Преодолеем вместе: психолого-педагогические рекомендации для родителей, имеющих детей с ОВЗ и (или) инвалидностью

Наталья Андреевна Персиянова, 2023

Здравствуйте, уважаемые родители! В данном сборнике вы найдёте психолого-педагогические рекомендации, которые помогут вам в развитии и воспитании своего особого ребёнка. В сборнике собраны рекомендации для родителей детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. А так же для детей с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития, умственной отсталостью и тяжёлыми нарушениями речи.При составлении данного сборника, мы оперались на экспертную литературу и на свой опыт.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преодолеем вместе: психолого-педагогические рекомендации для родителей, имеющих детей с ОВЗ и (или) инвалидностью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рекомендации для родителей детей с нарушением зрения

Одна из наибольших категорий детей с ограниченными возможностями здоровья — это дети с нарушением зрения.

Отсутствие зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих детей возникают трудности в игре, учении. При этом развитие высших познавательных процессов протекает нормально; преобладает абстрактное мышление. Звук — основной фактор ориентировки.

Специалисты выделяют такие группы детей с нарушением зрения:

Слабовидящие — категория лиц с нарушениями зрения, имеющие остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Могут иметь отклонения в состоянии зрительных функций.

Слепые (незрячие) — категория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствует зрительное восприятие, имеется светоощущение или остаточное зрение (цветоощущение, форменное видение), а также лица с сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.

Нарушение зрения может быть врождённым или приобретённым.

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно является следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль мозга, осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга или глаз).

Различают прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрительного анализатора.

При воспитании незрячих или слабовидящих детей нужно учитывать их особенности восприятия информации и составлять стратегию воспитания отталкиваясь от этого.

Если у ребёнка есть статус «инвалид», то необходимо получать технические средства реабилитации (ТСР), которые указаны в ИПРА. Это может облегчить адаптацию ребёнка к окружающему миру.

Далее мы перечислим некоторые общие рекомендации, которые будут полезны родителям при воспитании и развитии ребёнка с нарушением зрения.

Ориентировка в пространстве.

Под пространственной ориентировкой принято понимать способность слепого ребенка определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Обучение ориентировке в пространстве начинается с первых месяцев жизни слепого ребенка. Незрячий ребёнок, как и нормально видящий, познаёт пространство при помощи движения. Но из-за нарушения зрения, темп развития двигательного аппарата замедлен. Незрячий ребёнок не видит предметов, которые его окружают, поэтому у него не возникает потребности изучать окружающие предметы при помощи движений (действий). Этот процесс носит у незрячего ребёнка поочерёдный характер, который напрямую связан с развитием его двигательным аппаратом.

Этап 1 — этап познания своего тела и умение совершать им различные движения (поднимать голову, двигать руками и ногами, переворачиваться на живот и обратно). Для развития этого этапа родителям рекомендуется побуждать ребёнка делать необходимые движения путём соприкосновения с ним и звуковыми сигналами. В первое время ребёнок реагирует всем телом, позже он научится реагировать только определёнными частями тела (рукой, головой, ногой). Для развития этого можно делать так: мать сгибает ноги малыша в коленях, поднимает туловище вместе с ногами, вращает туловище и голову в любом направлении и др. При этом лаской, своим прикосновением к телу ребенка «поощряет» удачно выполненное движение. Необходимо позволять ребёнку дотрагиваться до ваших частей тела (лицо, рука, грудь). Потом этот опыт ему очень пригодится. Так он будет различать близких от чужих.

Для того, чтобы малыш научился управлять головой, можно проделывать следующие упражнение: положите малыша на живот, ребёнок (как правило) поднимет свою головку и в этот момент матери нужно соприкоснуться своим лицом головы малыша, при этом ласково поглаживать его и говорить что-то приятное. Если ребёнок лежит у матери на коленях, то можно при помощи погремушки, которой он может коснуться, привлечь его внимание. Следует менять положение игрушки (греметь ей справа, затем слева, повыше, пониже).

Этап 2. Этап развития двигательного аппарата с опорой на руки. Для развития данного этапа можно использовать мяч, на который малыш кладёт свои ручки. Поддерживая его, нужно медленно поворачивать мяч, привлекая внимание малыша ласковым прикосновением.

Хвататься за пальцы взрослого и держаться за них в сидячем положении. Рекомендуем проделывать такое упражнение: потрясите гремящую игрушку перед лицом ребёнка, затем отодвиньте её на небольшое расстояние от него, но так, чтобы он смог дотянуться до неё и удержать.

Развивать процесс ползанья можно при помощи такого упражнения: учите малыша стоять на четвереньках, выпрямляйте ему спинку и держа за талию медленно и аккуратно раскачивать его вперёд и назад. При этом, впереди должен раздаваться голос знакомого ему человека (матери, отца, и т.д.). Ещё одно упражнение, которое позволит развить навык ползанья: дайте малышу потрогать его знакомую игрушку (которая издаёт звук), затем заберите игрушку и положите её чуть дальше от малыша. Поставьте ребёнка на четвереньки и слегка подталкивайте сзади. Одновременно с этими действами, игрушку необходимо двигать вперёд. Этим родители будут побуждать его к движению.

Для развития вертикального положения (ходьбы) можно выполнять такое упражнение: положите звучащую игрушку на доступное для ребёнка расстояние, поставьте малыша на ножки, один родитель должен взять малыша за подмышки, а другой поочерёдно переставляя ножки делать ими шаг.

Необходимо учить ребёнка ходить с вытянутыми вперёд руками. Это снизит вероятность ушибов. Так же, для снижения травм, необходимо держать двери или полностью закрытыми, или открытыми. Это ещё и позволит лучше понимать ребенку, что и где находится.

