Предложения со словосочетанием «система стихосложения»

Систем стихосложения в русской поэзии имеется три, не считая переходных.
Лингвистические причины определяют в основном, какие системы стихосложения избегаются в том или ином языке и какие просодические особенности приобретают системы, допускаемые в языке.
Культурно-исторические причины определяют в основном, какие системы стихосложения, допускаемые в языке, получают действительное развитие в поэзии.
Все первые пробы освоения различных систем стихосложения в русском языке делались «на слух», без теоретического обоснования.
Неверно и мнение, будто из победы силлабо-тоники следует, что остальные системы стихосложения не соответствовали «духу» русского языка.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сейсмостойкость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю
Силлабо-тоника победила в конкуренции систем стихосложения не потому, что она чем-то была «свойственнее» русскому языку, не потому, что она лучше отвечала его естественному ритму, а, наоборот, потому, что она резче всего отличалась от естественного ритма языка и этим особенно подчёркивала эстетическую специфику стиха.
Отделившись от прозы, стих должен был самоопределиться: признав своей основой ритм, он должен был нащупать характер этого ритма – установить свою систему стихосложения.
Конечно, эти признаки соизмеримости не являются взаимоисключающими: стихи, близкие по числу слогов, близки и по числу ударений, и наоборот; но при определении системы стихосложения некоторого текста за основу принимается тот признак, по которому сходство стихов оказывается наибольшим.
Поиски системы стихосложения и составляют основное содержание «предыстории» русского стиха – от начала XVII века до 40‐х годов XVIII века.
Так как обычно эти фонетические признаки более или менее взаимосвязаны, то упорядочивание одного из них упорядочивает до некоторой степени и остальные, поэтому возможны системы стихосложения, основанные на двух и более признаках.
Иногда культурно-исторические факторы оказываются сильнее даже языковых: так, тюркские языки восприняли из арабского языка метрическую систему стихосложения (аруз), хотя долгота звуков в тюркских языках нефонологична.
Вспомогательным средством фонической организации стихотворного текста в большинстве систем стихосложения является метр – чередование внутри стиха сильных и слабых мест (арсисов и тесисов, или сильных слогов и слабых слогов); сочетание сильного и слабого места образует в некоторых стихотворных системах стопу, которая служит единицей соизмеримости стиха.
Вспомним, как происходила смена «слогосчитающей» и «стопосчитающей» систем стихосложения в других культурах.
Согласно его предположению, древнерусский текст слова не только стихотворный, но и написан стихами рифмованными (речь идёт не о литературной, а о народной рифме – аллитерационный стих, рифмовка по созвучию одного ударного гласного в конце строки и проч. – см в разделе, посвящённом теории литературы – «Тоническая система стихосложения»).
Недостатком этих систем стихосложения была очень устойчивая тематическая и стилистическая традиция: песенный стих так тесно ассоциировался с эпическими, лирическими и обрядовыми песнями, а молитвословный стих – с литургией, что перенесение этой метрики на инородный материал давалось с трудом.
До становления письменного стихотворства в XVII веке русская поэзия знала 3 системы стихосложения: «свободный стих» церковных песнопений (иногда называемый «молитвословным стихом»), промежуточный (насколько можно судить) между тоникой и силлабо-тоникой песенный стих (эпический и лирический) и чисто-тонический говорной стих (иногда называемый «скоморошьим»); последний и стал основным стихосложением ранних (до 1660‐х годов) произведений русской поэзии, а в низовой, лубочной литературе существовал и далее.
Вторая стадия поисков системы стихосложения исходила не из национального, а из иноязычного метрического опыта: «заёмные» размеры, не связанные традицией, обещали быть более гибкими и пригодными для любой темы и стиля.
По этой причине специалисты склонны усматривать в специфической метрике руба‘и следы староиранской силлабической системы стихосложения.
Первые главы работы посвящены генезису татарского стиха, в частности, фольклорным истокам и становлению системы стихосложения.
Как и многие другие работы по этой теме, диссертация начинается с проблемы определения доминантной для поэтической традиции системы стихосложения.
Заметим, что такое объяснение прямо противоречит принципу силлабизма, то есть лежащему в основе силлабической системы стихосложения правилу счёта слогов и учёта длины строки в слогах.
Уже в VIII–IX веках ирландские поэты разработали весьма изощрённую систему стихосложения – силлабическую в своей основе и сложно зарифмованную.
