В книге даются основные понятия инноваций, инновационного маркетинга, инновационного рынка. Раскрыты проблемы диффузии инноваций, трансфера технологий, инновационных кластеров, краудсорсинга и краудфандинга в инновационном маркетинге.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный маркетинг. Понятия, рынок, диффузия инноваций, трансфер технологий, кластеры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА
1. 1 Понятие инноваций, их классификация и подходы к инновационной деятельности. Инновационный товар и достижение успешности инновации
Понятие инноваций и их значимость
Инновации получают посредством инновационного процесса, проходящего на протяжении всего их жизненного цикла, путем осуществления в рамках этого процесса инновационной деятельности, и благодаря маркетинговым исследованиям рынков, их информационному обеспечению и т. п.
Инновации понимаются в качестве изменений в функционировании компании в целом как системы. Их реализация связана с тем, что возникает постоянно необходимость, чтобы достигались не только оперативные цели, но и стратегические, на фоне переменчивости и турбулентности внешней маркетинговой среды. Инновации, по сути, можно рассматривать как процесс внедрения новшеств в деятельность компании. Эти новшества могут касаться изменений в товарном ассортименте, в сбытовой рыночной структуре, в снабженческой системе, во внедрении новых технологий, методов продаж и т. д.
Под инновациями в широком смысле принято понимание успешной с коммерческой позиции деятельности по разработке и внедрению новых методов, идей, процессов и технологий, помогающей достигать высоких результатов на рынке благодаря внедрению товаров-новинок и технологий, либо усовершенствованию старых.
Инновацию рассматривают и в качестве результата являющегося динамичным процесса обучения, и в данный процесс нередко вовлекаются как внутренние, так и внешние субъекты деятельности. Инновации обусловливаются такими аспектами, как корпоративный, временной и пространственный. Их вначале рассматривали в качестве результата деятельности новаторов-одиночек, которые изобретали изобретения. Сегодня инновации зависят от деятельности коллектива — одной компании, либо нескольких.
Инновации все больше становятся итогом коллективной, а не индивидуальной деятельности. Сегодня инновационным процессом охватывается ряд людей и/или компаний, которые задействуются на выполнении инновационного проекта. В некоторых проектах задействуются компании и специалисты не одной страны, а нескольких государств.
Инновации следует понимать, в первую очередь, как понятие маркетинговое и коммерческое, а не относящееся к технологическому понятию или к понятию интеллектуальной собственности. Инновация может быть самой инновационной и оригинальной, но это не имеет значения, если она не приносит выгоду товаропроизводителю и клиенту.
Инновации бывают разными. Иногда их можно назвать принципиальными, а иногда — усовершенствованными на базе улучшений существующих продуктов, процессов, технологий. Они могут быть либо радикальными, либо постепенными. Они бывают и комплексными, и кусковыми. Они могут быть получены либо благодаря идее одного человека-исследователя, либо команды (творческий коллектив). В процесс обучения при этом могут вовлекаться близко находящиеся друг от друга субъекты (скажем, живущие в одном городе), или находящиеся друг от друга на далеком расстоянии (скажем, в разных странах), это характеризует территориальный аспект инновации. При этом следует заметить, что территории бывают более и менее инновационно насыщенными. Одна из причин инновационной насыщенности территории является наличие на ней территориальных кластеров.
Значимость инноваций состоит не только в том, что они являются итогом деятельности компаний, содействующей повышению их конкурентоспособности, а в также в том, что они способствуют повышению конкурентоспособности региона и государства. Поэтому компании изыскивают разные подходы для эффективного инновационного развития. Один из таких подходов — кластерный.
Инновации — это, прежде всего, новые товары, которые бывают революционно новыми, аналогов которых прежде не было. Когда-то, скажем, появились ноутбуки и мобильные телефоны, это были прорывные, революционные инновации. Но товары бывают также новыми лишь для конкретных товаропроизводителей-последователей. Такие товары зачастую появляются на рынке в ответ на появление товаров-новинок у конкурентов.
К новым товарам относят и улучшенные товары, так называемые товары следующего поколения, выгодно отличающиеся от своих предшественников по каким-то свойствам (они, к примеру, могут быть менее калорийными, более надежными в эксплуатации, более экологичными и т. д.).
Новые товары могут быть получены посредством расширения товарной группы или с помощью перепозиционирования товаров (переориентации их на новые сегменты рынка).
Новые товары могут быть новыми на одних рынках, но привычными (старыми) для рынков других. Обычно товары перемещаются из более развитых стран в страны менее развитые с целью продления их жизненного цикла. Устаревшие морально товары на развитых рынках могут восприниматься на рынках менее развитых как новые.
Значимость инноваций во многом определяется мотивацией их создания и приобретения. Эту мотивацию рассматривают в качестве совокупности мотивов и потребностей, которые побуждают товаропроизводителей и менеджеров компаний к активному созданию и продаже инноваций, либо, напротив, к приобретению и использованию их в своей деятельности.
Создание и продажа инноваций компанией преследует цель получения субъектом хозяйствования денежных средств от реализации новых товаров (технологий, процессов) для последующего их вложения в отличающиеся высокой прибыльностью сферы, и улучшения своего имиджа на рынке, повышения конкурентоспособности. С помощью инновационных товаров (технологий, процессов) компании могут рассчитывать на обеспечение захвата новых рынков, на сокращение затрат, и на увеличение денежных потоков.
Если говорить о конкурентоспособности нового товара или технологии, то ее следует рассматривать как способность этого товара или технологии в конкретный временной период соответствовать рыночным требованиям в сравнении с подобными товарами или технологиями конкурентов. Ее уровень определяют интересующие покупателей свойства, отвечающие их запросам и потребностям.
Для обеспечения конкурентоспособности нового товара либо технологии необходимо не допускать, чтобы его/ее качество не соответствовало установленным стандартам. При этом значимость имеет также и цена изделия (технологии), и возможность беспроблемного получения товара (технологии), и высококачественного необходимого обслуживания (как допродажного, так и послепродажного) в кратчайшие сроки.
Компании идут на приобретение инноваций (товаров, технологий) в целях повышения собственного имиджа, как на национальном, так и на международном рынке, и роста прибылей.
Классификация инноваций, применяемые для целей маркетингового анализа
Для целей маркетингового анализа прибегают к использованию разных классификаций инноваций. Например:
1. Критерий классификации — виды объектов инновационной деятельности. Практикуется выделение инноваций-продуктов и инноваций-процессов. Помимо этого, могут быть выделены инновации рыночные (маркетинговые), состоящие в освоении новых товарных рынков (рыночных потребительских сегментов).
2. Критерий классификации — роль в реализации стратегических целей компании. Практикуется выделение по данному критерию инноваций стратегических и улучшающих. Посредством инноваций стратегических создаются новые прогрессивные направления деятельности. Либо обеспечивается успешное функционирование направлений, существующих в долгосрочном временном периоде. Инновации улучшающие предусматриваются планом, и происходит их реализация в рамках совершенствования и развития данных направлений.
3. Критерий классификации — значение для развития компании. Практикуется выделение инноваций опережающих, и инноваций последующих. Если говорить об инновациях опережающих, то для конкретной отрасли они могут не рассматриваться в качестве уникальных. Но посредством них возможным оказывается создание предпосылок для успешности ведения финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговой деятельности с принятием во внимание ожидаемых грядущих изменений внешних условий. Проведение инноваций последующих осуществляется в виде реакции на имеющее место изменение внешней маркетинговой среды.
4. Критерий классификации — сроки реализации мероприятий. Инновации подразделяют на: a) краткосрочные, b) среднесрочные, c) долгосрочные, d) с временным горизонтом неограниченной длительности.
5. Критерий классификации — степень охвата деятельности компаний. Инновации в этой классификации подразделяют на локальные и комплексные. Если инновация локальная, то она затрагивает одно из направлений деятельности. Инновациями комплексными охватывается ряд направлений (к примеру, направление внедрения нового изделия и направление внедрения нового прогрессивного бизнес-процесса).
6. Критерий классификации — роль в процессе производства. В эту группировку включаются инновации, являющиеся основными и инновации, рассматриваемые в качестве дополняющих. Инновации дополняющие обычно вызываются инновациями основными (они, по сути, вторичны, и их проводят в подразделениях обслуживающих и вспомогательных), с их помощью обеспечивается реализация новшеств, рассматриваемых как основные.
7. Критерий классификации — значимость для данного направления деятельности. Практикуется выделение инноваций базисных (основных или фундаментальных), модифицирующих, псевдоинноваций и микроинноваций. Инновациями основными затрагиваются такие процессы как основные производственные, снабженческо-сбытовые, либо технологические. Инновации базисные способны на радикальное изменение существующих направлений деятельности, либо на формирование нового направления. Инновации модифицирующие проводят для того, чтобы усовершенствовать, либо развить инновации базисные. Псевдоинновации являются инновациями несущественными, посредством них незначительно изменяют продукты или процессы. Принципиальная новизна им не присуща, для клиентов они не способны создать какие-либо дополнительные выгодные преимущества. Однако посредством них возможно достижение постоянства обновления продуктового ассортимента, что важно для достижения успеха компании в конкуренции. К микроинновациям принято причисление отдельных улучшающих производственных либо потребительских параметров для каких-то моделей техники или технологии на базе использования мелких несущественных изобретений, способствующих более эффективному изготовлению этих моделей, либо лучшему их использованию.
8. Критерий классификации — объект инновации. Согласно данному критерию инновации бывают техническими, продуктовыми и управленческими. Инновации технические подразумевают внедрение инновационных технологий. Инновации продуктовые имеют непосредственное отношение к усовершенствованию товаров. Инновации управленческие нацелены на совершенствование методов управления компанией и ее подразделениями.
9. Классификация, полученная на основе изучения 700 компаний и 3 000 новых товаров (потребительских и промышленных). Товары новые абсолютно (новизны мирового уровня) — доля их продаж от совокупной суммы всех инновационных товаров — 10%. Изменение позиционирования — 7%. Новые товарные марки — 20%. Новые товары (за счет фактора цены) — 11%. Расширение гаммы товаров, которая уже имеется — 26%. Улучшение товаров имеющихся — 26%.
10. Критерий классификации — направленность на процесс производства. По этому критерию принято выделение инноваций: заменяющих, рационализирующих, расширяющих. Для инноваций расширяющих характерна нацеленность на глубокое проникновение в разные отрасли и на разные рынки имеющихся инноваций базисных. Инновации рационализирующие близки, в принципе, к видоизменениям. Инновации заменяющие призваны служить в качестве замены старым технологиям либо изделиям, они выполняют те же функции, что и старые изделия или технологии.
11. Критерий классификации — отношение инновации к отрасли. По этому критерию инновации делятся на инновации имеющие отношение к данной отрасли, и такого отношения не имеющие.
