систем стихосложения – стал поистине свободным верлибром.
Написанные особым стихотворным размером – гексаметром (греческая
система стихосложения коренным образом отличается от русской), основанным на различии в длительности слогов, эти произведения самой природой как бы предназначены для мелодекламации.