Это выражается в отсутствии устоявшегося понятия «
конкурентоспособность региона», в несовершенстве методического инструментария оценки конкурентоспособности региона, недостаточном внимании к разработке комплексного механизма управления конкурентоспособностью на региональном уровне.
Тактический уровень – предполагает расчёт интегрального показателя уровня
конкурентоспособности региона (разработка методического инструментария и оценка уровня конкурентоспособности).
Стратегический уровень – подразумевает принятие обоснованных управленческих решений (во многом зависит от качества менеджмента региона), способствующих росту уровня
конкурентоспособности региона.
Исходной точкой рассмотрения теоретико-методологических основ
конкурентоспособности регионов является конкуренция, под которой в экономике понимается соперничество нескольких субъектов в достижении сходной цели.
Стоимостное представление
конкурентоспособности регионов и стран исторически берёт своё начало в договорах купли-продажи предприятий и выражается экономической категорией «гудвил».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: делювиальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вместе с тем отсутствует общепринятая методология оценки
конкурентоспособности регионов, инструментарий её повышения, что требует дополнительных исследований.
Пока методология
конкурентоспособности регионов, условия её формирования и понятийный аппарат, а также другие проблемы, связанные с этим экономическим явлением, далеки от своего решения.
Она состоит из трёх основных частей: основные концепции конкуренции и стратегии,
конкурентоспособность регионов и конкурентные решения социальных проблем.
Поэтому одна из задач в системе повышения
конкурентоспособности региона – выявить потенциал кластеризации.
Кластеры отражают процесс реального создания благосостояния не только всех его участников, но и общества, территории, социума, в котором функционируют кластеры; они делают
конкурентоспособность региона более мощной, а конкуренцию более действенной.
Содержание второй главы связано с рассмотрением вопросов регионального управления и развития в постиндустриальной экономике, концепции
конкурентоспособности региона, приоритетов регионального развития.
Ограничивая число факторов в целях выделения критериальной основы оценки
конкурентоспособности региона, считаем, что целесообразно взять за основу критерии, характеризующие уровень и качество жизни населения, поскольку они представляют ключевую стратегическую цель социально-экономического развития региона.
Управление имиджем способствует повышению
конкурентоспособности региона.
Здесь речь идёт не о
конкурентоспособности региона, а о конкурентоспособности корпорации, где регион не субъект, а объект, не цель, а средство.
Однако на самом деле экономическая кластеризация продолжает оставаться инструментом превращения фактора именно географической близости в один из основных факторов
конкурентоспособности региона.
Факторы, обеспечивающие рост
конкурентоспособности региона, рассматриваются современными учёными и специалистами с трёх точек зрения: кластерного подхода, создания инновационной системы и поступательного развития предпринимательства.
Интегральный уровень
конкурентоспособности региона является относительным показателем (коэффициентом), а следовательно, он не должен зависеть от размеров территории или численности населения региона.
Вторую группу взглядов объединяет связывание
конкурентоспособности региона с наличием инновационной системы.
Конкурентоспособность региона следует рассматривать не только с точки зрения соперничества между регионами, но и с точки зрения их сотрудничества.
В основе анализа
конкурентоспособности региона лежит, как правило, индекс оценки глобальной конкурентоспособности (GCI), включающий 12 слагаемых конкурентоспособности: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
Следует отметить нерациональность структуры иностранного капитала, в которой ведущее место занимают кредиты (99,7 % от общего объёма инвестиций), хотя наибольшее значение для формирования
конкурентоспособности региона имеют прямые инвестиции.
Данная методика может составить основу оценки
конкурентоспособности региона как с точки зрения точной количественной оценки её параметров, так и с точки зрения качественной характеристики получаемых значений, дающих возможность представить реальные отношения и возможности территорий анализируемого региона.
Исследование современных методов оценки
конкурентоспособности регионов позволяет сделать вывод о том, что они во многом основаны на оценке конкурентоспособности стран.
Значимость инноваций состоит не только в том, что они являются итогом деятельности компаний, содействующей повышению их конкурентоспособности, а в также в том, что они способствуют повышению
конкурентоспособности региона и государства.
Определение оценки
конкурентоспособности регионов, как правило, исходит из предположения о том, что ключевыми составляющими конкурентоспособности в следующие десятилетия будут, во-первых, финансовые возможности региона, создаваемые за счёт притока новых инвестиций (инвестиционный потенциал), и, во-вторых, качество социальной среды и квалификация трудовых ресурсов (человеческий капитал).
Возможны и различные методы оценки
конкурентоспособности регионов, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов.
Другие актуальные вопросы повышения
конкурентоспособности региона в настоящей книге рассмотрены как в теоретико-методологическом, так и практическом плане на основе трудов отечественных и зарубежных учёных, широкого использования официальной статистической отчётности, методов социологического измерения экономических и социальных процессов.
Особая роль и место в деятельности по повышению
конкурентоспособности региона отводится территориальному маркетингу.