Шаги навстречу

Ольга Баламутова

Адаптация малышей к детскому саду – важный этап в их развитии. Чем успешнее она пройдет, тем легче ребёнок будет идти по новой неизведанной ему дороге под названием «жизнь». Ведь это только первая неизвестная социальная среда, к которой придется привыкать. А сколько их будет? Родители и педагоги, неравнодушные к здоровью детей, могут создать психолого-педагогические условия, в которых дети легко пройдут адаптацию и будут успешно развиваться. Надеемся, что наша программа поможет им в этом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шаги навстречу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для благополучной адаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение посредством взаимодействия администрации, педагогов ДОУ и семей воспитанников.

Задачи программы:

— помочь детям раннего и младшего дошкольного возраста и их родителям преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду;

— обучить воспитателей методам взаимодействия с детьми и родителями в адаптационный период;

— использовать новые организационные интерактивные формы просветительской деятельности с родителями (родительские собрания с элементами тренинга, семинары-практикумы, мастер-классы и др.;

— повышать квалификацию педагогических работников и родителей воспитанников в вопросах адаптации детей к детскому саду посредством оказания им консультативной помощи.

Основные принципы построения программы

1. Принцип гуманизма как основополагающий принцип предполагает отношение взрослых к ребёнку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в детский сад — ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования к детям должны быть посильными и выполнимыми для детей.

2. Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учёт индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т. д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребёнком, двигаясь, прежде всего, от ребёнка — его особенностей, интересов, возможностей и др.

3. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребёнка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребёнка со взрослым помочь ребёнку в выработке нового способа жизнедеятельности.

4. Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка.

5. Принцип взаимодействия семьи и ДОУ акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья — детский сад».

Актуальность, направленность и новизна

программы

Актуальность программы обуславливается тем, что переход от авторитарной системы воспитания к личностно — ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработка системы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ.

Направленность программы по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации — групповой; по времени реализации — на период адаптации.

Новизна программы состоит в том, что расширены активные формы взаимодействия ДОУ и семьи. Родители детей раннего и младшего дошкольного возраста имеют возможность:

— прийти вместе с детьми на экскурсию в группу детского сада ещё до его постоянного посещения;

— получить квалифицированную консультационную помощь специалистов детского сада;

— активно взаимодействовать с педагогами ДОУ в процессе проведения просветительских мероприятий, посвящённых адаптации, а также развитию и воспитанию детей.

Структура программы

Структура программы представлена введением, тремя разделами: целевым, содержательным, организационным и приложениями.

Во введении дано обоснование необходимости разработки и освоения программы.

В целевом разделе представлена пояснительная записка, в которой описаны:

— цель, задачи и принципы построения программы;

— актуальность, направленность, новизна программы;

— участники программы;

— возрастные характеристики детей раннего и младшего дошкольного возраста;

— планируемые результаты освоения программы.

В содержательном разделе представлены:

— особенности работы с семьями воспитанников (перспективный план консультационной и просветительской работы, планы-конспекты просветительских мероприятий);

— особенности работы с детьми в адаптационный период (перспективный план диагностической и развивающей работы, тематический план адаптационных игровых занятий, тематический план адаптационных игровых занятий с песком, планы-конспекты игровых занятий);

— система работы с работниками ДОУ в адаптационный период (перспективный план организационно-методической, консультационной и просветительской работы).

— В организационном разделе описаны:

— модель организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста;

— организация консультационных и просветительских мероприятий с родителями воспитанников;

— особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста;

— организация жизнедеятельности детей в детском саду;

— организация диагностического обследования детей;

— организация проведения адаптационных игровых занятий с детьми;

— организация организационно-методических, консультационных и просветительских мероприятий с работниками ДОУ.

В приложениях представлены: опросные листы для родителей, индивидуальный лист адаптации, индивидуальная карта показателей развития ребёнка 2-3-х лет, сводная карта показателей развития ребёнка 3-4-х лет, фотоматериал оборудования для занятий с песком, список литературы, использованной при составлении программы.

