В работе коллектива авторов представлены результаты комплексного эмпирического исследования кризисов и трудностей, с которыми сталкивается личность на начальных этапах своей профессиональной деятельности. Детально рассмотрена специфика кризисных переживаний на этапе выбора профессии, обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях (от 1 курса до окончания обучения) и в первые годы профессиональной деятельности. Большое внимание уделено анализу факторов, влияющих на успешное преодоление кризисов. Описаны особенности внешних и внутренних ресурсов личности, способствующих успешному профессиональному развитию в подростковом, юношеском возрасте и в периоде ранней взрослости. В монографии представлены оригинальные авторские методики диагностики жизненных ориентаций, кризисных переживаний, показателей успешного профессионального развития личности. В Приложении даются методические рекомендации по психологическому сопровождению профессионального развития. Монография может быть полезна психологам, педагогам, медикам и всем специалистам, занимающимся обучением, психологической помощью подросткам и взрослым, а также студентам, магистрам, аспирантам психологических и педагогических специальностей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Профессиональное самоопределение на этапе выбора профессионального пути
2.1 Уровневые и содержательные характеристики профессионального самоопределения
Начальный этап профессионального самоопределения, включающий процесс формирования профессиональных намерений и выбора профессии, в психологической литературе достаточно широко представлен. Как показывают авторы исследований, стремление найти свое место в жизни (и в том числе в профессиональной деятельности), потребность в профессиональном самоопределении являются одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста (Божович, 1997; Кон, 1982 и др.). Отвечая на новые ожидания общества, старшие школьники активизируют поиск профессии, способной удовлетворить эти ожидания, а также и их личные нужды, в значительной степени определяемые уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои возможности с точки зрения развития у себя профессионально значимых качеств, формируют самооценку собственной профессиональной пригодности (в широком понимании этого термина).
Климов Е. А. (2007) понимает профессиональное самоопределение как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Содержание деятельности — это, прежде всего, образы желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений.
Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса. Последний подход позволяет ввести понятие уровня профессионального самоопределения и рассматривать его показатели на каждом конкретном возрастном этапе.
Профессиональное самоопределение — это сложный динамический процесс, который имеет многокомпонентную структуру, включающую уровневые и содержательные характеристики. Старший подростковый и ранний юношеский возраст являются сенситивными для решения таких задач профессионального самоопределения как выбор будущей профессии, способов и путей ее получения. Уровень и содержание профессионального самоопределения в этот возрастной период обусловлены спецификой решаемых задач.
Уровневые показатели характеризуют результативную сторону процесса профессионального самоопределения, то есть по ним можно определить как именно, с какой скоростью, с каким результатом школьник решает стоящие перед ним задачи. К этим показателям, в первую очередь, можно отнести наличие профессионального выбора, его устойчивость, наличие и степень сформированности профессионального плана, информированность о мире профессий и рынке труда, степень сформированности профессиональной идентичности, а также степень сформированности содержательных характеристик профессионального самоопределения — познавательных интересов, познавательной активности и профессиональной направленности. Уровень профессионального самоопределения также характеризует такой показатель мотивации профессионального выбора как соотношение внешних и внутренних мотивов, в то время как содержание конкретных мотивов выбора профессии обусловливает его содержательные характеристики. Условно выделяемые группы показателей — уровневые и содержательные — являются связанными между собой и объединяются в общую структуру профессионального самоопределения (представлены в таблице 1).
Таблица 1
Структура профессионального самоопределения
Опишем подробнее выделяемые показатели профессионального самоопределения.
Наличие профессионального выбора позволяет судить о конкретном результате профессионального самоопределения — выбрана будущая профессия или нет.
Устойчивость этого выбора свидетельствует о его окончательности либо попытках пересмотра и принятия других возможных вариантов. Поскольку профессиональное самоопределение школьников не является одномоментным процессом, то постоянные пересмотры вариантов выбора позволяют судить о том, как именно, какими темпами и с каким результатом осуществляется этот процесс.
