Открытые и закрытые тексты имеют отличную друг от друга
фабульную структуру.
Его основным жанром становится баллада,
фабульное стихотворное повествование.
Главное состоит не в
фабульных либо лексических, ритмических открытиях, мир сплошь уже открыт, освоен, предметы, факты, события наделены названиями.
– Подобные неточности традиция относит на счёт забывчивости, оплошности со стороны углублённого в трафаретную историю автора, слишком стародавнего и прямодушного, слишком фундаментального и, вместе с тем, якобы похожего на нас самих, слишком верного древней, возделанной предшественниками
фабульной основе, чтобы оказаться способным на уверенный просчёт, на то хитроумие превыше мелкой трудности, которое, вполне возможно, не входило в его задумку, хотя и не противоречило ей.
Используемые в пособии примеры из художественной литературы можно рассматривать не только как иллюстрации тех или иных социальных и нравственных проблем, имеющих значение для культурной жизни общества, но и как дополнительный источник знаний об этике социальной жизни на основе анализа мыслей, чувств и поведения литературных персонажей, замысла творцов художественных произведений, сюжетных и
фабульных ситуаций как своеобразных художественных моделей социальной реальности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полуимпериал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вместе с тем, события нарратива можно осмыслить в плане их произвольных со- и противопоставлений, т. е. в отношениях сходства, и в необходимом отвлечении от
фабульных связей.
Это слияние мифа и литературы тем естественней, чем больше он утрачивает свою мировоззренческую суть, чем больше в нём берёт верх
фабульное начало.
Закон
фабульной связности, необходимый для эпического произведения, не распространяется на поэтику лирического текста.
В целом
фабульная синтагма событий, увиденная в плане их разносторонних смысловых отношений, предстаёт в виде парадигмы сюжетных ситуаций.
Когда режиссёр изображает видимое, он может произвести операцию
фабульного вычитания эмпирического облика вещи, равно как и персонажа, чтобы восполнить отсутствие эмпирического облика символом сверхчувственной реальности.
В свете сказанного обратим внимание на феномен лирического сюжета, который, в отличие от эпического сюжета, не сопровождается сопутствующим
фабульным началом.
В классическом родовом формате лирики событийность освобождена от необходимости её
фабульной интерпретации как реконструкции естественных связей между явленными в лирическом произведении событиями.
Произведения, отобранные для анализа, являются безусловно
фабульными, но за «событийным» контекстом подросток должен будет увидеть «внутренние» психологические аспекты.
Для нарратологии, изучающей строение рассказа, зрительные картины – это обычно неповествовательные элементы текста, описательные паузы, во время которых
фабульные события прекращаются.
Сплетаясь между собой и попутно с другими мотивами провокации (охранки, партии, дела), а также с мотивами жёлтой азиатской угрозы, эти линии орнаментально вплетаются в одну из основных
фабульных линий романа – линию провокации и бомбы.
Фабульный слой затекста (полная фонограмма) – эмоциональная, мотивационная подоснова произведения, а также его чувственная ткань – оказался хоть и трудным для расшифровки, но чрезвычайно содержательным.
Мемуары, автобиографии, записки, очерки, т. е. всевозможные документальные жанры свободны от
фабульных схем и не претендуют на «художественность» стиля, но в них «открыто и настойчиво» присутствует автор, а, кроме того, ощутимы тяга к «факту» и «материалу», стремление к многостороннему изображению быта, психологическому исследованию.
В случае автономности мотивной структуры, её несовпадения с
фабульным рядом произведение скрепляемо двумя либо безразличными друг к другу, либо разнонаправленными последовательностями текстуальных элементов.
Но в яснополянском опыте в восприятии пушкинской повести выделились такие её моменты, которые нарушают, во всяком случае осложняют, чисто
фабульный интерес, «интерес событий»; выступила на первый план повествовательная игра, «капризность постройки», мешающая воспринять самую фабулу; впечатление оказалось отнюдь не линейным.
Эта коллизия прямого
фабульного движения и композиции, которою оно «оборачивается», и работает в повести как её «конструктивный принцип».
В общем, спектакль сориентирован на внешнюю
фабульную сторону пьесы.
Так, универсальный в своей повествовательной функции мотив отправкичерез какой-либо из своих вариантов (к примеру, в варианте отправки в морское путешествие)может войти в состав конкретного повествования только в форме события – события, представляющего собой слияние двух начал –
фабульного действия и персонажа: например, «Синдбад отправился в морское путешествие на корабле».
При этом мотивное время движется в сторону обратную
фабульному времени: мотивы романа исходят из развязки и как бы движутся от неё – к началу, «репетируя» на всём протяжении романа намеченное в итоге «представление».
Функция самой развязки оказывается неоднозначной: в одном отношении – как чисто
фабульный элемент, как голый конец, развязка всё упрощает, но как композиционный фактор она осложняет картину.
Вероятность нахождения
фабульной сёмы в структуре значения мотива в общем случае не равна единице и может быть меньше единицы.
Это значит, что в пределах семантической периферии мотива может находиться не одна, а несколько
фабульных сем, соотносящихся с различными вариантами мотива и находящихся между собой в отношениях частичной или полной содержательной дизъюнкции.
