Нет грани меж прозой и стихом:
Речение,
В котором все слова притерты,
Пригнаны и сплавлены
Умом и терпугом, паялом и терпеньем,
Становится лирической строфой, —
Будь то страница
Тацита
Иль медный текст закона.
Язык, стих, слог — все оригинально в «Горе от ума»…
Для меня стихи —
вокругшарный ветер,
никогда не зажатый
между страниц.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Лермонтовская"Тамань"и пушкинская"Капитанская дочка», не говоря уже о прозе других поэтов, прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой.
Есть в стихе свобода и металл.
И каждый стих звучит, как предвещанье
Зари вечерней, предпоследней, той,
Когда земли верховное избранье
Поэт и жрец поделят меж собой.
Стих создают — безысходность, необходимость, сжатость,
Сосредоточенность…
Для поэта новые стихи всегда милее.
Стихи слагать не так легко, как многим мнится.
Незнающий одной и рифмой утомится.
Нечаянно стихи из разума не льются,
И мысли ясные невеждам не даются.
Может,
не будь стихов на свете,
я бы родился,
чтоб их сочинить.
… о стих поэта!
Откуда ты? и для кого?
Тебя кто вызвал в бездну света?
Кого ты ищешь средь него?
То тайно всем; но всем отрадно
Твоей гармонии внимать,
Любить твой строй, твой лепет складный,
В тебе усладу почерпать.
Первый признак настоящей доброй прозы — это когда хочется ее прочесть вслух, как стихи.
Стихи — это диалектика; в них должны быть контрасты, единство противоположностей.
И пиши стихи со вздрогом,
И пиши стихи с надрывом
Про распутья и дороги,
Про распутства и нарывы.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Стихи писать всегда дело безрассудно.
Форме дай щедрую дань
Временем: важен в поэме
Стиль, отвечающий теме.
Стих, как монету чекань
Строго, отчётливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям — просторно.
В самый тяжелый и скорбный час
Слезливый стих нам не нужен!
Я за такие стихи стою,
Чтоб строить и жить помогали,
Чтоб звали вперед, как знамя в бою,
Отвагой сердца зажигали!
Каждый стих — дитя любви,
Нищий, незаконнорожденный,
Первенец — у колеи
На поклон ветрам положенный.
Уметь писать стихи не значит еще быть поэтом; все книжные лавки завалены доказательствами этой истины.
Дело в том, что стих требует точности и малословия, сжатости, экономии слова. Это очень хорошо, потому что без этой экономии. Без этой сжатой, крепкой фразы — не сделаешь произведения в достаточной мере сильного, звучного и красивого.
Вы были горечью и ложью,
А утешеньем — никогда. <К стихам>
За все ошибки и грехи
не доводись поэту в наказанье,
как многим, пережить свои стихи,
в любви изведать разочарованье.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
И на стихи есть тоже мода.
И у стихов — свои дела.
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.
Будьте строже к себе, немногословьте, нужно, чтобы в стихах не было бородавок. Не всякий цветок краше от лишнего лепестка.
Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно…
Так пей же, грудь моя,
Весну!
Волнуйся новыми
Стихами!
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Х. спросил меня, трудно или легко писать стихи. