Ориентация на
зону ближайшего развития ребёнка является важным направлением психокоррекционной работы, особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Только такое обучение можно считать хорошим, которое создаёт
зону ближайшего развития и тем самым идёт впереди него.
Понятие
зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано со многими фундаментальными проблемами детской психологии и психологии развития.
Исследование показывает, что
зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности, чем актуальный уровень их развития.
Развивающее школьное обучение– обучение, создающее
зону ближайшего развития, благодаря чему в ходе усвоения знаний формируется более высокий уровень общего психического и в первую очередь умственного развития.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: проматываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отличие развивающих программ от традиционной программы состоит в том, что в них путём специального структурирования содержания на базе основных законов психического развития создаётся
зона ближайшего развития школьников.
В его трудах показано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения
зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребёнка.
Теперь важно определить
зону ближайшего развития в формировании навыка чтения.
Сегодня становится всё более популярным метод обучения, называемый
зоной ближайшего развития, когда ребёнок не может обучиться тем или иным навыкам без наглядного примера взрослого, и только после совместного выполнения задачи, он сможет самостоятельно выполнять аналогичные действия.
Понятие
зоны ближайшего развития является прямым следствием закона высших психических функций, лежащего в основе всей культурно-исторической теории: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребёнка» [8, с. 387].
Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития и уровнем потенциальных возможностей.
Исследования
зоны ближайшего развития продолжаются в современной психологии.
Приведённые ниже экспериментальные исследования процесса выполнения и детьми различных заданий, в которых интеллектуальный и эмоциональный компоненты существенным образом взаимосвязаны и взаимозависимы, открывают возможность для понимания и оценки когнитивных и эмоциональных компонентов
зоны ближайшего развития детей.
Именно в эволюционной
зоне ближайшего развития следует искать в стабильном равновесии те психические образования которые станут ступенью новой системы на следующей стадии и должны обнаружиться там в форме динамического равновесия в онтогенезе.
Далее при описании конкретного примера, с одной стороны, иллюстрируется специфика работы по коррекции функций программирования и контроля, а с другой – раскрывается, как нейропсихолог в ходе коррекционной работы проводит качественный анализ
зоны ближайшего развития ребёнка.
Появление наряду с трёхлетней четырёхлетней начальной ступени и начало обучения детей с 6 лет (то есть сдвиг начала школьного обучения на более ранний срок) требовали содержательного рассмотрения соотношения обучения и развития, прежде всего с точки зрения
зоны ближайшего развития 6–летних детей и успешности усвоения ими школьных знаний.
Организация процесса образования в подростковой школе предполагает развивающее обучение: обучение на высоком уровне трудности с учётом индивидуальной
зоны ближайшего развития школьника.
Оцифруйте все показатели воронки от входа до оплаты заказа и выявите
зоны ближайшего развития.
При обучении детей с учётом
зон ближайшего развития нам нужно ориентироваться на сенситивные периоды развития.
Рассчитываю, что предыдущие книги продвинули
зону ближайшего развития многих читателей, и продолжаю дальше описывать непривычные для современного человека мысли.
Мы не можем для двухлетнего ребёнка считать
зоной ближайшего развития обучение чтению, потому что сенситивным периодом в этом возрасте является речевое развитие.
Вопрос сенситивных периодов и
зон ближайшего развития сложен.
В
зоне ближайшего развития находятся те задачи, которые ребёнок может выполнить только с помощью взрослого – тоже с поправкой на возраст.
Значит ли это, что ребёнок находится за пределами
зоны ближайшего развития?
В психологии
зоной ближайшего развития называется «уровень тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но может решить с помощью взрослого».
Её суть заключается в том, чтобы максимально расширить
зону ближайшего развития ребёнка, то есть насытить процесс образования различными видами детской деятельности.
Вот почему её назвали
зоной ближайшего развития.
Зона ближнего развития рассматривается ею как структурная часть
зоны ближайшего развития, которая ещё не сложилась и находится в стадии формирования.
Представление о
зоне ближайшего развития служит основой практических действий по диагностике способностей детей к обучению.
Определение уровня актуального и выявление
зоны ближайшего развития ребёнка непосредственно связаны с проблемой обучаемости детей.
Через какое-то время
зона ближайшего развития станет актуальной.
То самое, что ребёнок может сейчас выполнять лишь в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно – это и есть знаменитая
зона ближайшего развития.
Если зона актуального развития показывает, что ребёнок может, то
зона ближайшего развития прогнозирует его возможности в обучении.
Таким образом,
зона ближайшего развития может служить средством диагностики развития.
Взрослый организует
зону ближайшего развития с пониманием того, что через какое-то время ребёнок будет использовать совместный опыт самостоятельно.
Итак, организация
зоны ближайшего развития – это только один из этапов обучения, очень важный, но всего лишь переходный этап и останавливаться на нём или «застревать надолго» ни в коем случае нельзя.
Понятие
зоны ближайшего развития приобретает особое значение в обучении детей с отклонениями в развитии, в стимуляции их познавательных возможностей и оценке возможных достижений.
Чем сложнее развитие ребёнка, тем в большей степени важен уровень выявления широты
зоны ближайшего развития.
Следовательно, воспитание должно обеспечить разветвлённую систему связей с миром, работу с эмоциональными и интеллектуальными процессами в
зоне ближайшего развития учащегося.
Отвечая на сакраментальный вопрос «Каким должен быть сам учитель, чтобы уметь понять, заинтересовать, поддержать, не давать готовый ответ, а проявлять выдержку и педагогический такт, чтобы «привести» в
зону ближайшего развития обучаемого?», мы определяем два фокуса: профессионально мобильный и интеллектуально свободный.
Зона ближайшего развития говорит о главенствующей роли обучения в умственном развитии, даёт представление о состоянии и потенциальных возможностях детей.
Эти маленькие эксперименты и практики должны находиться в
зоне ближайшего развития человека, не быть ни слишком простыми (не развивающими), ни слишком сложными, поскольку это вызовет сильное сопротивление и клиент не станет их выполнять.
Лёгкий адреналин перед публичным выступлением по любимой теме, приятное возбуждение после успешно решённого вопроса, физически лёгкая усталость и посттренировочный эффект – вот
зона ближайшего развития, вот где мы должны находиться 20 % своего активного времени.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности не является самоцелью, это лишь путь достижения поставленных задач и актуализации
зон ближайшего развития школы.
Обучение с ориентацией на
зону ближайшего развития ведёт развитие вперёд, потому что то, что лежит в этой зоне, преобразуется, совершенствуется в одном возрасте и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии.
Говоря о возможностях, имеется ввиду не только состояние физического и психического здоровья воспитанника и его предполагаемая
зона ближайшего развития, но и его потребности и желания.
Если в
зоне ближайшего развития нет достаточного содействия взрослого, ребёнку приходится справляться самостоятельно, и иногда это требует множества попыток, приводит к ошибкам и неудачам, что не способствует ощущению компетентности.
Цель – образ будущего и координата
зоны ближайшего развития, которая отличается от «случится и так само».
Нет, граждане, моя
зона ближайшего развития располагается в районе 5 часов лета, дальше – это уже недоступное!