Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что телом человек относится к низшему чувственному миру, а ду–шой способен соприкасаться с настоящим миром – миром
вечных идей.
Существуют
вечные идеи, а мир – слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.
Также он думал, совершенно в платоническом духе, что сравнительные суждения о значении неявно соотносятся с вечным и абсолютным мерилом, скажем, с
вечной идеей красоты.
Рассмотрение духа только тогда является истинно философским, когда его понятие познаётся в его живом развитии и осуществлении, т. е. именно тогда, когда дух понимается как отображение
вечной идеи.
Оно воспроизводит постигнутые чистым созерцанием
вечные идеи, существенное и постоянное во всех явлениях мира, и в зависимости от материала, в котором оно воспроизводит, это – изобразительное искусство, поэзия или музыка.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кулисный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Грек, привыкая отражать в своём сознании образы внешней природы и помещая в неё свои мысли и чувства, легко мог допустить, что существовал мировой эфир, в котором жили
вечные идеи, отражения которых он видел в вещах вокруг себя.
Знание
вечных идей следует отличать от непостоянного мнения, которое человек составляет об изменчивых вещах.
Таковое символическое свидетельство останется идеографией, ибо будет зримо являть символы
вечных идей как составляющих частей целого, повреждение которых или изъятие будет и повреждением целого.
Белый конь увлекает в царство
вечных идей.
Наличие сдвоенных водяных стихий в гороскопе говорит об убеждённости человека в существовании
вечных идей, деревянных стихий – в вечных отношениях, огненных стихий – в вечном веселье, земляных – в вечной работе, металлических – в вечной власти.
Это может быть соответствие человеческой мысли объективной природной действительности, а может быть её соответствие идеальному бытию
вечных идей.
Для того чтобы вырваться из власти современных идей, рекомендуется знакомиться с историей: жизнь иных народов, в иных странах и в иные времена научает нас понимать, что считающиеся у нас
вечными идеи суть только наши заблуждения.
Ещё один шаг: нужно представить себе человечество живущим не на земле, и все земные
вечные идеи потеряют своё обаяние.
Но надо познать истину, её величие, ибо она есть правильное, выверенное практикой, жизнью отражение действительности в сознании человека, воспроизведение познаваемого предмета таким, как он существует вне и независимо от нашего сознания, как отражение
вечной идеи.
Пока человечество существует, его будет мучить воистину
вечная идея конструирования и обустройства наилучшего «государственного дома».
В работах историков начала XX в. проводилась мысль о том, что идея избрания шведского принца в русские цари родилась в самом московском ополчении (т. е. весной – летом 1611 г.), при обсуждении различных кандидатур и как альтернатива выходцам из русских боярских родов (эта
вечная идея альтернативы!).
Для русской нации весьма желательно, чтобы человек был творцом идеи, интереса созидательного, а не материального, чтобы он смог подняться из низин однодневного интереса к вершинам
вечных идей.
Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих
вечную идею будущей шинели.
Идея, – считал он, – это первооснова всего сущего, а реальные предметы являются лишь материальным воплощением
вечной идеи.
Если нам удастся разобраться в повседневности, мы увидим отблески, озарения
вечной идеи.
Человеку доступны лишь тени
вечных идей.
В нашей книге мы стремились, прежде всего, раскрыть символизм сюжета как конструктивного элемента художественного мира «Преступления и наказания», во взаимосвязи отдельных эпизодов, показать то, как преходящие, сиюминутные действия персонажей или события их жизни в художественном тексте становятся совокупным выражением непреходящей,
вечной идеи писателя о законах, на которых держится мир.
В мае 1849 года он сказал своим коллегам, что его группа должна выйти из собрания, но остаться верной «
вечной идее прусской гегемонии» [94: 561].
Торгаши почувствовали свою власть над населением и нагло пользовались ею, реализуя
вечную идею собственного обогащения.
Единство сущего в его концепции возникает вследствие соединения
вечных идей с неизменным субстратом, в результате которого появляется наш мир.
Бытие материальных вещей определяется соответствием
вечной идее.
Только те ценности, которые прошли суровые испытания и оказались настоящими, в частности
вечная идея бессмертия человека на земле, имеют право стать частью будущего.
Все
вечные идеи формируются и вынашиваются во времени.
Но и весь мир феноменов, становления, копий отчасти есть (потому что отражает
вечные идеи), а отчасти нет (в той степени, в которой он с самими идеями не совпадает).
С какой бы точки зрения мы ни рассматривали материю, как бы ни исследовали, старая как мир философия о том, что она была оживлена и оплодотворена
вечной идеей или воображением – абстрактное обрисовало и приготовляло модель для конкретной формы – остаётся неизбежной.
Даже для разума, для которого синтетическое единство всей вселенной в
вечных идеях лежало бы перед интеллектуальным представлением, остаётся та же трудность; он тоже не может выйти из своего интеллектуального представления, чтобы сравнить, имеет ли вселенная его познания реальность вне его.
Непрерывное чередование нескольких элементов отражает в декоративной форме
вечную идею цикличности бытия.
Каждая может оказаться ключом к загадочному миру архетипов, и каждая из них может оказаться той самой, которая откроет окно в бесконечные пространства
вечных идей и смыслов, которые гораздо больше, чем мы с вами, но из которых мы, однако, состоим.
На смену
вечной идее соперничества приходит новая концепция – сотрудничество, взаимное развитие и ускорение всех процессов благодаря техническим возможностям и творческому подходу человека.
Кассирер просто противопоставляет временную конечность удела человеческого (на этом уровне люди – это эмпирические объекты, поведение которых можно объяснять различными совокупностями причинных связей) свободе человека как нравственной личности: в своей символической деятельности человечество постепенно строит вселенную ценностей и значений, которые не могут быть сведены к области фактов и их взаимосвязей (или объяснены при помощи ссылки на них) – эта вселенная ценностей и значений, полагаемая символической деятельностью человека, представляет собой современную версию платоновской области
вечных идей: то есть измерение, отличное от постоянного круговорота жизни, порождения и разложения, прорывается и начинает существовать – измерение, которое, хотя и не существует вне действительного человеческого жизненного мира, само по себе является «бессмертным» и «вечным».
Революции, войны, утопические социальные эксперименты, которые оборачиваются миллионами жертв, могли бы стать катарсисом для всего человечества при обращении к
вечным идеям добра.
Парадигма – понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу
вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создаёт мир сущего.
Тогда-то мы и пришли к выводу, что это очередная, на этот раз литературно-публистистическая рефлексия
вечной идеи, существующей не только до 12 века, но может даже до сотворения мира.
С другой стороны, молитвы и мантры, обращённые к тем божествам, которые соответствуют
вечным идеям в основе вселенной, – они могут идти от любого существа, произносящего или поющего мантру.
Но истинная жизнь, жизнь
вечных идей разворачивается в это время у них за спинами.
Не надо думать, что она так и не выросла из девчонки, окрылённой
вечной идеей большой и сильной любви.
Как человек, как поэт, как русский, как политик, как пророк – всегда его существо излучает
вечную идею.
Человеческие добро–детели тем самым имеют врождённый характер, они особые ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру
вечных идей.
Мир
вечных идей – тот, где живёт истинная правда.
В рамках уже упоминаемого мною античного мировоззрения бессмертие означало божественность, т.е. бессмертие души тождественно её вечности, причастности миру
вечных идей.
Применительно к лирике это означало бы, что поэтический образ – аполлинийское сонное видение – принадлежит сфере надвременной, – быть может, миру
вечных идей.