Ещё одна книга про деньги

Ксения Корнилова, 2023

“Ещё одна книга про деньги” – подумает кто-то и недовольно закатит глаза.“Ну что ещё нового можно было написать?!” – придет в голову другому.“Опять, наверное, одна вода” – с возмущением вздохнет третий.“Ещё одна книга про деньги” – вклад автора в тему проработки мышления и эмоционального интеллекта относительно денег. Как достичь состояния изобилия не меняя уровень доходов? Как начать менять свое мышление, только читая книгу? Как научиться любить деньги? “Ещё одна книга про деньги” – ещё один “ключик” к вашему мышлению. В ней собраны разоблачения на 150+ негативных установок о деньгах и 40+ практических заданий.Кто-то увидит в ней знакомые мысли, найдет набившие оскомину цитаты известных авторов, и захочет бросить читать, наведя курсор на одну “звезду” рейтинга книги. Другие впервые познакомятся с основами проработки денежного мышления и возьмут много новой информации. Но и для первых, и для вторых книга будет полезна. Почему? Узнай, прочитав “Ещё одну книгу про деньги”.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ещё одна книга про деньги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Мышление

Глава 6. Про мышление

Необходим новый тип мышления, если человечество хочет выжить и продвигаться в развитии. Альберт Эйнштейн

Все люди ошибаются.

Я человек — значит, я ошибаюсь.

Логично. Но правда ли? И если я человек, и я ошибаюсь — не ошибочно ли само это мое предположение о том, что все люди ошибаются?

Мы часто делаем ошибки в суждениях. Если взять простой пример: «Когда идет снег, становится холодно. Если идет снег, значит, мне холодно». В данном случае, несмотря на то, что предпосылка является правдой, и заключение вполне логично, само предположение «значит, мне холодно» может быть ошибочным. Ведь, в конце концов, я могу знать о плохой погоде и одеться соответствующим образом. А могу кататься на лыжах и даже вспотеть. А могу вообще сидеть дома.

Возьмем другой пример: если утверждение: «Учителя проводят много времени в институте» верно, но я не учитель, можно ли сделать вывод, что я не могу находиться много времени в институте? Нельзя! Ведь я могу быть студентом.

Ошибки мышления очень часто не дают нам даже попробовать поверить в то, что возможно жить иначе, и именно они становятся нашими негативными установками, ограничивающими мышление. Например, если вы верите в то, что только в деньгах счастье, но у вас их нет — вы подсознательно не дадите себе возможности почувствовать себя счастливым без денег. Либо, если вы уверены, что без детей женщина не выполняет свое предназначение и проживает жизнь зря — вы перестаете замечать другие способы оставить след в этом мире, причем порой даже более значительный, чем рождение ребенка.

Многие ошибки рождаются из предположения, что условие НЕОБХОДИМО для нужного результата, хотя оно может быть просто ЖЕЛАТЕЛЬНО. То есть — НЕОБЯЗАТЕЛЬНО иметь деньги для того, чтобы быть счастливым — но они МОГУТ сделать жизнь счастливее, ведь с их помощью вы можете решить многие проблемы, освободить себе время, позволить себе гораздо больше. Точно так же НЕОБЯЗАТЕЛЬНО иметь детей для того, чтобы почувствовать смысл своей жизни.

В то же время такие условия могут быть не только желательны или необходимы — они могут еще быть ДОСТАТОЧНЫМИ (про состояние достаточности мы с вами говорили в начале книги). Для кого-то ДОСТАТОЧНО иметь семью, чтобы быть счастливым человеком, а для других нет. И это не значит, что убеждение: «Все, у кого есть семья — счастливы» либо, напротив, «Те, у кого нет семьи — несчастны» будет правдиво.

Существует еще множество таких ошибок, которые называются когнитивные искажения, то есть ошибки восприятия и мышления, обусловленные вашим субъективным представлением о мире. Они возникают по разным причинам, но основные:

желание подсознания уберечь нас от опасности,

определенный жизненный опыт,

элементарное отсутствие знаний.

