Учебное пособие предназначено для тщательной подготовки к государственному экзамену по обществознанию в 9 классе. Все материалы будут даны в виде кратких конспектов по темам. Вы сможете легко изучить и систематизировать информацию, необходимую для получения высоких баллов.Желаю удачи, мой дорогой друг!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспекты для подготовки к ОГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Блок «Человек и общество»
Тема «Общество»
Определения в узком смысле:
1. Общество — это определенный этап развития человечества (например, традиционное общество);
2. Общество — это группа людей, объединенных общими интересами (например, общество блогеров).
Определения в широком смысле:
1. Общество — это все человечество в его истории, современности и перспективе (все человечество в прошлом, настоящем и будущем).
2. Общество — это совокупность форм объединения людей / все способы взаимодействия людей.
3. Общество — это сложноорганизованная динамичная система, часть материального мира, выделившаяся из природы, но тесно с ней взаимодействующая, состоящая из индивидов, имеющих специфические способы взаимодействия.
В структуру общества входят: сферы общественной жизни, социальные институты, социальные группы и индивиды.
К сферам общественной жизни относят (их выделяют по базовым потребностям человека):
1. Политическую (правительство, партии, государство, власть).
2. Экономическую (доход, товары, инфляция, производство).
3. Социальную (семья, друзья, развитие инфраструктуры, улучшение благосостояния граждан).
4. Духовную (культура, религия, искусство, наука, образование).
Социальные институты — это устойчивые, исторически сложившиеся формы организации людей, выполняющие важные функции в обществе.
Основные социальные институты: государство, семья, СМИ, образование, религия, производство и т. д.
К политическим социальным институтам относятся: государство, политические партии, армия, суд.
К экономическим социальным институтам относятся: собственность, рынок, производство, бизнес.
К духовным социальным институтам относят: религию, образование, искусство.
Типы общества по Д. Беллу:
1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное):
— ведущая отрасль экономики — сельское хозяйство, аграрное хозяйство;
— натуральное производство;
— слаборазвитые рыночные отношения;
— коллективизм;
— ручной труд;
— сословная структура общества (сословие — это группа людей, выделяемая по признаку происхождения);
— наука не используется в производстве;
— патриархальный уклад семьи.
2. Индустриальное общество:
— ведущая отрасль экономики — промышленное производство, появление конвейера;
— классовая структура общества (класс — это группа людей, выделяемая по признаку собственности);
— завоевание гражданских прав и свобод;
— наука — один из факторов производства;
— развитые рыночные отношения;
— появляется средний класс;
— появляется массовая культура;
— возрастает социальная мобильность;
— появляется свобода совести (свобода вероисповедания);
— появляется конвейер;
— начало массового промышленного производства.
3. Постиндустриальное общество (информационное):
— ведущая отрасль экономики — сфера услуг;
— автоматизированный труд;
— наука — главный фактор производства;
— информация — товар;
— резкий рост численности среднего класса;
— появление инновационной экономики.
Тема «Глобализация»
Определение:
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (объединения) и унификации.
Проявления глобализации:
— существование интернета;
— международный бизнес (Auchan, Ikea, Toyota);
— международные организации (ООН, НАТО, ЕС, ЮНЕСКО);
— глобальные проблемы;
— развитая международная транспортная сеть.
Положительные:
— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где это обойдется дешевле;
— возможность реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
— разработка новых передовых технологий;
— сближение государств;
— возникновение социокультурного единства человечества.
Отрицательные:
— насаждение единого стандарта потребления;
— создание препятствий для развития отечественного производства;
— игнорирование культурной и экономической специфики;
— утрата национальной самобытности;
— появление глобальных проблем.
Тема «Глобальные проблемы»
Определение:
Глобальные проблемы — это совокупность социальных противоречий, ставящих под угрозу сохранение человечества, требующих объединения общих усилий всех стран для их разрешения.
1. Проблема «Война и мир».
К причинам возникновения относятся:
— появление большого числа террористических группировок;
— появление и распространение ядерного оружия;
— гонка вооружений.
К способам решения относятся:
— борьба с террористическими группировками;
— уничтожение ядерного оружия;
— прекращение гонки вооружений.
