Семьеведение

Евгения Михайловна Черняк, 2013

В учебнике на основе субкультурной парадигмы проанализирован широкий круг проблем семейной жизнедеятельности в соответствии с историческими эпохами эволюции семьи как социального института. Современные тенденции развития брачно-семейных отношений показаны на фоне морально-нравственных основ общества. Уделено внимание футурологическим теориям семьи. Стабильность семьи и брака рассмотрена через гендерную, этнонациональную и внебрачную субкультуры. Дана характеристика семьям риска. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также руководителей и специалистов социальной сферы, исследователей проблем семьи, слушателей институтов повышения квалификации, студентов вузов и широкого круга читателей.

Оглавление

Из серии: Учебные издания для бакалавров

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семьеведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Субкультурные эпохи эволюции семьи

2.1. Становление человеческого праобщества

Эволюция — от лат. evolution — развертывание. В древности это слово обозначало процесс разворачивания манускриптов, написанных на пергаменте. Современное звучание оно приобрело только в XVII в. и стало употребляться для описания систематических, регулярных изменений[9].

Эволюция — это развитие, изменение, источник прогресса в биологической и культурной сферах. Стимулом, толчком для изменений является накопление новых форм биологической и общественной жизнедеятельности, вызывающих «адаптивную трансформацию»[10]. Адаптивная трансформация необходима для выживания социума, поддержания его стабильности. Социальные институты как субкультурные подсистемы осуществляют функцию адаптивной трансформации в процессе эволюции общества. Развитие, изменение — это константы исторического процесса, связанные с эпохальными сдвигами.

Эпоха в переводе с греческого языка значительный момент[11]. Прилагательное «эпохальный» в русском языке применимо к исключительным, грандиозным событиям. На наш взгляд, человеческая цивилизация знает всего несколько эпох, которые можно назвать субкультурными эпохами (табл. 3).

Таблица 3

Субкультурные эпохи брачно-семейных отношений

Становление человечества — праобщество заняло десятки миллионов лет[12]. История праобщества связана с возникновением жизни на Земле, эволюционным происхождением человеческого рода.

Последние десятилетия совместные усилия ученых (астрофизиков, биохимиков, геологов, биологов, археологов) привели к выявлению новых фактов, раскрывающих вопрос о происхождении жизни на Земле. Установлено, что примерный возраст Земли — 5 млрд лет, а первые живые организмы появились 2 млрд лет назад[13].

Более 1,2 млрд лет назад произошел взрыв эволюции, обусловленный появлением полового размножения, которое привело к возникновению биоразнообразия. На Земле возникли высокоорганизованные формы жизни — растения и животные.

Исторические сведения о прошлом семьи содержатся в самых разных сочинениях: исторических, археологических, этнографических, экономических, философских и др. Социология семьи почти не отражает исторические этапы развития семьи.

За последние десятилетия получила развитие этнология — социальная антропология, раскрывшая многие тайны происхождения человека и отношений между полами. Как бы ни менялись исторические времена, репродуктивная функция неизменно проходит через вековое развитие человечества, составляя фундаментальное условие его существования.

В конечном счете социальные отношения на протяжении истории формируют разные формы общения между мужчинами и женщинами, разнообразие которых составляют историю семьи.

При всем многообразии подходов к проблеме происхождения человека ведущим научным направлением остается эволюционизм, получивший современные подтверждения. Идея эволюции из вероятной научной гипотезы стала научной теорией, получившей доказательства из области сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, палеонтологии, физиологии, биохимии, антропологии, археологии.

В настоящее время никто из натуралистов не сомневается в древности истории человеческого рода, как и в эволюционном происхождении человека от животных. Последние десятилетия принесли особенно важные открытия в этой области. Теория антропогенеза наиболее быстро развивающаяся область знания.

Открытия начала XXI в. подтвердили семиальную теорию Чарльза Дарвина о поразительном физиологическом сходстве человека с человекообразными обезьянами.

Отряд приматов, от которых идет прямой путь к человеку, возник от насекомоядных млекопитающих, весьма сходных с современными тупайями. Останки этих древнейших приматов обнаружены в Монголии. Вероятно, от них произошли лемуры и долгопяты, расселившиеся в Старом Свете и Америке. Полагают, что они являются предками обезьяноподобных[14].

