Здесь опять наши интеллектуалы превозносят позицию чистого
сенсуализма, отказ от всякого разума.
Сенсуализм ограничен в том, что недооценивает активность и роль мышления в познании, хотя и прав, заявляя о чувственном происхождении всех знаний.
Поэтому противоречия
сенсуализма раскрывают врождённую эстетическую отзывчивость ребёнка на мир как место наслаждения, в котором все вещи желанны.
Согласно материалистическому
сенсуализму, чувства связывают человека с внешним миром и служат основой для формирования адекватного образа реальных вещей.
Первый – это принцип
сенсуализма, чувственного опыта как единственного источника познания; второй – это принцип атомизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы, на атомы и объяснить их из связи этих элементов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обуржуазивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Именно это соединение – своеобразный рационалистический
сенсуализм –можно считать одной из основных характеристик философских взглядов просветителей.
Развитие внутреннего аспекта – изучения собственного «я», самосознания и чувств по отношению к физической силе – активно проявилось в философии
сенсуализма, медицине и литературе XVII века.
Скептицизм появляется как конечный результат эмпиризма и
сенсуализма английской философии, которая, поскольку она пренебрегает рассмотрением и исследованием своих принципов и оснований заново и подвергает их критике, завершается скептицизмом, вытекающим только из её некритической процедуры.
Иначе рассматривается процесс познания в идеалистическом
сенсуализме.
Представители
сенсуализма (sensus – чувства) утверждали, что истинное знание может быть достигнуто исключительно с помощью чувств.
Сенсуализм полагает, что схватывает непосредственность бытия вещей в реакции, которой чувства отвечают на бытие.
Аксиомой
сенсуализма является тезис о том, что всю совокупность психической жизни человека можно объяснить исходя из первичных элементов этой жизни, т. е. из ощущений (sensations).
Оригинальность новой версии картезианства заключалась в том, что она была пропитана духом французского
сенсуализма, основополагающий принцип которого гласил: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах».
Такое направление в нашей литературе я бы назвал
сенсуализмом.
Противники
сенсуализма называли этот другой компонент знания врождёнными идеями.
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu – нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, основной тезис
сенсуализма.
В теории познания французские материалисты продолжали концепцию
сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания.
Полагая восприятие-жизненное действие отправной точкой познания, новое учение не может обойти проблему, которая всегда стояла перед теорией познания
сенсуализма: каким образом всё многообразие чувственных восприятий приводится к единству и какого типа единство делает данного индивида воспринимающим самого себя.
Так эмблематический подход к природе, воспринятый от барокко, соединился с её эмоциональным восприятием, воспитанным
сенсуализмом.
По принципиальным взглядам на роль и значение основных форм и видов познания (чувственного, рационального или внерационального) различаются философские системы
сенсуализма, отводящие главную роль в познании органам чувств, рационализма (главная роль отводится разуму) и иррационализма, когда приоритет в познании отдаётся подсознательным, неосознаваемым механизмам – магическим, мистическим, интуитивным, алогичным.
Из такого состояния духа для объектов следует, что
сенсуализм склонен отрицать существование всего трансцендентного.
Противоречия между метафизическими и религиозными утверждениями служат
сенсуализму убедительным доказательством того, что существование их предметов внутренне противоречиво и что существуют только предметы опыта.
Следовательно, подобно тому как
сенсуализм прав, утверждая, что не может быть познания без чувственных впечатлений, – хотя и в неожиданном для него значении, согласно которому чувственные впечатления суть необходимый, но сам по себе ещё не образующий познание материал опыта, – так и рационализм прав в новом смысле.
Эмпиризм, близкая к
сенсуализму теоретико-познаваемая концепция (доктрина), утверждает, что истинное знание может быть достигнуто только в чувственном опыте человека.
Доктриной, противоположной
сенсуализму, в теории познания считается рационализм.
Можно ли примирить
сенсуализм с рационализмом?
В этом течении рационализм уступает место
сенсуализму, что способствует психологическому насыщению романа и драмы и расцвету лирической поэзии.
Он считал чувств единственным источником знаний (такой подход в философии называется
сенсуализмом), но разум может извлечь из чувственных данных новые знания с помощью нового метода – индукции (лат. inductio – наведение).
Найдите подтверждение
сенсуализма и рационализма в различных областях знаний.
