Нумерология семейных отношений

Дмитрий Росоха, 2022

Нумерология семейных отношений» – это совокупность простых и действенных методик психологии, нумерологии и педагогики, призванных помочь читателям разобраться в себе и своих отношениях с самыми близкими людьми: детьми и родителями. Эта книга не о нумерологии и даже не о воспитании как таковых. Ведь под воспитанием часто понимают некое осознанное воздействие со стороны взрослого (старшего) по отношению к ребенку (младшему). А понимание того, что такое нумерология, вообще у каждого свое и часто не имеющее ничего общего с действительностью. На самом деле эта книга о том, как создать гармоничные, то есть полные внимания, уважения и взаимопонимания отношения с ребенком при помощи знаний нумерологии, психологии и педагогики. Задача этой книги не в том, чтобы рассказать вам, как сделать из ребенка успешного вундеркинда, который будет достоин своих родителей или даже превзойдет их. Нет, задача этой книги в том, чтобы научить вас понимать потребности вашего ребенка, его уникальные особенности, таланты и потенциал и помочь ему выбрать тот жизненный путь, который будет в радость и счастье именно ему самому. Эта книга не потребует от вас каких-либо специальных знаний и будет понятна всем. Дмитрий Росоха собрал в ней самые важные и полезные инструменты психологии, педагогики и нумерологии, которые помогут сделать жизнь вашего ребенка и ваши с ним отношения более счастливыми и гармоничными. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Нонфикшн. Тайны знания

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нумерология семейных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Что такое воспитание, функции родителей

2.1. Мифы о воспитании. Ошибки родителей

Начать эту главу хотелось бы со знакомства с наиболее распространенными мифами о детях и их воспитании. Это поможет сразу отсеять представления и ожидания, часто порождающие ошибки в воспитании, конфликты с детьми или комплекс плохого родителя.

1. Ребенок — это прямое отражение своих родителей. Или у хороших родителей всегда счастливый, успешный и «хороший» ребенок.

Такое представление порождает сразу две проблемы. Первая заключается в отождествлении успехов и счастья ребенка с самооценкой родителя. То есть хороший ребенок = хороший родитель и наоборот.

Вторая проблема этого мифа, напрямую вытекающая из первой, — стремление самоутвердиться в качестве родителя за счет ребенка в виде показной гордости его успехами и неадекватное восприятие неудач.

Да, дети действительно во многом берут пример со своих родителей, особенно в раннем возрасте. Однако они все же являются не продолжением или копией родителей — это отдельные личности со своими уникальными особенностями, не зависящими от родителей. Мировоззрение ребенка формируется не только родителями, но и его врожденными особенностями (та же дата рождения в нумерологии), личным опытом в течение жизни, внешним окружением (школа, друзья, коллеги и т. д.).

Конечно, переживать за своего ребенка для родителя совершенно нормально, если вы желаете ему счастья. Но если эти переживания продиктованы чувством вины или стыда за себя как плохого родителя, если в плохом поведении ребенка вы видите позор для себя и семьи — эта серьезная проблема сугубо ваша, а не ребенка.

К проявлению этого мифа стоит отнести и страх перед слезами ребенка. Некоторые родители совершенно неадекватно реагируют на проявление «плохих» эмоций ребенка: проявляют агрессию, впадают в ступор или истерику.

Нужно понять, что хорошие родители — это не те, у кого ребенок улыбается 24 часа в сутки. Нет, хорошие родители — это те, кто может принять и поддержать ребенка в любом его состоянии и настроении. Иными словами, легко быть хорошим родителем, когда ребенок послушный и в хорошем настроении.

2. Душа ребенка сама выбирает тех родителей, которые нужны ей для развития и опыта.

Можно сказать, что этот миф является почти полной противоположностью предыдущего. В последнее время я все чаще слышу подобное утверждение от клиентов на консультациях и разных специалистов эзотерического толка.

Однако это утверждение является лишь теорией, проверить которую невозможно, по крайней мере, пока. До сих пор нет однозначного научного подтверждения существования души, ее перерождения и т. д. Но, что более важно, этот миф может быть опасен для семьи, так как часто используется не очень осознанными родителями для снятия с себя ответственности за свои поступки и воспитание детей. Неоднократно я сталкивался с подобной ситуацией, когда люди в ответ на указание их ошибок по отношению к ребенку объясняли, что их ребенок сам выбрал таких «неидеальных» родителей, потому что его душе это зачем-то нужно. Надеюсь, не нужно объяснять, почему такое отношение к ребенку не способствует созданию хороших отношений с ним.