12. Критерий классификации — глубина изменения инновации. К группе относят инновации: полученные путем регенерирования первоначальных свойств; имеющие отношение к количественным изменениям и перегруппировкам свойств.
13. Инновации, подвергшиеся адаптивным изменениям. К группе относят инновации, являющиеся новыми вариантами, новыми поколениями, новыми видами, новыми родами.
С помощью данной группировки (13) может быть обеспечено слежение за переходом от более низких по уровню инноваций к более высоким. При этом при генерировании первоначальных свойств системы ее существующие функции подлежат сохранению и обновлению. Количественные свойства системы изменяются, чтобы обеспечивалось улучшение ее функционирования. То же можно сказать и о перегруппировке составных частей системы. В отношении адаптивных изменений компонентов системы можно сказать, что они предполагают приспособление данных компонентов друг к другу. Если говорить о новом варианте, то он является, по сути, простейшим качественным изменением, но несколько более существенным в сравнении с изменением простым адаптивным. В отношении нового поколения можно отметить изменение всех, либо большей части свойств системы, но при сохранении исходной концепции. В отношении нового вида можно констатировать, что он рассматривается как качественное изменение являющихся исходными свойств системы, причем функциональный принцип не подвергается изменению. К самому высшему изменению в функциональных свойствах системы, меняющих ее функциональный принцип, принято отнесение нового рода.
Классификации инноваций применяются в маркетинговых исследованиях. При этом рекомендуется приводить количество разных внедренных инноваций в статике и в динамике. Можно изучать доли внедренных разных видов инноваций. К примеру:
Если взять инновации, классифицируемые по критерию значения для данного направления деятельности, то можно привести общее число внедренных инноваций, а затем определить долю в них инноваций: базисных, дополняющих, модифицирующих и псевдоинноваций.
Маркетинговый и технический подходы к инновационной деятельности
Инновационную деятельность можно рассматривать с позиций маркетингового и технического подходов.
При маркетинговом подходе к инновационной деятельности предусматривается осуществление предварительного формирования облика и рабочего проектирования инновационного товара с опорой на маркетинговые исследования, что имеет существенную значимость с точки зрения маркетинговой концепции, подразумевающей изготовление востребованных потребителями и рынком товаров. При прибегании к маркетинговому подходу нужно акцентировать внимание на применении технологий маркетинга, содействующих продвижению инноваций. Здесь важно обратить внимание на высокую актуальность маркетинговых исследований на каждом из этапов инновационного процесса, начинающегося с этапа формирования идеи и заканчивающегося этапом, на котором происходит реализация инновации и ее распространение. Однако проведение маркетинговых исследований должно иметь место также при определении новых направлений для разработки последующих инновационных идей. Итоги маркетинговых исследований служат для предпринимателей ориентиром для разработки инновационного товара, оценивания разных вариантов, устранения не особенно привлекательных из них, разработки опытных образцов товаров, их испытаний и их внедрения на рынке.
Маркетинг содействует формированию перманентного инновационного развития компании, продлению цикла жизни ее товаров на базе применения отличающейся достоверностью и своевременностью информации о потребительских запросах и нуждах.
В подходе маркетинговом делается упор на обеспечение конкурентоспособности товаров на международных и национальных рынках, на эффективность продвижения инновационных товаров и их распространение, на использование доказавших свою эффективность маркетинговых стратегий.
При следовании подходу техническому (инженерному) предполагается такая организация производства, чтобы инновационные идеи реализовывались с помощью проектирования и технических соответствующих расчетов. И только после этого предусматривается реализация мероприятий, касающихся поиска потенциальных клиентов инновационных товаров. В этом случае маркетингу отводится не первостепенная роль, а роль подтверждения правильности осуществленных разработок, выполнение которой должно иметь место, лишь когда разработки уже произошли.
Маркетинговый подход, разумеется, является в настоящее время наиболее правильным ввиду предъявления потребителями на рынке все больших требований.
Возможности соединения маркетингового и технического подходов
Маркетинговый подход может быть успешно соединен с подходом техническим при реализации инновационных товаров, чтобы потребительские потребности были удовлетворены по максимуму. Этого можно достичь посредством применения технологии кастомизации, рассматриваемой в качестве элемента инновационного маркетинга. Для потребителей важно получение более кастомизированного сервиса и полной информации о покупках, экологически безопасных товаров, а также послепродажной поддержки со стороны товаропроизводителей. Благодаря кастомизации оказывается возможным удовлетворение потребительских индивидуальных запросов на базе комплектации базовых моделей товаров дополнительными принадлежностями либо компонентами. Массовая кастомизация подразумевает создание управленческой системы, содействующей удовлетворению индивидуальных потребностей каждого из потребителей. При этом она прибегает к видоизменению базовой модели инновационного товара. Осуществление изменения инновационного товара с помощью кастомизации происходит с принятием во внимание технических возможностей компании. Выступая в качестве элемента инновационного маркетинга, кастомизация базируется, прежде всего, на исследовании потребительских индивидуальных потребностей. Знание технологии кастомизации дает компании шанс на создание инновации, которую в дальнейшем можно посредством несущественных модификаций адаптировать для многих потребителей.