Человек и человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон) имели одного предка, получившего название «дриопитек» — древесная обезьяна. Новые археологические находки и биомолекулярные исследования указывают на то, что ближайшими из наших родственников являются человекообразные обезьяны типа шимпанзе и горилл, обитавших в Африке.

Современная эволюционная теория происхождения человека относит появление предка человека — прямоходящую человекообразную обезьяну — рамапитека к нескольким миллионам лет назад (14–4 млн)[15].

Биологи предложили новый способ определения степени родства любых живых организмов. Они сравнивают, насколько совпадает строение ДНК двух живых существ. Чем меньше совпадений — тем дальше родство. Этот метод применили и к человекообразным обезьянам.

Отечественный биохимик А. Н. Белозерский проанализировал результаты молекулярной гибридизации ДНК для выявления генетической общности в хромосомах человека и некоторых обезьян. Оказалось, что количество сходных нуклеотидных последовательностей в ДНК у человека и шимпанзе составило более 90 %[16]. Чем ближе в систематическом отношении животное стоит к человеку, тем больше между нами сходство в молекулярной структуре ДНК. Человек является кровным родственником обезьян в буквальном смысле слова: группы крови человекообразных обезьян совершенно идентичны человеческим.

Французский врач и исследователь Труазье, спасая человека в экстремальных условиях, рискнул перелить ему кровь шимпанзе. Больной выжил и выздоровел. Несколько лет назад группа американских генетиков под руководством М. Гудмена пересмотрела всю систематику отряда приматов. На основании трудоемких математических расчетов ученые пришли к выводу, что генетически человек и обезьяны относятся к одному роду, который они разделили на два подрода: Homo Pan — шимпанзе и Homo Homo — человек.

Этот результат является научным событием, подтверждающим предвидение Ч. Дарвина. Почти невозможно отличить зародыши человека и других позвоночных животных на ранних этапах развития. У эмбриона человека образуется хорда, жаберные борозды, жаберные дуги, сеть кровеносных сосудов, подобная акуловым рыбам. На явную связь человека с животными указывают рудименты: копчик — остаток хвоста, наружный волосяной покров, аппендикс — червеобразный отросток слепой кишки и др.; всего у человека насчитывается более 90 рудиментов.

Комплексные исследования подтверждают в основном дарвинистские эволюционные идеи. Сенсационным является открытие корковых полей в мозге обезьян, которые являются механизмом образования понятий. Это открытие привело к выводу о наличии у обезьян доязыкового, авербального мышления.

Оказывается, шимпанзе имеют понятие о форме, расстоянии, они способны дифференцировать альтернативные варианты, выбирая для себя оптимальный. Опыты показали, что шимпанзе усваивают язык глухонемых — до 500 языковых знаков[17].

Вместе с тем между близкими генетически организмами могут существовать морфологические различия. Этот биологический феномен создает непроходимый барьер между человеком и обезьяной.

Согласно геохронологической периодизации истории Земли и человечества антропоген — период существования человека — соответствует плейстоцену — антропологическому периоду Земли. Голоцен — современная геологическая эпоха, которая развивается до сих пор.

По последним данным антропологии, эволюция человеческой линии заняла около 10 млн лет[18].

По физиологическим реакциям человек ближе всего к гориллам и шимпанзе. Человек относится к животным хордового типа, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид.

Человека отличает членораздельная речь, абстрактное мышление, трудовая деятельность.

Социальность имеет свои биологические предпосылки. Большинство антропологов сходятся во мнении, что появление прямоходящих австралопитеков — результат макромутации. Прямохождение — комплексный феномен, связанный с экологическими изменениями, космической радиацией и вулканической активностью. Как и во времена Ч. Дарвина, наиболее вероятной прародиной человечества представляется область Восточно-Африканского рифта — гигантского горного разлома.

Большинство специалистов считают, что ближайшими предшественниками человека являются прямоходящие млекопитающие — австралопитеки (что значит «южный»), изначально обитавшие в Южной Африке несколько миллионов лет назад. Археологи обнаружили костные остатки около 400 особей австралопитековых.

