Однако никто не рассматривает законы
диалектики как законы физики, химии и других наук.
Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы материалистической
диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.
Третье уязвимое место современных нейрофизиологических схем зрительного восприятия – их линейное построение, при котором трудно выявить внутреннюю
диалектику развития зрительного образа.
Его свобода ничего не может изменить в объективном движении мира по законам гегелевской
диалектики, она может только либо дать согласие на своё участие в этом движении, либо отказаться от него.
Согласно
диалектике природы, в мире нет двух абсолютно тождественных объектов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: комменсал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одним из основных требований
диалектики является чёткость и ясность понятий, последовательность в рассуждениях, недопустимость смешения и отождествления различных понятий.
Основной принцип
диалектики – в универсуме и в человеке всё развивается по законам взаимодействия противоположностей, с переходом количественных изменений в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.
Не странно ли, что китаянка VI века мыслила категориями
диалектики, а европейские филистеры XX века признают только линейную эволюцию, которую они называют прогрессом и считают нарастающей по ходу времени.
Она же вместе с тем служит и причиной их разрушения – такова
диалектика самоорганизации.
Нужно ли понимать
диалектику присутствия и отсутствия как некий чисто артикуляционный механизм или же речь идёт о метафизических началах?
Правда, движения, а тем более
диалектики души здесь ещё мало.
Главный метод исследования экономики – метод
диалектики, который представляет совокупность законов развития природы, общества и позволяет рассматривать экономическую науку как систему законов и их взаимосвязи.
Однако, будучи скомпрометирована как философская доктрина, гегелевская
диалектика целиком удержала своё значение исторического события.
Уже в древности у наших далёких предков было осознание
диалектики бытия.
Потенциально бесконечное умножение банального по ту сторону любой исторической
диалектики соответствует сомневающейся субъективности, которая тоже стала бесконечной.
Само письмо – это посредник, точно так же как и образ, и оно подвержено той же внутренней
диалектике.
Современное понимание
диалектики намного шире и относится к философии.
Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать
диалектику в качестве противоположности метафизики.
Тем не менее изучение
диалектики отношений должно проводиться с учётом того уровня, на котором они реализуются, и проверяться на адекватность этому уровню, чтобы не допустить неправомерных аналогий и гипотез.
Принципиально нарушая основы
диалектики, большевики сделали ставку на абсолютный приоритет материального, вызвав нарушение гармонии единства.
Нет ничего удивительного в том, что
диалектика стала предметом насмешек.
В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию
диалектики.
Содержательный анализ познания в
диалектике имеет важнейшее значение для уточнения понятия и структуры диалектического метода.
Это, в свою очередь, вызывает интерес к изучению условий формирования оптимальных межкультурных отношений, подчиняющихся сложной
диалектике интегрирующих и дифференцирующих их процессов.
Такова непростая
диалектика жизни.
Она – «эмпирическое обобщение» тридцати статей и четырёх монографий, а ещё четырёх трактатов, выражающих суть
диалектики природных процессов антропосферы.
Фиксируемые в категориях
диалектики понятия («изменение», «связь», «причина» и др.) применяются во всех науках.
Замечая факты возникновения, изменения, связей, эволюции и т. д. эмпирических явлений (факты объективной
диалектики), мы вправе ввести соответствующие понятия и осуществить обобщения в рамках этих явлений, а не для всего бытия вообще.
Реакция не способна постичь
диалектику истории.
Гераклитовская философия придерживалась идей
диалектики (явления изучаются в развитии и взаимодействии).
Учёт объективно неизбежной
диалектики человеческой истории, программа и тактика экономической борьбы и профессионального движения, тактика политической борьбы пролетариата, соотношение легальных и нелегальных её форм, поддержка революционной инициативы масс – вот отличительные черты марксизма.
Тому, кто смог добраться до таких высот «негативной
диалектики», не было больше нужды отправляться в низины теории экономического роста.
Альтернатива методологическим ориентациям западных психологов, дающая возможность раскрыть
диалектику взаимоотношений субъективных и объективных компонентов понимания, состоит в анализе его с позиций марксистской психологии, где значения рассматриваются как продукт взаимодействия субъекта и объекта, опосредованного его отношениями с другими людьми.
Гегель, отвечая на романтический культ исторических наций-индивидов, ещё мог решать эту проблему с помощью
диалектики общего и единичного, в силу которой конкретные исторические эпохи и отдельные народы выступали как спецификации универсального понятия, развивающегося в истории.
Они всего лишь показывают, что наука цигун – замечательный образец древнекитайской культуры, и
диалектика целого, принцип равновесия инь и ян, единство между человеком и вселенной, идея возвращения первоначальной чистоты и истины имеют удивительный отзвук в современной науке.
Философская
диалектика содержит учение о законах эволюции.
При этом в формировании как моём, так и другого человека, в процессе моего воздействия на него и его мной обусловленных деяний речь идёт о
диалектике сущности и её осуществления (причём в процессе своего осуществления сущность не только осуществляется, но и изменяется: то искажается, то переходит на другую – высшую – ступень, в более совершенную сущность)…
Есть такое понятие, как
диалектика мифа.
Иллюстрацией данной методологической функции
диалектики может служить диалектический принцип, согласно которому при анализе любых объектов важно учитывать противоположности, их взаимный переход друг в друга и промежуточные явления между противоположностями.
Вместе с тем понимаю, что возможность постижения сущности региональной истории тесно связана со сложной философско-методологической проблемой
диалектики единичного и целого и с поиском недостижимого идеала исторического познания – проблемой синтеза, решение которой подталкивало историков искать такие подходы, методологии, теории, которые могли бы стать метатеориями.
Таким образом, вторая часть трансцендентальной логики должна быть критикой этой диалектической видимости и называется трансцендентальной
диалектикой не как искусство догматически создавать такую видимость (к сожалению, очень ходкое искусство разнообразного метафизического фиглярства), а как критика рассудка и разума в сверхфизическом применении разума, имеющая целью вскрыть ложный блеск его беспочвенных притязаний и низвести его претензии на изобретение и расширение [знаний], чего он надеется достигнуть исключительно с помощью трансцендентальных основоположений, на степень простой оценки чистого рассудка и предостережения его от софистического обмана.
В широких рамках общего учения о современной войне
диалектика позволяет гораздо ярче характеризовать линию стратегического поведения, которую нужно избрать для данного случая, чем это могла бы сделать теория, даже имеющая в виду только данный случай.
Выражаясь языком
диалектики, тут происходит раздвоение единого: члены объединения разделяются на руководителей (управляющих), воплощающих в себе «мозг» объединения, и руководимых (управляемых), воплощающих в себе управляемое «мозгом» «тело» объединения.
Но сейчас, когда марксистская
диалектика потеряла большую часть своей силы, необходимо систематически описать, пусть и кратко, ныне существующие политические импликации антимодернизма.
Как и во многом другом, национал-социалисты учились у марксизма подходить к вопросам исторического развития с точки зрения
диалектики.
А это означает, что дух
диалектики пронизывает всю современную науку.
Соответственно в результате анализа психологических теорий возникает возможность проследить реальную
диалектику развития психологической мысли.
Диалектика общественного развития коварна и прихотлива и далека от закономерностей ровно настолько, насколько в ней начинают господствовать человеческий дух и воля.
Подготовка текстов классиков киноведения в таком формате позволила в единой книге представить
диалектику восприятия и анализа экранных форм творчества, которая складывалась в течение столетия с 1920‑х по 2020‑е гг.
Однако для нас подобная
диалектика – счастливое обстоятельство.