Возможность применения маркетингово-технического подхода в работе инновационной компании существенно зависит от источника и характера возникновения инновационного товара. Источником инноваций может быть рынок. В этом случае после создания инновации и ее реализации происходит своего рода цепная реакция. Эта реакция состоит в появлении новых, нуждающихся в удовлетворении потребностей, что достигается благодаря имитации и совершенствованию существующей инновации. Но инновация может исходить и от самой инновационной компании, занимающейся (с опорой на фундаментальные и прикладные исследования) открытием либо разработкой нового товара, новой технологии, новой услуги или новой организационной системы, способной на более успешное удовлетворение существующих либо латентных потребностей.
Если инновация исходит от рынка, то ее принято называть притягиваемой рынком инновацией. В этом случае рождение идеи нового товара происходит с помощью проведения маркетингового исследования, посредством которого возможно обеспечение выявления неудовлетворенных, либо вновь сформированных потребностей.
Если инновация исходит от компании, ее принято называть проталкиваемой компанией инновацией. В данном случае компания определяет потенциально прибыльный сегмент, и пытается с максимальной выгодой обеспечить реализацию инновации клиентам, добиться формирования новых потребительских предпочтений на основе агрессивного маркетинга.
Инновационный товар и достижение успешности инновации
Рассмотрение каждого товара компании целесообразно в качестве объекта перманентных изменений с позиций инновационного развития. И, разумеется, каждая компания должна заботиться о внедрении инноваций, что в общем не означает, что всегда надо идти на ликвидацию «старых» товаров. Во-первых, старые товары можно обновить, и таким образом обеспечить продление их жизненного цикла. Этого можно добиться посредством, к примеру, модификации изделия, либо наделения его новыми функциями. Во-вторых, некоторые старые изделия могут улучшать продвижение каких-то новых товаров, а на ликвидацию некоторых из них может понадобиться время. В третьих, для компании куда важнее неуклонно повышать увеличение прибыли за счет разработки и внедрения инновационных изделий, нежели заботиться о том, чтобы полностью (на 100 процентов) этот ассортимент обновлять. К тому же следует учитывать неравнозначность разных инноваций с позиций улучшения финансового состояния компании. Можно иметь одну или несколько инноваций, способных весьма позитивно повлиять на бизнес, а можно при большом числе инноваций наблюдать вяло увеличивающиеся показатели сбыта и прибыли.
Разработка нового или улучшенного существующего товара должна обеспечивать ему преимущества в сравнении с товарами-аналогами или товарами-субститутами. Для этого компании необходимо: прибегать к сегментации рынка; стремиться развивать сбытовую систему; сокращать затраты, связанные с разработкой товаров, их изготовлением и сбытом. Благодаря этому оказывается возможным оценивание коммерческих перспектив разрабатываемых товаров с различных позиций. Если рассматривать перспективы с позиции рыночной, то оценивание должно происходить на базе потребностей в новом товаре, уровня конкуренции, степени рыночной стабильности и сегментации. При рассмотрении перспектив с позиции товарной нужно прибегать к рассмотрению характеристик нового товара, его дизайна, упаковки. При рассмотрении перспектив с позиции сбытовой требуется сосредоточение внимания на состоянии и возможностях существующих сбытовых систем, открытии новых сбытовых каналов, продвижении, рекламировании, брендинге, совместимости новых изделий с существующими и т. д. Также, разумеется, необходимо рассмотрение перспектив с позиций производственных, подразумевающее концентрирование внимания на состоянии производственного оборудования, на профессионализме сотрудников компании, на ресурсах и материальном обеспечении.
Если говорить об успешности инновации, то прослеживается ее четкая зависимость от такой переменной, как время выхода на конкретный рынок с инновационным товаром. Здесь важно не опоздать и не слишком поспешить. С одной стороны товар, вышедший на рынок слишком рано, может оказаться не принятым потребителями, а с другой стороны, если допустить запоздание, можно осложнить его положение в связи с более ранним выпуском на рынок подобных товаров конкурентами. К тому же осложнение может быть связано с отсутствием для данного товара ниши на рынке. Но стоит заметить, что непринятие товара рынком может иметь место лишь при неготовности потребителей их принять. Если же предпринять соответствующие маркетинговые меры, можно успешно подтолкнуть потребителей к его принятию.
Успешность инноваций достигается сегодня компаниями, если им удается с ними осваивать многие, в том числе международные рынки.
1.2 Маркетинговая функция инновационной деятельности компании и основные понятия инновационного маркетинга
Маркетинговая функция как уникальная функция инновационной деятельности компании
Маркетинг представляет собой уникальную функцию инновационной деятельности. Если речь идет о маркетинге в инновационной сфере компании, то этот маркетинг является инновационным.
Уникальность маркетинга в инновационной деятельности компании объясняется тем, что каждому из нововведений положено для достижения его эффективности быть ориентированным на полное настоящее и будущее удовлетворение потребительских потребностей в перманентно меняющейся турбулентной рыночной среде, зависящей от рыночной конъюнктуры. Помимо этого, никакие инновации не имеют ценности без их реализации на рынке, без формирования потребительского спроса на них, без проведения маркетинговых исследований, необходимых, прежде всего, для того, чтобы понять, примет ли рынок ту или иную инновацию.
