Этим забытым эпизодам истории
старообрядчества также уделено некоторое внимание в данном исследовании.
Не одни только греки объявляли просвещение ответом на проблему
старообрядчества, а также нехватки сведущих в языках приказных служащих.
Исследование идеологии
старообрядчества вообще и самосожжений – в частности, продолжилось в трудах историков-эмигрантов.
Его выводы оказали сильное влияние на современную историографию
старообрядчества.
Старейшим среди беспоповских толков
старообрядчества было поморское согласие.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: околпаченный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Научные публикации по истории русского
старообрядчества начали появляться также на страницах церковных журналов «Христианское чтение» (Санкт-Петербургская духовная академия), «Богословский вестник» (Московская духовная академия), «Душеполезное чтение» (Москва), «Братское слово» (Москва) и др.
Эти наблюдения свидетельствуют о том, что такой автобиографический исповедальный стиль был характерен не только для литературы раннего
старообрядчества, но обнаруживается и в писаниях тех лиц XVII века, которые находились на противоположном социальном и культурном полюсе.
Изучение
старообрядчества в новых исторических условиях практически полностью перешло в сферу компетенции советских учёных, рассматривавших феномен русского церковного раскола с позиций марксистско-ленинской теории.
Некоторые исследователи отыскивают её корни в северных иконах, кое-кто заводит старую песню о «новгородском» или «московском» влиянии, но, ни один из маститых учёных до сих пор не взял на себя труд напрямую сопоставить мотивы северодвинской росписи с художественными традициями
старообрядчества, хотя связь между ними несомненна и требует самого глубокого изучения.
Часть язьвинских пермяков является приверженцами древлеправославной церкви беглопоповского старообрядческого согласия, часть зюздинских пермяков исповедует
старообрядчество белокриницкого согласия.
Однако бесспорным достоинством трудов советских учёных в названной отрасли научного знания является глубокая разработанность проблемы в историческом, археографическом, литературном, культурологическом и иных направлениях, что позволило раскрыть многие важные аспекты историко-культурного и религиозного развития
старообрядчества.
Однако стойкость этого человека не могла не вызывать уважения, а потому не пропала даром – немало людей стали горячими сторонниками мятежного протопопа, и их борьба за сохранение старой веры привела к церковному расколу, положив начало
старообрядчеству.
На осокинских заводах, как и на демидовских, весьма значительную роль играло
старообрядчество.
Идеологическая ангажированность исследований
старообрядчества советского периода существенно снижает значимость содержащихся в них выводов для церковно-исторической науки в целом и расколоведения в частности.
Этот регион без
старообрядчества представить невозможно.
Подобные аттестации, разумеется, препятствовали любым попыткам завязать контакты с этим, организационно наиболее мощным, течением
старообрядчества.
Для некоторых из них обращение к судьбе вождя
старообрядчества было попыткой проверки на прочность своего душевного и духовного опыта.
Однако следует иметь в виду, что в этой среде
старообрядчество понимают весьма своеобразно, в частности, как приверженность неким исконным русским верованиям.
– Это музей, – улыбнулась девушка. – Музей
старообрядчества и белорусских традиций.
Образовался духовный надлом, его обычно связывают с появлением
старообрядчества.
Семья принадлежала православной вере, как и большинство казаков черкасской малороссийской станицы, в то время, как большинство яицких и многие верхнедонские казаки были приверженцами
старообрядчества.
Изучение
старообрядчества стало исследованием старообрядческой книжности (археография), иконописи, изучением «этнографического материала»: одежда, народные обычаи старообрядческих субэтносов (липоване, семейские), особенностей говоров, костюма, обрядовых тонкостей (свадьба, похороны и т.д.).
– Кое что осталось, но целостного знания нет уже и там, хотя именно старообрядцы дольше всех хранили это сакральное духовное знание после раскола и все известные мне духовные люди были представителями
старообрядчества и староверами.
Та боязливость и подозрительность в отношении к светской власти, которую вы чувствуете в этих требованиях, разве они не находят себе объяснения в том, что в течение двух с половиной веков
старообрядчество, вместе с еврейством, составляло самый богатый источник доходов, предмет эксплуатации для низшей, средней, даже высшей администрации.
