Специалисту-логопеду необходимо глубокое знание и понимание основных закономерностей процесса
формирования речи ребёнка, как в норме, так и в патологии.
Разбирая основные этапы
формирования речи ребёнка, необходимо также остановиться и на развитии связной речи детей, тесно связанной с коммуникацией человека.
Таким образом, предпосылки для становления логопедии закладывались этими науками, а также в определённой мере сурдопедагогикой, для которой
формирование речи является одной из центральных проблем.
Отсутствие системы в процессе работы на самых ранних этапах
формирования речи в значительной степени задерживает весь процесс коррекционной работы и мешает компенсации речевых дефицитов.
Начинается интенсивное
формирование речи – вначале первые слоги, затем первые слова.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: два-три — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если в силу каких-либо исключительных условий
формирование речи задерживается на несколько лет, то её развитие крайне затрудняется.
Итак, мы повторили с вами особенности нормального
формирования речи у ребёнка, начиная с момента его рождения.
В этот период всё большее значение в
формировании речи начинает играть зрительный анализатор.
Я постараюсь не только дать вам игровые приёмы для активизации речи ребёнка, но и объяснить механизмы
формирования речи.
Ритм – это основа правильного
формирования речи и её восприятия.
Так, при нарушении слуха вторичным дефектом является нарушение
формирования речи.
Соматические заболевания, изменения привычной среды нередко провоцируют остановку развития или задержку
формирования речи.
За прошедшие полтора столетия особенности
формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность.
Отметим, что для развития, формирования двигательных функций, по следующего
формирования речи и пространственных представлений крайне важно обеспечить ребёнку возможность большую часть времени свободно ползать по всей квартире, имея доступ ко всем вещам, до которых он может достать.
Без специального обучения ребёнка
формирование речи существенно затруднено или невозможно.
Накопленный психолингвистикой за полувековой период её существования научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процесса речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности, вне всякого сомнения, должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося
формированием речи или восстановлением речевой способности (в случае приобретённых нарушений речи).
Это исследование выявило связь между реакцией мозга на внешние раздражители в младенчестве (Molfese 2000) и последующим
формированием речи, а также успешным или неуспешным овладением навыками чтения.
Существуют различные комплексы артикуляционных упражнений: одни направлены на
формирование речи вообще, другие помогают справиться с проблемами дикции.
На этапе раннего развития ребёнка (особенно от рождения до года) на
формирование речи влияют травмы головного мозга, воздействие лекарств на слуховой нерв, травмы среднего и внутреннего уха, приобретённые аномалии челюстей и зубов.
Продолжим наше знакомство с основами
формирования речи.
Короче, по общему смыслу цитированных высказываний обращение к «психофизиологическому
формированию речи» для лингвиста в принципе излишне.
Однако, если же допустить, что всё же эта теория о том, что дети не осознают себя как отдельная личность, соответствует суровой действительности, и доказательством тому служат разговоры детей о себе от третьего лица, то мои дети получаются настолько уникальны, ведь они всегда говорили о себе от первого лица, то есть осознавали себя отдельной личностью с момента рождения, ну или, как минимум, с момента
формирования речи.
Достижения психолингвистики, связанные с изучением закономерностей
формирования речи и осуществления речевой деятельности, процесса речевой коммуникации, использования языковых знаков для осуществления речевой и мыслительной деятельности должны стать достоянием педагогов, занимающихся обучением иностранному языку.
Так в ходе
формирования речи и начала вербального мышления у ребёнка происходит процесс одушевления материального мира.
Момент, правильнее сказать, период
формирования речи человека, задолго до появления письменности, речи на неизвестно на каком языке, который и сам создавался в этот период, требовал наличия в человеческой голове мозга с огромным количеством нервных клеток.
Поэтому
формирование речи, если оно следует элементарному методу, в тот период, когда ребёнок должен учиться говорить, подчинено дважды: с одной стороны, вечно одинаковым законам способности к речи, с другой – бесконечно разным положениям и условиям жизни детей, которые должны научиться говорить.
Второе – наше незнание законов
формирования речи ребёнка в раннем возрасте.
Обычно
формирование речи протекает постепенно и незаметно для окружающих, именно поэтому учёные смогли пока подробно описать далеко не все речевые механизмы.
Поэтому дальше идёт
формирование речи именно через существительное.
Имеющиеся эмпирические данные (например, случаи воспитания детей животными) показывают, что наследуются предпосылки
формирования речи.
Неблагоприятное влияние на
формирование речи ребёнка оказывает также быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей.
Усвоение системы родного языка в условиях «речевого» дизонтогенеза (нарушения процесса
формирования речи) является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога.
Особенно плохо, если тяжёлое заболевание приходится на период интенсивного
формирования речи, т. е. сензитивный период.
Более подробная таблица с нормами и этапами
формирования речи у детей представлена вашему вниманию в приложении №1.
Условием нормального
формирования речи у ребёнка является адекватное слуховое восприятие речи окружающих лиц; даже в случае имеющихся незначительных нарушений слуха овладение речью довольно затруднено.
Он обязан знать индивидуальные отклонения в
формировании речи ребёнка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребёнка.
Но этот процесс усвоения звуков языка, составляющий важнейший процесс
формирования речи, происходит далеко не сразу и имеет очень длительную историю.
Первый годжизни считается доречевым этапом
формирования речи, когда взаимодействуют образные и эмоциональные компоненты, связанные с правым полушарием и подкорковыми центрами.
В этой главе мы рассмотрим особенности развития малышей данной возрастной группы и то, как стихи влияют на важнейшие процессы
формирования речи и мышления.
Предпосылкой для
формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребёнком.
Эгоцентризм присутствует в мышлении каждого ребёнка даже в момент
формирования речи.
Особенности
формирования речи в онтогенезе изучались многими психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность.
Второй год жизни – период интенсивного
формирования речи.
Тренировка пальцев рук положительно влияет на
формирование речи ребёнка и является хорошим средством повышения работоспособности мозга.
В таких ситуациях родители позже могут столкнуться, как минимум, с задержкой
формирования речи у малыша, а также с трудностями обучения в школе.