Из всех прав, которые предоставляет автору свободная
романная форма, он воспользовался только одним – правом на вымысел.
Последующая легитимизация
романного жанра идёт, естественно, по линии поиска исторических предшественников в восточной сказке, античной эпике, средневековом romans и т. п.
Он так уплотняет рассказ, что чуть ли не в каждом из них воплощён по своей насыщенности
романный замысел, с краткой биографией персонажа, с проблемами, конфликтами, решениями.
Роман в стихах сочетает многоплановое
романное повествование и ярко выраженное лирическое начало.
Любовь с первого взгляда и безумная ревность, верность до гроба и священный трепет, исполнение желаний и обретение полноты бытия – все эти выражения, на которых как на шарнирах держались
романные сюжеты, оказываются не вполне уместными.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бичеваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Рационализируется (хронологизируется) пространственно-временная артикуляция
романного действия, открывая возможности для совмещения и взаимодействия различных ценностных перспектив рассказывания на фоне универсальных мер.
Кроме того, популяризация описанных идей в
романном творчестве мыслителя не могла не привлечь к ним интерес широких кругов, в том числе и учёных, профессионально не связанных с темой, но по стечению обстоятельств столкнувшихся с реалиями западного эзотеризма, которые им оказалось необходимо как-то описать и проинтерпретировать.
Не противоречило потому, что, может статься, никакой традиции – как предмета диалога, благоговения или противостояния – для него не существовало, ведь это позднее выведут «
романную традицию» и поместят (справедливо, конечно) автора «Эфиопики» в её основании, тогда как у него самого вместо традиции под рукой была лишь соревновательная тонизирующая инерция, впоследствии вышедшая из употребления заодно с древнегреческим языком.
Можно также следить за переплетениями сюжетных линий, анализировать взаимодействия персонажей, уточнять датировку, соотносить
романные события с историческими, вести их летопись и «нанизывать» на хронологическую ось (таймлайн).
Перед нами почти реалистическая новелла, написаннная ритмизованной прозой, а по насыщенности событий, охвату жизни – небольшое повествование
романного типа.
Наконец, «Пармская обитель» (1839) – уже не просто новые герои, а новый
романный жанр, а именно руританский роман.
Начавшись с малых форм – рассказов, которые автор объединил в цикл, оно разрослось до серии блистательных романов (тоже своего рода цикла), разветвилось рядом повестей, разрабатывавших по частям
романные мотивы и темы, и завершилось новаторским циклом лирических миниатюр – стихотворений в прозе, достроивших единство тургеневской прозы в целом.
В лице
романных героев читатель обретал именно таких ближних, а любовь к ним была ещё тем хороша, что осуществлялась без малейших моральных и материальных затрат.
Идея, как предмет изображения и как доминанта в построении образов героев, приводит к распадению
романного мира на миры героев, организованные и оформленные владеющими ими идеями.
Причина этого – в смысловой и ценностной незаконченности, принципиальной открытости
романного образа.
Между всеми элементами
романной структуры существуют диалогические отношения, то есть они контрапунктически противопоставлены.
Концепция
романного слова существенно повлияла на научное представление о диалоге.
К 1770 году
романная литература, несмотря на достаточно малое количество переведённых на русский язык текстов, имеет весьма разнообразный характер.
Его первый
романный опыт “Семейное счастье”, опубликованный в 1859 году, оказался неудачным и прошёл незамеченным критикой.
Но развиваются эти метафоры и в более общем плане – как своего рода философия
романного письма.
В какой-то момент я понял, что эти вполне
романные сюжет и идея не должны стать романом.
Кроме того, ранее их целью не являлось превращение серии забавных эпизодов в сложный
романный сюжет и лишение сатиры типично карикатурного характера.
Что же касается несходства его внешности с
романным описанием, то сознаюсь, что внешность я ему выдумал.