Мы охотнее сознаем свои ошибки в поведении, нежели в мышлении. Иоганн Вольфганг фон Гёте

Разберем несколько примеров:

1. Уклон в сторону поиска информации — это тенденция продолжать искать информацию, хотя она уже не несет никакой значимости. Этим страдает большинство людей, которые выбирают бесконечно учиться, что-то изучать, скролить ленту в социальных сетях (пусть даже подписавшись на самые полезные блоги) вместо того, чтобы освоить какой-то навык и перейти к действиям.

2. Эффект контраста — тенденция преувеличивать или преуменьшать качества или характеристики чего-либо в сравнении с чем-то другим. Например, вы можете бесконечно радоваться новой машине, а потом точно так же бесконечно грустить, узнав, что в соседнем салоне на нее была большая скидка и вы могли бы выбрать модель или комплектацию лучше.

3. Эффект Даннинга-Крюгера — тенденция, свойственная людям низкой квалификации, переоценивать свои способности, делать ошибочные выводы и принимать неверные решения. В то же время люди более высокой квалификации склонны занижать свои способности. Это когнитивное искажение можно превратить в свою силу: как только вы почувствовали неуверенность в своих знаниях, подумайте о том, что, возможно, вы просто занижаете свои способности.

4. Селективное восприятие — тенденция принимать во внимание только те факты, которые согласуются с вашими ожиданиями и убеждениями. Подсознание любит то, что уже знакомо — это привычно, это безопасно (или последствия известны). Встречаясь с новой информацией, большинство сначала отреагирует отрицательно либо совсем не обратит на нее внимания. А, между прочим, специально изучая разные точки зрения, вы можете открыть для себя очень много нового и интересного.

5. Эффект владения — тенденция завышать ценность вещи, которой владеете вы. Возможно, из-за этого когнитивного искажения вы больше цените свою работу, которая давно надоела, или квартиру, которую пора давно сменить на новую.

6. Сопротивление — тенденция делать «назло» другому человеку, если вас о чем-то просят, возникающая из-за потребности сохранить свою свободу выбора. Вы удивитесь, но многие живут по этому принципу, действуя, по сути, как дети, назло родителям не надевая шапку на улице в мороз.

7. Иллюзия прозрачности — тенденция переоценивать способность других понимать вас и вас — понимать других. Попробуйте прямо сейчас написать какую-то мысль, которую хотите донести до человека. Перечитайте. Любому она будет понятна? Перепишите свою мысль еще раз и снова оцените на способность других понять ее.

Это только маленькая часть когнитивных искажений, и все разбирать мы тут не будем. Мне важно посеять в вас мысль о том, что вы можете ошибаться, причем сами этого не осознавая.

Понимание того, что все мы можем ошибаться, очень важно для того, чтобы начать работать с мышлением. По сути, вся работа над устойчивыми паттернами, установками и убеждениями заключается в простых шагах, но для начала важно понять, как они формируются.

Еще с детства мы начинаем слышать от родителей, учителей, друзей и других людей фразы, которые откладываются у нас в подсознании. Например, родители могут повторять о том, что деньги — это зло. Не жили хорошо — и не стоит начинать. Что деньги достаются большим трудом, всех денег не заработать. Что происходит? У ребенка с детства возникает нейронная связь, которая крепнет от частого повторения, иногда подкрепляется реальными фактами из жизни и в итоге на подсознательном уровне диктует отношение с деньгами. Человек может начать сторониться денег, даже не осознавая этого. Если деньги приходят — пытаться их куда-то слить, избавиться от них.

Ведь деньги — это зло.

Если вы уверены, что без борьбы нельзя достичь цели, то борьба будет вам обеспечена. Если вы уверены, что для достижения цели надо страдать, то в полной мере хлебнёте страдания. Джо Витале

Условно этот процесс можно изобразить в уравнении:

ОУ = Ф * Э * П + О * П, где

ОУ — ограничивающее убеждение / устойчивый паттерн мышления / установка.

