Конечно, процесс
профессионального самоопределения подростков без участия родителей возможен, но может оказаться неэффективным.
Итак, профессиональная идентичность – это определённый качественно положительный результат
профессионального самоопределения личности.
Для изучения основных показателей
профессионального самоопределения мы использовали следующий методический комплекс.
Проблема
профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и родителей уже в 14 или 15 лет.
Трудность ещё и в том, что многие родители либо самоустранились, либо проявляют авторитарность в вопросах
профессионального самоопределения своего ребёнка.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: первочеловек — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Психологическое содержание студенческого возраста связано с развитием самосознания, решением задач
профессионального самоопределения, вступлением во взрослую жизнь.
В книге она делится своим опытом о том, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем и каким образом участие в этих соревнованиях способствует
профессиональному самоопределению учащихся школ.
Наличие профессионального выборапозволяет судить о конкретном результате
профессионального самоопределения – выбрана будущая профессия или нет.
Остановимся на показателях структурных взаимосвязей уровневых и содержательных характеристик
профессионального самоопределения.
Последний подход позволяет ввести понятие уровня
профессионального самоопределения и рассматривать его показатели на каждом конкретном возрастном этапе.
Изучение уровня сформированности
профессионального самоопределения, основой которого является достижение профессиональной идентичности.
Иногда утверждают, что главным и даже решающим условием
профессионального самоопределения должно быть призвание.
Изучено содержание
профессионального самоопределения, свойства личности, которые лежат в основе успешного решения этой задачи.
Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как значимый компонент профессионального развития человека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса.
Кроме профконсультантов и коучей с темой
профессионального самоопределения работают и менеджеры образовательных программ, подбирающие варианты обучения.
Этот вывод подтверждается и данными регрессионного анализа, в результате которого был выявлен вклад показателей познавательной и профессиональной направленности в уровневые значения
профессионального самоопределения.
Как правило, такой консультант для помощи в
профессиональном самоопределении предлагает несколько встреч, как вместе с родителями, так и наедине.
Результаты процесса
профессионального самоопределения школьника выражаются в том, что он мечтает о какой-то профессии, осуществляет предварительный выбор профессии, определяет способ получения выбранной профессии, стремится освоить её.
Возможно объединение нескольких подразделений службы – служба сопровождения ребёнка, служба сопровождения
профессионального самоопределения, служба сопровождения одарённых детей, где консилиум обслуживает 1–2 структуры.
Исходя из этого, мы полагаем, что об уровне сформированности
профессионального самоопределения можно судить по степени сформированности отдельных входящих в него параметров, а также по показателям структуры, степени их интеграции.
Однако значительное большинство исследований посвящено
профессиональному самоопределению, в поле зрения учёных находятся личностное, жизненное и ценностное самоопределение старшеклассников, тогда как исследования, обобщающие научные знания по проблеме мировоззренческого самоопределения юношества, отсутствуют.
Преобладание статуса диффузной профессиональной идентичности в сочетании с низким уровнем профессиональных интересов и профессиональной направленности личности не позволяет нам говорить о конструктивном развитии процесса
профессионального самоопределения подростков и свидетельствует о его кризисности.
Исследование
профессионального самоопределения на этапе овладения профессией при обучении в профессиональном учебном заведении или на начальных этапах профессиональной деятельности традиционно рассматривалось в основном с позиций адаптации студента или начинающего профессионала.
Условно выделяемые группы показателей – уровневые и содержательные – являются связанными между собой и объединяются в общую структуру
профессионального самоопределения (представлены в таблице 1).
Большее количество связей между профессиональными установками обнаружилось в группе одиннадцатиклассников, что может объясняться их неподготовленностью к профессиональному выбору, зависимостью от мнения других людей, малой профессиональной информированностью и низкой степенью осознанности
профессионального самоопределения.
В планах занятий по подготовке детей-сирот к
профессиональному самоопределению представлены упражнения, которые можно включать в работу с разными подростками, но отбор упражнений для данной конкретной группы производит тренер, который работает с этими детьми.
Из них различным аспектам
профессионального самоопределения посвящено 14 исследований [34, 44, 49, 140, 145, 151, 187, 201, 214, 220, 236, 251], социальному – 3 [63, 84, 175], ценностному – 4 [154, 190, 219, 280].
Таким образом, с известной точки зрения момент
профессионального самоопределения человека можно назвать его вторым и, по-видимому, окончательным рождением.
