Именно изучение природы ребёнка является одновременно и целью, и смыслом, и исходным пунктом
гуманистической педагогики.
Всё, что вы процитировали, принимаю без всяких оговорок – тем более что подобные приёмы входят в арсенал
гуманистической педагогики, горячим поклонником которой я являюсь.
Соборность реализуется в сотрудничестве и отражает в себе альтруистическую человеческую сущность, что предопределяет взаимосвязь этой идеи с основными направлениями
гуманистической педагогики.
Внимание к психологии ребёнка, его индивидуальным особенностям, создание условий для проявления самостоятельности в учебной деятельности, поддержка прагматичности получаемого образования стали основными педагогическими идеями представителей зарождавшейся
гуманистической педагогики, наиболее ярко проявившей себя уже во второй половине XX в.
Центральным понятием
гуманистической педагогики становится «открытое обучение», предполагающее создание условий для самореализации каждого ребёнка.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: окантовывание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.
Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и «психологической безопасности».
Это, прежде всего, реализация принципов
гуманистической педагогики и психологии, где личность человека есть высшая социальная ценность, а студент превращается из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности.
В-четвёртых, несовершенный опыт обучения и воспитания, сложившийся у одних педагогов и передававшийся другим, принимал всё более устойчивые формы педагогических канонов, мешавших интенсивному и творческому развитию педагогической практики, активному восприятию новых идей
гуманистической педагогики.
Спортивная деятельность тренера по волейболу в контексте гармоничного соотнесения ее специфики и личностных качеств, гражданской позиции и морально-этических принципов индивида непременно требует совершенного высокопрофессионального мастерства, владения его педагогическими и психологическими особенностями на основе
гуманистической педагогики.
Данный подход, по их мнению, является сущностным выражением методологии
гуманистической педагогики [5, с.10].
Гуманистическая педагогика предполагает использование аксиологического (ценностного) подхода в изучении педагогических явлений, диверсификацию образования, то есть обучение в соответствии с индивидуально – психологическими и личностными особенностями и склонностями детей.
Идейные истоки
гуманистической педагогики такие же, как у гуманизма в целом, – Античность, христианство, средневековая мысль.
Тем самым не реализуется один из основных идеалов
гуманистической педагогики – идеал разносторонне и гармоничной развитой личности, восходящий к древнегреческому идеалу калокагатии: гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств [подробнее см. Столяров, 1990–1997; Столяров, Самусенкова, 1996].
Следует заметить, что этот принцип очень схож по духу с одним из главных положений
гуманистической педагогики и психологии: безусловно положительное отношение взрослого к ребёнку.
Поэтому внутри
гуманистической педагогики существует огромное количество концептуальных разработок, связанных с разными способами оптимальной организации образовательного процесса как формирования смыслообраза – пространства отношения через эталонного посредника.
Личностно-ориентированный подходпредполагает осуществление педагогического процесса воспитания, выстроенного на философии
гуманистической педагогики, признающей субъектов этого процесса главной ценностью как носителей собственного опыта, особого культурного, сложного и противоречивого мира.
От его личности, жизненных и спортивных принципов и философии, профессионального педагогического мастерства, высокой квалификации в области организации и управления во многом зависят успешное решение как общих задач
гуманистической педагогики, так и достижение высоких спортивных результатов.
Как понятия из далёких смысловых рядов воспринимаются в постсоветском обществе слова
гуманистическая педагогика и трудовое воспитание.
Характерно, что взлёт надежд на широкое развитие
гуманистической педагогики в эпоху перестройки произошёл благодаря движению, смысловым ядром которого стала педагогика сотрудничества, не случайно содержащая корень «труд» в своём самоназвании.
Суть её такова: испорченный домашним городским воспитанием дворянский мальчик попадает по желанию благоразумного, но постоянно занятого делами отца в деревню к дяде-помещику, который воспитывает своих детей по принципам передовой
гуманистической педагогики.
В 80-ые годы учителя-новаторы издали в одной из федеральных газет манифест
гуманистической педагогики, где они провозгласили человеко-центрический подход в образовании.
Теория
гуманистической педагогики и её манифест впервые прозвучали в 80-ые не спроста, а потому что стали результатом деятельности авторских школ 60-ых – 70-ых.
Как мы уже отметили,
гуманистическая педагогика ставит в центр человека – ребёнка.
Культурные ориентиры отечественной школы, избранные ею самой в затянувшийся период подготовки реформы, свидетельствуют о мощном потенциале российской духовности, о способности системы образования к саморазвитию, о становлении
гуманистической педагогики и культурообразующей парадигмы образования, причём становление это совершается эволюционным путём, в явных процессах изменения самого типа педагогического мышления и практики.
На первое место он ставил высокие моральные и общественные принципы, которые утверждает
гуманистическая педагогика: принцип уважения к личности ребёнка и учителя как главных действующих лиц педагогического процесса.
Именно эта направленность на всестороннее развитие человека со временем и приведёт к появлению так называемой
гуманистической педагогики, развитие которой продолжается и поныне, теперь уже с опорой на индивидуальные качества и потребности личности.
Если мы скажем, что ребёнок – это «недоразвитый взрослый», то подвергнемся критике со стороны
гуманистической педагогики, признающей за каждым возрастным этапом самозначимость и самоценность.
Важное значение для реализации гуманистического подхода в процессе воспитания имеет соблюдение принципов
гуманистической педагогики, определяющих отношение педагога к ученику.
И поскольку в моём детстве был опыт безусловного принятия ребёнка – я уже будучи в институте ухватилась за идеи
гуманистической педагогики со всей силой.