2. Проблема «Север — Юг».
Суть проблемы: резкий разрыв в уровне развития между развитыми и развивающимися странами.
К причинам возникновения относятся:
— длительная колониальная зависимость;
— наличие больших долгов перед развитыми странами;
— постоянные локальные военные конфликты, отпугивающие инвесторов.
К способам решения относятся:
— помощь со стороны международных организаций;
— модернизация экономики;
— списание части долгов.
3. Проблема демографическая.
Подразделяется на два вида:
А) резкий рост уровня населения.
К причинам возникновения относят:
— низкий уровень развития медицины;
— ценности и традиции в данном обществе.
Б) резкое сокращение рождаемости.
К причинам возникновения относят:
— снижение значимости института семьи;
— построение карьеры имеет первостепенное значение;
— увеличение количества бесплодных людей;
— создание однополых браков.
4. Проблема экологическая.
К причинам возникновения относят:
— активное освоение космоса;
— активную экономическую деятельность человека;
— пренебрежительное отношение к природе.
К способам решения относятся:
— создание заповедников, заказников;
— изменение сознания людей;
— использование очистных сооружений на производстве.
Тема «Познание»
Определение:
Познание — процесс активного отражения объективной действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.
Знание — познавательно значимая информация.
Существуют два взгляда на процесс познания:
— гносеологи (считают, что мир полностью познаваем);
— агностики (считают, что мир нельзя познать, так как невозможно проникнуть в сущность объекта).
Уровни (этапы) познания:
1. Чувственное познание (сторонники — сенсуалисты, получаем информацию только о внешних свойствах объекта; непосредственный контакт органов чувств с познаваемым объектом, наглядность информации).
Формы:
— ощущение (это отражение отдельных свойств предмета или явления);
— восприятие (это создание целостного образа изучаемого объекта);
— представление (это создание целостного образа изучаемого объекта, но при его отсутствии благодаря памяти); является предпосылкой для рационального познания, так как используется функция мышления — запоминание.
2. Рациональное познание (сторонники — рационалисты, логические операции, опора на результаты чувственного познания, абстрактность и обобщенность, выявление существенных признаков).
Формы:
— понятие (это выделение в объекте существенных свойств, присущих всем предметам данного вида);
— суждение (это связь понятий, с помощью которых что-то отрицается или утверждается);
— умозаключение (это вывод).
Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.
Виды умозаключения:
1. Индуктивное — вывод от частного к общему.
2. Дедуктивное — вывод от общего к частному.
Иррационалисты — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью интуиции.
Эмпирики — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью эксперимента, а также ощущений и наблюдения.
Основной целью познания является получение истины.
Определение:
1. Истина — это верное, адекватное отражение действительности.
2. Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета изучения.
Признаки истины:
1. Объективность!!! (так как не зависит от мнения и пристрастия отдельных людей).
2. Конкретность (связана с условиями места, времени и т. п.).
3. Истина — это процесс постижения объекта.
Виды истины (в зависимости от полноты знаний об объекте):
1. Относительная (истина, которая со временем может быть изменена или дополнена — например, знания о структуре Вселенной).
2. Абсолютная (истина, которая со временем не может быть изменена или дополнена — например, Земля вращается вокруг Солнца).
Критерии истины:
— общественная практика (любая материальная деятельность людей — например, Магеллан проплыл вокруг Земли и доказал, что она имеет шарообразную форму);
— теоретические доказательства (в математике);
— логика (в тестах иногда встречается «соответствие законам логики»).
Виды познания:
1. Обыденное (второе название — житейское; познание, осуществляемое в повседневной жизни).
Признаки обыденного познания:
— связано с приобретением навыков (учиться делать уборку, варить борщ);
— основано на смекалке (добавить новый ингредиент в суп);
— основано на здравом смысле (на улице идет дождь — ты возьмешь зонт).
2. Художественное (познание окружающего мира с помощью создания образов в произведениях искусства).
Признаки художественного познания:
— образность;
— вымысел;
— уникальность.
3. Религиозное.
Признаки религиозного познания:
— основано на вере в сверхъестественное;
— не требует доказательств;
— нравственные ценности.
4. Духовное (познание внутреннего мира, поиск смысла жизни — человек находит ответы, как правильно жить в обществе).
