Методология T&D взрослых людей в бизнес-организациях. Методическое пособие

Алексей Владимирович Аболмасов

Методология T&D в бизнесе – это технология, позволяющая решать задачи бизнеса через изменение сотрудников на основе системы: идеологических выборов (философия как базовые представления), знаний (принципы, законы и логика их применения) и практических методов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология T&D взрослых людей в бизнес-организациях. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Философия

Философия как наиболее обобщенная наука отвечает на главные вопросы жизни, на которые не могут ответить другие науки:

• Где я?

• Зачем я?

• Что делать?

Именно философия помогает нам осознать свои ценности, наполняет смыслом жизнь и деятельность на уровне индивида и человечества в целом. По сути, философия и связанная с ней идеология направляют всю нашу жизнь, как витязя на распутье из русских сказок: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — себя потеряешь, прямо пойдешь — счастье найдешь».

Именно поэтому важно в начале профессионального самоопределения осознать, «по какой дороге» ты пойдешь. Ведь далеко не всегда, поняв, что пошел не туда, можно с середины пути вернуться к развилке и начать все сначала. Мы называем это «ошибками в принципе».

Итак, философские и идеологические выборы, которые мы считаем принципиальными для методологии T&D.

3.1. ИДЕОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИИ

Сформулируем список базовых утверждений, которые лежат в основе нашего взгляда на обучение и развитие взрослых людей в современных организациях:

1. Человек не объект, а субъект. Он не просто реагирует на стимулы, а сознательно влияет на формат конечного результата и целенаправленно к нему движется.

2. Для того чтобы управлять процессом обучения и развития в организации, нужно знать, понимать и уметь использовать технологии, которые вытекают из научно обоснованных законов. Иначе воздействие будет случайным, неэффективным, часто вредным для людей и организации.

3. Индивид становится человеком и развивается только в содержательной деятельности и в социуме. Сначала деятельность — потом культура.

4. Для того чтобы все планируемые изменения и комплексные проекты приводили к полезному для бизнеса результату и становились необратимыми, нужно при их разработке использовать системный подход.

5. Научение происходит только в ситуации рассогласования реального с необходимым и только на основании нового опыта. Все остальные подходы — это зазубривание информации.

6. Для успеха комплексного проекта важно правильно выбрать объект и предмет научения. Самый масштабный уровень изменений, который требуется бизнесу и за который может отвечать функция T&D, — это формирование новых моделей организационного поведения.

7. Любая система: человек, организация, государство, вселенная — стремится к выживанию и адаптации. Решая обе эти глобальные задачи, любая система создает внутри себя функциональные долговременные или кратковременные системы, которые решают вопросы сохранения стабильности и развития одновременно. Все изменения запускаются внешней средой. Непрерывное развитие — это норма.

Вы можете остановиться здесь и поверить нам на слово. Если же вы хотите разобраться, откуда мы взяли эти тезисы, то читайте дальше. Мы постараемся обосновать каждый из них.

Пожалуй, самой простой формулировкой следующей научной парадигмы является достаточно жесткое утверждение: «Ты или живешь, или тебя живут». Разберемся, в чем именно проявляется активность в T&D.

3.2. ПАРАДИГМА АКТИВНОСТИ

Комплексная теория формирования навыков была разработана выдающимся отечественным физиологом Н. А. Бернштейном (1896—1966). Эта концепция, получившая название «Физиология активности», основывается на видении организма как сложившейся в ходе эволюции активной и целеустремленной системы, которая постоянно устремлена в будущее и, соответственно, ориентируется на него в своих действиях.

Парадигма активности справедлива для разных уровней. Нейрон достигает «результата», получая необходимые метаболиты из своей «микросреды». Современные данные нейронаук доказывают, что у нейрона есть «потребности», которые он стремится удовлетворить. То же самое еще в большей степени характерно и для человека. Человек не может жить без смысла («инстинкт цели», И. П. Павлов). Таким образом, последние научные данные ставят крест на бихевиоризме, в котором человек рассматривается как система сугубо реагирующая (парадигма реактивности).

Физиология активности базируется на трех основных принципах:

упражняемость — в отличие от механических систем, которые изнашиваются от повторений, живые существа каждое следующее исполнение действия делают лучше;

«повторения без повторения» — каждое новое движение — это не копирование предшествующего, а его развитие. Навык не может быть стереотипной последовательностью выученных действий. На всем его протяжении требуются сенсорные коррекции — постоянная сверка движения с реальными условиями, внесение поправок в движение на основании координирующей информации;

решение двигательной задачи, т.е. наличие обратной связи и обнаружение параметров движения, сигнализирующих, насколько верно оно выполняется.

Хотя сам Бернштейн разрабатывал свою теорию применительно к развитию двигательных навыков, открытые им закономерности оказались настолько фундаментальными, что могут быть распространены и на когнитивные навыки (например, навыки генерации синтаксических конструкций). Навык представляется иерархически организованной системой, которая включает в себя и наблюдение, и инсайт, и выработку реакций. Только взятые в совокупности «элементы» научения приводят к успешному освоению навыка.

Что это значит для T&D?

С философской и онтологической точки зрения это принципиальный выбор позиции в жизни и работе: ты либо субъект, либо объект. Субъект инициативно меняет мир и имеет шанс на выигрыш. Субъект всегда активен. У объекта нет собственных целей, решений, инициатив, он всегда жертва изменений.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология T&D взрослых людей в бизнес-организациях. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я