Книга будет полезна родителям взрослеющих детей и самим молодым людям, а также преподавателям и работодателям. Большой социологический материал, изложенный ясно и просто, поможет понять, почему современные молодые люди такие, какие они есть, чего от них ждать, как им помочь, в чем должна заключаться поддержка родителей при выборе человеком профессии и места учебы, как мотивировать молодежь на успешную работу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Куда/чему/зачем пойти учиться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Профессиональная ориентация молодежи: опыт социологического анализа
Сергей Борисов
I. Биография проекта: от замысла к результатам
Первым нашим проектом в области изучения молодого поколения страны было комплексное социологическое исследование «Профессиональная ориентация молодежи в современных условиях: реальная и необходимая», осуществленное Экспертным центром «Мера» на средства гранта Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный Клуб». Грант был выигран в 2008-м году в открытом конкурсе Фонда по предоставлению грантов на реализацию проектов в сфере поддержки молодежных инициатив, проектов молодежных движений и организаций. Полевая часть исследования проводилась с декабря 2008-го года по март 2009-го в Нижегородской области, представляющей из себя удобную площадку для таких работ, поскольку на ее большой территории расположен Нижний Новгород, достаточно типичный российский промышленно-административный мегаполис, средние и малые города, исторические и промышленные моногорода, близкие и дальние сельские районы, разные по климатическим и экономическим характеристикам. К лету 2009-г проект был завершён написанием аналитического отчёта. В дальнейшем мы возвращались в нашей социологической практике к этой теме, иногда «зашивая» ее внутрь других проектов, расширяя ее рамки, включая в исследовательский фокус отношения родителей и детей в семье, вопросы рождаемости и устойчивости семейных практик. Важной вехой, в частности, стало небольшое исследование «Многодетные и малодетные родители» проведенное нами в мае 2012 года в Нижнем Новгороде.
Замысел проекта «Профессиональная ориентация молодежи» строился на той исходной посылке, что профессиональная ориентация — один из важнейших элементов социализации входящего в жизнь поколения. От того, насколько успешно протекает этот процесс, зависит многое: как с точки зрения общественного блага, так и с точки зрения личного блага граждан. Эффективность и адекватность профессиональной ориентации предопределяет, с одной стороны, качественные параметры рынка труда — одного из системообразующих компонентов экономики и сферы трудовой занятости в целом; с другой стороны, необходимый уровень социального оптимизма и стабильности; успешность личных судеб и благополучие семей.
Поэтому в более широком контексте проект был запланирован как вклад в изучение и решение одной из главных проблем развития страны — состояния человеческого потенциала (капитала, ресурса, актива). Приоритетом внутренней политики последних лет по объективным причинам стала работа по улучшению количества и качества населения страны. Человеческий фактор всё чаще и всё разнообразней выходит на первый план как при оценке и анализе текущего состояния дел в различных областях жизни, так и при планировании развития на любом уровне: страна, отрасль, регион, компания. Например, как неоднократно признавалось специалистами — и теоретиками, и практиками — экономический рост, начавшийся с 2000-го года, всё чаще сдерживается физической нехваткой работников и претендентов на вакантные места. Работодатели и инвесторы всё время сетуют на то, что не могут найти специалистов даже на привлекательные рабочие места с хорошими условиями найма. И показательно, что ситуация кризисов меняет акценты, но не снижает «цену вопроса». Увеличение претендентов на открывающиеся вакансии не увеличило количество специалистов требуемой квалификации и мотивированности. В результате отечественный рынок труда по-прежнему не обеспечен достойным предложением.