Каждая инновационная компания должна заниматься разработкой своей инновационной политикой, неотделимой от маркетинга. В настоящее время в инновационной деятельности компании необходимо обеспечивать:
· увеличение спроса на новые товары и услуги со стороны как существующих клиентов компании, так и потенциальных на базе разработки и коммерциализации кардинально новых либо усовершенствованных товаров услуг и технологий, а также продвижения и расширения их сбыта на разных рынках, в том числе международных;
· перманентное развитие инновационного потенциала компании и создание (улучшение) условий, требующихся для реализации инноваций;
· применение комплексного подхода, помогающего разным инновациям продвигать друг друга;
· мобилизацию персонала на решение инновационных проблем и его соответствующее обучение и стимулирование;
· учет уровня рисков (при более высоких рисках можно ожидать, как правило, более существенного экономического эффекта от реализации инноваций). Нельзя при этом забывать о главном риске — риске непринятия инновации рынком.
Определение целей инноваций не является простым действием, так как оно предусматривает прогнозирование как значимости, так и последствий разных новшеств. Инновационная компания может стремиться к технологическому лидерству. Но достаточно сложным представляется определение, что для нее важнее — кардинальное изменение бизнеса с помощью одной фундаментальной разработки, либо не столь быстрое изменение посредством прибегания к незначительным, но применимым немедленно усовершенствованиям товара. В идеале компании следует одновременно стремиться получить и фундаментальную разработку (что может занимать годы, и даже десятки лет), и одновременно проводить медленную, но верную работу, связанную с улучшением существующих и перспективных товаров и услуг.
В организационных схемах всех компаний инновационные функции неотделимы от маркетинговой функции. Инновационным процессом должен охватываться весь бизнес, распространяясь на все его виды и функции, включая, в первую очередь, функцию маркетинга. Определение инновационных целей компании требует прогнозирования рыночных потребностей, а также принятия во внимание обстоятельств, возникающих либо способных возникнуть благодаря технико-технологическому прогрессу в бизнесе (во всех его сферах).
К типичным инновационным целям компании принято причисление: появления и развития новых товаров и услуг; усовершенствования товаров и производственных процессов; внедрения новшеств в разные виды деятельности. Установление данных целей имеет огромное значение для компаний разного вида и размера. Если компания небольшая, то инновационные цели в ней устанавливаются проще, хотя число их может быть немалым. Небольшим компаниям также проще узнавать о необходимых рынку товарах, поскольку эти компании перманентно отслеживают появление на рынке усовершенствований, которые они могут использовать с высокой степенью эффективности.
Инновационными процессами охватываются разные стороны деятельности компании. Поэтому маркетинговым анализом надо охватывать разные аспекты и стороны, имеющие отношение к внедрению и функционированию новшеств.
Инновационный маркетинг как философия бизнеса и как инструмент стимулирования инновационной активности компаний
Инновационный маркетинг как философию бизнеса можно рассматривать в качестве маркетинга:
нацеленного на идентификацию и удовлетворение потребительских нужд и потребностей (партнеров по инновационному обмену);
— стремящегося к достижению коммерческих целей инновационной компании благодаря наилучшему удовлетворению потребительских нужд и потребностей;
— интегрирующего усилия всех подразделений инновационной компании, чтобы обеспечивалось достижение коммерческих целей данной компании благодаря удовлетворению потребительских нужд и потребностей.
Таким образом, инновационный маркетинг может рассматриваться именно как философия инновационного бизнеса, являющаяся центральной составляющей, ключевым компонентом структуры успешной инновационной компании.
Описание реализации данной философии в рамках инновационной активности компании может обеспечиваться понятием «инновационно-маркетинговая ориентация». В качестве цели этой философии возможно рассмотрение устойчивого преимущества в конкурентном противостоянии посредством грамотного использования возможностей и ресурсов, чтобы создавалась разного рода потребительская удовлетворенность на целевых национальных и международных рынках. Достижение устойчивости преимущества необходимо, поскольку для маркетингового инновационного поведения требуется наличие соответствующего инновационного знания, недоступного для легкого воспроизведения конкурентами.
Инновационному маркетингу как философии бизнеса следует направлять инновационное развитие компании, а с помощью инструментов этого маркетинга можно этого развития успешно достигать. Наибольшего эффекта можно достичь при работе инновационного маркетинга как целостной управленческой концепции и системы управления компанией.
Инновационный маркетинг в настоящее время является, по сути, не только философией бизнеса. Его можно рассматривать как действенный инструмент стимулирования инновационной активности предприятия. Помогая сохранять компаниям существующие позиции, завоевывать потенциальные рынки, а также создавать новые рынки для инновационных товаров, этот маркетинг заставляет компании стремиться к достижению новых рубежей, и завоеванию все большего числа рынков. Он становится все более способным содействовать удовлетворению стремительно меняющегося потребительского спроса на новые товары, и достижению целей инновационного развития компании. Благодаря ему компании получают шанс на то, чтобы стратегически обосновывать свои действия, выяснять и оценивать перспективы этих действий, а также предвидеть итоги инновационной деятельности в будущем.
Конкурентное преимущество на рынке и его сохранение во многом определяется эффективностью стратегии инновационного маркетинга. Это связано с ее ориентированностью на исключительную потребительскую ценность инноваций, и на усиление компетенций компании на изменяющиеся рыночные потребности, на перманентность разработки новых изделий, услуг и технологий.
Если компания стремится к перманентному совершенствованию, можно наблюдать осуществление ею инноваций, дающих ей конкурентные преимущества даже в условиях необходимости несения больших расходов, и столкновения с серьезными рисками.
Стратегический и оперативный инновационный маркетинг
Развитие инновационной компании, если так можно выразиться, более стратегическое в сравнении с развитием обычной компании, не занимающейся инновациями вообще или почти. Поэтому центр тяжести в инновационном маркетинге приходится не на тактический уровень, а именно на стратегический. В инновационном маркетинге компании наблюдается синергический альянс таких составляющих как стратегии и философия бизнеса, функции и процедуры управления.
Если брать за точку отсчета инновационно развитые государства, то в них уже давно имеет место доминирование маркетинговой концепции развития компании.
Стратегией инновационного маркетинга должна обеспечиваться взаимосвязь таких переменных как спрос и предложение на инновации, и их соответствие.
К применению маркетингового подхода к процессу инновационного развития современной компании провоцируют рыночные изменения, способствующие появлению новых, ранее неизвестных потребительских потребностей, либо новых путей удовлетворения уже имеющихся нужд.
Чтобы добиться полноценного использования концепции маркетинга в управлении развитием в инновационном русле, компании должны стремиться на плановой основе изучать потребительский спрос, и использовать итоги такого изучения при принятии решений, касающихся модификации товаров и разработки товаров, являющихся принципиально новыми.
Если говорить о формировании концепции инновационного маркетинга, то к нему требуется комплексный, а не разрозненный подход, то есть подход, в котором инновации рассматриваются и с позиции товаропроизводителя, и с точки зрения потребителя.
Чтобы инновации успешно внедрялись, компаниям необходимо стремиться к использованию маркетинговых технологий, и к выявлению на постоянной основе потребительских потребностей. Если инновации базируются на требованиях рынка, то компания может обеспечивать создание инноваций с минимумом рисков. В то же время, если ориентироваться лишь на удовлетворение тех потребностей, которые уже существуют, то это не слишком привлекательно со стратегических позиций. Компании необходимо по мере возможностей создавать принципиально новые товары и технологии, чтобы быть способной развиваться в инновационном направлении перманентно. Это требует проведения исследований прикладного и фундаментального свойства, разработки и внедрения инноваций не только с принятием во внимание итогов маркетинговых исследований, но также и появления новых тенденций на рынке, и психологических особенностей потребителей.
Перманентное инновационное развитие подразумевает постоянно развивающуюся инновационную деятельность, нацеленную на создание инновационных товаров, опережающих выраженные рыночные потребности. Оно является для компании условием создания имиджа инновационно настроенной компании, дает шанс на обеспечение лидерства в конкурентном противостоянии, и избавляет от боязни копирования конкурентами ее инноваций, поскольку действительно инновационная компания создает инновацию за инновацией. Более того, всем инновационным компаниям свойственно стремиться к коммерциализации своих инновационных идей и к их тиражированию, и это является для них залогом занятия лидерских позиций на рынке в разработке инноваций «первой волны».
Инновационными компаниями, активно разрабатывающими и реализующими инновации самостоятельно, создаются новые товарные рынки на базе правильно определенных потребительских нужд, приложения творческих усилий и применения технологических ноу-хау.
Если говорить об инновационном маркетинге оперативном, то необходимо указать на его нацеленность на то, чтобы обеспечивалась максимизация прибыли и возрастал объем продаж, поддерживалась репутация компании и расширялась ее рыночная доля именно за счет инновационного развития. В рамках оперативного инновационного маркетинга компания должна принимать решения по разработке новых товаров, по формированию цен на них, по обеспечению удачности их продаж, по их продвижению.
Оперативное маркетинговое управление сосредоточивает внимание:
• на разработке плана инновационного маркетинга, в котором обеспечивается детализация стратегии маркетинга компании, и который призван служить руководством для персонала компании, занятого в реализации инновационных мероприятий;
• на составлении сметы, интегрирующей затраты на обеспечение оперативного инновационного маркетинга в рамках общего бюджета инновационной компании;
• на контролировании инновационной маркетинговой деятельности компании.
Схожесть и различие инновационного маркетинга с маркетингом обычным
Инновационный маркетинг схож с просто маркетингом (обычным, традиционным маркетингом), прежде всего потому, что в нем рассматриваются имманентные обычному маркетингу компоненты, такие как товар, его цена, продвижение и сбыт. Как и в традиционном маркетинге в маркетинге инновационном обеспечивается рассмотрение маркетинговых стратегий, маркетинговых исследований, информационного обеспечения. Инновационный маркетинг, по сути, является маркетингом, имеющим привязку к товарам, так же как и маркетинг обычный, а также к потребителям и рынку, к сегментации и позиционированию, к формированию и исследованию потребительского спроса, к конкурентоспособности товаров и компаний на рынке, к маркетингу отношений и к маркетинг-менеджменту.
В то же время инновационный маркетинг существенно отличается от маркетинга обычного. В этом маркетинге рассматривается не рынок товаров, а инновационный рынок. Этот рынок, разумеется, также относится к товарам, хотя и особого рода (инновационным), но он рассматривается в альянсе отношений субъектов рынка, одним из которых выступает государство. Инновационный рынок — это рынок национальный, но имеющий очень ощущаемое отношение к рынку международному, поскольку в настоящее время, ни одно государство и ни одна компания в мире не может развиваться инновационно в изоляции от других государств. Инновационный маркетинг органично связан с международными экономическими отношениями и с международным бизнесом. Без понимания инновационного рынка c макро — и микроэкономических позиций маркетолог не может считаться подкованным в аспектах инновационного маркетинга.
Инновационный маркетинг имеет отношение и к рынку технологий, имеющему присущие данному рынку черты, и также к трансферу технологий.
В рамках инновационного маркетинга рассматриваются аспекты, связанные с научно-исследовательскими и конструкторскими работами, с изобретениями, c инновационными идеями и развитием технологий, поскольку без них инновационное развитие просто нереально.
