Применив гегелевский метод и концепцию познающего субъекта для преодоления основной формалистической парадигмы марбургской школы, он по-новому поставил проблему
методологии познания.
Раздел III → рассматриваются философские проблемы юридических наук, их социально-гуманитарная природа и структура, вопросы
методологии познания в области права.
Целью учебной дисциплины «
Методология познания права (философия, история, теория)» является качественная подготовка лиц с высшим профессиональным образованием по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» в сфере теории и истории права и государства, истории учений о праве и государстве.
Новая
методология познания закономерностей в развитии человеческого сообщества позволила понять объективную картину развития человеческой системы в зависимости от положительной или отрицательной направленности на реализацию объективно заданной единой цели.
Всё это позволяет овладеть знаниями в области истории французской философско-исторической мысли, осмыслить вклад французской философии в создание
методологии познания общества в его историческом измерении.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мамуня — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На сегодняшний день наиболее распространённой и преобладающей
методологией познания является научный метод.
Феноменология (учение о феноменах, то есть явлениях) представляет собой особую
методологию познания объекта исследования через анализ тех исходных феноменов сознания, в которых содержится изначальное представление о сущности данного объекта (о его обобщённом образе, сложившемся в сознании познающего субъекта на основе интеллектуальной интуиции).
По этому признаку используемые в культурологии
методологии познания можно разделить на группу «абсолютно культурологических», в равной мере отвечающих на вопросы «почему/зачем», «как» (в социальном смысле) и «к чему это ведёт», и «относительно культурологических», отвечающих только на вопросы «как» и «к чему это ведёт».
Обращение к уровням методологии науки, прежде всего к уровню философской
методологии познания, продиктовано тем, что без понимания функций каждого из этих уровней психология окажется беспомощной при выделении эмпирической сферы фактов, относящихся к компетенции психологического изучения личности, решении задач междисциплинарного синтеза, мировоззренческой оценке представлений о природе личности.
Попытка обрести утраченное единство
методологии познания привела к распространению способов «познания себя» на внешний мир.
Можно сказать, что на первый план выходит задача раскрыть важную, пока ещё недооценённую (как в среде педагогов, историков образования, так и в среде историков и философов науки) роль христианской парадигмы образования (включая её ценностное ядро, схоластическую
методологию познания, сам дискурс схоластики, различные педагогические модели, а также входящие в них религиозные и светские элементы).
Все три описанные выше эпизода обусловили интерес к поиску
методологии познания сложности, играм разума, направленным на рефлексию многомерности мира в разных системах координат.
Революция в
методологии познания психики человека выводит психологическое знание на новый путь, позволяющий принципиально разграничить две области бытия: душу и тело.
Историческая культурология обращается к истории с позиции культурологической
методологии познания: «Прошлое изучается как совокупность происшествий, ситуаций и форм по определению тривиальных, нормальных, обыденных – в противоположность событиям и фактам… попадающим в исторические хроники (на чём строится вся историческая наука), т. е. речь идёт о феноменах культуры… а вовсе не о „шедеврах“ в искусствоведческом смысле» (Историческая культурология, 2015, с. 9).
Какая
методология познания сегодня доминирует?
Основатели гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной
методологию познания человека.
Плехановской
методологии познания явно недоставало диалектичности.
Нередко он является вспомогательным по отношению к осознаваемой и конструируемой телеологии, что акцентирует конечный результат и затемняет противоречия в разнотипной
методологии познания.
Советская ядерная и космическая школа 50-х и 60-х годов строилась на подготовке лучших студентов-физиков выдающимися учёными того времени, которые считали необходимым донести до слушателя свои последние разработки и открытия, своё видение и
методологию познания мира.
Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей
методологией познания государственно-правовой действительности.
Они освоят
методологию познания социальных явлений и их закономерности, особенности познания личности, факторы, влияющие на её формирование, а также логику процессов возникновения и функционирования больших и малых социальных групп, социальных организаций, социальных институтов, их структур и функций.
Её суть состоит в своеобразной
методологии познания, где ключевое – исследовать объект (явление) в его возникновении, становлении и эволюции, в генетической связи отдельных фаз его развития, в целостности пространственно-временных характеристик.
Итак, в зависимости от применения той или иной части
методологии познание может быть научным и ненаучным.
Вместе с тем гуманистическая психология потерпела неудачу в создании своей специфической
методологии познания человека: использование гуманистически ориентированными психологами традиционных техник не содержит в себе принципиальной новизны.