Ф — фраза, которую человек слышит от других / читает / произносит сам.

Э — эмоциональное подкрепление.

П — повторение (часто в степени n).

О — собственный опыт, подтверждающий ОУ.

Если перевести уравнение в слова, то получится, что ограничивающее убеждение формируется из фраз, которые мы слышим от других, либо первого личного опыта под воздействием определенного (часто сильного) эмоционального отклика. Ограничивающее убеждение будет сильнее, если вы подкрепляете его собственным опытом. При этом чем чаще вы слышите фразу и чем чаще проходите через подобный опыт, тем крепче будет убеждение.

Возвращаясь к системе простых шагов для работы с мышлением, можно выделить следующие:

ШАГ 1: Найти свои ограничивающие убеждения / установки / паттерны.

ШАГ 2: Поставить их под сомнение / признать, что ты можешь ошибаться.

ШАГ 3: Найти подтверждение тому, что бывает и по-другому.

ШАГ 4: Сместить фокус на позитивное подкрепление и, желательно, получить новый позитивный опыт.

Вы можете заметить у разных психологов и коучей свою интерпретацию работы над ограничивающими убеждениями, но суть будет все равно одна. Только средства разные.

Давайте заглянем поглубже в каждый шаг.

ШАГ 1. Найти свои ограничивающие убеждения / установки / паттерны

Можно изменить образ мыслей, но для этого свои мысли нужно осознавать. Джо Витале

Найти свои ограничивающие убеждения бывает непросто. Многие проходили марафоны у психологов, которые в большинстве своем как раз и основаны на том, чтобы найти эти убеждения и каким-то особым образом их проработать. Это делается для налаживания любых сфер жизни: отношения, деньги, карьера, семья, творчество / самореализация и даже здоровье. Часто при этом просят найти самостоятельно эти убеждения, а кто-то приводит гигантские списки по 100–200 пунктов, стараясь охватить как можно больше убеждений, чтобы облегчить человеку жизнь. В моей книге мы пойдем обоими путями: сначала вы выполните задания на поиск своих убеждений самостоятельно, а затем я дам вам список из 150+ пунктов.

ЗАДАНИЕ 22:

Напишите объяснительную (себе, руководителю, родителям, Вселенной и пр.), ответив на вопрос, почему вы еще не достигли тех финансовых целей, которые перед вами стоят (из ЗАДАНИЯ 19). Найдите в написанных объяснениях свои установки (они там однозначно есть). Выпишите список.

ЗАДАНИЕ 23:

Выпишите список слов, которые ассоциируются у вас с денежной темой (деньги, зарплата, доход, прибыль, наследство, роскошь и пр.). Для каждого слова напиши СВОЕ объяснение, что для вас это значит. Обращайте внимание на свои эмоции. Проанализируйте, что у вас получилось. Есть ли в написанном ограничивающие убеждения? Дополните свои списки.

ЗАДАНИЕ 24:

Вспомните и запишите или спросите, что о деньгах думают ваши родители, друзья, люди, с которыми вы постоянно общаетесь. Дополните списки.

У вас должны получиться внушительные списки ограничивающих убеждений. Сразу предупрежу, что вряд ли у кого-то получится найти их все. Помните — мы нарабатываем их годами и десятилетиями. И некоторые просто настолько сроднились с нами, что уже неотделимы и незаметны. А некоторые прячутся, так как не было еще ситуации, в которой их можно было бы применить.

ШАГ 2. Поставить их под сомнение / признать, что ты можешь ошибаться

Во всех делах очень полезно периодически ставить знак вопроса к тому, что вы с давних пор считали не требующим доказательств. Бертран Рассел

Помните, с чего начиналась эта глава? Все люди ошибаются. Пока человек не признает в себе, что его мышление вовсе не идеально, пока не допустит даже саму мысль о том, что это не с миром что-то не так — это с его мнением о мире полный бардак, вряд ли получится проработать свое мышление качественно и выйти на совсем иной уровень. Здесь играет важную роль умение не только смирить свою гордость, допустить свою неправоту, но и встать в позицию ученика, чтобы дальше уже впитывать новые знания как губка.