С какого-то момента стало ясно, что, если в 90-е годы опасная тенденция деквалификации кадров развивалась в основном из-за остановки многих производств и, соответственно, недовостребованности работников, то в период экономического роста она стала проявляться уже по другой причине. Остро обозначилась рассогласованность между практикой подготовки кадров и реальными потребностями экономики. Целый ряд востребованных специальностей не воспроизводится или воспроизводится в недостаточном количестве. Система образования, особенно профессионального, слабо настроена на подготовку молодого поколения в соответствии с реальными требованиями жизни. В свою очередь, многие родители дезориентированы изменившимися условиями жизни и не могут достаточно уверенно и осмысленно выполнять миссию навигатора в процессе профессиональной и общей социализации своих детей.
Но вступление во взрослую жизнь новых поколений нельзя отложить или отсрочить «до наступления ясности». Дети рождаются, растут и взрослеют непрерывно, в любые времена, и это замечательно. Конечно, в периоды общественной стабильности и предсказуемости социализация молодёжи протекает более рутинно, легче поддается планированию и целенаправленному влиянию. С другой стороны, времена перемен открывают перед молодыми людьми новые, дополнительные возможности, в том числе, неожиданные и необычные. Профессиональная ориентация молодёжи в таких условиях требует большей интеллектуальной гибкости, большей настойчивости и воли. В конце концов, она требует большей солидарности намерений и скоординированности действий всех участников этого многофигурного процесса.
Дело еще в том, что в словосочетании «профессиональная ориентация» спрятаны два возможных значения. Одно обозначает деятельность, которую некто осуществляет в отношении кого-то («А ориентирует на что-то Б»). Другое подразумевает само-деятельность некоего субъекта («А осуществляет ориентировку, ориентируется в чем-то»). В первом случае речь идет о разновидности субъектно-объектных социальных отношений. Во втором — о субъектной активности.
Это различение важно в отношении темы нашего проекта. Идет ли у нас речь о том, как нужно ориентировать молодежь, или о том, как должна ориентироваться молодежь в деле выбора профессии. Первый подход более привычен и понятен в нашей стране. Он легче вписывается в глубоко укорененную традицию патерналистского отношения к населению, которое понимается как объект управления (а также заботы, наставления и контроля). Второй подход не настолько соприроден российской ментальности, но всё более активно востребуется современными трендами экономики и политики, потребностями наиболее прогрессивных управленческих и социальных практик.
Наша принципиальная позиция состоит в том, что в случае с профессиональной ориентацией молодежи оба подхода одинаково обязательны и полезны. Допустимо, оправдано и необходимо рассматривать профориентацию как функцию кадровой политики (государства в целом, ведомства, территории, хозяйствующего субъекта и т. д.). Но недопустимо и неоправданно рассматривать её только как процесс подготовки кадров для заинтересованных инстанций. Люди — не просто кадры. Ими движут субъективные желания и стремления, надежды и мечты, тревоги и страхи, планы и предпочтения.
Человеческий актив в отличие от любого другого актива обладает разумом, чувствами и волей, способен к самооценке и целеполаганию. Люди способны неожиданно менять свои жизненные цели, приоритеты и планы или, наоборот, упорно держаться за них, вопреки объективным внешним обстоятельствам. Люди стремятся к счастью — так, как они его понимают — в том числе тогда, когда выбирают себе место работы и профессию. Наконец, главное: люди принадлежат самим себе. Человек — самая заинтересованная и самая ответственная (в том смысле, что он больше всех отвечает за последствия своих решений и действий) инстанция в деле собственного жизнеустройства. Поэтому, планируя и осуществляя работу по профориентации молодежи, нужно очень точно представлять, что думают, к чему стремятся, на что надеются и чего опасаются сами молодые люди, а также их родители, их учителя в школе и преподаватели в вузе, а также их будущие работодатели.
Такое знание — актуальное и прогнозное — можно получить только с помощью качественного социологического инструментария. Пакет гипотез для организации исследовательского процесса основывался на следующей посылке. Выбор рода деятельности (профессии), образовательная подготовка к ней, выход на рынок труда и трудоустройство, адаптация в профессиональной среде, — все эти стадии молодой человек проходит при непосредственном и заинтересованном участии нескольких инстанций: семьи и ближайшего окружения; образовательных институтов разного уровня и профиля; корпуса работодателей и иных операторов рынка труда; органов государственного и муниципального управления. Их действия могут быть солидарны или, наоборот, рассогласованы: это зависит от субъективных представлений участников процесса, включая саму молодежь, о том, как ей следует выбирать профессию, готовиться к трудовой деятельности и адаптироваться к ней.