В этих разных случаях значение периода
профессионального самоопределения, его содержание, длительность, переход от подготовки к самостоятельной деятельности – всё это весьма различно.
Важнейшим элементом всех моделей
профессионального самоопределения является представление о выборе.
Профессиональная ориентация как система равноправного взаимодействия личности и общества призвана создать необходимые условия для жизненного, личностного и
профессионального самоопределения будущего профессионала и профессионализации работника, а также в соответствии с запросами рынка труда обеспечить его конкурентоспособными кадрами [71].
Процесс сопровождения
профессионального самоопределения студентов колледжей является равноправным элементом и составной частью профессионального образования.
Профориентационные беседы, проводимые в школах, направлены на создание максимально благоприятных условий, процессов и механизмов для осознанного
профессионального самоопределения учащихся.
Каждое направление деятельности по
профессиональному самоопределению имеет особенности форм и методов организации.
Первый из них – собственно профессиональная ориентация, реализуемая и как комплекс «воздействующих отношений» со стороны государства и общества, и как комплекс «помогающих отношений» – педагогическая поддержка
профессионального самоопределения конкретного ребёнка, подростка, взрослого.
Участие в данных мероприятиях способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту обучающихся, помогает
профессиональному самоопределению старшеклассников.
Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда (учителя начальных классов), характеризуемого высокой мобильностью; предусматривает широкую ориентировку в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личностного развития и саморазвития.
Молодой человек, окончивший общеобразовательную трудовую школу и решающий, куда ему поступить, – в технологический, медицинский, педагогический или какой-либо другой институт, вступает, таким образом, на путь
профессионального самоопределения.
Не за горами тот день, когда построение индивидуальной траектории
профессионального самоопределения школьников будет возможно с учётом академических достижений обучающихся в основном образовательном процессе и достижений в дополнительном образовании, индивидуального стиля деятельности, профиля их когнитивных, личностных и социальных компетенций, истории проб и их рефлексии.
Ещё одна психологическая характеристика, которую мы будем учитывать в построении модели
профессионального самоопределения, – выбор и его принятие человеком.
С позиций междисциплинарного и системного подходов под профессиональной ориентацией понимается инициируемый и управляемый обществом многоаспектный и непрерывный процесс взаимодействий субъектов социально- трудовых отношений, направленных на осознанное
профессиональное самоопределение индивида, освоение им профессии и осуществление профессионального самосовершенствования, обеспечение баланса между потребностями экономики в кадрах и собственными способностями и предпочтениями индивида, в результате чего индивид эффективно интегрируется в общественное разделение труда.
Учитывая данные тенденции, в теории профессиональной ориентации осуществляются исследования, направленные на изучение закономерностей, факторов и условий, способствующих успешности
профессионального самоопределения и профессионализации личности.
Знакомят учеников с историей различных профессий; наглядно показывают необходимость знаний физики, других дисциплин гуманитарного и естественно-математического циклов для их освоения; выявляют межпредметные связи, необходимые для профессиональных знаний, умений, навыков – компетенций; являются основополагающими для формирования
профессионального самоопределения школьников.
Процесс образования, направленного на активизацию
профессионального самоопределения, приобретает своеобразие в зависимости от качеств субъекта, его индивидуального стиля.
В практикуме наряду с общетеоретическими положениями в области
профессионального самоопределения представлены важные аспекты профессионального консультирования (технологии, принципы, шаги профконсультативной работы), а в приложении содержится подобранный инструментарий (тесты и методики) для проведения профориентационной работы в условиях образовательного учреждения.
Момент
профессионального самоопределения человека, таким образом, в большинстве случаев не исчерпывается одним только моментом фактического вступления в самостоятельную профессиональную деятельность; это, собственно, лишь конечная стадия данного момента, а начало его должно быть отнесено к тому времени, когда человек впервые приступает к подготовке в области той или иной профессиональной деятельности.
Ведь не случайно полное
профессиональное самоопределение связано с обретением повышенного спокойствия и уверенности, напрямую связанных с эмоцией лени.
Аннотация: в данной статье рассматриваются
профессиональное самоопределение как проблема юношеского возраста.
Достаточно подробно изучен период выбора профессии, первичное
профессиональное самоопределение, которое является основной задачей развития в подростковом и юношеском возрасте.
Удовлетворённость профессиональным обучением и деятельностью является одним из показателей зрелости
профессионального самоопределения и адекватности выбора профессии.