Концепция глобального
эволюционизма как принципиально новое понимание идеи развития сформулирована во второй половине XX в.
Самым популярным вариантом примирения науки и веры среди западных богословов и учёных стал так называемый теистический
эволюционизм.
Так называемый
эволюционизм имеет и у нас своих представителей в лице современных университетских преподавателей.
Даже несмотря на то, что ископаемые, возможно, толкнули его на путь
эволюционизма, в его теориях, в его ссылках на летопись окаменелостей сквозит чисто поверхностный взгляд.
Постепенно я отверг его взгляды, но лишь гораздо позже, в “Творческой эволюции”, я полностью осознал совершенно ложное направление спенсеровского
эволюционизма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: диатеза — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому я и пытаюсь объяснить принципы самоорганизации живых и косных систем, то есть дать введение в то направление мысли, которое однажды получило название универсального
эволюционизма.
У читателя есть потребность в том, чтобы увидеть одновременно всю совокупность событий (принцип актуализма) или все способы их становления (принцип
эволюционизма), а не многотомный список названий статей, по большей части устаревших.
Обсуждение её превратилось в продолжающуюся и сейчас полемику между сторонниками
эволюционизма и креационизма, а в более широком (и символическом) плане – между наукой и религией.
Начну со второй («языковый
эволюционизм»).
Из
эволюционизма можно сделать только один верный вывод: абсолютный нравственный закон, этические нормы должного лишь постепенно осуществляются в жизни человечества, т. е. путём социального развития становятся частью сущего, эмпирической действительности.
По сути дела, это не что иное, как предвосхищение основной исследовательской установки социально-антропологического
эволюционизма второй половины XIX в.
Эта точка зрения называется
эволюционизмом.
Наверное, не будет преувеличением утверждение о том, что современное мировоззрение, как бы оно ни было ориентировано, неизбежно замыкается на понимание идеи
эволюционизма.
Он пытался доказать, что в развитии обществ существуют определённые законы, из-за чего его относили к родоначальникам теории
эволюционизма.
А при таком понимании задачи элемент
эволюционизма, старательно устранённый из вышеназванного очерка, заявлял о своей наличности и о своих правах.
Такой подход даёт основание для разработки христианского
эволюционизма.
Проблема
эволюционизма занимает одно из центральных мест и в трёх наших книгах, имеющих философскую направленность.
Эволюционизм рассматривает совесть как чисто человеческий феномен.
Различные концепции социальных изменений есть видение «роста» общества в концептуальном обрамлении либо социологического, либо биологического
эволюционизма.
Когда о нём заходит речь, непременно, как чёрт из табакерки, выскакивает образ классического
эволюционизма XIX в. с его линейной схемой исторического развития, где все народы проходят одни и те же стадии.
Практически камуфляж формационного
эволюционизма становился всё более прозрачным под прессингом излагаемых и обобщаемых реальных фактов и исторических процессов.
Если не о заслугах, то об ошибках его – как автора чудовищной теории катастроф и решительного противника
эволюционизма – слышали даже люди, стоящие за сто вёрст от науки.
По мере развития науки, новых открытий, методологических разработок мыслящие учёные всё более отдавали себе отчёт в том, насколько малоперспективным становился подход формационного
эволюционизма с его ограниченной понятийной сеткой.
Он представлен концепциями социального
эволюционизма и социал-дарвинизма, о которых подробнее остановимся ниже в этой главе.
Примордиализм (от лат. primordial – изначальный) является одной из трёх основных теоретических парадигм этничности, сформировавшихся на основе
эволюционизма.
Поэтому особенно важен тот факт, что в современном
эволюционизме появилась теория коэволюции, согласно которой развитие неживой и живой материи определяется взаимодействием двух начал – «кооперативности» (коэволюции) и «конкуренции», причём основное значение придаётся первому началу, а не второму.
Отмечалось также, что все три раздела антропологии (морфология человека, теория антропогенеза, расоведение) неразрывно связаны с принципами и положениями
эволюционизма, а теория антропогенеза и расоведение просто основаны на них.
Первый фактор – устойчивые аберрации, связанные с понятием
эволюционизма.
Дарвинизм быстро стал господствующим течением
эволюционизма.
Именно
эволюционизм позволит человечеству выжить.
Тем самым, был дан первый эволюционный синтез,и из голой идеи
эволюционизм начал становиться наукой («Зоономия» вскоре переведена на другие языки), но лишь для узкого круга теоретиков.
Из самого названия видно, что эволюционная антропология является интегративной дисциплиной, в которой собственно антропологические знания о строении и изменчивости человеческого организма, структуре и динамике человеческих популяций объединяются с принципом историзма, точнее сказать, воспринимаются через призму
эволюционизма.
Таким образом, в воззрениях античных врачей и философов просматриваются два элемента антропологического
эволюционизма: идея о морфологическом сходстве с высшими животными, в том числе и с обезьянами, и ступенчатое построение общей системы живых существ, в которой человек занимал наивысшую позицию.
Современное истолкование теории
эволюционизма называет тем побудительным мотивом, что из обезьяны сделал шахматиста, любовь обезьяны к прекрасному.
Примитивизм догматического формационного подхода к историческому процессу восходит к упрощённому пониманию дарвиновского
эволюционизма как некоего абсолютного императива.
Было подвергнуто сомнению и господство парадигмы линейного
эволюционизма, согласно которому все общества в своём развитии проходят одинаковые стадии.
В 1950-е – 1970-е годы
эволюционизм развился в постиндустриальные теории, о которых будет рассказано ниже в главе «Постиндустриальные теории».
В это же время
эволюционизм развился в неоэволюционизм (теория социокультурной эволюции – междисциплинарная область этнологии, антропологии, палеонтологии, археологии, историографии) и социобиологию (теория социобиологического поведения – междисциплинарная область биологии, социологии, зоологии, археологии, генетики).
Идеи экономического
эволюционизма постепенно проникают в хозяйственную практику, определяя состав, специфику и динамику отдельных блоков трансформационного хозяйственного механизма.
Преподавание
эволюционизма как фундаментальной научной теории, является ключевым моментом для будущего наших обществ и демократических государств.
Эволюционный взгляд на историю религии представляет собой классическую логику
эволюционизма – религия развивается от простейших форм к более сложным.
Рассмотрение деятельности шамана как неотъемлемой части определённой мировоззренческой системы имеет большое значение, поскольку позволяет изучать шаманизм в более широкой перспективе и выйти за рамки жёсткого
эволюционизма.
Дело в том, что ретикулярная теория – это, конечно, редкий по своей концентрированности «чистый
эволюционизм», в качестве наглядного пособия использующий человеческий мозг.
При всём многообразии подходов к проблеме происхождения человека ведущим научным направлением остаётся
эволюционизм, получивший современные подтверждения.
Мистическое бытие природы
эволюционизма русского православия породило в нём несвязные вещи, не то, что духовное, но даже просто моральное уродство.
Однако в последние годы накопилось слишком много фактов, которые противоречат
эволюционизму.
Эволюционизм объясняет развитие совести из психологических и социологических условий жизни человека.
Эволюционизм сформировался под влиянием господствовавших в XIX в. идей эволюции и прогресса, которые антропологи-эволюционисты применили в изучении культуры.