Ключевые идеи книги: Конкуренция. Майкл Портер

Smart Reading, 2020

Этот текст – сокращенная версия книги Майкла Портера «Конкуренция». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Книга Майкла Портера «Конкуренция» – это сборник научно-практических статей. Автор, профессор Гарварда, впервые заявил о себе в 1979 году статьей в научном журнале Harvard Business Review. Она называлась «Как конкурентные силы формируют стратегию» и породила революцию в стратегическом управлении. С тех пор термин «Пять сил Портера» превратился в устойчивое выражение. Под силами имеются в виду отраслевые конкуренты, потребители, поставщики, новые игроки на рынке и замещающие товары. Эти факторы определяют структуру отрасли и формируют конкурентное взаимодействие внутри нее. Проницательность автора, его идеи сформировали целое направление академических исследований и практики менеджмента. Их суть сводится к одной из главных задач руководителя – понять механизмы конкурентной борьбы и победить в ней. Зачем читать • Ознакомиться с моделью пяти конкурентных сил Портера. • Оценить эффективность работы своей компании. • Узнать о причинах усиления конкуренции в отрасли. Об авторе Майкл Портер – американский аналитик, бизнес-стратег, профессор Гарвардского университета. Впервые заинтересовался проблемой конкурентной борьбы в детстве, когда начал заниматься спортом. Создатель концепции «пяти конкурентных сил», которая определила направление академических исследований на десятилетия вперед. Самый цитируемый автор в области бизнеса и экономики. Шестикратный лауреат премии McKinsey, учрежденной Harvard Business Review.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Конкуренция. Майкл Портер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основной текст

За последнее десятилетие конкуренция усиливается практически во всем мире и во всех отраслях. Ни одна страна и ни одна компания больше не могут позволить себе игнорировать конкуренцию, а это значит, что они должны понять и освоить искусство конкурентной борьбы.

Книга Майкла Портера «Конкуренция» посвящена всестороннему изучению этой темы. Она состоит из трех основных частей: основные концепции конкуренции и стратегии, конкурентоспособность регионов и конкурентные решения социальных проблем. Мы остановимся более детально на основных темах из первой части.

Как конкурентные силы формируют стратегию

Уровень конкуренции в любой отрасли зависит от взаимодействия в совокупности пяти основных сил. Именно они определяют предельный потенциал прибыльности в отрасли. В некоторых отраслях, таких как производство стали, жестяных банок или автопокрышек, ни одна компания не в состоянии обеспечить большую отдачу на инвестиции (вследствие высокой интенсивности конкуренции), в других же (таких, как нефтедобыча или производство безалкогольных напитков) потенциал извлечения прибыли достаточно высок.

Вне зависимости от того, насколько развиты эти силы в отрасли или каким образом они взаимодействуют между собой, разработчик корпоративной стратегии должен найти и занять в отрасли позицию, в которой компания будет, с одной стороны, максимально защищена от влияния этих сил, а с другой — оказывать на них воздействие.

Компания должна занять в отрасли позицию, позволяющую защититься от влияния внешних сил и одновременно воздействовать на них.

Если компания разберется с факторами, формирующими конкурентное давление, то обеспечит себе прочный фундамент для стратегического плана действий. Компания сможет понять, в чем заключаются ее сильные и слабые стороны, разобраться со своим позиционированием, понять, в каких областях стратегические изменения приведут к наилучшему эффекту, а также разобраться с тем, где кроются возможности или угрозы.

Что же относится к этим пяти силам?

• Текущий уровень конкуренции среди имеющихся в отрасли игроков.

• Угроза вторжения новых участников.

• Угроза появления продуктов или услуг-заменителей.

• Рыночная власть потребителей (также называемая переговорной силой потребителей).

• Рыночная власть продавцов (также называемая переговорной силой поставщиков).

В каждой отрасли влияние этих сил уникально. Скажем, в производстве океанских танкеров многое зависит от покупателей (нефтяных компаний), а в сталелитейном производстве большую роль играют товары-заменители и иностранные игроки-производители.

Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую из пяти сил.

Угроза вторжения новых игроков

Новые игроки, выходящие на рынок, приносят с собой новые производственные мощности, а иногда серьезный опыт и инфраструктуру из смежных областей. Иногда это может принести к серьезным потрясениям рынка. Например, компания Philip Morris после покупки пивного бренда Miller смогла использовать для его быстрой раскрутки существовавшую в своем табачном подразделении уникальную систему дистрибуции.

Серьезность угрозы со стороны новых игроков определяется тем, насколько легко им попасть на рынок (то есть тем, насколько велики барьеры для входа), и тем, как на это отреагируют существующие игроки. Для оценки серьезности барьера для входа следует оценить шесть основных факторов.

Степень угрозы вторжения со стороны новых игроков определяется шестью основными факторами, в частности величиной входных барьеров, доступом к каналам распределения и потребностью в капитале.

Степень угрозы со стороны новых игроков постоянно меняется — к примеру, у существующих игроков может заканчиваться срок патента (позволявший удерживать доминирующее положение на рынке), или же технологии на рынке развиваются настолько активно, что становятся доступными практически каждому желающему.

Влияние поставщиков и покупателей (возможность «торговаться»)

Поставщики могут оказывать влияние на участников отрасли, увеличивая цены и снижая качество предлагаемых товаров и услуг. Потребители, в свою очередь, могут оказывать давление на цены, требуя более высокого качества товаров, расширения сервиса. В итоге они заставляют производителей конкурировать друг с другом (что приводит к общему снижению прибыльности в отрасли).

Давайте рассмотрим на практическом примере (взаимодействия поставщиков упаковки и производителей продуктов питания) случаи, когда поставщики будут обладать значительным влиянием

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Конкуренция. Майкл Портер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я