Стратегия конкурентного развития региона

Геннадий Бережнов, 2020

В учебнике рассматривается проблема стратегии конкурентного развития региона как научно-практическая проблема, как концепция, как стратегическая деятельность, как креативная деятельность и как проблема управления. Регион рассматривается как объект и субъект развития, который формирует и реализует свой потенциал, опираясь на общенаучный системный подход, развитие творческого восприятия стратегического развития и управления как сложного противоречивого процесса, включающего в себя в качестве необходимых элементов внутрирегиональные и межрегиональные интеграцию и партнерство. Для студентов магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и «Экономика», а также руководителей и специалистов органов управления регионами.

Оглавление

Из серии: Учебные издания для магистров

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия конкурентного развития региона предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Проблема конкурентного развития региона последовательно представлена в учебнике как научно-практическая проблема, как концепция, как стратегическая деятельность, как креативная деятельность и как проблема управления.

В первой главе рассматриваются содержание и формы потенциала конкурентного развития региона, регион как объект конкурентного развития, регион как субъект конкурентного развития.

Конкурентное развитие в наиболее общем виде определяется как переход от одного качественного состояния к другому, поэтому оно по необходимости приобретает экспериментальный характер, когда одновременно апробируются различные или противоположные решения с тем, чтобы актуально оценить их эффективность.

Регионы являются объектами и субъектами экономического развития в одно и то же время, но не в одном и том же отношении. Как составляющие национальной экономики они являются, прежде всего, объектами управляемого извне развития даже при условии их самодостаточности.

Прежде всего, они являются объектами государственной региональной политики, которая в свою очередь представляет собой составную часть общенациональной политики, направленной на гармонизацию важнейших макроэкономических показателей и пропорций в региональном развитии.

Регионы также являются составляющими экономической системы, которая подразумевает комплекс норм и правил, регулирующих структуру и функционирование хозяйства и происходящих в нем процессов, а также совокупность учреждений, ответственных за руководство экономикой и придание экономике определенной организационной формы. Современная рыночная система функционирует как механизм для координации деятельности между субъектами, в том числе региональными, в сфере, где традиционный рынок, понимаемый как простой обмен, не функционирует.

Содержание второй главы связано с рассмотрением вопросов регионального управления и развития в постиндустриальной экономике, концепции конкурентоспособности региона, приоритетов регионального развития.

В современной трактовке целью экономического развития региона является улучшение качества жизни населения, включая повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования, повышение самооценки и личного достоинства, степени свободы людей.

Постиндустриальная экономика основана на принципе создания возможностей. При этом возможности оцениваются выше эффективности, которая не создает пространства для нововведений. Только создание новых возможностей содержит потенциал роста эффективности.

Взаимодействие регионов России в современной глобальной экономике должно характеризоваться не как конкуренция, а как интеграция на основе стратегических союзов комплементарного (дополняющего) типа и информационных сетей торговых и снабженческо-сбытовых возможностей. При этом региональная информационная система должна быть подключена к тем глобальным системам, которые функционируют в настоящее время.

Интеграция регионов означает трансрегиональное функционирование экономики, преобладание капитала и информационной свободы над региональными интересами. Факторы, определяющие развитие регионального развития те же, что и факторы, определяющие развитие национального и глобального рынка. Они связаны с исчерпанностью экономического пространства и необходимостью интеграции региональных хозяйственных структур. На электронном рынке экономический вес контрагента не имеет значения и на смену эффекту масштаба приходит эффект интеграции.

Центральной предпосылкой конкурентного развития региона является формирование бизнес-концепции региона как предпосылки создания уникальных бизнес-преимуществ региона на основе регионального маркетинг-менеджмента, мониторинга и анализа моделей развития как собственного региона, так и сопоставимых по уровню развития, наличию проблем и внешней среды регионов, экспериментальной проверки и отбора перспективных моделей развития данного региона.

В третьей главе работы рассматриваются вопросы концепции конкурентной стратегической деятельности, направления и формы конкурентного развития региона, региональное стратегическое планирование.

Концепция конкурентной стратегической деятельности есть научно-практическая модель сочетания устойчивого и скачкообразного развития экономической системы, которая реализует диалектический принцип: созидать, разрушая. Она ориентирована на признание устойчивого развития лишь одним из состояний, которое чревато неспособностью к изменениям.

