Однако портрет как инструмент увековечивания и вочеловечивания – самая мобильная и подвижная форма в
жанровой системе русского искусства XVIII века.
Также об определённой унификации юридической терминологии в рассматриваемый период свидетельствуют и изменения, происшедшие в
жанровой системе римской правовой литературы.
Колебания между сакральным и светским, пусть довольно слабые, сказались на
жанровой системе школьного театра и в том, что она дополнилась историческими пьесами.
Понимаемая таким образом «функционально-ценностная матрица» будет с разных сторон родственна таким разным понятиям, как «институциональная матрица» и «габитус» в социологии, «
жанровая система» в литературоведении, «парадигма» в науковедении.
Именно поэтому потребности в строгой
жанровой системе в русской литературе (потребности естественной и необходимой в известных пределах) противостоит стремление к её разрушению, к смешению литературы XI–XVII вв. с формами и видами деловой письменности, а затем, в XVIII–XX вв. – к различного рода нелитературным жанрам, к формам «неромана», «неповести», «непоэмы», даже к смешению и смещению различных стилей: барокко и классицизма, романтизма и натурализма, к разным способам и приёмам приближения реалистического стиля к действительности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вагоноопрокидыватель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Осознание и эстетическое освоение этой границы приводят к принципиальной перестройке всей
жанровой системы драмы.
Наиболее бескомпромиссные теоретики предлагают идти сверху, дедуктивным путём – сконструировать законченную
жанровую систему и затем наложить её на конкретный материал.
Введение понятия стихотворения как бы снимает, отменяет прежнюю
жанровую систему.
Пародийные произведения, однако, не образуют, подобно фантастике или детективу, иерархическую
жанровую систему.
Период XI – начала XII в. ознаменовался существенными сдвигами в функционировании
жанровой системы персидской литературы в целом.
Исходя из особенностей функционирования
жанровой системы журналистики, рассмотрим типологическую структуру жанров журналистики.
Изменения, происходящие в
жанровой системе и повлиявшие на каждый жанр в отдельности, можно было наблюдать в 90 гг. XX столетия.
Жанровая система персидской поэзии, начавшая своё развитие на рубеже IX и X вв., представляет собой сочетание сложно соотнесённых между собой содержательных (аджнас-и ши‘р) и формальных категорий (анва‘-и ши‘р).
Внутри самой
жанровой системы эта проблема возникает тоже – как проблема взаимоотношения теоретических (существующих как идеальные модели, архетипы) и исторических (реально существовавших и в разные эпохи определённым образом называвшихся) жанров.
Одновременно в развитии современной миниатюры наблюдаются явления, связанные с усилением воздействия индивидуально-авторского начала на её
жанровую систему; интенсификацией драматургических процессов; модификацией первоначального импульса в создании сочинения; активным использованием в композиции принципов монтажной формы; раскрытием новых тембровых свойств фортепианного звучания.
В этот период отмечается некоторая перегруппировка внутри
жанровой системы персидской поэзии: отдельные периферийные жанры начинают двигаться к центру системы, увеличивая свою продуктивность.
Как можно было видеть, дискурсные роли достаточно очевидно соотносимы с
жанровой системой дискурса, во всяком случае, реализуются они в рамках того или иного жанра, и испытывают тяготение к интенциональной стороне этого жанра.
Оптимальный уровень обобщения, подвластный обеим историческим поэтикам, –
жанровая система, открытая в пространство той или иной культурной эпохи.
Анализируя его специфику, исследователи выявляют место и значение баллады в
жанровой системе эпохи романтизма.
Как видим, анекдот во многом сродни новелле в плане жанровых характеристик, не случайно, что он становится одной из протоформ новеллы, легко и органично вписавшись в традицию «примера», который, как мы выяснили в первой главе, лёг в основу новеллистической
жанровой системы.
Культура демонстрирует себя через свою
жанровую систему, заявляет о круге потребностей людей своего времени.