У ребёнка с остаточным зрением процесс пространственной ориентировки проходит проще, но при том условии, если родители учат правильно им пользоваться. Приближайте предметы к лицу ребёнка, берите на руки и указывайте, куда он должен посмотреть, пользуйтесь контрастными игрушками. Когда ребёнок начинает ползать, то привяжите ему на ручку яркую ленточку и привлекайте к ней внимание. Когда ребёнок начинает ходить, обратите внимание, на каком расстоянии он видит предметы.

Учите ребёнка ручками изучать предметы (даже при остаточном зрении). Здесь хорошо работает метод «Рука в руке». Суть данного метода проста, вы своей рукой берёте руку ребёнка и совместно изучаете предметы, направляя ребёнка в нужном направлении.

Игровая деятельность.

Необходимо научить ребёнка играть с игрушками. Незрячие дети, как правило, играют с ними по-своему (могут бить об пол, кидать, ломать). Это происходит по той причине, что ребёнок не знает (не видит) как нужно правильно взаимодействовать с разными материалами для игр.

У ребёнка должны быть разные игрушки, в числе и со звуковыми эффектами (пищащие, звенящие, шуршащие), с разной тактильной поверхностью, с чёткими краями и хорошо отчерченными деталями. Незрячим детям очень важно развивать мелкую моторику, а при таком подходе к выбору игрушек, моторика будет развиваться в процессе игры и познания окружающего мира. Из игрушек детям очень нравятся пианино, барабаны, резиновые пищащие игрушки, звучащие мячи (его удобно катать и на слух улавливать из какой части комнаты доносится звук), тактильные мешочки с разным наполнением (например, крупа или пуговицы). Обязательно должны присутствовать реалистичные модели автомобилей, животных, птиц. Это то, что ребёнок не может полноценно (целостно, объёмно, полностью) увидеть в действительности из-за нарушений зрения. В большинстве своём, дети до 4 лет не интересуются мягкими (мохнатыми) игрушками. После 4 лет у них появляется интерес и к таким игрушкам.

Развиваем невербальные способы выражения эмоций.

Дети с нарушением зрения не видят (или плохо видят) какими эмоциями обладает их собеседник (мама, папа, бабушка, дедушка и др.). Поэтому им намного сложнее научиться невербальным способам выражать свои эмоции. Метод подражания, в связи с проблемами со зрительным восприятием, им не доступен. Если собеседник молчит, то ребёнок с нарушением зрения не может понять эмоциональное состояние того человека, с которым он общается.

Ребёнок становится старше и навык невербально проявлять свои эмоции становится необходимым в повседневной жизни. Он взаимодействует с множеством зрячих людей, которые могут увидеть выражение лица незрячего. Как бы «окаменелое» его лицо может оттолкнуть от себя видящего человека. Приведём в качестве примера такую ситуацию:

Незрячий человек говорит, как он рад вас видеть, но при этом на его лице нет улыбки, а руки скрещены на груди.

У зрячих создаётся совсем обратное впечатление от слов незрячего.

Поэтому, можно сказать, что обучением слепых и слабовидящих невербальным способам общения надо заниматься с раннего детства. Если пустить этот процесс на самотёк, то незрячие дети даже в возрасте 5-6 лет не смогут выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов на уровне зрячих 3-х летних детей. Чем старше будет ребёнок, тем больше этот процесс будет усугубляться.

В первую очередь, необходимо обучить незрячего ребёнка таким способам невербального выражения своих эмоций: тянуть ручки к маме, когда ребёнок хочет на ручки; при разговоре не наклонять вниз голову: поворачивать голову на голос собеседника; поднимать руку, когда хочется сказать (а не перебивать); контролировать свою улыбку (чтобы она была в подходящие время).

Процесс обучения восприятию и воспроизведению неречевых средств общения должен базироваться на использовании осязания, остаточного зрения (если оно есть) и слуха ребенка.

Родителям рекомендуется с пользой использовать то время, пока они носят ребёнка на руках. Это удобно для изучения ручками ребёнка мимики взрослого. Пример:

Возьмите ручки ребёнка, проведите ими по своему лицу приговаривая,:

— Это мамины щёчки, а это щёчки (имя ребёнка). У мамы щёчки большие, а у (имя ребёнка) маленькие. И так со всеми чертами лица (лоб, нос, губы, глаза, и т.д.).

Для того чтобы научить ребёнка уместно улыбаться можно проделывать такое упражнение:

Склонитесь к малышу, спокойным и ласковым голосом что-то ему говорите, возьмите его ладошку и погладьте ей своё расслабленное и улыбающееся лицо. Произнося фразы, дарите ему свою любовь и теплоту. Через какое-то время, у малыша должна возникнуть ответная улыбка. Ласковыми движениями пальцев, зафиксируйте его улыбку и удержите её на какое-то время. В дальнейшем, можно будет просить показать ребёнка улыбку. Когда ребёнок подрастёт, нужно рассказать ему в каких случаях улыбка является уместной, а в каких — нет.

Упражнение на развитие приветственного жеста рукой: возьмите руку ребёнка в свою, выпрямите ладонь, и слегка помахивая ей, справа налево говорите: «Привет!».

Таким образом, родители сами могут придумать свои способы обучения незрячего невербальным способом выражать свои эмоции.

При регулярном повторении навык невербального выражения своих чувств и эмоций, как правило, доходит практически до автоматизма.

Развиваем кругозор.

В подробностях рассказывайте ребёнку всё, что сами видите.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преодолеем вместе: психолого-педагогические рекомендации для родителей, имеющих детей с ОВЗ и (или) инвалидностью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я