В процессе написания книги мне неожиданно понадобилось создать некую параллель между свойствами концептуального мышления и других форм
освоения действительности и самовыражения.
Искусство– специфический вид духовно-практического
освоения действительности и эстетического отношения к ней.
Освоение действительности начинается с малой родины ученика, постепенно расширяемой вовне.
Однако существует и разница в системах научного и художественного
освоения действительности.
Столь же неожиданный опыт
освоения действительности как материала при решении чисто экспериментальных творческих задач демонстрирует практика немецкого экспериментального кино 20-х гг.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отсевки — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Очевидно, что коммуникативно согласованное понимание такого определения может быть достигнуто только как результат «шаблонного взаимодействия» – навыка следования правилам речевой кооперации, предопределяющей социальный дейксис легко опознаваемыми словесными сигналами: «новое классовое сознание, новый способ
освоения действительности, новое диалектико-материалистическое мышление».
С объектом науки тесно связан и её метод (от греч. – путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определённых правил, приёмов, норм практического и теоретического
освоения действительности.
В процессе поэтапного
освоения действительности у ребёнка складывается мотивация.
Тем самым им выдвигается принцип социально‐культурной обусловленности возникновения и развития знания, о какой бы области его существования ни шла речь – о сфере собственно научной мысли или художественного
освоения действительности.
Так, в основе марксистского подхода лежат следующие критерии выделения – вид общественно-экономической формации и способ духовного
освоения действительности.
Журналистика как вид духовного производства определяет различные разновидности творческо-преобразовательной деятельности людей: любительскую деятельность (внештатные сотрудники редакции); профессиональную (авторскую, редакторскую, организаторскую); публицистическую, ориентированную на рациональное и эмоциональное
освоение действительности.
На основе нового классового сознания, нового способа
освоения действительности, нового диалектико-материалистического мышления, – пролетариат как класс противопоставляет себя буржуазии в способе использования общенационального языкового материала, в обращении с этим материалом, в способе отбора из него нужных для конкретных целей фактов, в своём отношении к этим фактам и их оценке, в новом по содержанию их осмыслении, в новой их конкретизации в своей речевой практике.
И если отдельные науки, отпочковываясь от философии, лишали её привилегии быть единственной формой теоретического
освоения действительности, то философия сама по себе всё же продолжала соответствовать критериям научности.
Освоение действительности происходит при помощи разума.
Рассматривая воспитание в общеобразовательной школе, можно отметить, что для педагога
освоение действительности – это способность управлять ходом воспитательного процесса и строить его целесообразно в соответствии с логикой и закономерностями развития.
Существуют ещё и другие, внерациональные пути
освоения действительности.
Знания – сведения, информация, алгоритмы действий, полученные субъектом в ходе
освоения действительности, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и используемые им в ходе своей познавательно-преобразовательной деятельности.
Философия – не первая и не единственная форма духовного
освоения действительности.
Это тяготение к синтезу романтизма с просветительствомспособствовало раннему и более лёгкому преодолению романтического двоемирия и переходу русской литературы к реалистическому
освоению действительности с диалектической взаимосвязью идеала и реальности, человеческого характера и окружающих его обстоятельств.
Процессы, происходящие в ментальной сфере, формы духовного
освоения действительности и их трансформации не просто придают дополнительные штрихи к портрету эпохи, но раскрывают её смысловое наполнение, поскольку «образ прошлого, существующий в общественном сознании, определяется не только набором сохранившихся сведений, но и значением, которое им придаётся».
Философы вдруг начали проявлять живой интерес к различным внерациональным способам
освоения действительности: воле, чувствам, подсознанию, интуиции.
Слово «метод» (в пер. с греч. – путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приёмов и операций практического и теоретического
освоения действительности.
Обращение к исследованию человеческого тела, которое представляет собой первый инструмент
освоения действительности, крайне важно для понимания всякого рода предметно-практической и духовной деятельности.