3. Лучшее — детям: ребенку нужно создать идеальные условия.

Этот миф нередко может переплетаться с первым. Он заключается в стремлении родителей дать своему ребенку все самое лучшее, о чем «в нашем детстве мы могли только мечтать». Казалось бы, чем может быть плохо подобное стремление родителей?

Проблема такого подхода кроется в том, что некоторые родители на самом деле таким образом проявляют заботу не о ребенке, а о самих себе, пытаясь компенсировать свои еще детские желания. Это родители, которые гордятся тем, что их ребенок получает все самое лучшее: одежду, игрушки, образование, репетиторов и прочее. А ребенок при этом может отчаянно просить совершенно о другом: эмоции и время родителей вместо их денег, другое, интересное ему образование и т. д. Поэтому первая проблема такого подхода заключается в том, что она усиливает непонимание между родителями и ребенком. В таком случае ребенок видит, что родителей интересуют не его потребности, а реализация их собственных. Это порождает отстраненность и недоверие ребенка, чувство одиночества, а у родителей — ощущение неблагодарности ребенка за их старания.

Вторая проблема такого подхода заключается в том, что, если ребенок получает все, стоит ему только захотеть или даже раньше, он со временем вообще перестает понимать, чего на самом деле хочет.

Возьмем самый простой пример — прием ребенком пищи. Есть родители, которые не ждут, пока ребенок проголодается, а насильно усаживают его есть. Если ребенок отказывается от еды, его начинают отвлекать различными сказками, игрушками, гаджетами, любым способом заставляя его съесть еду.

Таким образом, у ребенка нет возможности узнать, что такое чувство голода (холода, жары, сонливости и т. д.), — он делает не то, что хочет сам, а что ему говорят другие. Некоторые дети в ответ на такие попытки родителей устраивают истерики и бунты, а некоторые наоборот постепенно прекращают сопротивление и привыкают к отсутствию собственных желаний и подчинению чужим.

4. Ребенку нужно уделять много времени.

Это утверждение является мифом вовсе не потому, что на самом деле ребенку нужно уделять мало времени. Суть данного мифа состоит в том, что количество времени, проводимого с ребенком, не связано напрямую с его качеством и степенью удовлетворения потребностей ребенка.

На деле ребенок нуждается не в том, чтобы мама или папа были рядом с ним 24 часа в сутки, а в том, чтобы время с ними было насыщенным и качественным. Довольно распространенная ситуация, когда мама занимается домашним хозяйством и уходом за ребенком. Она встает ночью, когда ребенок просыпается, кормит его, гуляет, занимается различными делами, и так каждый день. А по вечерам с работы приходит папа, проводит с ребенком полчаса-час времени, и тот показывает такой восторг, которого мама может ни разу не увидеть за сутки, проведенные с ребенком. Почему так получается?

Во-первых, стоит признать, что мало какой родитель может уделять все свое свободное время ребенку и делать это каждый день. Ведь эмоциональные и физические ресурсы любого человека ограничены, и каждому родителю нужно время на отдых и занятие собственными делами. Если мама будет посвящать все свое время ребенку, забыв про собственный отдых и интересы, то она может эмоционально «перегореть», и от этого всем станет только хуже.

Во-вторых, не стоит думать, что ребенок будет получать удовольствие от того времени с вами, в течение которого вы попутно занимаетесь чем-то еще: готовите, работаете либо контролируете его занятие уроками. В это время вы либо уделяете ребенку лишь часть своего внимания, либо делаете не то, чего ребенку хотелось бы в вашем обществе.

Поэтому стоит понять, что даже один час времени, который вы посвятите ребенку с полной самоотдачей и искренним интересом, может быть для него гораздо ценнее дней или даже лет, проводимых вами с ним на «автопилоте».

Конечно, перечень мифов о родителях, детях и их воспитании можно продолжать еще долго и даже посвятить их разбору отдельную книгу. Однако мы кратко разобрали одни из наиболее распространенных, чтобы вы могли посмотреть на них и оценить ваши отношения с ребенком со стороны.