Исходя из стартовой посылки, объектами исследования стали все основные субъекты процесса воспроизводства кадров, так или иначе выполняющие навигационную функцию. Во-первых, это семьи, где детей рожают, растят и воспитывают. Во-вторых, это многочисленные образовательные инстанции: от дошкольных учреждений до вузов — отвечающие за общую и профессиональную подготовку работников. В-третьих, это разнообразные операторы рынка труда: от корпуса работодателей до бирж труда, кадровых агентств и профсоюзов. И, разумеется, в-четвёртых, это сами молодые люди. Поскольку же изучаемый нами процесс превращения детей в работников имеет длительный и многоступенчатый характер, в качестве непосредственных объектов для исследовательских процедур были выделены две целевые группы:
1. Молодежь в стадии активного профессионального самоопределения (16—18 лет)
2. Молодежь в стадии профессиональной социализации (19—24 года)
В качестве объектов второго ряда выступили представители различных социальных и гуманитарных общественных институтов — учреждений культуры, конфессий, гражданских объединений, которые участвуют в процессе воспроизводства трудовой мотивации, трудовых традиций и трудовой этики во всей полноте их местных особенностей, что составляет значимый фон для интересующего нас процесса.
Были поставлены задачи выявить и проанализировать ценности и цели, жизненные модели и сценарии, условия и факторы, на основе которых формируются предпочтения и мотивации молодых, а также их родителей, учителей, работодателей. В дополнение к задачам теоретическим предусматривалась разработка предложений и рекомендаций для построения политики влияния на выбор профессии и модели профессиональной социализации, на формируемую трудовую мотивацию.
При планировании исследовательских работ были учтены принципиальные различия категорий респондентов: как в плане их информированности и компетентности, так и в плане заинтересованности — личной или корпоративной. Поэтому в зависимости от особенностей изучаемых групп респондентов подбирались и методики исследований.
Для работодателей и инвесторов был выбран метод экспертных социологических интервью. В качестве работодателей привлекались либо собственники и менеджеры предприятий, учреждений, компаний, либо руководители их кадровых подразделений. Вместе с ними интервьюировались еще две группы: представители образовательных институтов (среднеобразовательные школы, средние профессиональные учебные заведения, высшие учебные заведения) и операторы рынка труда (органы управления, кадровые агентства, корпоративные объединения, эксперты-консультанты). Некоторые респонденты совмещали заданные для выборки характеристики. Всего было проинтервьюировано, согласно плана, 80 респондентов. Интервьюирование проводилось в декабре 2008 — первой половине января 2009 гг. Велась аудиозапись интервью, в дальнейшем все они были подвергнуты транскрибированию и контент-анализу.
При подходе к изучению представлений учащихся выпускных классов средних школ и их родителей было учтено то обстоятельство, что именно в период проведения наших полевых исследований, за несколько месяцев до окончания школы, семьи старшеклассников живо и заинтересованно обсуждают все вопросы, связанные с предстоящим им их первым жизненным выбором. И было интересно воспользоваться этой ситуацией, чтобы изучить процесс принятия решения в момент кульминации, а не его результаты постфактум. С этой целью была избрана методика фокусных групп с парными аудиториями: для одной сессии рекрутировались старшеклассники, для следующей — их же родители (один из двоих). Такой подход позволил получить содержательные «стереоскопические» данные, отразившие мысли, чувства и намерения обоих основных субъектов, участвующих в самоопределении, но получивших возможность высказаться автономно. При выборке учитывались место жительства (учёбы), пол, уровень образования респондентов. Проводилась видео — и аудиозапись дискуссий, в дальнейшем было осуществлено транскрибирование и контент-анализ текстов. Всего было проведено 30 сессий фокусных групп (соответственно по 15 с детьми и родителями). Фокусные группы были проведены в период с 17.01. по 08.02.2009 г. в нижеуказанных населенных пунктах Нижегородской области.