Исследователь защищает эту систему стихосложения от тех критиков, которые говорят об искажении ею законов языка.
Каким бы ни был по своей природе башкирский стих, его культурная ценность самодостаточна и не может быть умалена или увеличена утверждениями о механизме, определяющем систему стихосложения.
В арабском языке, как и в древнегреческом, тоже нет выраженного ударения, поэтому метрическая система стихосложения, перенятая именно у греков, легла точно на место.
Объёмный монографический труд об азербайджанском арузе [Джафар 1968] содержит много сведений о технических аспектах реализации этой системы стихосложения на арабской, персидской и тюркской почве.
Диапазон ресурсов языка, систем стихосложения, жанров, методов весьма широк, но и не безграничен.
Стиховед освещает в ней как общие (природа стиха, системы стихосложения), так и частные аспекты башкирской поэтической традиции.
Верлибр (франц. vers libre) – особая система стихосложения, свободный стих.
С этой точки зрения системы стихосложения распределяются на две основные группы: количественное(квантитативное) стихосложение икачественное(квалитативное) стихосложение.
Уже́ со второй половины 4-го авторы, трактующие системы стихосложения (Диомед и другие), противопоставляют классическим «метрам» современные «ритмы» как стихи, ритм которых основан на «гармоническом расположении слов, проверенном судом ушей, не в силу метрической точки зрения [то есть количественной], а под углом зрения счисляемых ударений [то есть акцентов], как это имеет место напр. в песнях простонародных поэтов».
С другой стороны, обе системы стихосложения могут давать и те или иные субсистемы.
Таким образом, переход от старой системы стихосложения к новой становился у него постепенным, не требующим от уха и сердца читателя немедленной, кардинальной перестройки.
Более всего скальдическая метрика напоминает ритмические принципы рунического слова, а через него – и ритмические принципы, лежащие в основе индоевропейских квантитативных систем стихосложения.
Но в процессе перевода проявляются такие препятствия, как расхождение систем стихосложения языка оригинала и языка перевода, а также их фонетических, лексико-стилистических и грамматических структур.
Очевидно, что квантитативные, то есть музыкально-речевые системы стихосложения более архаичны, чем акцентные, и часто последними заменяются.
Квантитативная (количественная) система стихосложения есть система песенного стиха, при которой ритмические единицы соизмеряются по количеству, долготе «музыкально-совпадающих» элементов.
Поэт создал новую систему стихосложения, основанную на интонации и ритме.
Ни для кого не секрет, что кроме силлабо-тонической системы стихосложения существуют также верлибр и много различных вариаций авангардной, футуристической поэзии, на сегодняшний день весьма и весьма распространённой.
Так осуществляется переход от античной системы стихосложения к системе средневековья, в которой количественный принцип уступает акцентному.
Степень свободы стиха – полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения – стал поистине свободным верлибром.
Написанные особым стихотворным размером – гексаметром (греческая система стихосложения коренным образом отличается от русской), основанным на различии в длительности слогов, эти произведения самой природой как бы предназначены для мелодекламации.

Ассоциации к слову «стихосложение»

Все ассоциации к слову СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Значение словосочетания «метрическое стихосложение; метрическая система стихосложения»

Значение слова «система»

  • СИСТЕ́МА, -ы, ж. 1. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СИСТЕМА

Значение слова «стихосложение»

Афоризмы русских писателей со словом «система»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение словосочетания «метрическое стихосложение; метрическая система стихосложения»

Метрическое стихосложение или метрическая система стихосложения (лит.) — стихосложение, основанное на количественных отношениях звуков (долготе и краткости), напр. в античной поэзии. См. также метрический.

Все значения словосочетания «метрическое стихосложение; метрическая система стихосложения»

Значение слова «система»

СИСТЕ́МА, -ы, ж. 1. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Все значения слова «система»

Значение слова «стихосложение»

СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, -я, ср. 1. Сочинение стихов.

Все значения слова «стихосложение»

Синонимы к слову «система»

Синонимы к слову «стихосложение»

Ассоциации к слову «система»

Ассоциации к слову «стихосложение»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я