Цитаты из русской классики со словом «славянофильство»
Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие
славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
Русское национальное самосознание и самосознание всеславянское рождалось у нас в распрях
славянофильства и западничества.
Но удивительно, что и в народничестве религиозном, и в
славянофильстве есть это социально-классовое понимание «народа», и в резком противоречии с органическим направлением славянофильского сознания.
В лице Герцена русское западничество сблизилось с некоторыми чертами
славянофильства.
Вполне русский по крови, происходящий из самого коренного нашего духовного сословия, постоянно строивший русские идеологии, временами близкие к
славянофильству и националистические, он был человеком западной культуры.
— Весьма сожалею, что Николай Михайловский и вообще наши «страха ради иудейска» стесняются признать духовную связь народничества со
славянофильством. Ничего не значит, что славянофилы — баре, Радищев, Герцен, Бакунин — да мало ли? — тоже баре. А ведь именно славянофилы осветили подлинное своеобразие русского народа. Народ чувствуется и понимается не сквозь цифры земско-статистических сборников, а сквозь фольклор, — Киреевский, Афанасьев, Сахаров, Снегирев, вот кто учит слышать душу народа!
Встреча московских славянофилов с петербургским
славянофильством Николая была для них большим несчастьем. Николай бежал в народность и православие от революционных идей. Общего между ними ничего не было, кроме слов. Их крайности и нелепости все же были бескорыстно нелепы и без всякого отношения к III Отделению или к управе благочиния, что, разумеется, нисколько не мешало их нелепостям быть чрезвычайно нелепыми.
А ведь согласитесь, Сергей Александрыч, в
славянофильстве, за вычетом неизбежных увлечений и крайностей в каждом новом деле, есть, несомненно, хорошие стороны, известный саморост, зиждительная сила народного самосознания…
Философия и есть самопознание человеком его царственной и творческой роли в космосе [Русская философия, основы которой были положены в
славянофильстве, не может быть еще названа творчески-активной, антропологической философией.
Немудрено, что такой тонкий и убежденный западник, как Тургенев, не мог также выносить Стасова. Он видел в его проповеди русского искусства замаскированное
славянофильство, а славянофильское credo было всегда ему противно, что он и выразил так блестяще и зло в рассуждениях своего Потугина в"Дыме".
Путь этот был уже указан основоположниками
славянофильства Киреевским и Хомяковым, на пути этом стояли такие светочи, как Достоевский и Вл. Соловьев, и по пути этому хотят идти представители наших новейших мистических течений.
И тогдашнее и теперешнее так называемое
славянофильство было и есть не что иное, как русское направление, откуда уже естественно вытекает любовь к славянам и участие к их несчастному положению.
Не обвините в
славянофильстве; это — я лишь так, от мизантропии, ибо тяжело на сердце!
— Да, — отвечал он, — я знаю, что говорят: это очень жалко, но это не его вина, — а вина его жены, которая увлечена идеями
славянофильства Хомякова…
Этак как будто и
славянофильством попахивает и о присовокуплении чего-то говорит…
Название
славянофильства было дано и употреблялось тогда так же неверно, как и теперь: это просто было и есть — русское направление.
Здесь есть все — и грубость, и отсутствие честности, и трусость, и порывы великодушия, — и все это покрыто такой тупоумной глупостью, что даже люди, наиболее расположенные к
славянофильству, не могли одобрить Тита Титыча Брускова, а заметили только, что все-таки у него душа добрая…
Низводилось это до самых столпов
славянофильства.
Она прекратит внутреннюю распрю славянофилов и западников, упразднив и
славянофильство, и западничество, как идеологии провинциальные, с ограниченным горизонтом.
Спор
славянофильства и западничества, народничества и марксизма может быть перенесен в духовную сферу и углублен.
И
славянофильство у эпигонов своих роковым образом выродилось до отождествления с казенным национализмом.
Для русского народничества, в отличие от национализма, оно имело анархическую тенденцию, и это в
славянофильстве так же, как и в народничестве левого лагеря.
В самих идеологиях
славянофильства и западничества были ограниченность и незрелость.
Но и в
славянофильстве и в народничестве всегда была значительная доля утопизма централистических идеологий, и эти обращенные к народной жизни идейные течения не покрывали всей необъятности и огромности русской народной жизни.