Основные находки австралопитеков — африканские. Прямохождение австралопитека подтверждено современными биотехническими исследованиями. Рост австралопитеков 120–150 см, объем мозга — 500 куб. см, продолжительность жизни — не более 20 лет. По последней реконструкции, предлюди жили небольшими группами — два-три десятка особей, недалеко от воды, на границе леса и равнины. В пищу употребляли дикие плоды, мелких животных-грызунов, зайцев, ящериц. Спали на деревьях. На земле делали гнезда — укрытия от диких зверей из колючих веток в скалах, пещерах, баррикадируя вход. Пользовались естественными орудиями труда — камнями, палками, костями.

В конце XX в. в Эфиопии обнаружили полный скелет австралопитековой женщины. Эту даму, жившую 3 млн лет назад, ученые назвали Люси.

В последнее время весьма актуальной стала так называемая альтруистическая теория гомонизации. Очевидно, что выжили только наиболее сплоченные и «умные» группы австралопитеков.

С течением времени связь между функцией руки и развитием зоны мозга привела предлюдей к овладению праорудиями и началу систематической трудовой деятельности. Основные положения трудовой теории антропогенеза Ф. Энгельса подтверждаются последними открытиями и разделяются большинством современных антропологов.

Английский археолог Луис Лики в Олдовайском ущелье в Танзании нашел останки древнего человека, получившего в науке название Homo habilis — человек умелый. Homo habilis — потомок австралопитека. Время обитания человека умелого в схеме исторической периодизации древности принято называть Олдовайской культурой. Олдовайский человек отличался систематической трудовой деятельностью и владел палочными орудиями труда. Если следы человека умелого обнаружены пока только в Африке, то так называемые архантропы (питекантропы, синантропы) проживали в разных климатических зонах. Архантропы относятся к Ашельской культуре, название которой связано с находками древних останков во Франции, в местечке Сент-Ашель. Человек Ашельской культуры обитал на Земле повсеместно 800–200 тыс. лет назад и умел сам изготовлять примитивные орудия труда. На процесс антропогенеза большое влияние оказывало изменение климата. За время антропогена произошло около восьми серьезных оледенений. В эпохи максимальных похолоданий площадь ледников превышала современную в 13 раз[19]. Резкое похолодание, вероятно, приводило к массовой гибели животных и растений, при этом выживали сильнейшие экземпляры, обеспечивая дальнейшее развитие своего вида. Этот процесс говорит о том, что линейный прогресс невозможен, он связан с огромными потерями и трагическими катастрофами. Прогрессивное развитие имеет высокую цену через многочисленные жертвы.

В очередной послеледниковый период произошел новый эволюционный скачок — появление неандертальца, жившего на протяжении длительного исторического периода — 200–40 тыс. лет назад. Неандертальцы умели создавать не только искусственные орудия труда, но строить жилища, хоронить умерших.

Изучение антропосоциогенеза связано с появлением так называемой неандертальской теории происхождения человека. Неандерталец получил свое имя по знаменитым раскопкам в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа в Германии.

В 1856 г. Г. Шаафгаузен и К. Фульрот обнаружили в пещере Неандерталь части скелета вымершего человекообразного существа. Эта находка стала мировой сенсацией. Стоянки неандертальцев археологи обнаруживали неоднократно. Найдено более 80 останков неандертальского человека.

Представители этой теории считают неандертальскую ветвь прямым продолжением линии прямоходящего человека умелого. Можно сказать, неандерталец — последний Homo habilis, человек умелый. Он имел покатый лоб, четко выраженный затылочный бугор, мощные надглазничные валики. Широкая лицевая часть была сильно выдвинута вперед и не имела подбородочного выступа. Неандертальцы были приземисты, чрезвычайно мускулисты, с большими суставами рук и ног. Физическое строение неандертальцев говорит о том, что они были первыми гоминидами, способными выносить тяготы холодного климата.

В культуре неандертальцев появляется большое количество новых элементов по сравнению с предыдущими стадиями. С неандертальским типом связан мустьерский этап в развитии палеолитической культуры. Мустьерская культура получила название по раскопкам в пещере Ле Мустье в Юго-Западной Франции, датируется 100–40 тысячелетиями.