Наконец, третьей исследовательской процедурой, охватившей последнюю из интересующих нас категорий — учащихся выпускных курсов и выпускников профессиональных учебных заведений — стал анкетный опрос. В данном случае выбор методики был предопределен тремя соображениями: во-первых, в любой комплексной исследовательской программе в принципе необходимо наличие количественных методов, наряду с качественными — для разносторонней проверки гипотез; во-вторых, необходимо было охватить не просто многочисленный, но и довольно разнородный социальный массив; в-третьих, именно в этом пункте наши исследования с неизбежностью перетекали из проблематики профессионального самоопределения в проблематику трудоустройства молодых кадров, их адаптации на рынке труда и в профессиональной среде. При всей взаимосвязанности этих проблемных полей важно было не потерять цели и задачи собственно нашего проекта, что удобней делать в рамках количественного опроса.
Всего было опрошено 1.023 респондентов в г. Нижнем Новгороде. (География исследования была ограничена областным центром, поскольку здесь обучаются и трудоустраиваются далеко не только нижегородцы, но также жители населенных пунктов области и других регионов; Нижний Новгород — центр образовательного пространства и самый емкий рынок труда в регионе.). Полевая часть опроса проводилась 30.01 — 06.02.2009 года. Ниже приведён состав респондентов по учебным заведениям.
В результате проведенных работ сформирован объемный массив данных, отражающих все основные аспекты проблемы профессиональной ориентации молодежи — в обоих вышеуказанных значениях этого термина. Разумеется, исследования, проведённые в масштабах одного региона, хотя бы и такого значительного, как Нижегородская область, не могут претендовать на всеобщность описаний и выводов. Тем не менее, мы уверены, что тенденции и взаимосвязи, зафиксированные нашей исследовательской группой, актуальны для России в целом, пусть и с учетом своеобразия ситуации в каждом регионе.
Представляя результаты наших исследований, следует также напомнить об особенностях периода, когда проводилась полевая часть работ: это первая фаза экономического кризиса 2008—2009гг. Конечно, озабоченность и встревоженность респондентов — и работодателей, и родителей, и представителей системы образования, и самой молодёжи не могли не сказаться на их настроениях и их реакциях в ходе проведения исследовательских процедур. Но — нет худа без добра — по нашим наблюдениям, это только пошло на пользу делу, поскольку слом привычного хода событий обострил внимание людей к различным аспектам целеполагания и планирования жизни, подтолкнул их больше задумываться над вопросами будущего. Что сделало их еще более заинтересованными и осведомленными участниками исследовательского процесса, где по определению требовалось мыслить протяженными временными категориями и серьёзно касаться вопросов жизненных стратегий.
II. Условия успешного профессионального самоопределения
учащихся выпускных классов среднеобразовательных школ
Проанализировав и обобщив точки зрения всех сторон и инстанций, заинтересованных в том, чтобы процесс профессионального самоопределения молодых граждан протекал и завершился успешно, авторы исследований пришли к следующему выводу. Существует пять условий или предпосылок успешного выбора. Под успешностью в данном случае мы понимаем результат, удовлетворительный для всех участвующих в нем субъектов. Собственно, выполнение пяти нижеуказанных условий и есть эффективная профессиональная ориентация.
1. Информированность о состоянии рынка труда
На первый взгляд, это условие кажется банальным до примитивности. Действительно, нельзя выбирать то, в чем ты не разбираешься. Между тем, в ходе исследований обнажились две проблемы, выставляющие в более сложном свете вопрос о том, что должна представлять собой достаточно полная и достаточно достоверная осведомленность о рынке труда и тех возможностях выбора, которые он предоставляет.