Профессиональный план и степень его сформированности позволяют зафиксировать не только наличие профессионального выбора, но и наличие путей получения профессии. Показатель сформированности профессионального плана, таким образом, включает две характеристики: наличие выбора профессии и наличие путей ее получения. В зависимости от выраженности этих характеристик определяется степень сформированности профессионального плана: так, при отсутствии выбора и путей получения профессиональный план считается не сформированным; при наличии выбора профессии, но отсутствии путей ее получения профессиональный план сформирован частично; при наличии выбора профессии, а также путей ее получения профессиональный план имеет высокую степень сформированности.
Статус профессиональной идентичности мы рассматриваем согласно теоретическим представлениям А. А. Азбель. Методика позволяет выявить выраженность статусов профессиональной идентичности, которые определяются с учетом двух ортогональных характеристик: наличие выбора профессии и самостоятельность выбора (осознанность выбора с учетом разнообразных критериев). Азбель основывается на представлениях Дж. Марсия о стадиях формирования идентичности и выделяет 4 статуса профессиональной идентичности: неопределенный (профессия не выбрана и необходимость выбора не осознана), навязанный (профессия выбрана, но выбор навязан извне), мораторий идентичности (выбор не сделан, но проблема выбора осознается и предпринимаются поиски вариантов ее решения) и сформированный статус (профессия выбрана осознанно и самостоятельно). Об успешности процесса профессионального самоопределения свидетельствует прохождение кризиса выбора профессии (моратория профессиональной идентичности) и достижение сформированной профессиональной идентичности.
Информированность о мире профессий в целом позволяет судить о наличии у школьника необходимой информации для принятия решения о выборе профессии. К такой информации может относиться знание содержания профессий и их требований к человеку, знание специфики рынка труда и понимание путей получения профессии и карьерного развития в той или иной области. Информированность о мире профессий является комплексным показателем, и о ее сформированности можно судить по таким параметрам как: знания о необходимых теоретических и практических дисциплинах, а также о необходимых личностных качествах для получения профессии, знания о требованиях профессии к здоровью, знания об учебных заведениях и вступительных испытаниях, знания о возможных местах и условиях работы, знания о родственных и смежных специальностях и т. д.
Учебная и внеучебная познавательная активность характеризует степень проявления активности в овладении той или иной предметной сферы, как общего, так и дополнительного образования. Об учебной активности можно судить по школьной успеваемости, участии в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня. Внеучебную познавательную активность могут характеризовать количество и длительность занятий в специализированных кружках и секциях, а также увлечений в свободное время. Одним из количественных показателей такой активности может выступать наличие общепринятых достижений. Высокий уровень учебной и внеучебной познавательной активности является предпосылкой формирования психологической готовности к выбору профессии как с точки зрения наличия определенных познавательных и профессиональных интересов, так и с точки зрения развития необходимых личностных качеств и способностей.
Мотивация выбора профессии, а именно соотношение внешних и внутренних мотивов выбора, позволяет оценить источник побуждения к выбору той или иной профессиональной деятельности. Причем к внутренним мотивам выбора профессии традиционно относят содержание работы, возможность получения новых знаний, новых впечатлений, возможность общения, возможность творческой деятельности, подвижный характер работы, полезность результатов и помощь другим, высокая ответственность и самостоятельность в принятии решений. Тогда как среди внешних мотивов выбора обычно рассматриваются: материальная обеспеченность, возможность продвижения по службе, престижность, условия работы, близость к месту жительства, легкость получения образования, возможность быть популярным, наличие командировок, работа в помещении или на свежем воздухе и т. п. Преобладание внутренней мотивации выбора профессии свидетельствует об осознанном выборе, опирающемся на содержание профессиональной деятельности.
Содержательные показатели профессионального самоопределения несут информацию о том, какая профессия из всего многообразия избирается человеком, насколько она соответствует его познавательной и профессиональной направленности, а также его предпочтениям (показатель адекватности профессионального выбора). При этом по степени сформированности познавательных интересов, профессиональной направленности учебных предпочтений можно судить об уровне развития предпосылок выбора профессии. Знание о взаимосвязи уровневых и содержательных показателей профессионального самоопределения позволяет судить о том, как протекает профессиональное самоопределение у конкретного человека.