Неандертальцы обладали техникой двусторонней обработки камня. Например, во многих мустьерских стоянках Крыма найдено большое количество двусторонне обработанных каменных орудий. Неандертальцы явились первыми людьми, которые систематически хоронили мертвых. Имеются несомненные доказательства того, что погребение умерших было обрядом. Археологи обнаружили скелеты, лежащие в ямах, вырытых в полу пещер, в позах спящих людей. В могилах найдены предметы, которые, как считалось, должны понадобиться умершему в дальнейшем. Среди этих предметов находились каменные орудия, куски жареного мяса, каменные подушки, подстилки из лесного хвоща и самое удивительное — цветы. Ритуал захоронения свидетельствует о зачатках у неандертальцев абстрактного мышления, самосознания, альтруистического поведения, религии и искусства.

Европейские неандертальцы могли пережить суровый климат ледникового периода только благодаря тому, что они жили в обогреваемых жилищах и умели изготовлять одежду. В некоторых местах естественными укрытиями от холода были пещеры. Археологические раскопки в Дордони, на юго-западе Франции, помогли обнаружить десятки известняковых пещер, в которых проживали группы людей численностью до 40 человек. Подобного рода жилища обнаружены на европейской территории России, в Испании, во Франции, на Украине.

Там, где не было пещер, неандертальцы строили укрытия в виде хижин, шалашей, имевших каркас, покрытый шкурами, закрепленными костями животных. Найдены следы очагов, обогревавших шалаши, хижины, пещеры. Они знали, как разводить огонь, сжигая для обогрева дрова и кости.

Для изготовления одежды люди пользовались каменными ножами для раскройки меховых шкур. Шкуру прокалывали костяным шилом, а затем сшивали их сухожилиями или связывали лапками животных. Люди научились шить грубые плащи, рубашки, штаны, шапки, обувь из шкур лис, зайцев, волков. Неандертальцы заботились о стариках и больных. Среди скелетов неандертальцев найдены останки больных и инвалидов.

Вероятно, примерно 30 тыс. лет назад неандертальская группа перестала существовать. Есть несколько гипотез, представляющих историческую судьбу неандертальцев. Скептики считают, что неандертальцы вымерли, не оставив эволюционного продолжения, оставшись тупиковой линией. Эволюционисты утверждают, что все народы мира происходят от одной маленькой группы доисторических африканцев, связанных между собой кровными родственными узами по линии австралопитека, человека умелого, неандертальца до человека разумного.

В конце XX в. английские ученые Джеймс Уэйнскот и Адриан Хил провели сложнейшие биологические исследования, изучив состав крови у 600 человек, в число которых входили африканцы, англичане, индусы, меланезийцы и таиландцы. Эти опыты подтвердили гипотезу о единстве человеческого рода.

Сосуществование древних примитивных и более поздних морфологически прогрессивных форм составляло характерную черту эволюции гоминид на всех этапах истории.

Формирование человека современного типа — Homo sapiens (человек разумный), возможно, происходило в условиях сосуществования поздних прогрессивных форм неандертальцев и зарождавшейся малочисленной группы современных людей на протяжении нескольких тысяч лет[20].

Неоантроп (новый человек), Homo sapiens, получил название «кроманьонец» (по местности Кроманьон во Франции, где впервые археологи обнаружили несколько ископаемых людей современного типа, костные остатки которых датируются 40 тыс. лет). Многие исследователи не считают это пределом, они называют возрастом современного человека минимум 150, а то и 200 тыс. лет[21].

Наиболее древние останки человека разумного обнаружены в пещерах Кафзех и Схул в Израиле. Возраст этих хорошо сохранившихся скелетов 100–130 тыс. лет.

Существует несколько концептуальных подходов о центрах появления современного человека.

Моноцентрическая гипотеза утверждает, что трансформация палеоантропа в человека современного типа могла осуществляться в одном центре на достаточно большой территории. Генетические корни человека ведут в Африку. Большую роль сыграли смешения между отдельными популяциями, следствием чего стало генетическое многообразие, появление метисов, расширение круга брачных связей. Моноцентристы предполагают, что современный человек, возникнув в Африке в одном центре, стал постепенно проникать в разные области Ойкумены: Восточное Средиземноморье, Кавказ, Азию.