ЗАДАНИЕ 25:

Прочитайте информацию о когнитивных искажениях в доступных источниках (их очень много, не хватит и одной книги, чтобы рассказать обо всех). Попробуйте поработать над ними, применив к своим жизненным ситуациям, чтобы наглядно доказать себе, что мы все можем ошибаться.

Главная задача этого упражнения — убедиться в том, что ваше мышление может сыграть с вами злую шутку, преподнося как истину то, что ей вовсе не является.

ШАГ 3. Найти подтверждение тому, что бывает и по-другому

Умение смотреть на вещи под иным углом — это один из наиболее эффективных способов успешно решать жизненные проблемы. Далай-лама XIV, Говард Катлер

Вы удивитесь, но не только на каждое убеждение можно найти опровержение — даже в научных экспериментах можно увидеть, что результаты бывают полностью противоположны в зависимости от того, кто их проводит, с какой целью и в каких условиях. Одни будут уверять, что мясо вредно, другие — что полезно. Что уж и говорить о таких довольно обширных понятиях как деньги! Только представьте, сколько примеров и опыта есть у разных людей относительно денег и богатства, ведь они были чуть ли не главной движущей силой на протяжении существования человека с того момента, как впервые начался обмен одного товара на другой.

Знать о других, позитивных, примерах важно для того, чтобы расшатывать постепенно свое ограничивающее убеждение. Иногда достаточно 3–5 историй, иногда нужно больше. Иногда достаточно чужого опыта, иногда необходим собственный. Все зависит от того, насколько сильно засела установка.

Я провела глобальную и трудоемкую работу, поставив себе целью расшатать самые часто встречающиеся 150+ ограничивающие убеждения, объединив их по смысловым группам. Это будет для вас хорошим подспорьем, так как сэкономит много времени и сил на поиск нужной информации. Единственное, я все-таки советую вам выполнить следующее задание:

ЗАДАНИЕ 26:

На каждое ограничивающее убеждение из вашего собственного списка найдите минимум 3 опровержения из личной жизни или опыта близких людей. Если не найдете, можете взять доказательства из жизни известных людей.

Вы можете выполнить это задание после прочтения книги, так как большинство ограничивающих убеждений будет разобрано ниже.

Еще один способ «расшатать» ограничивающее убеждение — начинать его со слов вроде «У меня есть ложное убеждение…» или «У меня есть иллюзия, что…», и дальше следует та фраза, в которую вы верите:

У меня есть ложное убеждение, что мы не богачи,

У меня есть ложное убеждение, что деньги на дороге не валяются,

У меня есть иллюзия, что деньги — зло.

Таким образом, вы уже на уровне слов закладываете сомнение в то, во что еще несколько секунд истово верили и принимали за правду.

В приложениях к книге, в дополнение к этим заданиям, я дам список вопросов, которые помогут более тщательно проработать каждое убеждение, чтобы расшатать его как следует.

ШАГ 4: Сместить фокус на позитивное подкрепление и, желательно, получить новый позитивный опыт

Я полностью приветствую позитивное мышление, но оно никуда не приведёт, если за ним не последует позитивных действий. Эдит Ева Эгер

Прежде всего, перед тем как идти «в мир» получать новый опыт, я советую переписать ограничивающую установку в позитивное убеждение. Неизвестно, когда вам представится случай реально получить положительное подкрепление (у всех разная скорость действия, и это нормально), зато будет список новых паттернов. Держа на них фокус, вы уже заметите, как поменяется ваше состояние, отношение к деньгам, и, самое главное, начнете видеть новые возможности для реализации денежных целей.

