Юриспруденция интересов связывает процесс
познания права не с анализом законодательных текстов, а с изучением социальных интересов, лежащих в основе тех или иных законодательных решений.
Целью учебной дисциплины «Методология
познания права (философия, история, теория)» является качественная подготовка лиц с высшим профессиональным образованием по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» в сфере теории и истории права и государства, истории учений о праве и государстве.
Объём учебной дисциплины «Методология
познания права (философия, история, теория)» составляет 3 зачётные единицы, всего 108 часов, из которых 56 часов составляет контактная работа бакалавра с преподавателем (16 часов занятия лекционного типа, 20 часов мероприятия текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, 20 часов написание реферата), 52 часа составляет самостоятельная работа бакалавра.
Соответственно, можно говорить о единстве предмета и метода юридической науки, которое состоит в следующем: «специфическое понятийно-юридическое знание (то есть юридико-теоретическое, понятийно-правовое знание о праве и государстве) – это одновременно и предмет научно-юридического
познания права и государства, и метод их юридического познания (тип, форма, результат юридического метода познания данных объектов)».
По существу
познание права, начавшись однажды, не завершается на протяжении всей профессиональной жизни человека.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ругоза — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы; составляет обязательную, необходимую ступень в научном
познании права и государства, т. к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определённым образом.
Задачей учебной дисциплины «Методология
познания права (философия, история, теория)» является формирование и расширение знаний о методологии социальных наук, методологии юридической науки, понимания природы и назначения правового феномена.
При всей перспективности применения междисциплинарных способов
познания права имеются соображения, предупреждающие о негативах его повсеместного научного использования, по крайней мере, в обозримых временных границах.
Таким образом, в рамках очерченной выше концепции правовой реальности
познание права в строго эпистемологическом смысле теоретического опыта оказывается невозможным.
Познание права, с одной стороны, тоже таково и, с другой стороны, не таково.
Его существование и действие ощущаются всеми, и поэтому естественно, если развивающаяся мысль человека прежде всего обращается к
познанию права, как оно есть, как оно действует.
В-третьих, без междисциплинарности в области
познания права не обойтись, поскольку закреплённые за правом как сконструированным феноменом те или иные свойства и проявления содержательно производны от оснований отсчёта, т. е. от их контекстуальности.
Оно рождалось вместе с ними, углубляя
познание права, выявляя его достоинства и недостатки, раскрывая общее и особенное в его развитии.
Характеристику правосудия в качестве системы представляется целесообразным начать с краткого экскурса в общую теорию систем, с акцентированием внимания на общетеоретическом анализе системного подхода к
познанию права.
Для нас ценно то, что данная методология (в своей части интерпретации времени) позволяет несколько по другому выстроить концепцию
познания права.
Познание права можно осуществлять при обращении к системному, функциональному, институциональному, феноменологическому, интегративному (и пр.) подходам.
Именно такая наука может иметь специфический предмет – закономерности научного
познания права полностью – и поэтому претендовать на статус самостоятельной юридической науки.
Таким образом, как философия права, так и общая теория права являются формами теоретического
познания права, они тесно связаны друг с другом и дополняют друг друга, между ними трудно провести чёткую разграничительную линию, хотя различие между ними заключается в том, что первая подходит к исследованию права с позиции философской рациональности (ценностно нагруженной), а вторая – научной рациональности (ориентированной на объективность знания, стремящейся к ценностной нейтральности), главная же особенность философии права заключается в её методе – рефлексии.
Так, авторы предлагают следующую дефиницию: «Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя
познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению».
Авторы, изучающие право этим методом исходят из возможности
познания права из самого себя.
Их осмысление и становится основной задачей
познания права, решение которой требует создания новых юридико-технических средств, вследствие исчерпанности созидательных возможностей уже устаревших прошлых.
Во-первых,в качестве специфического социального процесса научного
познания права, его сущности, обосновании, ведущих принципов и признаков.