5. Паранаучное (познание необъяснимых явлений).
Признак паранаучного познания:
— отсутствует объект познания.
6. Социальное (изучение общества и социальных фактов, происходящих в нем).
Признаки социального познания:
— совпадает объект и субъект изучения;
— ограничен или запрещен эксперимент;
— субъективизм (на результаты познания влияет личность исследователя, который по-своему интерпретирует факты — например, отставка главы города Москвы, для кого-то это положительный факт, а для кого-то наоборот).
Виды социальных фактов:
— событие (день города Москвы);
— действие (митинги, забастовки);
— словесные действия (речь политического лидера);
— результаты деятельности людей (научное открытие, объем выпускаемой продукции).
Методы соц. познания:
— социологический опрос;
— анкетирование;
— интервью;
— обработка статистических данных.
7. Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
Признаки научного познания:
— исключительным методом является эксперимент;
— наукой занимаются люди высокой подготовки;
— наука имеет свои категории (свой специальный язык);
— объективность;
— верифицируемость (можно всегда перепроверить);
— требует доказательств.
Уровни научного познания:
1. Эмпирический уровень (на этом уровне происходит установление научных фактов, мы только собираем информацию, чтобы затем с ней поработать).
Методы:
— наблюдение (описание исследуемого объекта, не происходит вмешательства в объект, его только фиксируют, не нарушая естественных условий);
— эксперимент (вмешательство в объект, проводимое в искусственных лабораторных условиях);
— описание;
— измерение;
— анкетирование.
2. Теоретический уровень (происходит обработка полученных фактов в форме теорий, проблем, прогнозов; уже ничего не собираем, работаем с тем, что нашли на эмпирическом уровне).
Методы:
— анализ (расчленение объекта на части с последующим описанием каждой из них);
— синтез;
— аналогия (сравнение объектов по некоторым признакам);
— обобщение (переход от конкретных признаков отдельных предметов к общим признакам, используется при формулировке понятий);
— моделирование (схематическое изображение исследуемого объекта в виде таблиц, карт, графиков);
Формы научного познания:
— теория;
— закон;
— факт;
— гипотеза.
Тема «Наука и образование»
Определение:
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Классификация наук:
— социально-гуманитарные (история, политология, экономика);
— естественно-научные (физика, география, биология);
— точные и технические науки (математика, робототехника).
Особую роль среди всех наук занимает философия — наука о наиболее общих законах развития общества, природы и мышления. Она стоит особняком и не входит в классификацию (так как является родоначальницей всех наук). Ну вы же помните, раньше философы все изучали. И географию, и математику, и историю, и…
Особенности науки:
— доказательность;
— объективность (отношение к объекту и его характеристикам, процессам как к независимому от воли и желания человека);
— занимаются только ученые.
Методы, используемые наукой:
— эксперимент,
— наблюдение,
— выдвижение гипотез,
— анализ и др.
Определение:
Образование — педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества
Тенденции современного образования:
1. Гуманизация — это ориентация образовательной системы на построение отношений между учащимися и педагогами, основанных на уважении прав каждого человека и развитии личностного потенциала (направлено на заботу о здоровье, учет склонностей ученика и внимание к нравственному воспитанию).
2. Гуманитаризация — это увеличение количества часов, отводимых на гуманитарные дисциплины.
3. Интернационализация — внедрение единых образовательных стандартов по всему миру (Болонский процесс является примером этой тенденции).
4. Компьютеризация — внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
5. Демократизация — доступность образования увеличивается.
Ступени образования в РФ:
— дошкольное общее (до 1-го класса);
— начальное общее (1–4-й классы);
— основное общее (5–9-й классы);
— среднее (полное) общее (10–11-й классы) или среднее профессиональное (колледж);
— высшее профессиональное (бакалавриат (1–4-й курсы), магистратура (5–6-й курсы), аспирантура и т. д.).
Права учащихся:
— право на получение бесплатного среднего образования;
— право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность;
— право выбирать школу, форму обучения, программу и язык.
Обязанности учащихся:
— не пропускать занятия без уважительной причины;
— добросовестно учиться;
— беречь школьное имущество.