Для изучения основных показателей профессионального самоопределения мы использовали следующий методический комплекс. Для выявления информированности о мире профессий, наличия профессионального выбора, его устойчивости и обдуманности, сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и уровня активности в освоении предметных областей применялась разработанная нами «Анкета оптанта». Для изучения профессиональной идентичности использовались методика «Статус профессиональной идентичности» А. А. Азбель (2004). Индивидуально-личностные особенности, позволяющие судить о содержательных показателях профессионального самоопределения, изучались с помощью теста Дж. Холланда (1996) для определения типа профессиональной направленности и методики «Карта интересов» А. Е. Голомшток в модификации Л. А. Головей (2011).
Корреляционный анализ исследуемых показателей профессионального самоопределения, проведенный на выборке учащихся 9–11 классов (230 человек), выявил наличие большого количества связей между разнообразными показателями профессионального самоопределения, что позволяет рассматривать их как единый симптомокомплекс. Исходя из этого, мы полагаем, что об уровне сформированности профессионального самоопределения можно судить по степени сформированности отдельных входящих в него параметров, а также по показателям структуры, степени их интеграции.
Остановимся на показателях структурных взаимосвязей уровневых и содержательных характеристик профессионального самоопределения. По результатам факторизации полученных данных оказалось, что сочетание высокой степени сформированности познавательных интересов, учебной успешности и активности в сфере дополнительного образования выступает как показатель профессионального самоопределения в соответствии с интересами и склонностями. При этом чем выше количество сфер увлечений, тем ниже показатели навязанного статуса профессиональной идентичности и выше количество внутренних мотивов выбора профессии, что говорит о самостоятельности и осознанности профессионального самоопределения при наличии успешного разрешения задач подросткового возраста в отношении проб себя в разных областях деятельности. Этот вывод подтверждается и данными регрессионного анализа, в результате которого был выявлен вклад показателей познавательной и профессиональной направленности в уровневые значения профессионального самоопределения. В частности, регрессионный анализ выявил положительное влияние сформированности профессионального типа (коэффициент уравнения регрессии ß = 0,466, при р = 0,001) и предпочтения общественных наук (ß = 0,297 при р = 0,031). По содержательным показателям профессиональной направленности выявлено значимое влияние в отношении субъективной оценки определенных умений. Так предпринимательские умения входят в регрессионное уравнение с плюсом (ß = 0,483 при р = 0,000), а реалистические умения с минусом (ß = — 0,243 при р = 0,033).
Сочетание высокой степени сформированности познавательных интересов, учебной успешности и активности оказывает положительное влияние на профессиональное самоопределение. Содержательная направленность интересов, по данным регрессионного анализа, может оказывать разнонаправленное влияние. В частности, выраженность интересов к менеджменту, музыке и педагогике влияет положительно, а интерес к физкультуре и спорту сказывается скорее отрицательно (в уравнении регрессии показатели «физкультура и спорт» (коэффициент ß = — 0,315, при р = 0,001), «менеджмент и управление» (ß = 0,447 при р = 0,000), «музыка» (ß = 0,327 при р = 0,001) и «педагогика» (ß = 0,283 при р = 0,01).
Результаты факторного анализа выявили положительное влияние информированности о мире профессий на устойчивость профессионального выбора и более ранний выбор профессии. При этом низкий уровень информированности соотносится с неопределенным статусом профессиональной идентичности, при котором проблема профессионального самоопределения не только не решена, но и не осознается. То есть наличие знаний о профессиональном мире повышает готовность к профессиональному выбору, тогда как отсутствие таковых свидетельствует о возможных проблемах.
