Основатель
славянофильства был в этом, как и во всём другом, самостоятелен и оригинален.
Вокруг этой идеи выстраивалась политическая конструкция позднего
славянофильства, в значительной мере посвятившего себя оправданию самодержавия.
Ещё живёт “росеянство”, своеобразно дожившее до нашего времени
славянофильство, даже этакое боевое противозападничество с верой по-прежнему, по старинке, в “особый” путь развития, в народ-“богоносец”, с погружением в “философические” глубины мистического “народного духа” и красоты “национального” фольклора.
Так за архитектурными причудами скрывается противоречивая эволюция
славянофильства в одном из его родовых гнёзд.
Один из интеллектуальных лидеров
славянофильства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: англомания — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тем самым, здесь анализируются взаимоотношения духовной и религиозной традиций; а в первой главе, посвящённой
славянофильству, рассматривается и культурная традиция.
Нельзя не заметить также, что гипостазируемое отсутствие религиозного принуждения весьма слабо коррелирует с доктриной
славянофильства, породившей столь милое патриотам понятие «соборности».
Но со
славянофильством можно было не церемониться; с момента своего возникновения оно встречало насмешки.
Что касается интерпретации
славянофильства как идеологии, то необходимо отметить следующие особенности: православность, соборность, мессианизм.
Такая старая, уравновешенная, уверенная в себе культура обладает огромной воспитательной силой. <…>Нам, нынешним, трудно понять
славянофильство, потому что мы вырастаем совершенно иначе – катастрофически.
Высокую оценку земства и «земских людей» порой разделяли и в правительственных кабинетах, где нередко сидели сторонники
славянофильства.
Бывали помещики, действительно заботившиеся о своих крестьянах, знаю это, например, по жизнеописаниям основоположников
славянофильства, изучением которых в своё время занимался.
Затем, разве в ней нет причудливо преломлённого и осложнённого духа
славянофильства?
Этот бытовой характер
славянофильства не мог не ослабить эсхатологической стороны их христианства.
Главный идеолог
славянофильства предчувствует не только гибель крайних форм, но и всего западного жизнеустройства.
Вместе с тем следует отметить, что представители
славянофильства приняли деятельное участие в общественном движении 2-й половины 1850-х – начала 1860-х гг., используя для пропаганды своих идей возможности «Вольной русской типографии».
Опровержение широко распространённого в то время отождествления западноевропейского и общечеловеческого – одна из основных идей
славянофильства.
Разновидностью его было и русское
славянофильство, имеющее перед отечественной историей немалые заслуги.
Однако представители классического
славянофильства 40-х годов и позднее чётко проводили различие между своей схемой и этим националистическим вариантом135.
Прочие вожди
славянофильства добавили иные начала – своеобразное отношение между землёй и государством, общинность.
Можно сказать, что в некоторых отношениях нигде идеи начала века не выражались так закончено и последовательно, как в московском
славянофильстве.
Эти две исходно конфликтные доктрины были дополнены идеологиями
славянофильства и западничества, окончательно оформившимися в ходе салонных дискуссий вокруг чаадаевского письма, выразительно описанных в «Былом и думах».
Инициированное родоначальником
славянофильства феноменологическое понимание соборности, возвышающееся над религиозным и мирским её восприятием, стихийно было востребовано всеми направлениями русской философии и составило основное их смысловое и ценностное содержание.
И тогдашнее и теперешнее так называемое
славянофильство было и есть не что иное, как русское направление, откуда уже естественно вытекает любовь к славянам и участие к их несчастному положению.
Первый – писатель-аналитик, религиозный философ, теоретик
славянофильства, редактор-издатель «Европейца».
Но точно так же мы не согласились бы называть
славянофильство и «петербургским направлением».
Автор показывает истоки
славянофильства, его основные идеи и аргументы, связь с другими течениями в общественной мысли.
Так выявляется связь «почвенничества» с народолюбием раннего
славянофильства.
Разумеется, за те три четверти века, которые протекли со времени возникновения
славянофильства и до этого гершензоновского «обвинения», в русском самосознании многое и во многом изменилось.
Переняв на волне увлечения
славянофильством идею воскрешения «готической» древнерусской иконописи, великий мастер создаёт ряд прелюбопытных эскизов.
Бердяев, рассматривая учение
славянофильства, указывал, что им одним в середине XIX века была присуща национальная идея, и полагал это большой заслугой.
Как общественно-политическое направление
славянофильство вместе со своим постоянным оппонентом западничеством составило этап в формировании русского общественно-политического сознания, активно способствовало подготовке и проведению в жизнь реформы 1861 года.
Антисемитские идеи стали всё более и более заметными во второй половине девятнадцатого века, и эпигоны
славянофильства сыграли заметную роль в этом.
Название
славянофильства было дано и употреблялось тогда так же неверно, как и теперь: это просто было и есть – русское направление.
Прежде всего необходимо сказать несколько слов по поводу заголовка «Первый русский национализм» – то есть классическое
славянофильство периода 1840—1860-х годов, первое отнюдь не в том смысле, что ранее нельзя указать на «националистические чувства» и «настроения»: достаточно вспомнить наполеоновскую эпоху или идеи, бродившие в гвардейских кружках и близких к ним общественных сферах, которые ярче всего проявились в так называемом движении декабристов.
Как идейные течения и особые концепции
славянофильство и западничество оформились на протяжении второй половины 1840-х годов.
Другие – это современники и более поздние фигуры, которых объединяет внимание к тому же кругу вопросов и проблем, отзыв на славянофильскую мысль – зачастую резко негативный (но в своей негативности нередко более продуктивный, чем попытки прямого продолжения
славянофильства, поскольку он возвращается к изначальным проблемам, поднятым славянофилами).
Критики
славянофильства иногда представляют его как сублимацию незрелости русского национального самосознания.
Между тем
славянофильство сформировалось в результате вызревания русской идеи.
Советское понимание
славянофильства имело исток в дореволюционной исторической литературе.
Так что
славянофильство появилось на хорошо подготовленной почве.
Русский мессианизм всегда ведь является формой
славянофильства, хотя бы и принимал «западническую» окраску.
Противостояние
славянофильства и западничества, сложившееся в 1830–1850-х годах, стало одним из определяющих признаков всего развития отечественной культуры.
Наше
славянофильство принадлежало этому мировому потоку, который влёк все народы к национальному самосознанию, к органичности, к историзму.
Поэтому
славянофильство можно причислить к мировому «романтическому» движению лишь в условном смысле.
Разложение
славянофильства – пахнет от разлагателя.
Славянофильство первое выразило в сознании тысячелетний уклад русской жизни, русской души, русской истории.
На этой почве выросли все грехи
славянофильства, в этом коренилась его ограниченность.