Управление региональной конкурентоспособностью

А. С. Барабанов, 2014

Монография посвящена проблематике управления конкурентоспособностью российских регионов. Автор исследует особенности конкуренции в регионах и уровень их конкурентоспособности, инструментарий его оценки; выделяет проблемы управления конкурентоспособностью регионов; обосновывает необходимость совершенствования управления региональной конкурентоспособностью, разрабатывает концептуальные предложения по формированию методики оценки, а также механизма управления конкурентоспособностью регионов. Особое внимание уделяется развитию территориального маркетинга – неотъемлемой составной части региональной экономической политики в направлении повышения конкурентоспособности территорий. Книга адресована работникам региональных и муниципальных органов управления, руководителям предприятий, преподавателям, аспирантам, студентам высших учебных заведений экономической направленности.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Региональная конкуренция и конкурентоспособность: сущность и экономическое содержание

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление региональной конкурентоспособностью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Региональная конкуренция и конкурентоспособность: сущность и экономическое содержание

1.1. Понятие и факторы региональной конкурентоспособности

Конкурентоспособность становится базовым условием устойчивости функционирования социально-экономических систем, в том числе и региональных, так как формирование и развитие конкурентных преимуществ способствует ускоренному экономическому росту, повышению благосостояния населения, более эффективному и рациональному использованию ресурсного потенциала территории.

Добиться высокого уровня регионального развития можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. Главным фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов для достижения определенных целей является конкуренция.

Для регионов России проблемы повышения конкурентоспособности приобрели актуальность лишь в конце двадцатого века в связи с переходом к рыночным отношениям. Однако развитию свободной конкурентной состязательности регионов и укреплению на этой основе страны, как справедливо отмечают авторы [46, 50, 70], препятствуют элементы ментальности руководителей, основанной на вере во всесилие централизованной помощи и поддержки в противовес местной инициативе. В результате конкурентоспособность российских регионов остается низкой, особенно в сопоставлении с европейскими и другими территориями.

Вместе с тем представители власти и бизнеса все чаще отмечают наличие конкурентной борьбы между территориями, интересуются ее параметрами и оценками, обращаются к вопросам формирования тех или иных конкурентных преимуществ. Возрастающий интерес к проблемам межрегиональной конкуренции обусловлен прежде всего тем обстоятельством, что регионы, постепенно становясь самостоятельными экономическими субъектами национальной экономики, разрабатывают и реализуют стратегии своего развития, масштабнее включаются в международные экономические проекты.

Исходной точкой рассмотрения теоретико-методологических основ конкурентоспособности регионов является конкуренция, под которой в экономике понимается соперничество нескольких субъектов в достижении сходной цели. В отношении стран, а затем и регионов этот термин стал применяться в конце XX века.

Рассматривая сущность конкуренции между регионами, М. Портер [110, 149] полагает, что она является следствием конкуренции фирм. Он увязывает территориальную конкуренцию со способностью промышленности региона вводить новшества и модернизироваться. Различия в региональных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии, по его мнению, вносят вклад в достижение успешной конкурентоспособности того или иного региона. Соратник М. Портера М. Энрайт высказал гипотезу, что именно на региональном, а не на наднациональном или национальном уровне создаются конкурентные преимущества [157].

По мнению другого представителя зарубежной школы — Л. Бадда [145], с одной стороны, существует конкуренция между определенными видами деятельности или рынками, которые действуют на территории регионов (локализационная экономика), а с другой — конкуренция между характеристиками регионов и их социальным капиталом, например инфраструктурой, квалифицированными кадрами.