Он разумно решил, что метафора времени может разрешить проблемы экранной драматургии, которая требует линейного построения,
фабульной внятности.
Рассматривание романа на некоторой дистанции, с позиции вненаходимости, создаёт впечатление единого, слитного мира, в котором
фабульная кульминация с окончательным разминовением любящих героев выглядит досадным и необязательным отклонением от их «предназначенности» друг другу.
Это не значит, что виртуальные
фабульные сёмы следует исключать из семантической структуры мотива, обнажая его значение до инвариантного ядра – функции.
Описание мотива должно охватывать все аспекты его семиотической природы: семантический (в том числе описание предиката мотива, его актантов, его пространственно-временных характеристик), синтаксический (в том числе описание
фабульной препозиции и постпозиции мотива) и прагматический (описание сюжетного смысла и интенции мотива).
Ведущее
фабульное окружение мотива в препозиции связано с идеей пребывания героя в пути (это может быть отправка в путь, пребывание в пути, прибытие или появление героя).
При этом подчеркнём главное: действия различных модальностей равноправно и непосредственно выстраиваются в единую линию лирического текста – чего не может быть в повествовательном тексте, где ввод действия возможной модальности всегда опосредован
фабульной мотивировкой (сон, видение, мечты героя и т. п.) и в силу этого не может непосредственно включаться в основное течение действия.
Истории без труда прокалывали
фабульную ткань и выбирались наружу.
Несмотря на то, что первоначальный замысел не был осуществлён, произведение представляет собой вполне законченное художественное целое и даже выигрывает благодаря некоторой открытости финала и отсутствию
фабульной детерминированности ряда образов.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что в этих текстах не только часто встречаются определённые стилистические обороты, так называемые «фигуры умолчания», но и композиционно эти тексты часто строятся так, что целые зоны
фабульной повествовательной основы оказываются пропущены, погружены в безмолвие.
Проблематика,
фабульные ходы и нарративные приёмы многих русских романов и повестей прямо восходят к пушкинскому роману: главный герой как «лишний человек», не имеющий возможности найти в жизни применения своим недюжинным талантам; героиня, нравственно превосходящая главного героя; контрастная «парность» персонажей; даже дуэль, в которую ввязывается герой.
Основная
фабульная линия романа также давно уже хранилась в памяти писателя и даже была зафиксирована на бумаге.
Сохраняется и
фабульная последовательность рассказа.
Кстати, нынешние детективы по
фабульной части так себе.
Не буду вдаваться в
фабульные перипетии.
Это, строго говоря, новеллы, так как там
фабульное повествование: начало, кульминация, неожиданная развязка.
Князь безусловно фиглярничал, как себялюбец со стажем, но что-то недосказанное, невыраженное крепко пристёгивало к нему, помимо знаний, дивных рассказов за столом, всегда
фабульных, всегда глубоких.
Небольшой рассказ, каких полно в периодической печати, и нельзя сказать, чтобы он чем-то выделялся, рассказ больше
фабульный, чем психологический, скорее романтического склада, но финал этой истории запомнился мне надолго, финал почему-то засел во мне занозой.
В моей же иронической эпопее вставные сюжеты выполняют множество разных функций: раскрывают взгляды и опыт героев, формируют
фабульное движение, втягивают в него временные пласты и различные судьбы, что придаёт прозе качество, которое называют чаще всего «полифоничностью».
Размышлизмы тормозят
фабульные навороты, однако, голая нарративность скучна.
А поскольку слово «счастье» герои понимают каждый по-своему, готовьтесь к неожиданностям и крутым
фабульным поворотам.
Однако взятые нами перед нами же обязательства подробной скрупулёзности, не дают нам рвануть галопом в
фабульную ширь, пахнущую степным разнотравьем, средне-полосным русским лесом, пампасами и льяносами, необъятными просторами континентов, аквамариново-зеленой глубиной океано-морских вод, чистым или хмурым небом и кирпично-асфальтными, бензиново-выхлопными, стекло-бетонными, зато, пронизанными миллионами электрически-энергетических игл воздуха серьёзности в абсолютном многообразии, городами, где никакая, самая ничтожная жизнь не проходит даром-зря и всегда доставляет своему обладателю полноценные, в своём ужасе, эйфории или в трудно-добываемой и балансировочно-удерживаемой золотой середине счастья, эмоции.
Аналогична и причинно-следственная
фабульная схема: индивидуальное нарушение нормы окружения, аномальное («героическое») поведение – изгнание.
Работа с временной дистанцией, обнажение фактуры различных темпоральных пластов, монтируемых в намеренно лишённый
фабульной линейности мемуарный нарратив, мультипликация рамочных конструкций, задающих динамические отношения между временем вспоминающего и временем воспоминания, – становится видна тем лучше, чем больше форм и вариантов коммеморации собрано вместе.
Но мы должны активно презирать и бороться с моноструктурной местной литературой и андеграундно поднимать квинтэссенцию стилевого содержания поэзии, чтобы лексическое наполнение
фабульной основы не доминировало над формой.