ЗАДАНИЕ 27:

На каждое ограничивающее убеждение напишите позитивную установку.

В этом упражнении важно помнить о том, что новая установка не должна вызывать у вас отрицательных эмоций или сильного чувства недоверия. Лучше выбрать сначала что-то нейтральное или менее негативное по смыслу, чем сразу пытаться запихнуть в свое подсознание то, во что вы пока никак не сможете поверить. Например, вы нашли в себе убеждение, что «Мы не богачи». Если сразу делать максимальную степень противоположного утверждения, получится что-то вроде «Я богатый / богатая». Но поверить в это будет трудно тому, кто не замечает тех благ, которые уже у него есть. В таком случае вместо «я богатый / богатая» можно сформулировать для себя утверждение «мне достаточно того, что я имею». Также можно обмануть подсознание, если впереди любой позитивной установки ставить такие фразы, как «Мне нравится мысль, что…» или «мне нравится идея о том, что…» и дальше уже писать установку:

Мне нравится мысль, что деньги можно взять отовсюду.

Мне нравится идея о том, что я богатый.

Мне нравится идея о том, что в мире достаточно денег для всех.

Еще один способ начать принимать позитивные установки — это отказаться от категоричности. Таким способом можно и подвергнуть сомнению ограничивающее убеждение.

Вместо: «Богатые все злые», сначала можно начать говорить «некоторые богатые люди злые». Это и правда, и очень легко воспринимается подсознанием, так как не отвергает первоначальную мысль полностью. Затем можно начать говорить «некоторые богатые люди добрые» — что само собой разумеется. Ну и, наконец, можно опустить первое слово и остаться с убеждением: «Богатые люди добрые».

В этой книге приведены примеры таких позитивных установок, но в любом случае я советую вам выписать свои.

Концентрируясь на позитивных установках, вы начнете замечать возможности, которых и раньше было вокруг вас полным-полно, просто вы их не видели. Теперь вам остается только взять их и решиться изменить свою жизнь.

Каждый становится тем, кого у него хватает дерзости вообразить. Эдуард Лимонов

Система четырех шагов хорошо себя зарекомендовала, но даже те, кто ее попробовал, и не раз, могут заметить тенденцию возвращения в прежние установки и убеждения. Откуда ни возьмись вдруг появился страх, неуверенность, уныние, апатия и прочие прелести, которыми наше заботливое подсознание захочет уберечь нас от опасности (новое = опасность).

Помните, мы говорили про то, что все наши ограничивающие убеждения чаще всего появляются либо из прошлого опыта, либо под влиянием окружения, которое вбивает нам в голову свои мысли, не имеющие ничего общего с реальностью. Вот и страхи могут случаться из-за того, что вы то и дело так или иначе будете проваливаться либо в прошлое, либо забегать в будущее.

Молчи… Смотри, как Бог открывает дверь. Зачем же ты погружаешься в мысль, которая эту дверь закрывает? Джалаладдин Руми

Есть простое правило, которое поможет вам если не избежать этого, то научиться быстро возвращаться к настоящему, в котором у вас есть цели и планы:

Каждый день, по несколько раз, задавайте себе вопрос: где я сейчас нахожусь в своих мыслях — в настоящем, прошлом или будущем?

Но несмотря на то, что кажется разумным вообще позабыть дорогу в прошлое и будущее, полезно будет просто фильтровать воспоминания, вытаскивая на поверхность те, что помогут изменить мышление, а также визуализировать позитивные сценарии, проживая свои лучшие дни.

Что же касается окружения, совсем не лишним будет пересмотреть его на предмет того, как оно на вас влияет.

Окружай себя людьми, которые мыслят так, как хочешь мыслить ты. Джен Синсеро

Это справедливо не только для мышления, но и для результатов: если вы окружите себя людьми с теми результатами, которых хотите сами, вы таким образом будете постоянно подталкивать себя к росту, да и они, уже добившись успеха, смогут вам помочь.