Инновационный маркетинг имеет прямое отношение к интеллектуальному продукту, к его видам и особенностям, к диффузии инноваций, к защите инноваций и превращению их в рыночный стандарт.
Если говорить об инновационном товаре, то он в инновационном маркетинге рассматривается, прежде всего, с позиций его разработки. Но также имеет место рассмотрение его с точки зрения собственности в рамках конкретных организационных структур (скажем, франчайзинговых компаний), и в рамках технологического обмена. Особым товаром в инновационном маркетинге являются лицензии и инжиниринг.
Для инновационного маркетинга особо важны маркетинговые исследования внешней среды маркетинга и рыночной конъюнктуры, поскольку они особенно влияют на успешность реализации этого маркетинга. Однако даже при неблагоприятной конъюнктуре можно добиться успеха, если грамотно использовать маркетинговые технологии, прибегать к интенсификации сбыта путем нахождения новых рынков сбыта инновационных товаров и предлагать на эти товары разумно определенные (исчисленные) цены. И даже напротив, именно при не особенно благоприятной конъюнктуре (скажем в кризисные периоды) компаниям больше всего целесообразно заниматься инновационным маркетингом, чтобы выживать и уверенно идти к успеху и процветанию. Разумеется, на это требуются большие усилия, но они того стоят.
Инновационный маркетинг неотделим от инновационного менеджмента. Без понимания взаимоотношений между ними развитие инновационного маркетинга невозможно. Особенно это касается случаев, когда разным организационным образованиям требуются особые подходы к маркетингу. К примеру, маркетинг во франчайзинге имеет свои особенности, маркетинг применительно к кластерам — иные.
Инновационный маркетинг во многом зависит от инновационного климата, который определяют отношения компании с государством (прежде всего, от государственного регулирования инновационной деятельности), с другими компании (в рамках разных организационных структур (международных стратегических альянсов, кластеров) и потребителями (в том числе в рамках краудсопсинга и краудфандинга).
Инновационный маркетинг имеет связь с дизайном, с конструированием товаров, с техническими достижениями и технологическими прорывами.
Инновационный маркетинг сегодня — это более прогрессивный и необходимый маркетинг (в сравнении с обычным маркетингом) ввиду роста конкурентного противостояния на разных рынках, диктующего условия постоянного совершенствования товаров и рынков. В то же время его понимание возможно лишь при условии понимания положений обычного (классического, традиционнного) маркетинга.
1.3 Концепция инновационного маркетинга как основа исследования нового рынка, поиска стратегии проникновения на него и закрепления на нем. Маркетинг взаимоотношений и интеграции в инновационном маркетинге
Концепция инновационного маркетинга как основа исследования нового рынка, поиска стратегии проникновения на него и закрепления на нем
Концепцию маркетинга инноваций рассматривают в качестве основы исследования нового рынка (скажем, странового рынка), поиска стратегии проникновения на него и закрепления на нем. Поэтому инновационной компании для формирования ее рыночной стратегии развития нужно обеспечивать исследование рыночной конъюнктуры, заниматься сегментированием рынка, изучением и формированием спроса на новые товары и иcследованием потребительского поведения.
Разработку стратегии развития компании следует начинать с формулирования целей, которых она стремится достичь со своим инновационным товаром на выбранном рынке. На операционном уровне происходит разработка конкретных этапов реализации стратегии.
Для разработки стратегии развития, инновационно настроенная компания должна заниматься изучением потенциального вероятного спроса на свой инновационный товар. Но, прежде всего, требуется проведение общеэкономического анализа, связанного с изучением внешней маркетинговой среды компании в разрезе макроэкономических факторов, имеющих отношение к потребительскому спросу на новшества. Изучению подлежат показатели численности населения на рассматриваемом рынке, темпы его роста, потребления и душевого дохода, индекса потребительских цен, «потребительской корзины», темпы инфляции и пр. Необходимо также заострять внимание на исследовании законодательства и юридических особенностей на рынке, имеющих отношение к импорту и экспорту товаров, подобных новому продукту компании, квотированию, ограничениям по таким переменным как стандарты, налоги, обязательства, субсидии и т. д. Целесообразно также проведение анализа национального производства товаров, подобных новому товару компании, наличия либо возможности их импорта, существующего уровня экспорта, данных, касающихся производства импортозамещающей продукции.
Проведение анализа общеэкономических переменных реально на базе данных, публикуемых или предоставляемых официальными статистическими и государственными органами, разными международными организациями, банками, посольствами. Для получения необходимой информации можно пользоваться промышленными каталогами, итогами исследований, нормами, нормативами и инструкциями, специализированными справочниками, либо деловыми журналами и газетами, информацией, располагаемой и при соответствующих условиях предоставляемой торговыми ассоциациями и палатами и т. д.
При исследовании потребностей инновационной компании рекомендуется озадачиться вопросом, касающимся того, каким покупателям предназначается ее инновационный товар. Потребителей на рынке принято подразделять на группы посредством сегментационного анализа, чтобы разобраться, какие разным группам требуются товары, и какие нужны усилия, чтобы удовлетворять разнящиеся между собой в разных сегментах потребительские запросы. Сегментация проводится в соответствии с разными критериями и благодаря ей, а также изучению привлекательности разных сегментов, компания останавливает выбор на конкретном сегменте (целевом рынке), который будет находиться в поле ее внимания постоянно, и которому она станет предлагать свой товар-новинку.