Афиша гласила, что здесь проходит диспут под названием «О сущности
старообрядчества».
Безусловно, чтобы изучать
старообрядчество, надо освоить и понимать его систему ценностей, определяющих миропонимание.
Кроме упомянутых выше трудов, в XIX в. больше не было серьёзных польских исследований, посвящённых вопросам
старообрядчества.
Старообрядчество никогда не было единым ни в организационном, ни в идейном отношениях.
Другой кремль – Преображенское кладбище – превратился в культурный, экономический и религиозный оплот беспоповской половины
старообрядчества.
В XVII веке произошло одно из самых важных событий русской истории – религиозный раскол
старообрядчества.
Изучение
старообрядчества даёт материал, доказывающий, какую важную функцию выполняли женщины в сохранении и передаче религиозных традиций в условиях гонений.
Так, например, вплоть до начала XX в. во всей литературе, издаваемой синодальной церковью, церковные и светские учёные для обозначения
старообрядчества использовали термин «раскол», а старообрядцев иначе как «раскольниками» и не называли.
Так, например, вплоть до начала XX в. во всей литературе, издаваемой синодальной церковью, церковные и светские учёные для обозначения
старообрядчества использовали термин «раскол», а старообрядцев называли «раскольниками».
Старообрядчество всегда оставалось хранителем традиционных православных духовных ценностей: соборности, личности, общинности, общественного блага.
Прекратились открытые гонения, и в истории
старообрядчества начался новый период, который обычно характеризуют как период созидания, организации общежительств, хозяйственной, религиозной и культурной жизни.
Вслед за этим появились указы и вообще относительно всей религиозной жизни
старообрядчества, как поповцев, так и беспоповцев.
Архив учёного складывается из сотен фотографий, десятков магнитофонных лент, множества рукописных материалов, купленных и полученных в подарок старопечатных книг, переписки с выдающимися деятелями мира культуры и науки (в том числе с известными представителями европейского
старообрядчества), писем деревенских информантов, многие из которых со временем стали его хорошими знакомыми и даже друзьями.
БЕСПОПОВЩИНА– одно из главных направлений, на которое разделялось
старообрядчество в середине 90-х годов XVII века.
Москва тоже была одним из духовных центров
старообрядчества, но, к сожалению, время терпимого отношения было недолгим, и уже внук императрицы опять начал гонения.
В более поздние времена известен как одна из неофициальных столиц
старообрядчества: тысячи раскольников однажды бежали в наши непроходимые боры, основали общины, колонии, торговые и ремесленные предприятия, дали начало нескольким богатым купеческим фамилиям, – а купцы, как это было принято, подняли в центре города каменные дома, храмы, торговые ряды и уездную больницу.
Причём что характерно, «старцы» эти были из ветвей
старообрядчества, тесно переплетавшихся с язычеством.
Или откуда наше российское
старообрядчество?
Тем не менее духовный стих глубоко проник в повседневный обиход
старообрядчества, обосновавшись и там, где бытовой «почвы» традиционного фольклора не коснулись разнообразные меры, предпринимавшиеся для поддержания религиозно-нравственного «порядка», пытаясь обслуживать те функции, которые, казалось бы, никак не относятся к сфере его «компетенции».
Дело в том, что местное
старообрядчество по своему происхождению принадлежит к федосеевскому беспоповскому согласию, вероисповедная доктрина которого решительно отрицала возможность существования брачной жизни в переживавшиеся с 1666 года ревнителями «старой веры» «последние времена».
О расколе, породившем явление
старообрядчества, написано очень много.
Старообрядчество имело крепкие семейные устои, поддерживаемые и укрепляемые всей сутью жизни крестьянина.
Их изделия раскупались последователями
старообрядчества и ревнителями новой веры, но почитались и теми и другими одинаково, как православные святыни.
Таковы все секты, развившиеся под влиянием еврейского мировоззрения (адвентисты, жидовствующие, субботники) или возникшие на почве мнимого
старообрядчества (немоляки, дырновцы, аристовцы, белоризцы, неплательщики, душители и др.).
Для официальной истории уральское
старообрядчество почти сплошное белое пятно.