ЗАДАНИЕ 28:

Выпишите минимум 15 человек, с которыми постоянно взаимодействуете. Подумайте, что вы берете от каждого человека? Чему можете научиться у него?

Работайте со списком дальше. В свободной форме напишите несколько фактов О СЕБЕ, как если бы вы смотрели на себя глазами этих людей. Важно писать именно факты, а не оценочные суждения. Например, неверно будет написать про себя «пунктуальная». Вместо этого вам нужно будет написать «Никогда не опаздывает на работу». При этом стоит обращать внимание и на такие категоричные слова вроде «никогда» и «всегда». Вряд ли хоть одно утверждение с этими словами может быть верным. Поэтому лучше заменить его на более близкое к реальности и вместо «Никогда не опаздывает» сказать: «За последний месяц ни разу не опоздала на работу» (если это правда). Таким образом вы сможете оценить более или менее объективно, как вас видит ваше окружение.

Но это еще не все, и мы работаем со списком дальше. Для каждого человека отметьте, на сколько баллов по шкале от 1 до 10 он вас мотивирует, а насколько демотивирует. Очевидно, что люди, которые больше вытягивают энергии, чем отдают, должны реже бывать в вашем окружении просто для того, чтобы вы не сливали туда свой потенциал и не перенимали их убеждения.

ЗАДАНИЕ 29:

Зафиксируйте на бумаге описание того окружения, которое вы хотели бы иметь. Можете указать, как они выглядят, чем занимаются, сколько зарабатывают, чем зарабатывают, какие у них хобби, как одеваются, как проводят свое время и прочее.

Затем выпишите минимум 10 мест, где вы можете встретиться с такими людьми и, по возможности, сходите туда, чтобы с ними познакомиться. Помните о том, что чаще всего наше окружение там, где наши интересы. Вряд ли вам понравится в кругу книголюбов, если вы сами любите прыгать с парашютом.

Несмотря на то, что мышление — тема обширная, с ней можно и нужно работать. Никто не говорит, что за один раз вы изменитесь полностью, и я вам этого обещать не хочу. Важнее наблюдать за собой и своими мыслями, отслеживать повторяющиеся негативные паттерны и постепенно с ними работать. Земля никогда не была плоская, тем не менее раньше люди жили с убеждением, что это так. Но мысли никак не влияют на реальность, только на ваше преставление о ней. Ничего в реальности существенно не изменится, если вы будете думать, что Земля плоская. Абсолютное большинство никогда не столкнется с необходимостью знать, так этот или нет. Зато, если вы начнете думать «деньги несут добро», изменятся ваши эмоции, поступки и, как следствие, результаты.

Несмотря на все наши усилия, мы продолжаем жить в обществе (что само по себе прекрасно), приобретать какой-то опыт, а значит, новые негативные убеждения будут так или иначе пытаться закрепиться в нашем подсознании. Для того чтобы это случалось как можно реже, в этой книге в дополнение к вопросам, которые помогут убрать уже существующие ограничивающие убеждения, я привожу еще один список — «Анализ новой информации». По нему вы сможете проверять, достойна ли новая информация того, чтобы стать частью вашей жизни, или лучше отложить ее подальше.

На системе 4 шагов (в любой ее интерпретации) обычно все и останавливаются. Набор простых действий: 1) найди; 2) подвергни сомнению; 3) переформулируй; 4) подтверди — считают достаточным. Но странно было бы, если, придя к врачу с жалобами на постоянную головную боль, которая не проходит, вас просто отпустили бы, прописав таблетки (хотя многие так и делают). Голова же болит не просто так, а из-за травм шеи, гормонального сбоя, стрессовых ситуаций, воспаления нервов головы, инфекционных заболеваний, повышенного артериального давления и многих других причин. Вот и ограничивающие убеждения, как мне кажется, будет справедливо считать просто симптомами того, что существует какая-то более глубокая проблема.