Бог весть, сколько ночной разговор продолжался в
романном времени, но даже изложение истории занимает главу из двадцати страниц.
Только в этот момент фактически и начинается создание всего
романного цикла – с самого начала, с «Комбре».
Ну, скажем, говорить о современном романе, в качестве опорного используя понятие «
романное пространство», которое создаётся автором или не создаётся; а уже потом выяснять, какими средствами пространство это создаётся?
Теперь перед нами полноценная
романная проза, воздействие которой на читателя вполне сравнимо с тем самым, главным произведением угаданного прототипа.
Структурной основой этой жанровой разновидности стал внутренний монолог (или монологи) одного или нескольких персонажей, создающий резко субъективированный, часто нуждающийся в расшифровке образ
романной реальности.
Впрочем, всё без исключения авторы самим ходом
романного действия приводят своих симпатичных, но чем-то ущербных героев к жизненному поражению.
Продуцируемый на основе такой – осознаваемой или бессознательной – установки художественный текст закономерно усиливал парадигматику своего семантического строения, редуцируя синтагматическое измерение фабулы, что, в частности, приводило к кризису классического
романного нарратива и решительному переосмыслению прозы вообще.
Он ещё хранил в себе многие черты поэтики реалистического романа (традиционные приёмы
романного построения, композиционной организации, сюжетного развёртывания, создания системы персонажей и др.).
Это связано с тем, что они определяются не обстоятельствами жизни, лежащими за чертой романа (это привносят критики и читатели), а условиями
романного контекста и взаимообращенностью друг к другу.
Что же открывает нам четвёртый
романный эпизод?
Даже самые длинные «истории», как правило, представляют собой сильно сокращённые обработки, чаще всего – «сухой» пересказ
романной фабулы (если основой служил роман, а не эпос, хроника или легенда).
Именно в это время выходят в свет первые романы русских писателей, которые тоже вступают в полемику, и в большом количестве появляются сатирические журналы, где излюбленной темой становится насмешка над читателями романов и пародия на «
романный стиль».
Романный пакт означает, что личность автора не совпадает с фигурами повествователя и героя вымышленных событий.
Первый, наиболее полный, вытекает из шеститомного цикла
романной эпопеи.
Дискуссии о возможности адекватного перенесения большого литературного полотна на экран, дебаты об отечественной и мировой традиции экранизации литературных шедевров, полемика о законах конвертации
романного искусства в искусство кино, диспуты о целях и задачах киновоплощений, обсуждения, что такое язык и спецсредства кино, не устаревают.
Можно попытаться приоткрыть их (разумеется, с большой долей приблизительности), поставив «Песню девушек» в контекст
романного целого.
Одно поэтическое слово стоит порой
романных страниц.
В «самосочинении-вторжении», четвёртой разновидности автофикшн, автор не участвует в собственно
романной интриге, а выступает в роли рассказчика и комментатора, это не автор-персонаж, а автор-повествователь.
По данным причинам плутовской роман является для литературоведов особенно удачным «образцом» для демонстрации постепенного соединения заимствованного с оригинальным, развития
романного жанра и присущих ему литературных техник, а также изменения читательских вкусов.
А тут ещё два
романных текста возникают из лона машины «машины генерации and».
Скажи мне: где в жизни прямолинейность
романных героинь, которыми мы так восхищались в наши юные годы?
Романный персонаж (из «Небесной гармонии») перевоплощается сначала (в документах) в реальный и непредставимый, но – уже в постдокументальном романе – в сюр(сверх)реальный, то есть невообразимый, в котором, однако, ничего нет фиктивного.
С чего бы он вместо того, чтобы выстраивать свою историю, выделяя актуальное и драматичное в сумятице фактов и ощущений, напротив, раздробляет её,
романную историю, растворяет её частицы…
IMHO: вполне в духе западного
романного канона, не слишком, впрочем, чтимого за отчётливое пристрастие к экшн и диалогам.