Участники программы

Участниками программы являются воспитанники детского сада раннего (дети от двух до трёх лет) и младшего дошкольного возраста (дети от трёх до четырёх лет), родители воспитанников, воспитатели, помощники воспитателей и специалисты ДОУ.

1.2. Возрастные характеристики детей раннего и младшего дошкольного возраста

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) — это период, когда начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого — ситуация «мы», как назвал её Л. С. Выготский, и наступает психологическое отделение ребёнка от матери, которое связано с тем, что у него возникают не только новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а концу периода раннего возраста появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций.

Речь. Автономная речь ребёнка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает, слова схожи со взрослой речью, но переход речевого развития на новый уровень возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребёнка со взрослыми. Самое важное изменение в речи — то, что слово приобретает предметное значение. С появлением предметных значений слов появляются первые обобщения. В раннем детстве растёт пассивный словарь — количество понимаемых слов. Интенсивно развивается и активная речь, но количество произносимых слов всегда меньше количества понимаемых. Расширяется круг общения — ребёнок уже может общаться не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, другими детьми. В основном, проговариваются практические действия ребёнка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются психические функции — восприятие, мышление, память, внимание, но доминирует восприятие, т.е. от него зависят остальные функции. Поведение ребёнка максимально связано с наличной ситуацией, оно полевое, импульсивное, действия ребёнка определяются тем, что он видит. Важная характеристика восприятия — аффективная окрашенность, т.е. наблюдаемые предметы притягивают ребёнка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Л. С. Выготский: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие».

Память. В процесс активного восприятия включается память, в основном, это узнавание, хотя ребёнок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше — ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, ещё нельзя говорить об опоре на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот период является наглядно-действенным, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребёнком. На протяжении всего раннего возраста важной основой и источником интеллектуального развития ребёнка остается предметная деятельность, в это время в совместной деятельности со взрослым ребёнок усваивает способы действия с разнообразными предметами, взрослый учит, как держать ложку или чашку, карандаш, совочек, как возить машину, укачивать куклу и т. п. У ребёнка появляется возможность соотносить свои действия с действиями взрослого и воспринимать их как образцы. Совместная деятельность, в которой первоначально были слиты, переплетены действия взрослого и ребёнка, начинает распадаться. У ребёнка появляется новое отношение к своим действиям как к собственным, он вычленяет их, что отражается в речи («Я иду гулять», «Вова играет»), действия становятся личными (по Д. Б. Эльконину), становятся одной из предпосылок самостоятельности, тем самым подготавливают новый переходный момент — кризис трёх лет.

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. Ребёнок не играет, а манипулирует предметами, сосредотачиваясь на своих действиях с ними. Но в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах всё же появляется.

Эмоциональное развитие неотделимо от развития психических функций — поскольку восприятие ребёнка аффективно окрашено, эмоционально он реагирует только на то, что непосредственно воспринимает, он радуется или огорчается ситуативно. В раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, помимо безусловной любви, эмоционального тепла ребёнок ждёт от взрослого участия во всех его делах.

Для детей раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребёнка. Аффективные реакции на трудности, когда что-то не получается и некому ему помочь, могут повлечь за собой эмоциональную вспышку. Развитие эмоциональной сферы тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Осознание «Я», «Я — хороший», «Я сам» и появление личных действий продвигают ребёнка на новый уровень развития — кризис трёх лет.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) — большой отрезок жизни ребёнка, особенный период его развития. А. Н. Леонтьев даёт следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных „механизмов“ поведения. В дошкольные годы развития ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно потому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен». Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В это время стремительно раздвигаются рамки семьи до пределов улицы, города, страны. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Изменяется место ребёнка в системе отношений (он уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выбирая и исполняя определённую роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребёнка его реальной жизнью. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребёнка. Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает В. С. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности, составляет именно изобразительная, знаковая деятельность. Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Возрастные психофизические особенности детей

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шаги навстречу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я