Главная задача исследований состояла в том, чтобы раскрыть закономерности организации, функционирования и развития
познавательных процессов отдельного человека в ходе его взаимодействия с другими людьми.
Выполненные в инженерной психологии исследования
познавательных процессов являются существенным вкладом в общую психологию.
Для когнитивиста
познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.
Возникновение чувствительности означает появление ощущения как простейшего психического
познавательного процесса.
Он осознавал сложившуюся обособленность психологии личности от психологии
познавательных процессов и наметил основные пути преодоления данного разрыва в психологии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трейд-маркетинг — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Некоторые исследователи полагают, что эта точка зрения серьёзно затормозила изучение
познавательных процессов у животных – ту область исследований, которая начала интенсивно развиваться только теперь.
Индивидуально-типологические особенности
познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы становятся психическими свойствами и особенностями личности в соответствующих областях.
Это необходимо ещё и потому, что задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребёнка – она затрудняет общение ребёнка с окружающими, препятствует правильному формированию
познавательных процессов.
Крупнее у женщин и некоторые участки лимбической системы и области лобной коры, участвующие, соответственно, в формировании эмоциональных состояний и осуществлении
познавательных процессов.
Это один из наиболее чувствительных индикаторов динамики
познавательных процессов, функциональных состояний и форм взаимодействия человека с окружающим миром.
Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдёт литература любого вопроса из области
познавательных процессов, даже очень мелкого…
Расширение содержания и усиление эпистемологического статуса понятия общения стало решающим шагом, ведущим к появлению нового взгляда на природу и организацию
познавательных процессов.
Главная задача исследований этого уровня заключается в том, чтобы раскрыть закономерности организации, функционирования и развития
познавательных процессов отдельного человека в ходе его взаимодействия с другими людьми.
Ключом к решению такой исследовательской проблемы может стать изучение влияния мотивационной динамики на структуру и актуалгенез
познавательных процессов личности, в частности, мышления и самосознания.
Течение
познавательных процессов системно детерминировано, а сами они играют роль важнейших детерминант биологических и социальных процессов.
Субъективизм и недостаточность критики изменяют ход
познавательного процесса, личности упрощают его.
На совещании он представил свой взгляд на сознание, которое, по его мнению, представляло собой составную часть
познавательных процессов всех существ, включая животных.
Эмпирическую базу коммуникативного подхода составляли исследования динамики и результатов
познавательных процессов в условиях индивидуальной и совместной деятельности (Ломов, 1975, 1981; Ломов, Беляева, Носуленко, 1985; Ломов, Беляева, Коул, 1988).
Поскольку понимание является
познавательным процессом постижения человеком смысла событий и явлений предметной действительности, названные авторы, безусловно, правы в том, что связывают разработку «понимающих систем» с процессами смыслообразования у человека.
Подобную структуру
познавательного процесса сравнивают с айсбергом: его надводная часть – это формализованное знание, а основная, скрытая от глаз, – знание личностное (De May, 1992).
Наряду с индивидуально-психологическими особенностями личности (направленностью, темпераментом, характером, способностями) в центре внимания оказываются её интегральные образования, такие как сенсорно-перцептивная организация, Я-концепция, интеллект, коммуникативная компетентность, защитные механизмы и прочее, которые определяют способ и стиль протекания
познавательных процессов.
Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы
познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.
Это становится возможным благодаря наличию совокупного (надиндивидуального) фонда информации и использованию промежуточных продуктов индивидуальных
познавательных процессов (образов, понятий) всеми участниками общения.
Когнитивный (интеллектуальный) компонент психологической культуры представляет собой систему
познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память) и психологических знаний (определённую осведомлённость или компетентность).
Поэтому фундаментальными основами её методологии являются философия – теория познания(гносеология), диалектическое учение о методе, характеризующие сущность
познавательного процесса, его формы, пути и методы, и онтология, раскрывающая особенности исследуемой реальности.
Когнитивизмтрактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно
познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).
Чувствительность к общению обнаруживают все уровни и основные измерения познавательной сферы человека, а непосредственное общение («лицом к лицу») является важнейшей детерминантой
познавательных процессов.
Системность метода –его использование в совокупности с другими приёмами средствами познания; изменение функций метода на разных стадиях
познавательного процесса, а также в зависимости от характера исследовательских задач; иерархическое строение системы методов, соответствующее уровням методологического исследования.
Такой промежуточный подход предполагает возможность определённого (но не полного) выражения во внешней речи характеристик
познавательных процессов.
Описание
познавательного процесса, осуществляемого исследователем или практиком в области психологии, педагогики или иных дисциплин и состоящего в решении какой-либо познавательной задачи из рассматриваемых в рамках направления 2.
Конечно, при осваивании иностранного языка не обойтись без заучивания, однако упражнения на запоминание (например, прослушать текст и дословно повторить его, выучить длинный диалог или содержание обучающих карточек) ставят взрослого ученика в невыгодное положение с точки зрения
познавательного процесса.
Co временем темпы разработки проблемы замедлились, обнажив ограниченность используемых представлений там, где основным предметом исследования оказывается конкретный
познавательный процесс, деятельность либо общение человека.
Впоследствии историко-философское развитие понятия привело к изменению представления о нём и оценки значимости философии в общем
познавательном процессе (её признавали и «царицей всех наук», и «служанкой теологии»).
Однако временная форма явлений, оставаясь собой, может видоизменяться в зависимости от познавательной установки, а также от одного этапа
познавательного процесса к другому.
Так, одни исследователи практически прямо переносят схему деятельности, пригодную для анализа
познавательных процессов, на совместную деятельность, в частности, на детскую игру.
Поскольку все
познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.
Активно и последовательно разрабатывались методы изучения мышления в профессиональной деятельности, анализировалась специфика функционирования
познавательного процесса в условиях лаборатории и промышленного предприятия.
На первый взгляд может показаться, что он не имеет прямого отношения к кругу вопросов, представляющих интерес для специалистов в области совершенствования
познавательных процессов.
Вначале эта теория развивалась на материале
познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление.
При этом развитие высших
познавательных процессов протекает нормально; преобладает абстрактное мышление.
Характерно, что выявленный комплекс нарушений
познавательных процессов не зависит от уровня интеллекта – в данный симптомокомплекс с равной частотностью входят и категориальный, и функциональный, и конкретный уровни обобщения.
Эволюционная психология утверждает, что интуиция является результатом сложных
познавательных процессов, которые включают в себя не только индивидуальный опыт, но и многогранные социальные взаимодействия.
Вовлечение студентов в активный
познавательный процесс способствует их личностному развитию, что в полной мере отвечает сложившимся на сегодняшний день запросом общества к техническому и профессиональному образованию.
Такой ракурс проблемы делает феномен восприятия активным участником
познавательного процесса.
Воображение – это один из основных
познавательных процессов личности, наряду с ощущениями, восприятием, вниманием, памятью и мышлением.
Следовательно, процессы текстопорождения в научной речи с необходимостью отражают закономерности
познавательного процесса.
Задача психологического исследования
познавательных процессов ребёнка для диагностики природы его отставания заключается прежде всего в том, чтобы описать особенности структуры его интеллектуальной деятельности и уровень его обобщений.
Таким образом, с точки зрения психологии мышление как
познавательный процесс может протекать в различных формах: как в рациональных (в виде понятий, суждений и умозаключений), так и в чувственных (в виде ощущений, восприятий и представлений).
Они (системы) занимают подобающее им место средств, инструментов познания, а не конечных целей
познавательного процесса.
Раскрытие и расследование преступления, а также судебное рассмотрение уголовного дела представляют собой различные этапы единого
познавательного процесса.