Что касается автономии, частичный характер
захватов государства позволяет некоторым их участникам сохранить относительную автономию, переговорную позицию и конкурентоспособность.
Тем не менее попытки
захвата государства сверху вниз часто сталкиваются с рядом ограничений в силу того, что обычно ни один патрон не обладает всей полнотой власти в определённой политической системе.
Очень важно отличать такие сделки от сговора, инициированного государственным органом,
захвата государства сверху вниз и снизу вверх, а также от криминально-государственной модели.
Главным отличием между
захватом государства сверху вниз и криминальным государством является концентрация полной и безраздельной политической власти над определённой территорией в одних руках.
Во-вторых, построение единой пирамиды означает конец мультипирамидальной системы и соревновательности, характерных для
захвата государства сверху вниз.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: съёмцы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Брокеры олигархов и полигархов, предоставляющие услуги при
захвате государства снизу вверх и сверху вниз, соответственно, представляют интересы своих принципалов в их сферах неформального влияния.
Однако несмотря на то, что сами эти цифры могут потенциально указывать на системное, качественное изменение в процедуре проведения госзакупок, теоретически такую тенденцию можно объяснить участившимися случаями обычной коррупции и
захвата государства как организованными государственными акторами, так и обходящимися без координации из единого центра.
Также в случаях сговора, инициированного государственным органом, и
захвата государства сверху вниз у инициатора коррупции есть доступ к стадиям проведения госзакупок на той ограниченной территории, которой он управляет, включая тендерную и, возможно, претендерную стадии.
Эта черта кардинально отличает такой вид коррупции от
захвата государства, который – в силу своей частичности – всегда подразумевает присутствие конечного и невовлеченного доверителя на самом верху (которого предают его поверенные).
При
захватах государства, которые всегда остаются частичными, лишь некоторые экономические акторы становятся олигархами, а политические – полигархами, что означает, что внутри каждой сферы остаются части, не подвергшиеся смешению.
Захват государства сверху вниз может инициироваться как одним единственным актором (например, мэром местной администрации), так и группой лиц (например, политической партией).
С одной стороны, отсутствие такого ограничения может привести к тому, что любая автократия или диктатура, стремящаяся показать себя с демократической стороны, то есть подменяющая демократический режим своими псевдодемократическими конструкциями, может быть расценена как
захват государства.
Так происходит в случае протекции для корешей или
захвата государства снизу вверх, при которых намеренно затрудняется работа независимых надзорных органов в силу того, что сама тендерная процедура прописана так, что большая часть потенциальных конкурентов отсекается вполне «законно».
Кто-то может возразить, что протекцию для корешей можно также назвать «крупной коррупцией», как, собственно, и
захват государства снизу вверх, тогда как сговор, инициированный государственным органом, не всегда подразумевает более крупные суммы коррупционных денег, чем протекция для корешей.
Захват государства снизу вверх – это аналог протекции для корешей с использованием принуждения, при котором коррупция проникает в самые высокие слои государственной властной вертикали и окончательно подчиняет некоторых политических акторов экономической элите.
Кто-то может поспорить, что вышеописанный тренд всё ещё может являться последствием
захвата государства снизу вверх или сверху вниз, так как сговора между автором тендера и членом оценочной комиссии, с одной стороны, и участником торгов – с другой, должно быть достаточно для осуществления подобных схем.
Эти массивы данных по-прежнему дают лишь ограниченное представление о масштабах коррупционных сделок, вероятно, инициированных под принуждением частными акторами, и о том, перерастут ли они в стадию
захвата государства снизу вверх на системной основе.
С экономической точки зрения, более пристальное изучение тендерных заявок с завышенной ценой указывает на существенные различия между
захватом государства снизу вверх и криминальным государством в том, что касается торгов, не объявляемых публично.
Соответственно, две формы злоупотреблений, которые здесь рассматриваются, это влияние частных интересов на содержание законов и правил, то есть, в наших терминах,
захват государства снизу вверх, и влияние на их применение, то есть, в наших терминах, коррупция на свободном рынке.
Самым безобидным объяснением этого тренда может служить наступление следующего эволюционного этапа в процессе
захвата государства снизу вверх, так как факт большого количества тендеров, не объявленных публично, свидетельствует о наличии налаженных коррупционных каналов.
Это заставляет нас провести ещё одно различие между
захватом государства снизу вверх и влиянием, которое оказывают большие государственные предприятия, часто доставшиеся государству в наследство от коммунистических режимов и также устанавливающие постоянные отношения (иногда эксплуатационного толка) с государственными акторами.
Во вторую группу входят конкретные случаи, такие как «подкуп», «замена меритократического распределения государственных должностей непотизмом» и «
захват государства для удовлетворения узких частных интересов».
Три других типа брокеров-представителей обеспечивают проведение сделок в рамках системной коррупции, то есть в ходе сговора, инициированного государственным предприятием, а также
захвата государства сверху вниз и снизу вверх.
Наконец, криминально-государственная модель может работать на уровне центрального правительства, когда сам верховный патрон сосредоточивает в своих руках всю полноту государственной власти и успешно проводит полный
захват государства.
Ситуация, которую мы описали, показывает, что
захват государства снизу вверх может быть постоянным (а также эпизодическим).
Захват государства опасен также тем, что приводит к падению легитимности государственных институтов.
Но ни в прошлом, ни в наше время крушение тронов или республик,
захват государства активным меньшинством не всегда совпадали с потрясением юридических норм.
Я думаю, что самое главное – нам удалось избежать
захвата государства теми или иными влиятельными группами, избежать того, что по-английски называется state capture.
На микроуровне
захват государства рассматривается как деятельность отдельных лиц и корпораций по отношению к государству ради личной выгоды.
К его способности как корпорации в целом противостоять
захвату государства и отдельных институтов паразитическими группами интересов в ущерб интересам развития страны.
Когда рентоориентированные бизнес и бюрократия, призванная регулировать его деятельность, образуют стратегическую коалицию, появляется явление, описываемое в науке как «приватизация институтов власти» или «
захват государства» («state capture»).
При этом
захват государством всех свободных общественных ассоциаций проводился под лозунгом строительства социализма, а что такое социализм может «знать» только государственный чиновник, и все, кто в этом сомневался, мог убедиться, пройдя через государственную судебную машину и трудовые исправительные лагеря.
Есть основания полагать, что капитализму с его господством интересов частной выгоды органически присуще явление «
захвата государства», причём наиболее значительно это явление на периферии.
Они будут провоцировать бунт среди американских рабочих и «обучать их тактике большевиков для свержения правительства и
захвата государства коммунистической партией».
Особенно когда главный принцип такой системы – экономическая и политическая рента и приватизация государства и его институтов (что в литературе называют state capture, «
захватом государства»).