Описать сегодня все журналистские жанры и даже подсчитать их в условиях динамики
жанровой системы, появления новых, трансформации старых, креолизации, воздействия на жанры технического прогресса невозможно.
Но и в данном случае журналисту необходимо знать возможности жанрового взаимопроникновения и взаимовлияния, закономерности процесса перестройки
жанровой системы, причины жанровых трансформаций, проблемы жанровой преемственности, наконец, типологическую структуру жанров журналистики, так как без системного взгляда на жанр сложно разобраться во всех его видоизменениях, а значит, и в тех новых возможностях, которые у него появляются.
Строгая ломоносовская
жанровая система начинает разрушаться.
Замечу, что в настоящее время в сфере текстотворчества происходит не только преобразование
жанровых систем (внешних и внутренних), но и родов, видов словесной деятельности в целом.
Персы дополнили
жанровую систему, заимствованную из арабской поэзии, ещё одной, самой малой поэтической формой – руба‘и (букв. «состоящий из четырёх»).
Отражая одну из самых глубинных сторон
жанровой системы миниатюры – символичность и метафоричность эмоциональнообразной сферы, – микродетали становятся важнейшими элементами художественного замысла интерпретатора.
Традиционность в формальной сфере, в сфере поэтики и стилистики заключается в сосредоточенности на содержательно обусловленном, оправданном развитии классической
жанровой системы; в особенностях топики – хронотопа прежде всего, подчинённого реальному времени и пространству и реальному историческому человеку, раскрывающемуся в них; в сложнейшей и аксиологически выверенной мотивной структуре сюжетов; в наследовании принципов психологизма, позволивших создать образ «простого человека» во всей его сложности и противоречивости как истинное, действительное воплощение достоинств и недостатков национального характера; наконец, в обновлении литературного языка, усиливающем его изобразительно – выразительные возможности за счёт возвращения классической чистоты и ясности, мифологической объёмности и глубины слова.
Китайская поэзия самое меньшее за три тысячелетия её развития прошла много этапов, каждый из которых имеет свои особенности по тематике, ведущему настроению эпохи и поэтическим формам, составлявшим
жанровую систему каждого конкретного периода.
История литературы XIX века начинается с бунта против риторики, одним из следствий которого было падение риторических и «высоких» литературных жанров и постановка под вопрос самой идеи иерархической
жанровой системы.
В отличие от предшествующего этапа «ранней классики», когда происходило складывание всех жанров и форм поэзии и художественной прозы, на этапе «зрелой классики» уже сложившаяся
жанровая система раскрывает все заложенные в ней потенции внутреннего совершенствования, развиваясь «вглубь».
Может быть, в данном случае лучше говорить не о пределах, а о структурном ядре драматического рода («маленькая драма»), вокруг которого формируется историческая
жанровая система.
Даже теоретики классицизма, эпохи, известной своим неистовым тяготением к нормативности, не столько осознавали
жанровую систему, сколько расширяли номенклатуру терминов, выдвигая на первый план те, которые в наибольшей степени отвечали потребностям направления.
Опора на исторически достоверное событие (что вообще характерно для китайской литературы, проникнутой конфуцианским историзмом) была особенно необходима новым, нарождающимся жанрам, которым требовалось отвоевать себе место в жёстко фиксированной
жанровой системе китайской средневековой словесности.
Выведенный на основе фольклора методический постулат справедлив и в отношении литературы и – в более узком плане – применим к творчеству отдельного писателя как индивидуальной
жанровой системе его сочинений.
Сегодня одной из главных проблем отечественного литературоведения является проблема жанрового синтеза, взаимопроникновения
жанровых систем.
Романтизм 30-х гг., как и в предшествующую эпоху, не был однороден, он включал в себя течения, отличающиеся друг от друга в идеологическом отношении и обладавшие особенностями в эстетической теории, в поэтических принципах, в
жанровой системе.