Но в итоге вопросы не будут разрешаться, они будут нарастать, и простое обывательское представление, и какой-то примитивный
сенсуализм, а затем эмпиризм, а после и рационализм – всё это по мере нарастания вопросов будет становиться неинтересным, каким-то упрощением, которое не позволит двинуться дальше.
Критика «крайностей»
сенсуализма сочеталась с опытом опровержения также и рационалистических «увлечённостей».
Что это, как не проявление
сенсуализма.
В основе этого сочинения, безусловно, лежал ключевой постулат
сенсуализма: все мы являемся конструктами приобретённой сенсорной информации.
От этого метафизического
сенсуализма до взгляда, представляющего чувственное восприятие как функцию материи, – лишь небольшой шаг.
Так, в области диалектики
сенсуализм и априоризм борются друг с другом по вопросу о происхождении знания, идеализм и реализм (в теоретическом смысле) – по вопросу об абсолютном истинном содержании знания.
– Ну… может быть, хотя я – агностик в смысле принципиальной невозможности объективного познания мира, – подпустил я тумана, – мне кажутся наиболее близкими к истине идеи
сенсуализма22.
Совершенно очевидно, что психология восприятия играет несколько служебную и подчинённую роль по сравнению с двумя другими главами, потому что все теоретики уже отказались от того наивного
сенсуализма, согласно которому искусство есть просто радость от красивых вещей.
Направление исследования, считающее ощущения человека основой для получения им, было названо
сенсуализмом.
Познание теперь строилось на принципах «ледового
сенсуализма»: реален только лёд, всё остальное субъективно.
У обоих было слабое здоровье, оба страстно любили читать, оба на середине жизненного пути перешли от интеллектуального
сенсуализма к экзальтированной вере.
Сексуализированный
сенсуализм на закуску. Вот что ещё.
В научных вопросах удивляет сочетание самого утончённого скепсиса и наивнейшего
сенсуализма.
В той мере, в какой
сенсуализм стремится к знанию из чистого опыта, он пытается достичь цели, достижением которой является сама критическая философия, но в той мере, в какой он полагается на простые ощущения без более глубокого исследования, ему противостоит критический метод.
Сенсуализм считает их сомнительными, он хочет доказать, что они даны опытом, но поскольку он не может этого сделать, он хочет вывести их из привычек воображения, а поскольку они не возникают и из привычек воображения, которые не являются органами чувств, которые, как предполагается, содержат в себе происхождение всех понятий, он только ставит под дальнейшее сомнение происхождение и обоснованность этих понятий.
Этот консеквенциализм – зло
сенсуализма и эмпиризма, который прежде всего не способен понять и признать факты в том виде, в каком они даны.
Французы не только распространили противопоставление идеологического
сенсуализма и гностического мистицизма на многочисленные крупные школы; они сделали больше; они начали его преодолевать в новом направлении, которое возникло во время реставрации под названием эклектической школы.
За неё стоят глаза и руки, очевидность и осязательность: на век, наделённый плебейскими вкусами, это действует чарующе, убеждающе, убедительно – ведь он инстинктивно следует канону истины извечно народного
сенсуализма.
Вопрос о том, не является ли возможной и полезной в качестве принципа объяснения совершенно иная, абсолютно конкретная и индивидуальная идея, которая вообще не возникает в субъективности сознания и к которой эстетическое восприятие и понятие лишь пытаются субъективно подойти с разных сторон, лежал вне сферы мысли предшествующего философствования; Напротив, она всегда колебалась лишь между более или менее абстрактным идеализмом и антиидеалистическим
сенсуализмом, и либо принимала неоправданную платоновскую гипостазацию чисто субъективного, либо, вместе с этой неоправданной гипостазацией, отвергала и ценное ядро, завуалированную интуицию истины.
В первый период дуализм рационалистической тенденции оказывает влияние на сенсуалистическую тенденцию и ускоряет происходящий в ней процесс разложения категорий; в последний период
сенсуализм оказывает влияние на эпигонов рационализма и приводит к слабым эклектическим попыткам.
Все загадки понятий: причина, субстанция, закон, единство скрываются за необходимостью предполагать определённую закономерную связь, которую наши чувства не раскрывают, и которая, следовательно, выходит за рамки обманчивого
сенсуализма.