Такое определение рассматриваемого феномена, на наш взгляд, во-первых, включает полное содержание, все существенные элементы, во-вторых, подразумевает системное изложение признаков (устойчивой связью элементов является включённость в процесс
познания права).
Существующее многообразие мировоззренческих подходов к
познанию права позволяет углубить имеющиеся знания о данном социальном явлении, но исчерпать диалектическую методологию познания действительности невозможно.
Таким образом, правопонимание в широком смысле может рассматриваться как интеллектуальная деятельность, направленная на
познание права; отдельные элементы познавательно-правовой деятельности (восприятие правовых явлений, представление о правовых явлениях и праве в целом, понятие права), а также совокупность (или система) интерпретируемых правовых знаний, полученных в результате познавательно-правовой деятельности.
Последнее, как и вообще всякое
познание права, следует, конечно, строго отличать от обучения составлению официальных и иных бумаг и актов и вообще техническим приёмам разных профессий, ведомств и служб, а равно и от теоретического или наглядного ознакомления с явлениями этого рода.
И, наконец, право вовсе уже не связно ужасом насилия применительно к
познанию права, отмена телесных наказаний и замещение ответственности вербальными конструкциями сыграло свою роль.
Если право понимается как закон, установленный государством, то
познание права ограничивается изучением того, как эти законы создаются и каким образом должны быть сформулированы законодательные нормы, чтобы императивно выражать государственную волю.
Значение этой идеи для
познания права и мышления о праве совершенно не оценено современной юридической наукой, хотя она представляет фундаментальное основание, точку отсчёта исследований в области философии и теории права, опирающихся на богатейший материал истории политических и правовых учений.
Попытки представить исследования проблем отдельных методов
познания права (социально-правовых методов, толкования права, сравнительного правоведения) в виде самостоятельных отраслей правоведения столь же неправомерны, как и попытки некоторых теоретиков права выделить исследования норм права, правоотношений, правонарушений в качестве самостоятельных, автономных теорий права.
Часто под правопониманием имеются в виду отдельные элементы структуры
познания права: восприятиеправа и отдельных правовых явлений, представленияо праве и понятиеправа.
Поскольку успех конкретных социально-правовых исследований во многом зависит от методологической и методической оснащённости социолога, его способности выявлять и изучать эмпирические факты в соответствии с требованиями объективности, всесторонности и полноты, репрезентативности, то возникает настоятельная потребность в разработке специфики применения конкретно-социологических и статистических методов для
познания права, процессов его реального действия.
Признавая правомерность существования социологии права в качестве отдельной отрасли правоведения, он полагал, что её предметом выступают закономерности социологического
познания права.
Классические «априори» неразрывно вплетены в структуру современного
познания права.
Разработки методов социально-правовых исследований не образуют самостоятельной юридической дисциплины, а являются лишь частью другой комплексной науки, предметом которой выступают закономерности научного
познания права, предмета общей теории права.
Социологи права в той части, в какой они занимаются разработкой собственных методов
познания права, выступают в роли методологов и способствуют разработке методологических, а не социологических проблем правоведения.
Традиционно языковое толкование рассматривается как приоритетное прежде всего потому, что основным информационным каналом
познания права является его языковая форма.
Он отрицает за теорией
познания право на это, предоставляя задачу найти такой синтез теоретического и практического метафизике, – той престарелой ветви философии, которая, с нашей точки зрения, потеряла всякое право на существование.
Необходимость изучения специфики применения конкретно-социологических методов в
познании права в комплексе с другими познавательными средствами означает, что в системе правоведения должна быть специальная наука, которая бы исследовала все методы познания права во всех их связях и взаимозависимостях.
Последняя призвана рассматривать приёмы, способы
познания права в системе, комплексе, а не по отдельности.
Особенность метода, полагают, обеспечивает философии права возможность получить не только относительное
познание права, но и безотносительное, абсолютное, объяснить не только явления правовой жизни, но самую сокровенную сущность права.
Такова работа формулы о том, что право бытие в возможности государства, а государство бытие в действительности права, в отсутствии методологии
познания права.