Первая проблема связана с определением объема и содержания того корпуса знаний, который можно было бы признать приемлемым для осуществления успешного выбора. Вопрос стоит так: а что именно предстоит в конечном счете выбрать юноше или девушке? Традиционный ответ, доставшийся нам в наследство от советского прошлого, звучит так: выбирается профессия. Ответ тем более очевидный, что профессия есть понятие вполне определенное. Каждая профессия имеет название, не просто затвердившееся в обиходе, но и закрепленное в нормативно-правовых установлениях: существует, например, Государственный реестр профессий РФ, за ведение которого отвечает Госстандарт — подразделение Правительства России. Есть профессии массовые, в силу этого, широко известные, а есть редкие, знакомые лишь специалистам. Есть профессии древние, с богатой историей, а есть современные, вновь рождённые жизнью. Самое расхожее объяснение сути той или иной профессии — это описание того, что делает человек, владеющий ею, в ходе трудовой деятельности, или, говоря современным языком, каков набор его компетенций. Иногда еще принято в целях объяснения указывать на продукт, который производит носитель данной профессии.
Традиционная профориентация строится примерно по этим лекалам. Она доносит до определяющегося человека сведения о том, что делает на рабочем месте столяр, инженер, пекарь, учитель, матрос, шофер, учёный, официант и т. д. Далее она приводит аргументы в доказательство того, что эти действия полезны для общества и потому одобряемы им. В рамках традиционной профориентации принято особенно настойчиво пропагандировать профессии, которые не пользуются спросом и популярностью у граждан, как бы компенсируя тем самым их непривлекательность.
Между тем, как показывали наши исследования, этих знаний совершенно недостаточно для современной молодёжи и их родителей, близких. Решение, принимаемое ими, нуждается в более насыщенной и разнообразной информационной поддержке. Дело в том, что существует целый шлейф прямых и побочных последствий профессионального выбора. Выбирая для себя позицию в существующей структуре рабочих мест, человек выбирает не только профессию. Он автоматически выбирает корпоративную среду с её укладом и внутренними нормативами — писаными и неписаными; выбирает тип трудового коллектива и свой статус в нем; соглашается на определённый диапазон имущественных и карьерных притязаний, на определённый режим и график работы; зачастую выбирает даже тип поселения и/или местность. И все эти факторы имеют вес и значение при принятии решения по вопросу профессионального самоопределения. Чем полнее будет учтена совокупность факторов этого многомерного и многоступенчатого выбора, тем меньше окажется вероятность ошибки, а это, в свою очередь, уменьшит, с одной стороны, деструкцию рынка труда, с другой стороны, количество личных драм и неудач.
Суммируя мнения и пожелания наших респондентов в отношении информации, необходимой им для профессионального самоопределения, можно сказать, что точкой отсчета здесь должна быть не столько профессиональная принадлежность, сколько конкретное рабочее место и условия трудового контракта. Люди хотят и имеют право знать реальные объем и структуру рынка труда, в том числе, обязательно в отраслевом и территориальном разрезах. Им поможет знание номенклатуры и востребованности специальностей; представления об уровне зарплаты и механизмах мотивации труда. В свете последних событий в экономике стала еще острее потребность в адекватной оценке состояния и перспектив отдельных отраслей, предприятий, компаний и т. п., поскольку профессиональное самоопределение — это планирование долгосрочного типа.
Не стоит избегать темы престижности и популярности различных профессий, а также разных секторов сферы занятости. Профессии, рабочие места, работодатели всегда были, есть и будут в глазах общественного мнения более или менее престижными, привлекательными, «крутыми». Ни к чему дезориентировать молодёжь замалчиванием этой стороны дела.