2.2 Факторы профессионального развития подростков и юношества
2.2.1 Ситуация профессионального выбора как фактор профессионального самоопределения подростков и юношей
Профессиональное самоопределение и развитие человека неотделимо от процессов интеграции в социум, включения в различные взаимодействия с окружающей социальной средой, параметры которой (состав семьи, образование родителей, уровень и профиль школьного учреждения, внешкольные занятия и увлечения, коллектив одноклассников, круг друзей и т. д.) образуют факторы внешних влияний на жизненное и профессиональное самоопределение личности (Божович, 1997; Фельдштейн, 2004 и др.).
На этапе завершения школьного обучения учеба приобретает ориентацию на профильные направления, перед подростками объективно встает задача выбора профессионального пути. Кардинально меняется социальная ситуация, с одной стороны, предоставляя возможности освоения новых социальных ролей, с другой — выявляя противоречия между желаемым будущим и реальным настоящим. Смена ведущей деятельности и изменение социальной ситуации зачастую сопровождаются кризисом учебно-профессиональной ориентации.
В исследовании ситуации, психологических факторов и показателей профессионального самоопределения приняли участие 475 подростков в возрасте 14–16 лет.
Для изучения внешних и индивидуальных факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения, была разработана анкета, которая содержит вопросы о ценностях, мотивах социальной активности, степени сформированности профессиональных планов, вариантах выбора дальнейшего профессионального пути и факторах влияния на этот выбор.
Анализ внешних факторов влияния (рис. 1) показал, что в высокой степени подростки опираются на мнение родителей, оказывает влияние и специальная литература. Кроме того, на выбор респондентов в значительной степени влияют СМИ. При этом в наименьшей степени ими учитывается мнение друзей и учителей. Все это может свидетельствовать о том, что старшеклассники в большей мере сверяют свой выбор с мнением семьи, а также стараются составить самостоятельное представление о мире профессий, используя доступные источники информации. Школа, где старшеклассники проводят значительную часть своего времени, и друзья, с которыми подростки общаются в свободное от учебы время, влияют на процесс профессионального самоопределения в наименьшей степени.
Решая одну из основных задач возраста, состоящую в выборе профессии и образования, подростки формируют свои профессиональные планы. В результате анализа ситуаций выбора профессии могут быть выделены разные варианты сформированности профессиональных планов определяющегося субъекта. При анализе профессиональных планов подростков были условно выделены уровни их сформированности. При условии выбора и профессии, и учебного заведения профплан может быть определен как сформированный; если выбрана либо только профессия, либо только учебное заведение — профплан идентифицируется как частично сформированный. Если оптант не имеет вариантов выбора профессии и учебного заведения, то его план считается не сформированным.
Рис. 1. Факторы влияния на профессиональный выбор подростков
В целом по выборке профессиональные планы сформированы у 25,3 % подростков, не сформированы — у 31,2 %, в большинстве случаев профпланы подростков частично сформированы (42,9 %). В плане будущих перспектив в целом отмечается серьезная проблема в ориентации подростков на дальнейшее обучение: более 1/4 респондентов не могут определиться в выборе уровня дальнейшего профессионального обучения (26,3 %). Поступление в высшие учебные заведения планируют 42,2 % старшеклассников, в средние профессиональные учебные заведения собираются поступать 27,5 % подростков, и 3,3 % респондентов намерены начать работать сразу после окончания школы.
Анализ результатов исследования степени сформированности профессиональных планов, готовности подростков и юношества к выбору профессии и реальных профессиональных намерений показал их большое разнообразие и выявил неодинаковую степень готовности к профессиональному самоопределению. Учитывая этот факт, важно проанализировать, как влияет на профессиональное самоопределение социальная ситуация, в которой живет и развивается ребенок, подросток, юноша. В качестве условий социальной среды нами были выделены и рассмотрены образовательная среда и семейная.
2.2.2 Готовность к профессиональному выбору
Выбор профессии, являясь одной из важнейших задач подросткового возраста, требует от человека решения вопроса о мотивах этого выбора. Анализ мотивов профессионального выбора подростков свидетельствует, что они ориентируются прежде всего на материальную сторону вопроса (43,2 %). Интерес к существу деятельности (содержательная ценность) занимает второе место (29,3 %). Польза, приносимая делом, отмечается как значимый мотив 11,7 % респондентов. О карьере (3,2 %), престиже профессии (8,1 %) подростки задумываются реже.
Важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы являются интересы. В целях разделения познавательных интересов по областям знаний и сферам деятельности мы провели кластерный анализ познавательных интересов подростков, который распределил показатели «карты интересов» на пять кластеров, по смыслу относящих все интересы к четырем профессиональным сферам (рис. 2). Эти сферы оказались содержательно схожи с областями интересов, выделенными Л. А. Головей (1996, с. 295–296): сфера интересов в физико-технической области, в гуманитарных, естественных науках, интересы в сфере обслуживания. Выделенные кластеры отражают физико-технические интересы (физика, транспорт, рабочие специальности, строительство, техника, электротехника); естественнонаучные интересы (химия, астрономия, геология, география) с относящимися к этим сферам интересами к математике; гуманитарные интересы (общественная деятельность, право, филология, журналистика, история, искусство). В отдельный кластер, который может быть идентифицирован как кластер интересов в социальной сфере и сфере услуг, вошли показатели сферы обслуживания, педагогики, легкой промышленности, биологии, медицины, сельского и лесного хозяйства (рис. 2).
Рис. 2. Дерево иерархической кластеризации познавательных интересов подростков
Для подросткового возраста характерно формирование профессиональных интересов на основе интересов познавательных. Анализ познавательных интересов подростков показал, что в целом они сформированы слабо (средний уровень выраженности интересов, полученных по методике «Карта интересов», не превышает значения 4 баллов, тогда как сформированными считаются интересы, имеющие показатели выше 7 баллов) и можно говорить лишь о тенденции их формирования. Интересы в области астрономии, журналистики, транспорта и в сфере обслуживания, получившие большую выраженность, не зрелы и отражают в основном эмоциональное отношение подростков к данным сферам.
Направленность личности, отражающаяся в ее познавательных интересах, непосредственно учитывается в формирующемся профессиональном типе личности. Ведущим профессиональным типом личности у подростков, по данным методики Д. Холланда, является «предпринимательский» тип (Е), на втором месте — «социальный» (S), на третьем — «артистический» (А).
В ведущем «предпринимательском» профессиональном типе личности отражены характерные особенности подросткового возраста, связанные с тягой к новым впечатлениям, приключениям, склонностью к рискованному поведению (Баева, 2005; Башкина, 2007 и др.).
Рис. 3. Показатели профессиональной направленности подростков
По данным опросника профессиональной направленности (ОПГ-6) выявлена профессиональная направленность подростков на сферы «человек-человек» (23 балла), «человек-предприниматель» (22,4 балла), «человек-художественный образ» (17,1 балла). Выбор сферы «человек-человек» связан с ориентацией подростков на общение, установление эмоциональных контактов с окружающими. Выбор типа «человек-предприниматель» основан на стремлении к самостоятельности, лидерству и возможности удовлетворения возросших, по сравнению с детскими, потребностей. Профессиональная направленность «человек-художественный образ» выбирается подростками в связи с возможностью самовыражения и творчества, что также является характерной чертой возраста. Таким образом, профессиональная направленность подростков отражает основные черты развития личности в этом возрасте и свидетельствует о том, что в своих выборах они опираются на умения, которые выражены в наибольшей степени (рис. 3).
В качестве будущей профессиональной деятельности подростков привлекают профессии типа «человек-предприниматель», «человек-человек» и «человек-художественный образ». Привлекательность труда и реальные стремления выражены меньше, чем умения, во всех профессиональных типах, т. е. подростки демонстрируют невыраженность стремления к реальному освоению профессий, что может быть объяснено с одной стороны недостаточной информированностью подростков в мире профессий, с другой — отсроченностью перспективы профессиональной деятельности.
