В психологии это состояние называется синдромом
выученной беспомощности.
Ещё полвека назад мировую известность ему принесли исследования феномена
выученной беспомощности – пассивности перед лицом якобы неустранимых неприятностей.
Хотя я впервые наблюдал
выученную беспомощность в лаборатории, я знал, что она представляет.
Я познакомлю вас с двумя главными концепциями: теорией
выученной беспомощности и представлением о стиле объяснений.
Личностная беспомощность при воздействии подобных событий обусловливает возникновение состояния
выученной беспомощности при возникновении любых трудностей, то есть характеризует низкий уровень субъектности,тогда как самостоятельность обусловливает активное преобразование ситуации субъектом, то есть характеризует высокий уровень субъектности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лицеприятствовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Начинает развиваться так называемая
выученная беспомощность (Синельникова, 2019).
Было показано, что
выученная беспомощность возникает при переживании неподконтрольности человеку происходящего с ним и безрезультатности усилий, направленных на изменение этих событий (Maier, Seligman, 2016).
У безработных людей обнаружены симптомы
выученной беспомощности (см. параграф 11.4), более низкий уровень самооценки и более высокий уровень депрессии.
Причин
выученной беспомощности довольно много: от деструктивных установок, усвоенных в детстве, до длительного пребывания в неблагоприятных обстоятельствах, изменить которые человек был не в силах.
Испытуемые со сформированной
выученной беспомощностью тратили больше времени на решение когнитивных задач и на поиск выхода из ситуации, ассоциированной с ситуацией беспомощности (Seligman, Schulman, 1986).
Исследования автора настоящей статьи направлены на изучение упомянутого типа личности, склонного к возникновению
выученной беспомощности, а совокупность специфических личностных особенностей, определяющих эту склонность, обозначены им как личностная беспомощность.
Этой причиной является
выученная беспомощность.
Выученная беспомощность превратилась в эпидемию.
Однако, если рассматривать
выученную беспомощность с точки зрения нейрофизиологии, то подобная реакция на внешние раздражители является обоснованной.
Выученная беспомощность может оставаться специфичной для одной ситуации, либо эти атрибуции обобщаются в тех или иных случаях.
Нужно также помнить, что модель
выученной беспомощности мешает некоторым людям делать свою жизнь лучше без чьей-то помощи.
– Оптимизм отражает веру человека в позитивный прогноз, который связан с позитивным мышлением и поэтому является одним из факторов противодействия формированию
выученной беспомощности
Современные направления исследований
выученной беспомощности включают также изучение биохимического субстрата этого феномена, межкультурных различий в его проявлении и стратегий иммунизации детей против беспомощности.
Феномен
выученной беспомощности связан с когнитивной теорией депрессии, в которой неконтролируемый и непредсказуемый стресс играет центральную роль в патофизиологии симптомов.
Выученная беспомощность широко изучалась как аналог таких значительных человеческих проблем, как депрессия, неудачи и предрасположенность к болезням.
Люди с
выученной беспомощностью опускают руки и не ищут выхода из трудных ситуаций, потому что со временем привыкают к трудным условиям.
Если родители будут насильно удовлетворять физические потребности ребёнка, то это может сформировать у него комплекс
выученной беспомощности, когда сам он не будет понимать своих желаний и потребностей.
Всему виной мышление, которое, основываясь на негативном опыте, загоняет нас в ловушку
выученной беспомощности.
Незрелые психологические защиты срабатывают автоматически, и вы попадаете в порочный круг
выученной беспомощности.
Встраивание
выученной беспомощности как базового разрушительного состояния и на её основании разрушение цели.
Возникает из-за страха быть непринятым или отвергнутым, вариант
выученной беспомощности или навязанных мыслей в голове.
Если брать во внимание тот факт, что устойчивый динамический стереотип – привычка реагирования – зарождается в детстве, то корни
выученной беспомощности находятся там же.
Как ни странно, но поведение людей в состоянии
выученной беспомощности бывает диаметрально противоположным.
В итоге у него формировалась
выученная беспомощность: зачем что-то делать, если всё равно тобой будут недовольны?!
На самом деле в таких ситуациях животное сначала использует самые поздние из усвоенных правил (ведь обстановка меняется и нужно идти в ногу со временем), однако если свежие «способы выжить» не работают, то организм с каждой попыткой прибегает ко всё более ранним стратегиям, вплоть до младенческих – и вероятно, что при
выученной беспомощности животное пытается избежать урона, но уже теми способами, которые помогали ему во младенчестве.
Теория
выученной беспомощности гласит – если человек не верит, что это возможно, он даже не совершает попыток.
Специалисты предупреждают, что, создавая слишком безопасную среду для своих детей, родители делают им плохую услугу, пестуя
выученную беспомощность.
Ни одного промаха на работе и
выученная беспомощность дома, с любовью выпестованная одинокой мамашей.
Хотя они могут переживать сходные негативные ситуации, их интерпретация каждым человеком влияет на вероятность приобретения
выученной беспомощности и депрессии (Abramson, Seligman, Teasdale, 1978).
В результате возникает гнетущая обстановка
выученной беспомощности: люди перестают понимать смысл своей работы и теряют надежду что-то изменить в лучшую сторону.
Таким образом, при постоянном контроле и невозможности преодолеть препятствия индивид обретает свойство
выученной беспомощности, которое распространяет на своих соседей.
Мысли про то, что есть сейчас («Мы не богачи», «Роскошь не для меня», «У меня не должно быть много денег», «Не жили хорошо – не стоит и начинать») – это отголоски либо
выученной беспомощности, либо низкой самооценки.
Естественно, мыши, снова оказавшись в этой клетке, замирали, то есть демонстрировали кратковременный эпизод
выученной беспомощности.
Будучи выработанной в одной конкретной ситуации,
выученная беспомощность распространяется на многие другие, так что субъект перестаёт предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.
Вероятно, тут имеет место быть
выученная беспомощность.
В рамках профессиональной сферы, наличие
выученной беспомощности может обернуться для вас боком: трудности в достижения целей, проблемы с ответственностью, невозможность добиться успеха и многое другое.
Если в ответе хотя бы на два-три вопроса вы получили 4 баллаили больше, это уже повод задуматься, не проявляется ли иногда в некоторых сферах вашей жизни
выученная беспомощность.
Однако сказать, что они сами по себе формируют
выученную беспомощность, значило бы погрешить против истины.
Чем опасна
выученная беспомощность у собак?
То есть у собаки появилась
выученная беспомощность.
Некоторые кинологи и владельцы, использующие методы воспитания и дрессировки, основанные на применении насилия, формируют (сознательно или не осознанно) у собак
выученную беспомощность.
Для ликвидации
выученной беспомощности я использую ролевой тренинг уверенного, самоутверждающего поведения.
Но если негативный опыт (невозможность избежать электрических разрядов) повторялся,
выученная беспомощность закреплялась, и собака напрочь переставала предпринимать попытки избежать неприятностей и искать решение проблемы.