Конкурентная стратегическая деятельность основана на соотношении качества целей и средств: неизменные цели и средства (равновесное развитие), новые цели — старые средства (имитационное развитие или совершенствование), новые цели — новые средства (инновационное развитие). Это — развивающаяся система, в основе которой находится категория неустойчивости, изменений.

Специфика стратегического планирования и управления рассматривается в плане его ориентации на будущие и малопредсказуемые процессы. Планирование, направленное от настоящего к будущему, формирует механизм отставания, поскольку скорость изменений девальвирует найденные решения. Этот механизм отставания преодолевается в стратегическом планировании на основе изменения направленности планирования: от будущего к настоящему, от неопределенных оценок к вероятностным, а от них — к устойчивым. В направленности от будущего к настоящему заключается ценность и специфика стратегического планирования.

Специфика регионального стратегического планирования заключается не в его концепции и методологии, которые изначально ориентированы на корпоративную деятельность, а в содержательных элементах регионального развития, имеющих решающее значение при достижении качественно новых целей.

В четвертой главе рассматриваются инвестиционная, инновационная и партнерская деятельность региона. Инвестиционная деятельность на уровне региона рассматривается в плане формирования необходимых ресурсов, создания условий для их эффективного использования, в том числе гарантированного получения дохода. Средствами достижения этих целей является: соответствующая направленность регионального законодательства, налогообложения; уровень развития рыночной инфраструктуры; степень дебюрократизации инвестиционной деятельности и другое.

Региональная инвестиционная стратегия определяется как общими концептуальными требованиями, так и реальной ситуацией регионов. Инвестиционная стратегия региона как составляющая общей стратегии развития региона включает в себя цели, средства и результаты. Специфической целью инвестиционной стратегии является увеличение совокупного инвестиционного потенциала региона и снижение инвестиционного риска, что составляет содержание инвестиционного климата региона.

Инновационный уровень региона рассматривается как степень развития инновационных предприятий, включая следующие показатели: удельный вес расходов на исследования и разработки в общей сумме расходов; удельный вес расходов на информационные технологии; инвестиции в освоение новых рынков и др.

Партнерство регионов определяется как объединенная деятельность различных предприятий регионов на основе добровольности, взаимной выгоды, оговоренной солидарной ответственности и консенсуса по принимаемым решениям, целью которой является дополнительная ценность или стоимость.

В пятой главе рассматриваются вопросы регионального стратегического маркетинга, регионального стратегического менеджмента, региональная система конкурентного развития.

Основной моделью регионального маркетинга определяется квазикорпоративная модель.

Региональный маркетинг преследует целый комплекс целей, относящихся к стратегии развития: экономический рост; рост доходов населения и повышение качества жизни; постоянный приток инвестиций, новых потребителей товаров и услуг региона; создание корпоративной культуры региона и многие другие. Поэтому он превращается в разновидность стратегии, стратегического менеджмента и отчасти региональной политики.

Стратегический менеджмент рассматривается в качестве основного инструмента управления развитием как предприятия, так и региона. К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация; партнерство; субсидиарность (перераспределение финансовых ресурсов для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности); адаптивность (трансформация функциональной и организационной структур регионального менеджмента в соответствии с внешней средой), а также принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них).

При возникновении качественно новой ситуации, исключающей, полный или частичный, прямой или косвенный, контроль рыночных процессов, возникает принципиально новая задача — формирования способности реагирования на неожидаемые ситуации на рынке. Это — место экспериментального стратегического менеджмента. Стратегическая деятельность в данном случае основывается на принципе реагирования не только на контролируемые или вероятные события, как в стратегическом планировании, а на любые. Управление на основе принципа реагирования предполагает непрерывный процесс (стратегию) экспериментирования.

Региональная система поддержки и развития, может быть и активным противодействующим фактором, который в конце концов нейтрализует преобразующий эффект высоких инноваций, превращая их сначала в обычные улучшенные технологии, а затем в традиционно-охранительные.

В заключение учебника кратко излагаются его основные положения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия конкурентного развития региона предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я