Тема «Общественное развитие»
Направления общественного развития:
— прогресс;
— регресс (возвращение к изжившим себя структурам, деградация, утрата способности к выполнению некоторых функций).
Общественный прогресс — это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному.
Признаки общественного прогресса:
— противоречивость (есть и плюсы, и минусы от создания интернета, например);
— нестабильность (в какие-то годы происходит множество открытий, а в какие-то не происходит ничего);
— относительность (некоторые ученые считают, что понятие прогресса применимо не ко всем областям жизни общества и человека, поскольку невозможно определить критерий изменения прогресса).
Критерии общественного прогресса:
1. Уровень развития науки и техники.
2. Уровень организации производства как условие повышения производительности труда.
3. Развитие идей гуманизма.
4. Демократизация общества.
Формы социальных изменений:
1. Реформа — преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры (пенсионная реформа).
2. Революция — радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Тема «Культура и искусство»
Определение:
Культура (в широком смысле) — совокупность достижений человека в социально-экономической, политической и духовной сферах общественной жизни.
Культура (в широком смысле) — совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы.
Культура (в узком смысле) — уровень воспитанности человека.
Функции культуры:
— приспособление человека к окружающей среде;
— социализация личности;
— создание, накопление и передача социальных ценностей;
— обеспечение взаимодействия между людьми.
Виды культуры:
1. Массовая культура (культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации, культура общедоступная, отражающая насущные потребности широких масс).
Признаки:
— является общедоступной;
— рассчитана на массового потребителя;
— проста для понимания;
— развлекательный характер;
— коммерческий характер.
2. Элитарная культура (культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений).
Признаки:
— рассчитана на узкий круг зрителей;
— неярко выраженный коммерческий характер;
— сложна для понимания;
— создают профессионалы;
— дает автору возможность безграничного самовыражения.
3. Народная культура (культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер).
Признаки:
— не имеет автора (анонимна);
— отражает национальный характер;
— передается из поколения в поколение;
— вдохновляет представителей элитарной культуры на создание произведений;
— существует долгое время.
Субкультура — это культура, создаваемая представителями отдельных социальных групп (субкультура молодежи, художников, #яжматерей).
Контркультура — это культура, не воспринимаемая большинством членов общества (готы, панки). Для нее характерен отказ от сложившихся социальных условий. К причинам возникновения можно отнести антигуманность современного общества, разрыв с природой.
Антикультура — культура, наносящая вред обществу (скинхеды).
Иногда выделяют материальную культуру (техника, технологии, материальные ценности) и духовную культуру (наука, искусство, философия, мораль, образование).
Искусство — специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.
Функции искусства:
1. Эстетическая (пробуждает в человеке стремление к прекрасному, формирует его художественный вкус).
2. Коммуникативная (способствует общению автора и зрителей).
3. Познавательная (отражает действительность в образно-символической форме).
4. Гедонистическая (доставляет эстетическое наслаждение от соприкосновения с прекрасным).
Виды искусства:
— живопись (вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность);
— литература (все письменные тексты, имеющие какое-либо общественное значение);
— музыка;
— хореография;
— театр и др.
Тема «Религия»
Определение:
Религия — определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Функции религии:
— мировоззренческая (формирует определенную картину мира, взгляд на место в нем человека и цели его жизни);
— психологическая (дает утешение в горе);
— коммуникативная (способствует общению верующего с Богом, с духовенством, другими мирянами);
— регулятивная (на основе религиозных норм упорядочивает деятельность людей);
— передача культурных ценностей (сохраняет и обеспечивает преемственность ценностей религиозной культуры).
Виды религий:
1. По количеству богов:
— монотеизм (один бог: ислам, христианство и иудаизм);
— политеизм (два и более богов: религии Древней Греции, язычество).
2. Первобытные религии (родоплеменные, архаичные верования):
— тотемизм (вера в животных, поклонение тотемам);
— анимизм (поклонение духам);
— фетишизм (поклонение предметам).
3. Национальные религии (исповедуют представители одной национальности):
— конфуцианство (Китай);
— индуизм (Индия);
— даосизм (Китай);
— синтоизм (Япония);
— иудаизм (Израиль, единственная национальная религия, имеющая священное писание — Тора).
