Здесь опять наши интеллектуалы превозносят позицию чистого
сенсуализма, отказ от всякого разума.
Сенсуализм ограничен в том, что недооценивает активность и роль мышления в познании, хотя и прав, заявляя о чувственном происхождении всех знаний.
Поэтому противоречия
сенсуализма раскрывают врождённую эстетическую отзывчивость ребёнка на мир как место наслаждения, в котором все вещи желанны.
Согласно материалистическому
сенсуализму, чувства связывают человека с внешним миром и служат основой для формирования адекватного образа реальных вещей.
Первый – это принцип
сенсуализма, чувственного опыта как единственного источника познания; второй – это принцип атомизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы, на атомы и объяснить их из связи этих элементов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: простругиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Именно это соединение – своеобразный рационалистический
сенсуализм –можно считать одной из основных характеристик философских взглядов просветителей.
Развитие внутреннего аспекта – изучения собственного «я», самосознания и чувств по отношению к физической силе – активно проявилось в философии
сенсуализма, медицине и литературе XVII века.
Скептицизм появляется как конечный результат эмпиризма и
сенсуализма английской философии, которая, поскольку она пренебрегает рассмотрением и исследованием своих принципов и оснований заново и подвергает их критике, завершается скептицизмом, вытекающим только из её некритической процедуры.
Иначе рассматривается процесс познания в идеалистическом
сенсуализме.
Представители
сенсуализма (sensus – чувства) утверждали, что истинное знание может быть достигнуто исключительно с помощью чувств.
Сенсуализм полагает, что схватывает непосредственность бытия вещей в реакции, которой чувства отвечают на бытие.
Аксиомой
сенсуализма является тезис о том, что всю совокупность психической жизни человека можно объяснить исходя из первичных элементов этой жизни, т. е. из ощущений (sensations).
Оригинальность новой версии картезианства заключалась в том, что она была пропитана духом французского
сенсуализма, основополагающий принцип которого гласил: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах».
Такое направление в нашей литературе я бы назвал
сенсуализмом.
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu – нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, основной тезис
сенсуализма.
Полагая восприятие-жизненное действие отправной точкой познания, новое учение не может обойти проблему, которая всегда стояла перед теорией познания
сенсуализма: каким образом всё многообразие чувственных восприятий приводится к единству и какого типа единство делает данного индивида воспринимающим самого себя.
Так эмблематический подход к природе, воспринятый от барокко, соединился с её эмоциональным восприятием, воспитанным
сенсуализмом.
По принципиальным взглядам на роль и значение основных форм и видов познания (чувственного, рационального или внерационального) различаются философские системы
сенсуализма, отводящие главную роль в познании органам чувств, рационализма (главная роль отводится разуму) и иррационализма, когда приоритет в познании отдаётся подсознательным, неосознаваемым механизмам – магическим, мистическим, интуитивным, алогичным.
Из такого состояния духа для объектов следует, что
сенсуализм склонен отрицать существование всего трансцендентного.
Противоречия между метафизическими и религиозными утверждениями служат
сенсуализму убедительным доказательством того, что существование их предметов внутренне противоречиво и что существуют только предметы опыта.
Следовательно, подобно тому как
сенсуализм прав, утверждая, что не может быть познания без чувственных впечатлений, – хотя и в неожиданном для него значении, согласно которому чувственные впечатления суть необходимый, но сам по себе ещё не образующий познание материал опыта, – так и рационализм прав в новом смысле.
Эмпиризм, близкая к
сенсуализму теоретико-познаваемая концепция (доктрина), утверждает, что истинное знание может быть достигнуто только в чувственном опыте человека.
Доктриной, противоположной
сенсуализму, в теории познания считается рационализм.
Можно ли примирить
сенсуализм с рационализмом?
В этом течении рационализм уступает место
сенсуализму, что способствует психологическому насыщению романа и драмы и расцвету лирической поэзии.
Но в итоге вопросы не будут разрешаться, они будут нарастать, и простое обывательское представление, и какой-то примитивный
сенсуализм, а затем эмпиризм, а после и рационализм – всё это по мере нарастания вопросов будет становиться неинтересным, каким-то упрощением, которое не позволит двинуться дальше.
Критика «крайностей»
сенсуализма сочеталась с опытом опровержения также и рационалистических «увлечённостей».
Что это, как не проявление
сенсуализма.
От этого метафизического
сенсуализма до взгляда, представляющего чувственное восприятие как функцию материи, – лишь небольшой шаг.
Так, в области диалектики
сенсуализм и априоризм борются друг с другом по вопросу о происхождении знания, идеализм и реализм (в теоретическом смысле) – по вопросу об абсолютном истинном содержании знания.
Совершенно очевидно, что психология восприятия играет несколько служебную и подчинённую роль по сравнению с двумя другими главами, потому что все теоретики уже отказались от того наивного
сенсуализма, согласно которому искусство есть просто радость от красивых вещей.
У обоих было слабое здоровье, оба страстно любили читать, оба на середине жизненного пути перешли от интеллектуального
сенсуализма к экзальтированной вере.
Сексуализированный
сенсуализм на закуску. Вот что ещё.
В научных вопросах удивляет сочетание самого утончённого скепсиса и наивнейшего
сенсуализма.
Сенсуализм считает их сомнительными, он хочет доказать, что они даны опытом, но поскольку он не может этого сделать, он хочет вывести их из привычек воображения, а поскольку они не возникают и из привычек воображения, которые не являются органами чувств, которые, как предполагается, содержат в себе происхождение всех понятий, он только ставит под дальнейшее сомнение происхождение и обоснованность этих понятий.
Этот консеквенциализм – зло
сенсуализма и эмпиризма, который прежде всего не способен понять и признать факты в том виде, в каком они даны.
Французы не только распространили противопоставление идеологического
сенсуализма и гностического мистицизма на многочисленные крупные школы; они сделали больше; они начали его преодолевать в новом направлении, которое возникло во время реставрации под названием эклектической школы.
За неё стоят глаза и руки, очевидность и осязательность: на век, наделённый плебейскими вкусами, это действует чарующе, убеждающе, убедительно – ведь он инстинктивно следует канону истины извечно народного
сенсуализма.
Вопрос о том, не является ли возможной и полезной в качестве принципа объяснения совершенно иная, абсолютно конкретная и индивидуальная идея, которая вообще не возникает в субъективности сознания и к которой эстетическое восприятие и понятие лишь пытаются субъективно подойти с разных сторон, лежал вне сферы мысли предшествующего философствования; Напротив, она всегда колебалась лишь между более или менее абстрактным идеализмом и антиидеалистическим
сенсуализмом, и либо принимала неоправданную платоновскую гипостазацию чисто субъективного, либо, вместе с этой неоправданной гипостазацией, отвергала и ценное ядро, завуалированную интуицию истины.
В первый период дуализм рационалистической тенденции оказывает влияние на сенсуалистическую тенденцию и ускоряет происходящий в ней процесс разложения категорий; в последний период
сенсуализм оказывает влияние на эпигонов рационализма и приводит к слабым эклектическим попыткам.
Все загадки понятий: причина, субстанция, закон, единство скрываются за необходимостью предполагать определённую закономерную связь, которую наши чувства не раскрывают, и которая, следовательно, выходит за рамки обманчивого
сенсуализма.