2.2. Функции родителя

Теперь, когда мы разобрали наиболее распространенные мифы о воспитании и ошибки, с ними связанные, поговорим о функциях родителей и понятии «хороший родитель».

1. Безопасность: физическая и эмоциональная

С пониманием физической безопасности обычно проблем нет — это обеспечение жизни и здоровья ребенка. Сюда относится организация медицинской заботы о здоровье ребенка, питание, защита от внешней среды (розетки, посторонние люди) и т. д.

Естественно, физическая безопасность ребенка также включает отсутствие физического насилия со стороны родителей, даже в «воспитательных» целях.

Эмоциональная безопасность заключается в формировании у ребенка ощущения того, что он любим и желаем родителями. Наглядным индикатором эмоциональной безопасности ребенка является его тяга к родителям, открытость, искренность и доверие к ним. И напротив, даже при отсутствии реального насилия, ребенок может бояться родителей, сталкиваться с насилием эмоциональным (унижение, шантаж, игнорирование и т. д.).

Таким образом, эта функция родителя заключается в том, чтобы ребенок получал физический уход, адекватную защиту от внешней угрозы, а также чувствовал эмоциональную безопасность и поддержку родителей, тянулся к ним, а не избегал их. Если вы чувствуете, что вам друг с другом интересно, комфортно, вас не тяготит совместное времяпрепровождение с ребенком, значит, в эмоциональном плане у вас все в порядке. И наоборот, сколько бы хорошего вы ни делали для ребенка, если он всячески старается избегать вашего общества и ведет себя скрытно, эта функция вами не выполняется.

2. Любовь и принятие

На мой взгляд, с этой функцией связано больше всего мифов и заблуждений. Все вы не раз слышали фразы о том, что дети — это «цветы жизни», самое дорогое и лучшее в ней. Те же люди, кто говорит подобное, могут иметь весьма сомнительные отношения со своими собственными детьми. Обычно подобные красивые фразы рисуют образ детей-ангелочков — красивых, улыбающихся, послушных. А между тем, ребенок — это живой человек, со своим характером, мнением, интересами, всей гаммой эмоций и настроений. В понимании этого кроется суть данной функции — любить и принимать ребенка со всеми его особенностями, недостатками и в любом настроении. И дело вовсе не в сказочной «безусловной» любви.

Суть любви и принятия заключается в том, чтобы создать у ребенка уверенность, что он ценен для родителей и любим ими, вне зависимости от его поведения и настроения. Что это значит? Если ребенок совершает какой-то проступок, нарушает договоренность, то родители могут и в некоторых случаях даже должны его наказать. Однако наказание проводится для того, чтобы научить ребенка ответственности за свои поступки, а не с целью манипуляции родительской любовью.

Например, ребенок начал капризничать и разбил любимую вазу мамы, возможно, даже специально. Какую реакцию это часто вызывает? «А ну марш в свою комнату, подумай над своим поведением!», «У всех дети, как дети, а ты?», «Из какого места у тебя руки растут?», «Мы с папой непослушных детей не любим» и т. д. Таким образом некоторые родители проводят четкий знак равенства между «хорошее поведение/настроение = хороший ребенок, которого мы любим» и «плохое поведение/настроение = плохой ребенок = не любим». Еще хуже, когда хорошее поведение или поступки ребенка становятся нормой, и родители перестают их замечать и хвалить за них ребенка.

Как же быть, как выполнять эту функцию? Есть очень хорошая фраза: «Ребенка любят не потому, что он хороший. А он хороший, потому что его любят». Помните, что дети — это не сказочные ангелочки, а живые люди, которые могут переживать разные эмоции и вести себя по-разному. Если вам что-то в нем не нравится — не шантажируйте его своей любовью, не сравнивайте с другими детьми. Нужно объяснять, что и почему вам не нравится, как поступать правильно, договариваться, в том числе совместно с ребенком обсуждать меры наказания. И да, иногда это будет нужно повторять вновь и вновь — это один из важных компонентов обучения и развития детей. Но если ребенок убедится, что его любят, принимают и уважают в любом случае, он будет очень ценить такие отношения.

