При всех своих странностях он придерживался традиций русского
народничества, наиболее влиятельного течения до тех пор, пока марксизм не занял главенствующее положение.
Революционное
народничество дало толчок организованному рабочему движению.
Но идейный разгром
народничества далеко ещё не был завершён.
Следует заметить, что особую притягательность и революционную энергию марксизм позаимствовал именно у российского
народничества.
Другие, главным образом идеологи
народничества (Лавров, Ткачёв, Михайловский и др.), – необходимостью революционной борьбы с самодержавием и особой миссией в ней героев.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: банлон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Политически не воспитан, правильного понятия о советской власти не имеет и больше склонен к идеологии
народничества (эсерства).
Молодое забастовочное движение было во власти идей
народничества и обходило стороной социализм.
В то время его особенно интересовал вопрос о различии морали старого
народничества и нового народившегося марксизма.
Часть чернопередельцев перешла на позиции либерального
народничества, занялась не революционной, а культурно-просветительской деятельностью.
Какая же связь при изучении
народничества является, на наш взгляд, «надлежащей» и научно продуктивной?
Эсеровские организации оцениваются как прямые наследники классического
народничества, которое возникло в 60-е годы XIX в. и достигло кульминации в 70-е годы.
Так на этом новом
народничестве украинской интеллигенции вырастало новое возрождение.
Народничество является одной из теорий социальных революций.
Тогда же сформировались два мнения о причинах возникновения и особенностях развития реформаторского
народничества и о его сущности.
Эта тенденция во многом сохраняется до настоящего времени, несмотря на существование значительного количества исследований
народничества.
Это нужно сказать и про славянофильство, которое представляет своеобразный тип религиозного
народничества.
Или, например, радикальное
народничество.
Правда, освобождаясь от абстрактного противопоставления человека окружающему миру, протестуя против исторического фатализма, провиденциализма, идеологи действенного
народничества сплошь и рядом оказываются не в состоянии создать научную и материалистическую философию практики – они подходили к действительности как «идеологи» с точки зрения «истины», «справедливости», ещё не умея обнаружить в самом историческом мире глубокие корни его преобразования.
Таким образом, «интеллигентская» стадия развития
народничества оказалась чрезвычайно растянутой во времени – от конца 60-х годов вплоть до революции 1905-1907 годов.
В его «мистическом анархизме» она сливалась со славянофильскими идеалами и общинными идеалами
народничества.
Такое воззрение совершенно ошибочно, и объяснить его упорное переживание в нашей экономической литературе можно только романтическими предрассудками
народничества (ср. указанную в примечании статью).
Автор также не ставил целью показать весь спектр отношений к патриотической идеологии в различных политических левых направлениях XIX – начала XX веков (позднее
народничество, эсеры, меньшевики, анархисты и др.).
Народничество началось с нигилизма.
Эти и им подобные черты дают повод к критике российской элиты не с позиций
народничества – к этому все привыкли, – а с позиций консервативного элитаризма.
Эту партию возглавили профессиональные политики, имевшие в основе своей деятельности теории
народничества и марксизма.
Сведение
народничества как движения (теории и практики) к терроризму исключает из него многообразие идей и представлений о возможных путях преобразования российского общества, идеологические поиски и различные стратегии действия.
Правое крыло
народничества почти слилось с либерализмом, тогда как его более радикальная группировка сделала ставку на огнестрельное оружие и «революционную химию» нитроглицерина.
Вот почему мы считаем, что к научному решению проблемы генезиса
народничества исследователи сейчас гораздо ближе, чем двадцать лет назад.
Мы не претендуем на создание новой концепции
народничества, но хотим предложить к обсуждению ряд вопросов, которые, как нам кажется, нуждаются в переосмыслении.
Историки
народничества относили чайковцев и к лавристам, и к бакунистам, и к организациям «переходного типа», и соглашались, что они заняли особую позицию, не являясь ни лавристами, ни бакунистами.
Либералы, не простившие ему критики
народничества, даже после смерти замалчивали его талант, обходили стороной его творчество.
Этика «аскетического самоограничения и самопожертвования» так или иначе стала преобладающей моделью не только среди представителей
народничества и радикальных активистов, но и вообще в кругах социально сознательной интеллигенции.
Даже, помнится, целое движение
народничества было с целью просвещения этого народа.
Во-вторых,
народничество стало способом художественного мышления, в рамках которого сформировалась целая система стилей и разных направлений (в украинской традиции второй половины ХІХ века это тесное переплетение реализма, натурализма, романтизма и сентиментализма).
Как я понял позже, бабушка наша, пребывая в постоянном искреннем заблуждении, пыталась продолжать традиции
народничества из её любимых романов.
Теперь дворянская и студенческая молодёжь увлеклась
народничеством, пошли в деревню, чтобы там начать революцию.
Причинами зарождения
народничества после отмены крепостного права и других реформ стало сохранение помещичьего землевладения, обременительные для крестьян условия выкупа земельного надела и введение временнообязанного состояния.
Потом разогнали «Самиздат», и они испытали страх и перешли к «теории малых дел» – своеобразному
народничеству.
Чувство неудовлетворённости
народничеством, точно характеризовало настроения радикальной молодёжи.
Сенатор являлся сторонником
народничества, полагая, что элита не должна жить отдельным социумом, а должна быть со всеми в одной упряжке.
Газета была сумбурная, представлявшая странную смесь
народничества, либерализма, неославянофильства и чего-то ещё, и была совершенно бездарна.
Другим, не менее важным фактором, подточившим корни нечаевского движения, было
народничество 70-х годов.
Надо было до конца идейно разгромить
народничество, чтобы обеспечить дальнейшее распространение марксизма и возможность создания социал-демократической партии.
Борясь с принципами нечаевской тактики,
народничество вскоре само запуталось в своих собственных противоречиях и принуждено было сойти с исторической сцены, признав ряд своих тактических ошибок.
Именно в это время из
народничества выделяются марксисты.
Впрочем, публицистика
народничества 70-х гг. не могла не страдать от двух его главных грехов, тесно связанных между собой: экономизма и утопизма.
Я смутно почувствовал, что позитивное
народничество для меня ещё не полная истина.
Даже в период вырождения
народничества богатые традиции продолжали привлекать к этому движению новых людей, растерянно ищущих дорогу к социальной революции.
Крах былого революционного
народничества оказал глубокое влияние на российскую молодёжь, разделив её на пролиберальных сторонников реформ и лучших представителей юного поколения, стремящихся найти дорогу к революции.