4. Мировые религии — группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от их этнической принадлежности, наибольшим числом верующих.
— буддизм (зародился в Индии в VI в. до н. э., основатель Гаутама, священное писание — Типитака);
— христианство (направления: православие, католичество, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство); самая распространенная религия в мире, священное писание — Библия);
— ислам (зародился в VII в. н. э., священное писание — Коран, направления: шииты, сунниты).
Признаки мировых религий:
— большое количество верующих;
— обращенность этих религий к каждому верующему;
— понятность основных постулатов;
— эгалитаризм (формальное равенство людей перед Богом);
— космополитизм (выходят за рамки национальных границ, то есть христианство исповедуют не только в России, но и в Греции).
Структура религии:
— религиозное сознание (вера в наличие сверхъестественных сил, возможность общения с этими силами, в истинность религиозных догматов и священных текстов, в религиозные авторитеты);
— культ (система ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры);
— религиозные отношения;
— религиозные организации (церковь, секты).
Тема «Деятельность»
Определение:
Деятельность — это специфический вид активности человека, в процессе которого он сознательно меняет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
Структура деятельности:
— цель — это осознаваемый образ конечного результата;
— мотив — это побуждающий фактор к деятельности;
— средства — это инструменты, материалы, с помощью которых мы осуществляем деятельность;
— действия — это операция по осуществлению деятельности;
— результат — это итог деятельности;
— объект — то, на что направлена деятельность;
— субъект — тот, кто осуществляет деятельность.
Основные формы деятельности:
— труд (вид деятельности человека, направленный на создание материальных и духовных благ, которые удовлетворяют потребности индивида и общества);
— игра (вид деятельности в условных ситуациях, нацеленный на удовлетворение интереса ее участников);
— учение (вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков);
— общение (вид деятельности, в процессе которого происходит обмен информацией между ее участниками).
Общение — это обмен информацией. Синонимом общения иногда выступает коммуникация, однако в узком смысле под коммуникацией понимают одностороннюю передачу информации.
По использованию речи:
— вербальное;
— невербальное.
По наличию / отсутствию «опосредующего» аппарата:
— непосредственное (без использования технических средств);
— опосредованное (с использованием технических средств).
Тема «Человек и животное»
Определение:
Индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода.
Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
Индивидуальность — особенности характера и психического склада, отличающие одного индивида от другого и определяющие своеобразие его психики и личности.
Теории происхождения человека:
— божественная;
— теория палеовизита (про инопланетян слышали?);
— теория Ч. Дарвина (эволюция);
— теория Ф. Энгельса (труд сделал из животного человека).
Общие черты человека и животного:
— наличие биологических потребностей;
— наличие инстинктов и рефлексов;
— забота о потомстве;
— человек и животное — части живой системы;
— способность приспосабливаться к природным условиям.
Биологические отличия человека от животного:
— прямохождение;
— низкий волосяной покров;
— сложное строение головного мозга;
— развитая кисть руки;
— длительная забота о потомстве.
Социальные отличия человека от животного:
— наличие мышления, сознания;
— наличие членораздельной речи;
— люди рождаются без сознания, оно формируется в процессе развития речи;
— целенаправленная деятельность, творческая деятельность;
— наличие семьи;
— социальная адаптация.
Конформизм — это пассивная социальная адаптация.
Феральные люди — люди, лишенные социальной среды (маугли).
Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда.
Тема «Потребности»
Определение:
Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребности человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств.
Виды потребностей:
1. Биологические (естественные — потребность в пище, сне, воде, воздухе для дыхания, продолжении рода, одежде, жилище, средствах передвижения и связи, самосохранении).
2. Социальные (потребность в общении, в труде, жизненном успехе, определенной позиции в обществе).
3. Духовные (познание окружающего мира, достижение гармонии и красоты, религиозная вера, приобретение новых знаний, художественное творчество, нравственное поведение).
1. Первичные (врожденные):
— биологические;
— экзистенциальные (потребность в комфорте, безопасности).
2. Вторичные (благоприобретенные):
— социальные (общение);
— престижные (карьера);
— духовные.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспекты для подготовки к ОГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других