Рис. 4. Частота встречаемости статусов профессиональной идентичности у старшеклассников (%)
Таким образом, профессиональный тип личности и профессиональная направленность современных подростков отражают их преимущественно предпринимательскую и социальную направленность.
Успешность профессионального выбора во многом определяется статусом профессиональной идентичности (навязанная, диффузная, достигнутая, псевдопозитивная или мораторий идентичности). Распространенность статусов профессиональной идентичности представлена на рис. 4.
Подростки в целом характеризуются статусом диффузной идентичности (рис. 4), у них нет не только ясных целей, но и активности в их формировании. При диффузной идентичности так же могут проявляться неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в ценности собственной личности, наличие внутренних конфликтов личности, сомнений в себе.
Преобладание статуса диффузной профессиональной идентичности в сочетании с низким уровнем профессиональных интересов и профессиональной направленности личности не позволяет нам говорить о конструктивном развитии процесса профессионального самоопределения подростков и свидетельствует о его кризисности. В этих условиях существенную роль могут играть индивидуально-психологические факторы.
2.2.3 Индивидуально-психологические факторы профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте
2.2.3.1 Эмоциональная направленность личности
В старшем школьном возрасте на процесс профессионального самоопределения оказывает влияние множество факторов, как внешних, так и внутренних. Мы полагаем, что к их числу относится эмоциональная направленность личности, которая может выступать как фактор становления системы познавательных интересов и типа профессиональной направленности.
Согласно теоретическим положениям Б. И. Додонова (1978), эмоции обладают мотивационной функцией, выступая в качестве положительных самостоятельных ценностей. Ключ к пониманию склонностей и предпочтений определенной предметной деятельности видится в учете ценностной функции эмоций. Эмоциональная направленность личности, выступая в виде надситуативной мотивации, может быть связана с содержательными характеристиками профессионального самоопределения и являться внутренней основой становления познавательных интересов и профессиональных предпочтений.
Механизм этого влияния заключается в следующем: эмоции возникают в ходе деятельности, направленной на удовлетворение ведущих потребностей; затем эти эмоции (или потребности, переживаемые в виде эмоций) выступают побуждениями к подобной деятельности в дальнейшем. Система таких мотивов — эмоций, переживаемых человеком как значимые ценности, — составляет основу эмоциональной направленности личности и является частью общей надситуативной мотивации личности. Согласно данному положению, осознание предмета потребности лежит в основе желания заниматься той или иной деятельностью, а структура эмоциональных предпочтений оказывает влияние на выбор этой деятельности. Эмоциональную направленность личности, таким образом, можно определять через доминирующие предпочтения определенных эмоциональных переживаний. Под эмоциональными предпочтениями мы будем понимать субъективную значимость тех или иных эмоций для человека, а также их определенную индивидуально-личностную иерархию.
Особенности эмоциональной направленности изучались у взрослых людей с разным профилем профессионализации в работах Доценко О. Н. (2008), Шамионова Р. М. (2005), Труфанова Д. О. (2005). Результаты этих исследований позволяют сделать вывод о специфике ведущих эмоциональных предпочтений, характерных для профессиональной деятельности разного профиля (на выборках разных специальностей). Изучение соотношения эмоциональной направленности профессиональных предпочтений на этапе выбора профессии и первичной профессионализации (учащиеся 9–11 классов общеобразовательной школы и студенты начальных курсов ВУЗа) было предпринято в работе Спиридоновой Н. Ю. (2011), в которой был сделан вывод о разном составе профиля эмоциональной направленности для разных типов профессий согласно типологии Климова Е. А. Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что эмоциональная направленность личности старшеклассника может являться внутренней предпосылкой процесса профессионального самоопределения и выступать в качестве фактора становления профессиональных предпочтений. В связи с этим были определены задачи: изучить структуру эмоциональной направленности личности старшеклассников на этапе выбора профессии, исследовать соотношение эмоциональных предпочтений с содержательными и уровневыми показателями профессионального самоопределения (познавательные интересы, тип профессиональной направленности, статус профессиональной идентичности, информированность о профессии, мотивация профессионального выбора).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других