Помимо информации умозрительной, востребовано и другое. Исследования показали острую нехватку возможностей для молодёжи получить непосредственные, личные впечатления о тех или иных профессиях и рабочих местах. Здесь было бы уместно комплиментарно упомянуть советский опыт (в отличие от предыдущего упоминания). Система экскурсий и практик, опыт кружков и клубов, связанных с конкретными профессиональными и производственными корпорациями, — это то, что необходимо сохранить и развить на новой основе. В этом смысле блестящим примером системной работы по практической профессиональной ориентации является Детская железная дорога, функционирующая в Нижнем Новгороде уже несколько десятилетий и представляющая собой эффективный кадровый инкубатор для железнодорожной отрасли.
Понятно, что создание системы практического ознакомления молодежи с реальными формами трудовой занятости — задача организационно сложная и ресурсоёмкая. Но она непременно даст отдачу, тем более что в процессе её создания будет удобно подступиться к решению второй проблемы в деле информационного обеспечения профориентации, проблемы, о которой упоминалось выше.
Вторая проблема заключается в отсутствии субъекта — сильного игрока на поле профориентации, который действовал бы в интересах самоопределяющейся молодёжи и её семей. Это не значит, что другие интересанты — работодатели, профессиональные учебные заведения, кадровые агентства — действуют на этом поле с враждебными молодёжи целями. Но это значит, что они преследуют, в первую очередь, свои интересы, и чаще даже не стратегические, а конъюнктурные, решают текущие задачи. Например, обеспечить очередной ежегодный набор учащихся или закрыть проблемные кадровые вакансии на производстве. Поэтому сведения и месседжи, которыми они насыщают информационное пространство профориентации, неизбежно несут на себе печать ангажированности, промоутерства, вербовки. Это важный и нужный пласт информации, но он должен быть уравновешен, дополнен информацией, исходящей от инстанции с другим позиционированием и другой миссией.
Человек, оказавшийся на развилке дорог, имеет право рассчитывать на систему дорожных указателей. А дорожные указатели — это не рекламные объявления, у них другое предназначение. Они не предопределяют выбор, не склоняют к тому или иному варианту. Они просто информируют человека о содержании альтернатив и тем самым помогают ему принять разумное решение.
Образно говоря, кто-то должен «играть на стороне» молодёжи. Речь тут может идти и о государственном, и о гражданском участии, и о какой-то их комбинации. Но, как бы то ни было, данные наших исследований свидетельствуют: в настоящее время вопрос системного неангажированного информационного обеспечения процесса профессионального самоопределения молодёжи должным образом не решён.
2. Информированность о состоянии системы профессионального образования
Как известно, путь на рынок труда для подрастающего поколения лежит через институты профессионального образования. В современной кадровой практике крайне редки случаи трудоустройства без наличия какого-либо документа, сертифицирующего трудовые навыки. С формальной точки зрения сфера профобразования в нашей стране по-прежнему состоит из системы среднего профессионального и системы высшего — по определению специализированного — образования. На самом деле ситуация является куда более запутанной. За время после 1991 года система профессионального образования в России постепенно приобрела вид довольно непрозрачной сферы деятельности с неясным предназначением и трудно определяемой эффективностью. По ряду причин, как закономерных, так и случайных, все эти годы происходило экстенсивное развитие сферы высшего образования: росло и количество учащихся (спрос) и количество учебных заведений (предложение). Но востребованность высшего образования не сопровождалась ростом его качества, скорее, наоборот. Образование, по инерции называемое высшим, по факту расслоилось на несколько уровней, где подобающее качество сохранилось только на верхнем. А проникновение принципов платности не привело к формированию цивилизованного рынка образовательных услуг. В частности, все авторитетные исследователи проблем коррупции указывают на сферу образования как на одну из наиболее коррумпированных сфер жизни современной России. Окончательно запутало дело вхождение российского образования в болонский процесс, возможные дивиденды от которого могут быть получены лишь в долгосрочной перспективе, а организационная неопределённость возникает уже сейчас.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Куда/чему/зачем пойти учиться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других