Я для себя условно делю все установки на следующие группы:

Мысли про то, что есть сейчас, и себя во всем этом.

Мысли про объект, на который они направлены (в нашем случае деньги).

Мысли про действия / путь.

Мысли про результаты и себя в результатах.

Мысли про то, что есть сейчас («Мы не богачи», «Роскошь не для меня», «У меня не должно быть много денег», «Не жили хорошо — не стоит и начинать») — это отголоски либо выученной беспомощности, либо низкой самооценки.

Википедия трактует выученную беспомощность так:

«Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году. В 2016 году авторы пересмотрели свою теорию и пришли к противоположному выводу: существа рождаются беспомощными и затем по ходу жизни могут научиться, что их действия могут приносить результат; веру в возможность изменений и в собственные силы не теряют, а приобретают».

Нам с вами, по сути, не важно — приобрели мы состояние беспомощности или родились с ним, не сумев наработать новые навыки. Важен факт того, что человек чувствует себя беспомощным в какой-то ситуации.

Это состояние очень тесно связано с низкой самооценкой и сильно переплетается с ней, так как одно, несомненно, может порождать другое и наоборот.

Ваш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот не знает, что он сплошной жир. Это знает ваш мозг. Убедив себя в том, что вы можете все, вы сможете действительно все. Роберт Кийосаки

Мысли про объект, на который они направлены («Деньги — зло», «Деньги бездуховны», «Дорогие вещи не отличаются от дешевых», «Деньги в жизни не главное») — это отголоски либо прошлых неудач, вследствие которых вы обесценили то, чего не смогли добиться, либо страхи неудачи.

Мысли про действия / путь («Не знаю, где взять деньги», «Деньги достаются тяжелым трудом», «Деньги на дороге не валяются») — это отсутствие достаточной мотивации и понимания, зачем вам это нужно, проявление вторичных выгод и страхов, а также — обыкновенное отсутствие знаний. Тот человек, который знает, как заработать деньги (имеет такой навык), не будет страдать таким ограничивающим убеждением. Исключением будет только непонимание «ЗАЧЕМ» и / или вторичные выгоды.

Вторичные выгоды — это то, что вы получаете взамен того, что якобы хотите. Например, вы вроде хотите сбросить вес, но только набираете его из-за подсознательной выгоды: «Если у меня будет лишний вес, на меня не будут обращать внимание». Часто это страх отношений из-за какой-то травмы. Или другой пример. Вы якобы хотите зарабатывать больше, но попыток реальных не делаете из-за неосознанного страха потерять родных и близких. Часто бывает у тех, кто столкнулся с этим в прошлом.

Мысли про результаты («Все богатые люди злые», «Большие деньги — большая ответственность», «Богатым страшно ходить по улицам») — это страх успеха, страх осуждения и страх потерять свою личность, отказаться от ценностей.

Когда вы смотрите на установки с позиции понимания причин, открывается возможность не просто переформулировать мысли на позитивные, но и проработать глубинные проблемы. В этой книге я специально распределю все убеждения на эти четыре категории, чтобы вы смогли отследить у себя некий паттерн из указанных выше. Однако передо мной не стоит задача «вылечить» вас от них (в этом лучше всего поможет психолог или коуч в личной или групповой работе). Я же ставлю основной своей целью помочь вам пройти через систему четырех шагов, показав самые частые ограничивающие убеждения, которые формируются у людей в отношении денег, поставив их под сомнения примерами из жизни (моей и других людей) и предложив свои позитивные формулировки взамен существующих. Это не способно полностью поменять ваше мышление, но может заронить зерно сомнения. А дальше, если вы его (зерно сомнения) будете «поливать» фокусом на позитивных установках и личном позитивном опыте, а также отследите более глубокие причины и проработаете их, все начнет меняться само собой. В этом, возможно, самая главная прелесть этой книги и заключается — вы еще ничего не делаете, а ваше подсознание уже начинает меняться.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ещё одна книга про деньги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я