Сопоставление научной биографии с другими видами биографических трудов даёт возможность определить основные черты научной биографии как самостоятельного типа
литературоведческого исследования.
Специфика
литературоведческих исследований имагологического характера заключается в том, что в них литературное произведение изучается как фактор формирования образа «Другого» в общественном сознании той или иной эпохи.
Научная биография писателя – это обобщающее
литературоведческое исследование жизни творца, построенное на документальной основе, осуществляемое посредством критического анализа источников и определяющее своеобразие личности художника в её единстве с эпохой, общественной средой и творческим самовыражением.
Методология сюжетологии определяется теоретической поэтикой: сюжетолог изучает повествование о событиях в плане того, как это сложено, как это сделано и почему сложенное и сделанное так приводит к тем или иным конфигурациям художественного смысла, – и это, очевидно, даёт широкий простор для формальных штудий, с одной стороны, и для
литературоведческих исследований интерпретационного характера, с другой.
Итак, книга эта не обычное академическое
литературоведческое исследование и даже не историко-философское применительно к истории литературы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: абиетин — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хотя реализм, несомненно, был не единственным направлением во второй половине XIX века – в значительной степени он вырос в диалоге с альтернативными эстетическими методами: от общепринятых предписаний академизма и политически консервативных литературных мировоззрений до художественных форм, относящихся к импрессионизму, – тем не менее он обеспечил себе центральное положение отчасти за счёт привилегированного положения реализма в советской литературной и художественной историографии, а отчасти за счёт прославления русской канонической прозы, особенно классического романа, в более широких
литературоведческих исследованиях.
Они непосредственно вырастают из филологической практики и призваны предоставить материал для дальнейшего
литературоведческого исследования в наиболее удобной и корректной форме.
Точнее сказать, ему не нравилось, когда биографию превращают в разновидность
литературоведческого исследования.
Во всяком случае область
литературоведческих исследований является сегодня не только предметом дискуссии, но и самостоятельным предметом изучения, которому посвящаются специальные работы.
Он ни в коей мере не является серьёзным
литературоведческим исследованием или критикой, не призван бросить тень на художественные достоинства произведений, и, – надеюсь, – не затронет чувства людей, уважающих эти произведения.
Главная цель
литературоведческого исследования – услышать и понять слово автора, обращённое к читателю.
Едва ли возможно установить, что же происходило на самом деле, да это и не может быть предметом
литературоведческого исследования.
Разнообразные герменевтические подходы, а также методы в текстологии и многих других областях
литературоведческого исследования уже в XIX в. были предметом плодотворных дискуссий, подготовивших почву для их самоосмысления.
Собственную задачу формальная школа (в опоязовском варианте, о котором и пойдёт речь ниже) усматривала в том, чтобы строго отграничить поле
литературоведческого исследования от владений, принадлежащих смежным научным дисциплинам.
Наконец, ключевая для
литературоведческих исследований идея о многозначности художественного текста и невозможности нахождения единственно правильного варианта толкования определяется одним из центральных принципов традиционной герменевтики – принципом диалогичности [Бахтин, 1986: 312].
Разобравшись в том, как складывался пушкинский культ и выяснив специфику его влияния на русскую литературу, я, тем не менее, не добился почти никакого прогресса в определении (точнее говоря – в понимании сути) жанра того литературного произведения, которое было найдено мной и которое фактически послужило импульсом начатого затем
литературоведческого исследования.
Меня интересовали ремарки, часто я делал предметом разговора
литературоведческие исследования.
Иными словами, чем меньше выявлена в
литературоведческом исследовании личность исследователя, тем оно лучше.
При этом не ставится задача
литературоведческого исследования и оценок.
Тогда способом
литературоведческого исследования изберём сравнительно-сопоставительный метод, вернее, его частичное применение, так как исследуемый объект принадлежит авторству одного конкретного человека, а сравниваемый состоит из нескольких образцов средневековой провансальской куртуазной поэзии, литературно-исторического явления двух столетий.
Потому сплошь и рядом наше непосредственное понимание художественного произведения может быть и глубже, и истиннее целого
литературоведческого исследования, этому произведению посвящённого, особенно если последнее ставит своей целью выявить лишённую всякой эмоциональности «идею» или «композицию» или, наконец, описать «языковые средства» этого произведения.