Но мы должны сознать, что славянское единение невозможно на почве традиционного
славянофильства и традиционного западничества и предполагает новое сознание, новые идеи.
Владимир Соловьев духовно покончил со старым
славянофильством, с его ложным национализмом и исключительным восточничеством.
Такие русские национальные идеологии, как
славянофильство, оправдывали провинциально-замкнутое, а не мировое бытие России.
Славянофильство прежде всего утверждало своеобразный тип русской культуры на почве восточного православия и противопоставляло его западному типу культуры и католичеству.
Славянофильство противопоставляло Россию Европе, как более высокий духовный тип, а западничество мечтало об Европе, как идеале для России, как единственном типе мировой культуры.
Кончается
славянофильство и кончается западничество, невозможно уже русское народничество ни в какой форме.
Марксизм, столь не русского происхождения и не русского характера, приобретает русский стиль, стиль восточный, почти приближающийся к
славянофильству.
Идейное
славянофильство и лишенная всяких идей власть в этом сходились.
Славянофильство отпугивает и поляков, и славян, и прогрессивные слои русского общества.
Этот бытовой характер
славянофильства не мог не ослабить эсхатологической стороны их христианства.
И самым коренным грехом
славянофильства было то, что природно-исторические черты русской стихии они приняли за христианские добродетели.
Образовалось казенно-официальное
славянофильство, для которого славянская идея и славянская политика превратились в риторическую терминологию и которому никто уже не верит ни в России, ни за границей.
Религиозные направления русской мысли, русской литературы окрасились в цвет
славянофильства, восточничества.
Но конец
славянофильства есть также конец и западничества, конец самого противоположения Востока и Запада.
Но он постепенно отходил от славянофилов, и, когда в 80-е годы у нас была оргия национализма, он стал острым критиком
славянофильства.
Это яснее всего видно на самой характерной нашей национальной идеологии —
славянофильстве и на величайшем нашем национальном гении — Достоевском — русском из русских.
Шевырев, представлявший как бы консервативное и официальное
славянофильство, писал об одряхлении и гниении Запада.
«Будто в западниках не было такого же чутья русского духа и народности, как в славянофилах?» «Мы хотели только заявить о несколько мечтательном элементе
славянофильства, который иногда доводит его до совершенного неузнания своих и до полного разлада с действительностью.
Н. Федоров был своеобразный коммунист на религиозной почве, с элементам неопределенного
славянофильства.
Славянофильство оказывается нисколько не лучше западничества, оно — так же отвлеченно, литературно, идеологично, оторвано от подлинной жизни, которая есть Россия «официальная».
Русское возрождение не может быть возрождением
славянофильства, оно будет концом и старого
славянофильства и старого западничества, началом новой жизни и нового осознания.
Но в нашем классическом
славянофильстве, у Киреевского, Хомякова, Аксаковых, Самарина, трудно найти чистое выражение славянской идеи.
А на этом бытовом и удовлетворенном чувстве основывалось в значительной степени
славянофильство и основывается вся наша правая религиозно-национальная идеология.
Либеральные и гуманитарные элементы в
славянофильстве начинают исчезать.
Славянофильство оказалось бессильным повлиять на власть в направлении творческой славянской политики.
Не напрасно и не случайно русская мысль в течение всего XIX века вращалась вокруг споров
славянофильства и западничества.
Ассоциации к слову «славянофильство»
Синонимы к слову «славянофильство»
Предложения со словом «славянофильство»
- Основатель славянофильства был в этом, как и во всём другом, самостоятелен и оригинален.
- Вокруг этой идеи выстраивалась политическая конструкция позднего славянофильства, в значительной мере посвятившего себя оправданию самодержавия.
- Ещё живёт “росеянство”, своеобразно дожившее до нашего времени славянофильство, даже этакое боевое противозападничество с верой по-прежнему, по старинке, в “особый” путь развития, в народ-“богоносец”, с погружением в “философические” глубины мистического “народного духа” и красоты “национального” фольклора.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «славянофильство»
Каким бывает «славянофильство»
Значение слова «славянофильство»
СЛАВЯНОФИ́ЛЬСТВО, -а, ср. Одно из направлений общественной и философской мысли России в середине 19 в., выдвинувшее идею самобытного пути исторического развития России, отличного от пути развития западноевропейских стран. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
Дополнительно