Существующее многообразие мировоззренческих подходов к познанию права позволяет углубить имеющиеся знания о данном социальном явлении, но исчерпать диалектическую
методологию познания действительности невозможно.
Кроме методов познания и философских (мировоззренческих) принципов познания правовых явлений в структуре
методологии познания выделяется элемент организации познания или стадии процесса познания объекта.
Специальные
методологии познания обычно выступают в качестве весомых, относительно самостоятельных содержательно и структурно, частей отраслевых наук.
Методология познания государства даёт серьёзные сбои.
Таким образом, в отношении
методологии познания следует отметить, что дифференцированный временной анализ по бытию в возможности и бытию в действительности (в той части, в которой данное учение модернизировано людологический школой познания) может быть использован как часть методологии, наряду с прочими методами.
Здесь надо сразу же заметить, что в тот период и вплоть до середины 20-го века ввиду отсутствия многих научных знаний, особенно о человеке, отсутствовала и объективно адекватная
методология познания человеческого общества как такового, что обусловило столь широкое развитие научно-философского самопознания.
Данный подход известен в классической науке как диалектическая (линейная)
методология познания процессов и явлений действительности.
Традиционная
методология познания социальных процессов идёт от явного, зримого, от «онтологии фактов», руководствуясь детерминистской, логико-аналитической парадигмой и материальной предзаданностью бытия, никак не задаваясь вопросом: почему вся организация материального мира такая, а не какая-нибудь иная?
Научная
методология познания человека и общества.
Необходим и определённый опыт исследования (проектирования) больших организаций (систем), опыт высоко абстрактного мышления, владения современной
методологией познания объектов такого рода.
Для философии это, главным образом,
методология познания устройства объективного мира и места человека в нём, для культурологии это – методология практической деятельности.
Я ставлю себе скромную задачу изложить общие принципы и
методологию познания материальных и духовных составляющих нашего видимого и невидимого мира для того, чтобы, познав эти принципы и убедившись в их истинности, человек мог самостоятельно исследовать любое направление и любую область материальных или духовных процессов, включая и те духовные процессы, которые осуществляются живыми клеточными организмами.
На уровне
методологии познания механизма перевода количественных параметров социальной среды в качественные особенности преступности эта связь может быть выражена с помощью понятия «состояние».
Возрастающий интерес криминологов к обобщающим фундаментальным вопросам, стремление развить
методологию познания специфики преступности как явления говорят о значительном расширении философской проблематики в криминологии.
Проблемы, исследуемые наукой криминологией, могут быть познаны на основе правильно выбранной
методологии познания.
Научные подходы к определению
методологии познания правовых явлений можно продолжать.
Представляется, что
методология познания государственно-правовых явлений выступает организацией целенаправленной деятельности субъекта, основанной на определённых знаниях (учении) о принципах, методах и уровнях познания явления, в результате которого путём исследования объекта приобретается новое знание об исследуемом явлении (предмет исследования).
Справедливости ради следует сказать, что имела место не простая рецепция категорий, а заимствование
методологии познания отрасли государственного права, способа её отграничения от смежных отраслей и установления логики распределения государственно-правовых норм по отделам государственного устройства и государственного управления.
На сегодня в осмыслении развития есть безусловные достижения, которые можно сформулировать следующим образом: проблема развития поставлена перед научным мышлением; идея развития переросла в принцип развития; в диалектике сформулированы законы всемирного развития; произведена определённая идентификация развития и отличение процессов развития от процессов других типов; развитие предстало как саморазвитие, то есть обусловленное преимущественно внутренней детерминацией; разработан категориальный аппарат, позволяющий осмыслять развивающийся мир, выражать знание о нём в языковых конструкциях в традиционной для европоцентричного мышления форме; идея и принцип развития активно используются во многих философских и научных построениях как средство понимания и объяснения мира, в том числе социального и идеального (теория творчества); произведено отличение индивидуального и исторического типов развития; заложены основы понимания специфики теории и
методологии познания развивающегося мира в отличие от мира не развивающегося.
Это делается в рамках более частных методологических теорий (
методологии познания физических, химических, биологических, социальных и других явлений).
В качестве
методологии познания использовались и используются оба положения: о первичности чувств (опыта) и первичности мышления (логики, языка, теории).
Более того, говорится и о том, что отечественная культурология остаётся в рамках созерцательно-академического и нарративного существования и отстаёт в маневре современных наук к рационально-конструктивистской
методологии познания.
К
методологии познания прошлого можно отнести и следующее утверждение.
Выделена специфика коммуникативного метода исследования и коммуникативной
методологии познания социальных и политических институтов и процессов.