По мере распространения он приобретал многие местные черты в зависимости от климата и экологических условий. Генетически установлено, что самыми близкими родственниками наших предков являются современные коренные жители Танзании и Юга Африки.

Сторонники другой теории, полицентристы, считают, что возникновение современного человека произошло в нескольких центрах Ойкумены независимо друг от друга. Множественность центров появления человека разумного охватывала Африку, Европу, Азию, Кавказ, Крым. Современные люди, например население Африки или Австралии, произошли на том месте, куда пришли их предки. Постепенно человечество расселилось на всех континентах, кроме Антарктиды.

Под влиянием естественных условий жизни и разобщенности человеческих групп формирование современного человека было связано с расогенезом — образованием человеческих рас, отличающихся рядом признаков: форма волос, цвет кожи, цвет волос, радужная оболочка глаз, строение лица. С появлением Homo sapiens возникли следующие расы. Негроидно-австралоидная, или экваториальная, — африканские негры, коренные жители Австралии. Европеоидная, или европейско-азиатская, — население Европы, Северной Африки, Северной Индии, Передней Азии. Монголоидная — население Китая, Центральной и Северной Азии, Юго-Восточной Азии, коренное население Америки.

Человеческие расы складывались в течение сотен тысяч лет. Смуглой и черной кожу людей жарких стран «сделало» солнце. Чем темнее кожа, тем лучше она защищает от солнечных ожогов, позволяя выжить в жарком поясе и оставить потомство. «Подушка» из курчавых волос предохраняет голову от перегрева. Узкий разрез глаз у представителей монголоидной расы предохраняет от засорения глаз песком и пылью, приносимыми ветром пустынь Центральной Азии. У монголоидов и негроидов почти не встречается пышной растительности на лице и теле. У европеоидов, живших в холодной зоне, наоборот, имелась обильная растительность, защищавшая от холода.

Расообразование — важная составляющая антропосоциогенеза. Этот процесс протекал под влиянием как биологических, так и социальных факторов.

По антропологическим признакам все расы происходят от одного вида ископаемых гоминид, что определило видовое единство человечества. Раса — это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения.

Антропосоциогенез связан не только с расообразованием, но и с процессом метисации — смешением рас, появлением новых этнических типов.

К областям наибольшего смешения рас относятся: Судан, Передняя Азия, Индия, Индокитай, Индонезия, Микронезия, Средняя Азия, Западная Сибирь и Алтай — Саянское нагорье. После европейского вторжения крупные масштабы смешение приняло в южных штатах США, в Центральной и Южной Америке.

Антропологический состав населения Западной Сибири сложился в результате смешением монголоидной и европеоидной рас.

Все ныне живущее человечество представляет собой с биологической точки зрения один вид Homo sapiens, общими отличительными признаками которого является членораздельная речь, абстрактное мышление, трудовая деятельность. Сочетание этих способностей не встречается на Земле более ни у одного живого существа.

Решающими особенностями нашего вида являются прямостоящий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение, позволяющее отчетливо фокусировать изображение, различать цвет, форму, место расположения предмета, и уникальный по своей сложности мозг.

Homo sapiens — человек разумный — самое могучее из всех живых существ, хозяин планеты Земля.

Задача нашего исследования состояла в изучении внутренней связи основных процессов антропосоциогенеза с отношениями между полами и историческими формами брака. Эта проблема историографически слабо разработана.

Антропогенез неотделим от социогенеза. В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались те наследственные изменения биологической организации людей, которые вели его к социализации.

Важнейшим фактором социальности является порядок отношений между полами. История человеческой семьи — один из самых запутанных, спорных и гипотетических вопросов науки.

Существуют две основные гипотезы, раскрывающие сущность древнейших форм брака. Первая точка зрения связывает всю первобытную эпоху человечества с групповым браком, вторая — отрицает наличие групповых форм отношений между полами, исходит из представления об универсальности индивидуального брака[22].

В наше время большинство исследователей древности считают, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, связанный с промискуитетом[23].

В далекой древности форма отношений между полами по всей вероятности определяла весь социальный порядок стадного человеческого общества. Стадо прошло огромный путь от ранних коллективов австралопитеков до неандертальцев.