Компании надо оценивать собственную способность успешно противостоять конкуренции на рынке соответствующих товаров с помощью определения своих преимуществ и сопоставления их с преимуществами компаний-конкурентов. Необходимо обратить внимание на имеющуюся тесную связь такого анализа с предварительным позиционированием каждого из товаров, входящих в «товарный портфель», целевой потребительской группы. С помощью позиционирования инновационного товара обеспечивается определение места данного товара среди товаров, которые уже имеются на данном рынке, позиционирование призвано служить выполнению задачи укрепления позиций товара-новшества компании на рынке.
Представляется, что инновационной компании целесообразно прибегать также к осуществлению «портфельного» анализа — инструмента, помогающего руководству компании обеспечивать выявление и оценивание различных направлений своей как хозяйственной, так и инновационной деятельности, чтобы вкладывать свои ресурсы лишь в самые выгодные направления этой деятельности. Это помогает инновационной компании быть эффективной и конкурентоспособной.
Маркетинг взаимоотношений и интеграции в инновационном маркетинге
В рамках маркетинга взаимоотношений как функции менеджмента в настоящее время рассматривается формирование инновационных территориальных кластеров, с помощью которых обеспечивается формирование интеграционных процессов. Следует отметить четкую нацеленность маркетинга взаимоотношений в аспекте инновационного маркетинга на создание цепей взаимодействия участников инновационного процесса. В инновационной деятельности компаний технологии маркетинга развиваются в зависимости от особенностей, присущих внедряемым новшествам, чтобы происходило их превращение в инновации.
Трансформирование информационных маркетинговых технологий происходит, когда жизненный цикл инноваций пролонгируется. Причинами этого пролонгирования могут являться:
необходимость стимулирования новых мотивов потребительского поведения;
изменение инновационной концепции компании (либо отдельного товара);
изменение уровня новизны инновации для компании.
При развитии кластерных интеграционных процессов инновационному маркетингу под силу помогать процессу формирования системы взаимоотношений участников кластера, и обеспечивать необходимые условия для внедрения инноваций и их распространения как внутри кластерного образования, так и за пределами этого образования. Это содействует существенному расширению границ кластера и увеличению числа его участников.
Инновационный маркетинг играет существенную роль в развитии сотрудничества бизнеса с научными и образовательными структурами. Особенно важным это сотрудничество представляется с позиций реализации маркетинговых технологий, имеющих отношение к эффективному продвижению выдвинутых учеными идей в коммерческую сферу, а также с точки зрения получения компаниями шансов для получения идей, имеющих научное обоснование, что содействует повышению конкурентоспособности инновационных компаний и их новых товаров на рынке.
Инновационному маркетингу под силу обеспечение взаимодействия науки и бизнеса с помощью формирования инновационных кластеров, в которые предусматривается вхождение инновационных компаний, способных к саморазвитию и увеличению спроса на услуги инновационной инфраструктуры. Чтобы это происходило нужно заботиться:
о проведении маркетинговых исследований, помогающих выявлению потребностей и нужд потенциальных клиентов, покупателей инновационных товаров,
об оценивании инновационных потенциалов участников инновационного процесса;
об изучении рыночной конъюнктуры и факторов внешней среды, влияющих на формирование территориальной инновационной системы;
о формировании маркетинговой стратегии продвижения прогрессивных и эффективных инновационных идей.
Если говорить о малых инновационных компаниях, то им необходима поддержка со стороны технопарков и бизнес-инкубаторов, без которых получение доступа к ресурсам (как материальным, так и информационным), а также осуществление разработки инноваций оказывается весьма проблематичным.
Бизнес-инкубаторами оказываются малым инновационным компаниям разные услуги (к которым принято причисление консультационных, информационно-посреднических, организационных, экспертных, инженерных, управленческо-координационных, аудиторских, маркетинговых услуг). Технопарками формируется среда, благоприятствующая ускорению коммерциализации итогов научных исследований, превращению их в высококонкурентоспособную продукцию, востребованную на высокотехнологичных сегментах мирового инновационного рынка.
Чтобы осуществлять эффективную инновационную деятельность, небольшая компания должна не только заботиться о предоставлении рынку своей инновационной идеи, ей следует обеспечивать выполнение комплекса мероприятий. Среди этих мероприятий особенно выделяются мероприятия, предусматривающие применение маркетинговых передовых технологий, таких как технологии:
определения целевого рыночного сегмента для претворения в жизнь инновационной идеи;
формирования инновационной организационной структуры;
привлечения современных, обеспечивающих гибкость производства, технологий патентования инноваций;
разработки комплекса маркетинговых коммуникаций, содействующих формированию спроса на инновационные продукты и оптимизации процесса их продвижения;
создания системы маркетингового контроля, обеспечивающей обратную связь с потребителями инноваций.
Если небольшая инновационная компания изъявит желание проводить маркетинговые исследования, применять маркетинговые коммуникации, чтобы продвигать инновации, выстраивать систему взаимоотношений с иными участниками инновационного процесса, это может оказаться для нее чрезмерно дорогим «удовольствием». Благодаря использованию инновационной маркетинговой концепции, в целях ускорения интеграционных процессов при условии формирования инновационного кластера, компания может добиться существенного сокращения транзакционных издержек и создания благоприятных условий для осуществления инновационных проектов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный маркетинг. Понятия, рынок, диффузия инноваций, трансфер технологий, кластеры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других