Это «указание основания» (logon didonai) вскоре привело к традиционному
идеалу науки как доказательного дискурса – такого дискурса, в котором приводятся логически неоспоримые доказательства того, что утверждается, – и мы справедливо можем видеть в этом требовании первую характеристику понятия строгости, которая должна сопровождать истину в науке (оставляя пока в стороне вопрос о том, какими должны быть эти основания).
Таким образом, в
идеале наука должна оперировать только экспериментально подтверждёнными фактами.
В этом высказывании допускается, насколько можно судить на первый взгляд, категориальная ошибка: предполагается, что «истина» – это ещё один возможный, и при этом предпочтительный, регулятивный
идеал науки наряду, скажем, с инструментальной эффективностью, культурной состоятельностью и т.д.
Постепенно формируются новые
идеалы науки, согласно которым она не просто должна осуществлять свою экспансию на всё новые области, стимулируя технологические революции, но и коррелировать свои стратегии со стратегиями социального развития, ориентированного на гуманистические ценности.
Последний в этом перечислении
идеал науки противопоставлен естественно-научному дискурсу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зальделый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако современные данные и исследования показывают, во-первых, необходимость реализации других подходов (например, междисциплинарного, включающего в себя помимо естественно-научного разные идеалы (античный
идеал науки, гуманитарный, социальный и др.)); во-вторых, признание многообразия форм развития; в-третьих, умение объяснить резкие смены (скачки) развития или даже прерывание одних линий и форм развития и начинание новых (последнее, возможно, связано со сменой реальности).
Классический образ, классический
идеал науки сложился в XVII–XVIII вв.
Речь здесь вообще идёт в первую очередь не о построении какой-либо системы прочно обоснованного познания, отвечающего методологическому
идеалу науки, – и всё-таки здесь тоже идёт речь о познании и об истине.
Стандартная биография коммерсанта, променявшего
идеалы науки на золотого тельца.
Однако «истина» в смысле логического позитивизма – это свойство всех регулятивных
идеалов науки, каждый из которых должен пониматься в качестве задающего языковую игру, управляемую своими собственными процедурами проверки, то есть, если угодно, правилами игры, в соответствии с которыми одна теория определяется (или «верифицируется») в качестве, например, более эффективной или более адекватной, чем другая.