Промискуитет в переводе с латыни означает вседозволенный, смешанный. Очевидно, древнее стадо было промискуитетным. Это означает, что внутри стада предлюдей существовали неограниченные половые связи, отсутствовали половые запреты. Промискуитет нельзя трактовать как беспорядочные отношения. Сторонники теории промискуитета считают этот порядок вещей зарождением определенных социальных норм. Промискуитет обеспечивал подавление зоологического соперничества в борьбе за самку. Многие стада животных погибают из-за такого соперничества.

В первобытных коллективах должна была быть исключена ревность, изначально связанная с зоологическим законом доминирования. Промискуитет содействовал обузданию животных половых инстинктов, способствуя их очеловечиванию. Промискуитетный брак поддерживал стадную коллективность. Без промискуитета не могло оформиться первичное стадо предлюдей с его постоянством и коллективностью.

Промискуитетные стада оказались наиболее сплоченными и в результате жизнестойкими. Промискуитет — это первый социальный порядок, обеспечивший дальнейшую антропологическую эволюцию. Вероятно, основным противоречием стадного образа жизни была борьба двух начал: биологического и социального, между зоологическими инстинктами и развивающейся социальностью. В стадах предлюдей, где доминирование исчезло, появились равное распределение и согласованность. Доминирование обеспечивает порядок только при биологических связях, социальные отношения в условиях доминирования не развиваются.

Первые социальные организмы возникали как пракоммуны. Процесс распределения пищи был непосредственно связан с ее потреблением — равный доступ к пище всех членов коллектива. Промискуитет привел к обузданию полового инстинкта, а уравнительное распределение, которое отсутствует у животных, подчиненных закону доминирования, подчинило пищевой инстинкт. Ведущей тенденцией развития стадного общества было развитие социальных начал. Первые люди в борьбе за существование выработали инстинктивную солидарность.

В отличие от стада животных человеческое стадо отличалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада обеспечивалась общественной дисциплиной и взаимопомощью. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определенными правилами и нормами социального поведения. Таким образом, промискуитет — это одна из самых ранних форм социальной организации.

Стабильность и постоянство человеческого стада способствовали созданию условий сохранности потомства в любое время года. Постепенно праматерь человеческая утратила сезонность размножения. Отсутствие сезонности, постоянство сексуальных связей привели к повышению энергетического потенциала человечества как основы общественных форм существования.

Энергетический фонд человека в 4 раза выше, чем у других млекопитающих[24]. Этот факт подтверждает, что антропогенез и социогенез — синхронные, взаимосвязанные процессы.

Развитие социальных связей в человеческом стаде неотделимо от биологического прогресса антропогенезисного характера. В научной литературе в последние годы появилось понятие «первая сексуальная революция». Это условное название, раскрывающее уникальную способность самок Homo sapiens к круглогодичному спариванию, появившуюся в связи с утратой эструса.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Учебные издания для бакалавров

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семьеведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

См.: Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. — М., 2005. — С. 321.

10

См.: Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. — М., 2005. — С. 321.

11

См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV. — СПб., 1996. — С. 520.

12

См.: Хрисанова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. — М., 1991.

13

См.: http://ipv.net.ru/i.42.html

14

См.: Хомутов А. Е. Антропология. — Ростов н/Д, 2004. — С. 112.

15

См.: Заболотных В. А. Эхо тысячелетий. — СПб., 1994. — С. 25.

16

См.: Зубов А. А. Современное состояние теории происхождения человека // Человек. — 2004. — № 5.

17

См.: Заболотных В. А. Указ. соч. — С. 35, 36.

18

См.: Хрисанова Е. Н., Перевозчиков И. В. Указ. соч. — С. 54.

19

См.: Хрисанова Е. Н., Перевозчиков И. В. Указ. соч. — С. 60.

20

См.: Алексеев В. П. Становление человечества. — М., 1984. — С. 289.

21

См.: Зубов А. А. Современное состояние теории происхождения человека // Человек. — 2004. — № 5.

22

См.: Заболотных В. А. Эхо тысячелетий. — СПб., 1994; Дьяконов И. М. Пути истории. — М., 1994; Заболотных В. А. Пути человечества. — СПб., 1998.

23

См.: Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. — М., 1974.

24

См.: Хрисанова Е. Н., Перевозчиков И. В. Указ. соч. — С. 21.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я