Кстати, очень важно обращать внимание не только на то, что вы говорите ребенку, но и что вы говорите о нем другим людям, особенно в его присутствии. Если вы позволяете себе нелестные комментарии в его адрес в присутствии других людей, то не стоит впоследствии рассчитывать на его уважение, доверие и послушание. Не думайте, что так вы замотивируете его стать лучше и «исправиться». Скорее, ребенок почувствует обиду, подумает, что его родители поставили на нем «крест», а значит, дальше можно не стараться.

Важно отметить, что эта функция не означает, что родители обязаны испытывать к ребенку исключительно позитивные эмоции, несмотря ни на что. Нет, как и на любого человека, на него можно злиться, обижаться (и т. д.), но все равно любить его, уважать и принимать как своего ребенка и отдельную личность.

3. Помощь ребенку в принятии и проживании чувств

Начну сразу с примера: маленький мальчик плачет — не важно где и почему. Что делают родители?

Вариант 1

Запрещают плакать: «Что ты как девочка?!», «Не надо плакать!» и т. д.

Вариант 2

Спешат переключить его внимание: «Смотри — самолет летит!», «А что это у нас вон там?», «Возьми игрушку…» и т. д.

Во-первых, часто такая реакция связана либо со страхом родителя перед тем, что плач ребенка — это сигнал его провала как родителя. Потому что у «хорошего» родителя дети не плачут. Либо родитель просто не знает, что в такой ситуации делать и пытается поскорее ее «замять».

Во-вторых, оба варианта реакции неверные, а первый вообще ужасен. Если ребенку запрещают проявлять хотя бы одно из чувств, это порождает целый ком проблем. Ребенок может воспринять в этом условие: «Будешь плакать — я тебя не буду любить». Это может породить у него комплексы, страх показывать свои эмоции, скрытность, недоверие к людям, в том числе близким. Это легкий способ потерять понимание и доверие ребенка. Второй вариант лишь немногим лучше, так как при нем ребенок не получает необходимого опыта, как справляться со своими переживаниями. И в дальнейшем он может стараться избегать любых сложных ситуациях, сопряженных с эмоциональными переживаниями.

Никогда нельзя запрещать ребенку показывать эмоции. Учить, как делать это правильно и безопасно для ребенка и окружающих, — да, но не запрещать. А отвлекать от эмоций, да, иногда можно. Например, на момент написания книги я работаю с детьми 2–3 лет в детском саду. Дети, впервые начав посещать садик, часто испытывают сильный стресс и могут устраивать истерики. В таком состоянии и таком раннем возрасте многие из них не способны к диалогу или анализу своего состояния. И их первое время, действительно, лучше постараться отвлечь на что-то и таким образом сберечь их нервы и психику. Но это исключение из правил.

Как же поступать правильно? Стоит оговориться, что бывают разные ситуации, разные виды и причины сильных эмоций у детей — это отдельная большая тема. В большинстве случаев есть 2 варианта поведения:

• Если ребенок способен на диалог, узнайте, почему он плачет. Можно самостоятельно выдвинуть предположение, например: «Ты плачешь, потому что не хочешь идти домой?» После того как причина выявлена, стоит выразить понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что ты расстроен, это нормально. Мне тоже было/было бы грустно в такой ситуации». Вы можете попытаться найти компромисс: «Нам нужно сейчас идти домой, но что мы можем сделать, чтобы тебе было не так грустно?»

• Если ребенок не способен на диалог (в истерике), то часто хорошо работает простое искреннее объятие — оно дает ощущение, что ребенок не одинок. Бывает, правда, и так, что ребенку просто нужно время успокоиться самому. Это, скорее, исключение из правила, но все же бывает, если ничто другое не помогает.

У этой функции 2 задачи: показать, что переживать любые эмоции — это абсолютно нормально, и научить ребенка переживать эмоциональные моменты, а не избегать или прятать свои чувства. Если ребенок начинает стыдиться своих эмоций или начинает их скрывать, это создает сильное внутреннее напряжение, которое со временем может привести к нервному срыву, депрессии или психосоматическим болезням.

4. Обучение границам

Сейчас все чаще можно встретить рассуждения о воспитании детей по принципу полной свободы и отсутствия каких-либо ограничений. Конечно, ребенку нужна свобода действия, выбора, желания — только так он научится ставить и достигать цели, понимать свои желания и вообще что-либо хотеть. Но свобода и вседозволенность — это совершенно разные понятия.

Что такое границы, и как они формируются?

