Средневековое этическое мышление отрицало положения античной
моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера.
Надо помнить, что университетская научная психология XX в. выросла из курсов
моральной философии старомодных американских колледжей XIX в.
Моральная философия образует основание и определяет границы для политической философии.
Более того, в той мере, в какой
моральная философия неоднозначна и ведёт к расхождениям в моральных оценках, она создаёт проблемы, которые предположительно могут быть должным образом решены в сфере политики.
Самой большой головоломкой при составлении тома стали «Некоторые вопросы
моральной философии».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: конферировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Подзаголовок книги – «
Моральная философия общественного сотрудничества» – из-за краткости не вполне точен.
Вопрос, который может сразу же возникнуть у некоторых читателей и на определённом этапе работы непременно должен встать перед авторами, пишущими на темы этики, таков: каково практическое применение
моральной философии?
Постепенно на смену убеждённости в безусловной пользе торговых ограничений пришёл более критический взгляд на эти меры – сперва среди самих меркантилистов, а затем и среди тех, кто, подобно представителям
моральной философии и авторам некоторых других течений общественной мысли, использовали для защиты экономической свободы принципиально иную аргументацию.
Первая – это формирование юридических концепций, вторая – возникновение предшествующей христианству
моральной философии.
Помощь находится рядом – это когнитивная нейробиология. Некоторое содействие нам окажет и пресловутая
моральная философия.
Однако же и противоположным образом настроенная
моральная философия, выводящая нравственную самоотверженность из трансцендентных основ нашего существа, отнюдь не избегает подобного пессимизма.
Китайцы разработали систему
моральной философии, основанную на конфуцианстве, в которой подчеркивалась важность социальных отношений и культивирования этичного поведения.
Отказываясь решать её как проблему
моральной философии, позитивизм приходит к ней в рамках формальной юриспруденции.
Более того, выводы, которые мы сделали в области
моральной философии, могут и должны быть применены и к моральной теологии.
Поэтому, поскольку из того, что кровь и нервная жидкость в теле движутся необычным образом, только в общем понимается, что душа затрагивается аффектом; настоящее утверждение служит для распознавания видов аффектов: это имеет огромное значение в той части
моральной философии, которую мы называем искусством предсказания человеческих нравов.
Один писатель XVII века (De Rocoles) говорил, что «история исполняет обязанности, свойственные
моральной философии, и даже в известном отношении может быть ей предпочтена, так как, давая те же правила, она присоединяет к ним ещё и примеры».
Исторически философствование о политике складывалось и существовало в виде отрасли
моральной философии – как приложение к вопросам государственного и правового устройства учений о нравственно должном, обычно восходящих к теологии.
Но в большинстве случаев награда рассматривалась английскими мыслителями в рамках
моральной философии, да и то, как правило, лишь вскользь.
Вся цель
моральной философии состоит в том, чтобы привести направление желания под наш контроль, чтобы мы не действовали опрометчиво и не сожалели об этом впоследствии.
Прежде чем вести диалог об этих пределах необходимо их измерить, вычислить, оценит, то есть знать природу
моральной философии.
Естественные законы неизменны и вечны, и их легко соблюдать. Наука об этих законах является
моральной философией, объясняющей, что такое добро и зло.
Поэтому неудивительно, что этика понималась широко и включала в себя всё, что относилось ко второй, самосозидаемой человеком природе, а социальная философия именовалась
моральной философией, по традиции она ещё иногда до настоящего времени сохраняет это название.
Подобно тому как из лона натурфилософии постепенно вычленялись физика, химия, биология и другие естественные науки, так из лона
моральной философии стали вычленяться юриспруденция, политическая экономия, социальная психология и другие общественные науки.
Естественно-правовой подход, вторгаясь в сферу
моральной философии, значительно расширяет рамки правоведения.
Множественное число от него – moralia – употреблялось как обозначение
моральной философии, как науки, и её предмета изучения.
Правда,
моральной философии свойствен один специфический изъян, которого мы не находим в философии естественной, а именно, накапливая опыты, она не может производить их намеренно, предумышленно, так, чтобы удовлетворительно разрешить всякую трудность, какая только может возникнуть.
У
моральной философии богатое прошлое и, несомненно, богатое будущее, поскольку основные ответы, которых от неё ожидают, ещё впереди.
Таким образом, из всего практического познания моральные законы вместе с их принципами не только существенно отличаются от всего прочего, в чём заключается что-то эмпирическое, но вся
моральная философия всецело покоится на своей чистой части.
Та философия, которая перемешивает чистые принципы с эмпирическими, не заслуживает даже имени философии (ведь философия тем и отличается от обыденного познания разума, что излагает в обособленной науке то, что обыденное познание разума постигает только вперемешку), ещё в меньшей степени – названия
моральной философии, так как именно этим смешением она вредит даже чистоте самих нравов и поступает против своей собственной цели.
Поскольку задача
моральной философии – показать, как человек может достичь высшего счастья и совершенства с помощью своих природных сил, она должна основываться на наблюдении за способностями и наклонностями, которые в нас заложены.
Эти термины стали взаимосвязанными благодаря сенсуалистической
моральной философии, которая привела к появлению новых определений и изменила значение существующих терминов.
Это означало, что «легально-политический» аспект метадискурса о войне уступал место научному дискурсу, и самое главное – «гуманитарно-филантропической» системе, основанной на
моральной философии чувства [Dobie 2009: 1853].
В первую очередь, в области философии; моральной семиотики, которая называлась искусством предсказания человеческого поведения, неожиданно также использует эмпирическую психологию: это станет ясным, когда мы поднимем основы этого искусства в универсальной практической философии и в
моральной философии обсудим знаки добродетелей и пороков, которые помогают понять внутренние состояния разума.
В
моральной философии важно различать истинное удовольствие и мнимое.
Находим целесообразным рассматривать трансплантологию как предмет именно
моральной философии.
Именно отсюда вырисовывается проект дальнейшего научного исследования по опосредованному осмыслению проблем биоэтики, медицинской этики, экоэтики и пр., которые, кстати, являются предметом изучения
моральной философии.
Предмет
моральной философии обширен, он затрагивает всё, что имеет значение в жизни.
Между тем, если рассуждать с позиции
моральной философии, утверждение, что «я должен сделать что-то определённое» вовсе пока не означает, что это идея является правильной и существенной.
Понять, осмыслить и взять на вооружение принципы
моральной философии непросто, здесь нужна интеллектуально-познавательная готовность познающего человека.
Предметное поле современной
моральной философии, безусловно, расширилось, предельно напряжены и деформированы, в результате создалась «проблемная сверхситуация» во многих отраслях науки.
В центре демокритовской
моральной философии находится автономный человек, свободно выбирающий цели и средства своих поступков и не скованный ни мифологией, ни религией.
Наложение понятий хорошего и плохого на ряд чувственных удовольствий связано с развитием
моральной философии.
Именно
моральная философия делает нас великими.
Именно
моральная философия позволяет нам править другими.