Наиболее полно межрегиональная конкуренция представлена в экономической теории федерализма (так называемой «новой теории федерализма»). В работе [119] конкуренция между регионами рассматривается как конкуренция между властями регионов за мобильные факторы производства — труд, капитал, инвестиции — с помощью налоговой политики или развития инфраструктуры региона (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Схема межрегиональной конкуренции конкурентного федерализма [119]

Власти выступают как экономические агенты, ведущие себя рационально и максимизирующие полезность от принимаемых ими решений, возможность чего обеспечивается федералистским устройством государства. Межрегиональная конкуренция — способ ограничения произвола властей, но в то же время механизм политической защиты рыночных отношений. В рамках этого направления конкуренция регионов проявляется в конкуренции между их властями разных уровней. Предполагается, что власти регионов, конкурируя за привлечение мобильных экономических ресурсов, более эффективно используют общественные финансы и создают благоприятную среду для бизнеса и населения.

Согласно экономической теории федерализма существует связь между поведением региональных правительств и движением факторов, которые являются предметом конкурентных интересов. Под влиянием факторов конкуренция может быть как вертикальной, так и горизонтальной.

Вертикальная — это конкуренция между разными уровнями власти — центральной и региональной, областной властью и муниципалитетом — за объем властных полномочий, за большую долю независимости и большую долю перераспределяемых ресурсов.

Горизонтальная конкуренция осуществляется между регионами одного ранга: например, между областями, между городами, между муниципалитетами за доступ к ресурсам и привлечение мобильных ресурсов. По нашему мнению, региональные органы власти могут создавать конкурентные преимущества только в условиях горизонтальной конкуренции.

Факторами (инструментами) вертикальной конкуренции служат трансферты, субсидии, налоговые и неналоговые доходы; горизонтальной — миграция, иностранные и внутренние инвестиции.

В силу этого в современных условиях необходимо учитывать различия в экономических интересах регионов разных уровней. Придерживаясь мнения А. Г. Гранберга, предположим, что представление региональной экономики как монообъекта в условиях качественного изменения политического, социального и экономического пространства региона не отвечает задаче адекватного отражения региональной экономики. Находящийся в условиях конкуренции регион — это не монообъект, а многоуровневый организм, функционирующий на основе вертикальных (центр — регион — муниципалитет) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий.

Наличие активной конкуренции может быть констатировано при выявлении связи между действиями властей (налоги, предоставление общественных благ, законодательные нормы) и количеством мобильных ресурсов (трансферты — в вертикальной конкуренции; жители, предприятия и инвесторы — в горизонтальной). В данном случае подтверждается предположение о том, что большая самостоятельность регионов дает им возможность привлекать мобильные ресурсы, а конкуренция за бюджетную децентрализацию — увеличивать ресурсы.

Конкуренция за горизонтальные факторы происходит прежде всего на основе стандартов действий властей, а такие стандарты складываются в зависимости от результатов, достигнутых в других регионах. Это происходит, когда региональные власти находятся в условиях потенциальной конкуренции и забота о назначении вынуждает их соблюдать установленные федеральные стандарты, что согласуется с политологическими подходами, использующими политику как инструмент получения и сохранения власти. Кроме того, в спектр горизонтальной конкуренции следует включить и законодательную конкуренцию. Вместе с тем имеет место конкуренция за рабочую силу, престижных жителей, туристов.

Фактически вертикальная конкуренция выражается в своего рода торге с федеральным правительством за контроль над ресурсами и властные полномочия. В этом случае положительная сторона вертикальной конкуренции состоит в развитии конкурентных начал, реализации возможностей экспериментирования и бенчмаркинга — отбора лучших образцов для воспроизведения, ограничения монопольного положения центра при определении экономической политики. Отрицательная сторона вертикальной конкуренции состоит в формировании тенденций вытеснения конституционных норм договорным правом, в ущемлении интересов одних регионов за счет предоставления особых условий или льготных режимов другим [44].