Границы любого человека — это одновременно и его личные свободы, и личная ответственность. Например, если у ребенка есть его личная комната, то только он решает, кто и что в ней будет делать, и только он несет ответственность за ее уборку и другие обязанности. Конечно, степень свободы и ответственности у детей разного возраста будет отличаться — годовалому ребенку сложно самому следить за порядком, но с 2–3 лет уже можно постепенно начинать. То есть личные границы — это и права, и обязанности.

Виды границ

Хотя видов границ существует довольно много, в отношении детей я бы выделил 3 основных:

• Физические границы:

♦ право на личное пространство (не нужно врываться в комнату ребенка без его разрешения);

♦ право контролировать физический контакт (не нужно трогать ребенка, если он этого не хочет, и тем более не нужно позволять тискать его посторонним людям);

♦ право на контроль физических потребностей (не стоит насильно кормить ребенка, если он сам не хочет есть, насильно заставлять спать, кутать в теплую одежду или сажать на горшок).

Думаю, стоит сразу ответить на частый вопрос: «А если ребенок сам не понимает своих потребностей и родитель знает лучше, когда и что нужно есть, одевать, ложиться спать?» Действительно, к вопросу детских границ родителям нужно подходить здраво, без крайностей. Если родители будут насильно удовлетворять физические потребности ребенка, то это может сформировать у него комплекс выученной беспомощности, когда сам он не будет понимать своих желаний и потребностей. Таким детям в дальнейшем может быть сложно заявлять и отстаивать свои права как в личных, так и деловых отношениях, они могут легко «садиться на шею». Они будут бояться самостоятельно принимать решения и брать за них ответственность. Если подумать, то вряд ли кто-то из родителей хочет, чтобы его ребенок стал таким, но это именно то, каким чрезмерная активность и опека родителя делают ребенка.

В то же время есть и другая крайность воспитания ребенка. Некоторые родители слишком увлекаются идеей, что их ребенок — точно такой же человек, как и они сами, и может самостоятельно принимать любые решения. Нужно понимать, что психика и организм маленького ребенка отличаются от взрослого человека, а сам ребенок сразу не умеет правильно ими распоряжаться.

Приведу пример из своего опыта работы в детском саду.

В садик ходил ребенок возрастом чуть больше 2 лет и был довольно проблемным: часто капризничал, совершенно не реагировал на воспитателей, из-за чего за ним буквально приходилось ходить по пятам, быстро уставал, но подолгу не мог заснуть и т. д. Сразу скажу, что дело тут вовсе не в возрасте — поведение других детей этого возраста было гораздо более взрослым и осознанным.

В чем же была причина такого поведения? А как раз в том, что родители обращались с малышом, как со взрослым: могли в 21–22 часа только выходить гулять, ложиться спать за полночь и спать почти до обеда. Когда они приходили в садик, родители не могли оставить ребенка, он тянулся к ним и начинал капризничать. В результате у малыша был напрочь сбит режим дня, из-за чего он все время был сонным и уставшим, капризничал, совершенно не понимал, когда нужно есть и спать. Из-за привычки к полной свободе и отсутствия каких-либо правил у него не было потребности как-то взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свои интересы, сталкиваться с внешним сопротивлением, из-за чего также были проблемы с речью.

Как видите, крайности в отношении физических границ ребенка могут очень пагубно влиять на его развитие, физическое и ментальное состояние. Поэтому родителям необходимо не только давать ребенку свободу в проявлении и удовлетворении его желаний или нежеланий, но и приучать его к определенным правилам, распорядку дня и, что очень важно, пониманию границ других людей. Только делать это лучше не путем принуждения, а создания соответствующих условий. Например, если ребенок плохо засыпает — за час-два до сна займитесь активной деятельностью, чтобы он успел устать. Если он не хочет есть в обед — не надо кормить его силой, просто не давайте наедаться в перерыве между приемами пищи, и тогда к следующему он сам проголодается. Режим дня ребенку нужен не для того, чтобы он привыкал все делать по часам, а не по собственному желанию, — он нужен для правильного распределения периодов нагрузки и отдыха на организм ребенка, что необходимо для его развития и здоровья. Однако мы уже слишком углубились в эту, без сомнения, важную и объемную тему, данная книга все же не об этом.

• Материальные границы — право самому распоряжаться своими материальными ценностями (игрушки, одежда и т. д.).