Отличие от натуралистической формы, также входящей в науку как сферу культуры, – в опоре на понятия и принципы какой-либо частной науки в решении мировоззренческих проблем, в широком базисе, включающем не только весь комплекс частных наук, но и опыт художественного
освоения действительности и весь опыт человечества.
Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребёнка раннего возраста – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к
освоению действительности.
Это особый род духовного
освоения действительности. Искусство познаёт мира посредством образного мышления.
Следует видеть отличия науки от обыденного сознания в силу того, что наука является теоретическим
освоением действительности, в чём ей помогают искусство, мифологическое и религиозное восприятие мира.
Специфический вид духовно-практического освоения эстетического
освоения действительности.
По-настоящему понять гомеровские поэмы можно, только учитывая всю сложность их формирования в течение нескольких веков, их переходный характер, отразивший древнейшие этапы исторического и мифологического развития греков, преображённого вдохновением эпического певца в новое художественное
освоение действительности.
Таким образом, все формы духовного
освоения действительности за пределами науки устремлены к пользе.
Религиозное мировоззрение как тип духовно-практического
освоения действительности основывается на вере в реальность сверхъестественных сил, от отношения к которым фатальным образом зависит существование людей.
Как обеспечить достижение учениками базовых образовательных стандартов одновременно с творческим
освоением действительности?
Информационный уклад характеризуется формированием особой структуры социальных взаимодействий и особых практик познания и
освоения действительности человеком, социальными группами и обществом в целом.
Важно отметить, что постмодерн стремится расширить способы
освоения действительности за счёт иррационального, трансцендентального, мифологического – «Иного» по отношению к рациональному познанию классической философии картезианского типа, господствовавшей в европейской гуманитаристике с XVII века.
Метод представляет собой совокупность приёмов и операций теоретического и практического
освоения действительности, организованной определённым образом.
Насколько новая ситуация благоприятна для развития науки как способа духовного
освоения действительности и как социального института?
От эстетического (художественного) способа
освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественного познания неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента.
Форма познания отражает организованное взаимодействие субъекта и объекта познания, а метод познания представляет собой совокупность правил и приёмов
освоения действительности.
Статьи об искусстве были для него таким же нутряным самовыражением, с одной стороны, и попыткой
освоения действительности, с другой, как и стихи.
Сначала рассмотрим исходный тип мировоззрения, первичную форму духовного
освоения действительности, впрочем, вовсе не утратившую актуальность и в наши дни, – мифологию.
По мере практического
освоения действительности, развития культуры, науки изменялся предмет философии, но, тем не менее, всегда существовали фундаментальные проблемы, которые постоянно переосмысливались и переосмысливаются философской мыслью в свете нового опыта, новых знаний и исторических условий.
Таким образом, ценности образуют специфический мир, а оценивание (восприятие вещей и явлений мира с позиции тех или иных ценностей) представляет собой особый вид человеческой деятельности, выражающий некоторый срез духовного
освоения действительности.
Итак, мы рассмотрели субъективность учёного в двух ракурсах: изнутри науки как определённой формы духовного
освоения действительности и извне науки как социального института, функционирование и развитие которого регулируется государством.
Стремление обновить драму, приблизить её к жизни – и по содержанию, и по форме – было ощутимо уже в начале XIX века: сломав каноны классицистической драматургии, романтики «расчистили почву» для новой драмы, хотя при этом и не стремились к критическому
освоению действительности.
Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств
освоения действительности, которыми он владеет.
А вообще, словесное народное творчество представляет особый вид искусства, то есть вид духовного
освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
И прежде всего – с навыком и упорством установления всё более сложных связей между фактами в ходе общего системно-семантического
освоения действительности.
Всё более проблемными становятся противоречия между материальным миром и духовным
освоением действительности.
В целом такое архаическое мировосприятие, где сохраняются элементы мифологического и образно-символического объяснения и мышления, например, в понимании организации человека телесного и духовного, оказывает влияние на формирование многообразных способов
освоения действительности.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, в чём состоит сущность науки как формы духовного
освоения действительности.