Объект горизонтальной конкуренции представляют экономические ресурсы, прежде всего инвестиции, рабочая сила, объекты собственности. Регионы конкурируют также за материальные активы, например за жителей с престижным статусом, которые создают положительный имидж региона. Особенностью горизонтальной конкуренции в отличие от вертикальной является возможность создания конкурентных преимуществ региональными органами власти. Преимущество горизонтальной конкуренции — поиск внутренних источников и создание стимулов к развитию регионов, расширение и совершенствование их инфраструктуры, стимулирование привлечения инвестиций.

В итоге матрица межрегиональной конкуренции позволяет провести сопоставление вертикальной и горизонтальной конкуренции по типу и способу воздействия (табл. 1.1) [73].

Кроме того, имеет место взаимодействие между регионами в плане сотрудничества и соперничества по отдельным направлениям: к примеру, сотрудничество (кооперативное взаимодействие) — создание ассоциаций городов, областей, ассоциаций малых городов, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Отсутствие взаимодействия, или амбивалентное поведение, а также соперничество обычно касается разграничения предприятий как источников налоговых доходов в бюджеты и актуально и для вертикальной, и для горизонтальной конкуренции.

В то же время можно выделить стратегическое взаимодействие и другие виды взаимодействий регионов. Первое проявляется в борьбе за придание региону статуса особых условий, дающих конкурентные преимущества, — статуса особых зон депрессивных территорий, административного центра федерального округа.

Таблица 1.1. Матрица межрегиональной конкуренции [73]

Детально направления конкуренции регионов представлены в работах Б. М. Гринчеля, который условно выделил три их группы (рис. 1.2):

1. Размещение и сохранение предприятий, получение новых инвестиций.

2. Сохранение и привлечение человеческих ресурсов.

3. Развитие туризма.

Актуальность рассмотренных направлений дифференцируется в зависимости от исторических, географических, демографических и других особенностей и ресурсного потенциала конкретного региона. При этом в определенном временном интервале направления и предмет конкуренции могут меняться.

Обобщая вышесказанное, отметим, что субъектами межрегиональной конкуренции выступают регионы (муниципалитеты), а её предметом — ресурсы: люди, финансы, капитал, информация, необходимые для обеспечения устойчивого регионального развития и решения на этой основе социально-экономических задач.

Такими ресурсами обладают физические и юридические лица, т. е. люди, а также предприятия и организации всех форм собственности, учреждения. Это подтверждается исследованиями российского ученого Б. С. Жихаревича [65], который подчеркивал, что «регионы, отстающие в развитии, конкурируют за привлечение населения, бизнеса и федеральных ресурсов». Для того чтобы получить эти ресурсы, регион выступает в роли продавца, предлагая специфический товар: свою территорию, геополитическое положение, социальную и экономическую инфраструктуру, социально-экономический потенциал.

Рис. 1.2. Направления и виды конкуренции регионов [54, 55]

Разделяя точку зрения ряда авторов [54, 87, 134], особый акцент следует сделать на «целевых группах» — покупателях специфического товара, которым располагают регионы. Этих покупателей, как считают авторы, можно условно объединить в две группы. К первой из них относятся люди — жители региона, студенты, мигранты, туристы и деловые посетители, военнослужащие и т. п. Вторую группу составляют крупные, средние, малые предприятия-товаропроизводители, торговые, складские, строительные и транспортные предприятия и организации, представительства государственных, общественных и международных организаций и учреждений, образовательные, научные, медицинские и военные организации и т. п. Предметом соперничества регионов выступают ресурсы, которыми обладают «целевые группы», а субъектом управления конкурентоспособностью — региональные органы власти и управления.

Проведенное исследование терминологического аппарата позволяет утверждать, что в основу понятия межрегиональной конкуренции можно положить сформулированное в [54] определение конкуренции территорий как соревнования между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные целевые группы «потребителей» местных ресурсов и условий жизнедеятельности. Этой точки зрения придерживаются и авторы [87], которые под межрегиональной конкуренцией понимают как соревнование между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные целевые группы «потребителей» местных ресурсов и условий жизнедеятельности для получения ресурсов, необходимых для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и решения на этой основе социально-экономических задач. Концептуальная схема межрегиональной конкуренции представлена на рисунке 1.3.