Давайте разберем на примерах 2 очень распространенные ошибки родителей:

1. По какой-то причине (беспорядок, плохое поведение ребенка) родитель решает самостоятельно распорядиться его игрушками (убрать на место, забрать, спрятать и т. д.).

2. Младшие брат/сестра хотят взять игрушку старшего ребенка, и родители принуждают его поделиться игрушкой: «Он/она же младше, отдай», «Ты что, жадина?»

В обоих случаях у ребенка формируется ощущение того, что у него нет ничего, что принадлежит ему, и в любой момент кто-то может забрать у него все, что захочет. Такой ребенок испытывает сильный стресс, необходимость постоянно переживать и контролировать свои вещи. Ребенку сложно адекватно защищать свои вещи — он либо вообще этого не делает, либо ведет себя излишне эмоционально при любой угрозе его вещам (истерика, агрессия). Ему сложно делиться или играть совместно с другими детьми, он не понимает материальных границ других людей.

Второй случай вообще является эмоциональным насилием над ребенком. Оно порождает чувство неполноценности, непонимания и нелюбви родителей, ревность и агрессию по отношению к младшим брату/сестре.

Как необходимо поступать?

Важно дать понять ребенку, что своими вещами распоряжается только он, и он же несет за них ответственность (играет, убирает, чинит). Если у ребенка возникают какие-либо проблемы, например, с уборкой, он может попросить о помощи других, например, родителей. Родители при этом могут ему отказать, а в случае согласия именно помогают, а не делают все за ребенка. Исключения, конечно, могут быть, но злоупотреблять ими не стоит. Также ребенок не обязан отдавать или делиться своими вещами с кем бы то ни было, если он сам не хочет. Если детей в семье несколько, у каждого должны быть свои вещи (желательно в равном количестве), на которые больше никто не претендует.

Нельзя брать вещи ребенка просто так, без его ведома и согласия, даже в качестве наказания. Подобное условие («…в таком случае я заберу у тебя…») ставится заранее и, если дело доходит до его применения, проговаривается еще раз. Ребенок почти наверняка эмоционально на это отреагирует, но все же будет понимать причину такого нарушения его материальной границы.

• Эмоциональные границы — это уважений эмоций и чувств ребенка, его состояния и настроения, чести и достоинства.

Примеры нарушения эмоциональных границ:

♦ навязывание своего мнения, критики или оценки;

♦ негативное сравнение с другими людьми («Посмотри на Васю — он молодец, не то что ты!»), особенно в присутствии посторонних;

♦ вываливание собственных эмоций без согласия ребенка, в том числе и позитивных, если ребенок не в настроении;

♦ игнорирование или обесценивание эмоций («Да какие у тебя могут быть проблемы/переживания?»);

♦ вторжение в личную информацию или переживания, распространение личной информации;

♦ эмоциональная манипуляция («Если бы любил меня, то…»).

Чем опасно нарушение эмоциональных границ?

Во-первых, потерей эмоционального контакта с ребенком и его доверия. После этого как-либо заниматься его воспитанием будет уже крайне проблематично. Во-вторых, это чревато развитием у ребенка различных психологических проблем и комплексов. У такого ребенка в дальнейшем могут быть проблемы с доверием, проявлением собственных и пониманием чужих эмоций. Серьезно повышается риск оказаться в зависимых или созависимых отношениях, в которых такой человек может отказаться от собственных интересов из-за страха потерять хоть какую-то видимость эмоционального контакта с партнером.

К отдельному виду эмоционального насилия можно отнести осознанное или неосознанное прекращение или минимизацию эмоционального контакта с ребенком. Это происходит, например, когда родители отстраняются от самостоятельного воспитания ребенка и перекладывают это на бабушек/дедушек или няню. В таком случае ребенок может вырасти, не имея эмоциональной связи с родителями, не видя в них опоры. Такие дети могут ощущать себя нелюбимыми и брошенными, из-за чего у них может проявиться нездоровый перфекционизм: «Мама обязательно полюбит меня, если я буду идеальным». Бывает и так, что родители сводят все общение с ребенком до функционального воспитания (обучение, материальное обеспечение), но не стремятся наладить эмоциональный контакт. В таком случае у ребенка могут возникнуть проблемы с пониманием и собственных, и чужих эмоций, переживаний и желаний.

