Ключевые идеи книги: Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Томас Гоббс

Smart Reading, 2021

Это саммари – сокращенная версия книги "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" Томаса Гоббса. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. Несмотря на то, что Томас Гоббс написал свой объемный труд в XVII веке, он до сих пор привлекает к себе внимание: по мотивам «Левиафана» пишут книги и снимают фильмы наши современники. Философ посвятил его другу – поэту Сиднею Годольфину, убитому в 1643 году во время гражданской войны. В трактате, поводом к написанию которого послужили беспорядки в Англии – сопровождавшаяся религиозными распрями гражданская война, казнь короля Карла I и установление диктатуры Кромвеля, – мыслитель сформулировал ответ на главный вопрос «Как жить в мире»? А заодно напомнил людям о предназначении государства (неудивительно, что мы забыли или не знаем о нем, ведь первое государство возникло еще в IV веке до нашей эры).

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Томас Гоббс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О естественных законах

Людей склоняют к миру страх смерти, желание вещей для хорошей жизни и надежда приобрести их своим трудолюбием. Поэтому они могут прийти к соглашению благодаря естественным законам. По словам Гоббса, естественные законы согласуются с разумом всех людей, существовали извечно и являются божественными.

Естественный закон — это предписание или общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или лишает средств к ее сохранению.

Гоббс выделяет 20 естественных законов, каждый из которых вытекает из предыдущих:

1. Всякий человек должен искать мира. Если он не может его достигнуть, то может использовать все возможные средства для самозащиты.

2. В случае согласия других человек в интересах мира и самозащиты должен отказаться от права на все вещи и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, которую допустил бы по отношению к себе. По аналогии с законом Евангелия: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

3. Люди должны выполнять заключенные ими соглашения (договоры о взаимных обязательствах). Для этого необходима принудительная власть, угрожающая большим наказанием за нарушения, чем благо от их свершения. Это возможно с основанием государства, благодаря которому появляется собственность.

4. Человек, получивший от другого дар, должен стремиться, чтобы даритель не раскаялся в своей доброте. Нарушение этого закона называется неблагодарностью.

5. Каждый должен приноравливаться к остальным. Человек, стремящийся удержать то, что для него является излишним, а для других — предметом первой необходимости, виновник последующей за этим войны. Противники этого закона называются упрямыми, необходительными, своенравными или несговорчивыми.

6. Человек должен прощать прошлые обиды тем, кто желает этого и раскаивается.

7. При отмщении люди должны исходить из размеров блага, а не зла, которое должно за ним последовать. Запрещается наказывать с иной целью, нежели исправление преступника или предостережение других, иначе это уже жестокость.

8. Человек не должен выказывать ненависть или презрение другому (делом, словом, выражением лица или жестом). Нарушение этого закона именуется оскорблением.

9. Каждый человек должен признать других равными себе. Нарушение этого правила есть гордость. Даже если природа сделала людей неравными, люди вступят в мирный договор не иначе как на равных условиях.

10. При вступлении в мирный договор никто не должен требовать для себя права, которое не согласился бы предоставить любому другому человеку. Греки называли нарушение этого закона желанием получить больше, чем причитается.

11. Если человек уполномочен быть судьей в споре между людьми, то он должен беспристрастно их рассудить. В противном случае споры могут разрешиться войной. Нарушение этого закона называется лицеприятием.

12. Неделимые вещи должны быть, если возможно, использованы сообща. Если количество вещей позволяет — без ограничения, если нет — пропорционально числу имеющих право. Иначе распределение неравномерно и небеспристрастно.

13. Право владения в целом или право первого использования вещей, которые невозможно разделить и использовать сообща, должно предоставляться по жребию. Другого способа равномерного распределения нет.

14. Вещи, которые не могут быть ни делимы, ни использованы сообща, должны быть присуждены первому владельцу или перворожденному. Жребий бывает по соглашению сторон и по старшинству.

15. Людям, которые являются посредниками мира, должна гарантироваться неприкосновенность.

16. В случае спора заинтересованные стороны должны подчиниться решению арбитра — третьего лица. Если стороны не соглашаются с арбитром, они далеки от мира, как никогда.

17. Никто не может быть судьей самого себя. Так как всякий человек делает все для своей выгоды, никто не может быть справедливым арбитром в собственном деле.

18. Не следует ставить арбитром того, кому выгодна победа одной из сторон: это означало бы, что судья получил взятку, и никто не обязан доверять ему.

19. Так как в спорах судья не должен доверять одной стороне больше, чем другой (если нет других аргументов), то он должен доверять третьему лицу, четвертому или большему числу лиц. Иначе вопрос останется нерешенным.

20. Всякий человек обязан защищать на войне ту власть, от которой получает защиту в мирное время. Было бы противоречием думать, что тот, кто претендует на самосохранение, может погубить того, чьей силой он сохраняется.

Естественные законы неизменны и вечны, и их легко соблюдать. Наука об этих законах является моральной философией, объясняющей, что такое добро и зло.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Томас Гоббс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я