Рис. 1.3. Концептуальная схема региональной конкуренции [134]

Именно под воздействием конкурентных процессов формируется система региональной конкуренции, предметом которой становятся целевые группы региона: население, предприятия, малый бизнес, инвесторы, туристы.

При этом логическая взаимосвязь процессов региональной конкуренции вполне объяснима. Межрегиональная конкуренция заключается в борьбе регионов за целевые группы потребителей ресурсов территории на основе создания и поддержания конкурентных преимуществ, являющиеся, в свою очередь, стимулом к развитию региона, привлечению на территорию новых ресурсов (люди, финансовые средства, капитал, информация), которыми обладают целевые группы. Особая роль в создании конкурентных преимуществ отводится региональным органам власти, обеспечивающим условия для более эффективного использования ресурсов территории (люди, финансы, капитал, информация), необходимых для обеспечения устойчивого регионального развития и решения на этой основе социально-экономических задач. Для того чтобы получить эти ресурсы, региональные органы власти предлагают целевым группам унаследованные либо вновь созданные конкурентные преимущества для последующей реализации обоюдных интересов с целью повышения уровня и качества жизни населения (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Принципиальная схема межрегиональной конкуренции

Следует отметить, что формирование конкурентных преимуществ региона происходит под влиянием ключевых характеристик его состояния и качества менеджмента. По нашему мнению, этот процесс имеет три уровня (рис. 1.5):

1. Оперативный уровень — представляет собой информационную составляющую для анализа конкурентных позиций региона (определяет его текущее состояние).

2. Тактический уровень — предполагает расчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности региона (разработка методического инструментария и оценка уровня конкурентоспособности).

3. Стратегический уровень — подразумевает принятие обоснованных управленческих решений (во многом зависит от качества менеджмента региона), способствующих росту уровня конкурентоспособности региона.

Рис. 1.5. Алгоритм формирования конкурентных преимуществ региона

Исследуя процесс межрегиональной конкуренции, авторы [50, 73, 87, 134] выделяют следующие основные направления, по которым и в рамках которых регионы могут соперничать между собой. Это прежде всего:

• сохранение и привлечение населения, в первую очередь в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного;

• размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, формирующих наукоемкие современные кластеры, наладивших устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;

• привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, в строительство жилья и в социальный комплекс;

• осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;

• усиление торговой специализации региона и крупных городов в его составе;

• развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, прежде всего университетов, медицинских центров и клиник;

• привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино — и телестудий и т. д.;

• привлечение туристических потоков всех типов;

• проведение крупных культурных, политических, научных, спортивных и других мероприятий, на которые приезжает много людей, что усиливает позитивный имидж региона, его городов;

• приращение культурного и исторического потенциала, повышающего привлекательность региона и для жителей, и для приезжих;

• размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.

Обобщение сфер конкуренции регионов по степени ее интенсивности (табл. 1.2) позволяет сделать вывод об усилении конкуренции и в дальнейшем.

В ходе исследования теоретических подходов к развитию территориальной конкуренции выявлено, что ее значение состоит в следующем.

Во-первых, конкуренция подталкивает региональные органы власти к проведению самоанализа состояния своего региона, его взаимосвязей и взаимоотношений с существующими или возможными партнерами и конкурентами.

Таблица 1.2. Распределение сфер по степени конкуренции между регионами России

Во-вторых, позволяет точнее определить целевые группы потребителей ресурсов региона, за которые он впоследствии и будет конкурировать. Такой самоанализ, стратегический выбор своей профильности является залогом будущего успеха в развитии факторов конкурентоспособности и в привлечении или сохранении потребителей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Региональная конкуренция и конкурентоспособность: сущность и экономическое содержание

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление региональной конкурентоспособностью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я