Конечно, это не все типы границ, которые есть у человека и ребенка в частности. Однако именно с ними чаще всего возникают проблемы при воспитании. Также можно назвать временные, интеллектуальные и сексуальные границы, общая суть которых, полагаю, интуитивно понятна, и в этой книге разбирать их мы не будем.

2.3. Хороший родитель

Итак, кто же такой «хороший родитель»?

Начну с того, что в ответе на этот вопрос есть 2 крайности:

1. Стремление быть идеальным родителем и попытка во всем подражать некоему идеалу.

В таком случае родитель может настолько увлечься подражанием идеалу, что совершенно забудет про реальные потребности и ожидания собственного ребенка. Может получиться так, что все ваши попытки окажутся тщетными в отношении конкретно вашего ребенка.

И дальше придется принять решение: считать себя плохим родителем, либо «неправильным» своего ребенка, либо прекратить попытки подражания и прислушаться к реальным потребностям своего ребенка.

2. Убежденность в правильности своего взаимодействия с ребенком «по умолчанию».

Такие родители воспитывают ребенка так, как считают нужным или как воспитывали их, либо никак и убеждены в правильности своих действий. Они могут вообще не задумываться о том, правильно ли действуют и как это влияет на их ребенка: «Я-то как-то вырос, и с ним ничего не случится».

Последствия такого подхода могут быть самыми разными и порой даже хорошими, если действия родителей совпадут с потребностями конкретного ребенка. Но ведь они могут совпасть для первого ребенка и совсем не совпасть для второго либо для обоих.

Итак, как же быть хорошим родителем и не впадать в крайности?

На практике это, конечно, может быть непросто и требовать немало терпения, внимания и работы над собой. Особенно если вы с ребенком окажетесь очень разными — в понимании этой разницы помогут последующие нумерологические главы.

Но суть задачи проста: хороший родитель — это тот, кто понимает и правильно выполняет свои функции. Перечислю их еще раз кратко:

• Вы обеспечиваете потребности ребенка, необходимые для его жизни, здоровья и развития.

• Вам и ребенку эмоционально хорошо друг с другом и точно лучше, чем порознь.

• Вы принимаете своего ребенка в любом его настроении и поведении: послушный или капризный, улыбающийся или плачущий.

• Вы не боитесь, не стесняетесь любых чувств ребенка, не запрещаете их показывать, а, наоборот, знаете, как поддержать ребенка.

• Вы уважаете ребенка как личность, признаете его границы, учите тому же его в отношении окружающих.

Важно понять, что не всегда о себе как родителе можно судить по поведению, успехам и отношению к вам ребенка. Ведь существует масса примеров, когда послушные и любящие своих родителей дети со временем сильно менялись в худшую сторону и наоборот. Конечно, в самом начале этой главы мы уже говорили о том, что не все в жизни ребенка зависит от его родителей. Однако их влияние и возможности, безусловно, велики.

В заключение данной главы хотелось бы еще отметить 2 составляющие воспитания любого ребенка:

1. Функциональная — обучение ребенка знаниям и навыкам.

2. Эмоциональная — установление эмоционального контакта с ребенком, взаимной симпатии и эмоциональной привязанности.

Правильное и эффективное воспитание ребенка должно обязательно включать оба эти компонента. Эмоциональный обеспечивает, во-первых, психологическое здоровье ребенка и его правильное развитие в дальнейшем. Во-вторых, он создает симпатию и доверие в отношениях с ребенком, без которых родитель не сможет быть для него примером для подражания и авторитетом, а значит, не сможет заниматься его целенаправленным воспитанием. Забегая немного вперед, скажу, что обычно функциональный компонент легче дается родителям с психотипом материального или ментального типа (1, 4, 5, 8), а эмоциональный — родителям эмоционального и интуитивного типа (2, 3, 6, 7, 9). Подробно об этих типах, их особенностях и способах расчета вы узнаете в последующих главах.

Стоит также отметить один интересный парадокс, связанный с эмоциональной привязанностью ребенка. С одной стороны, без позитивной привязанности к родителю ребенок не будет воспринимать родителей всерьез, а также может испытывать целый ряд эмоциональных и психологических проблем. С другой стороны, сильная эмоциональная привязанность ребенка и родителя друг к другу также может оказывать негативное влияние на его воспитание и взросление.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Нонфикшн. Тайны знания

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нумерология семейных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я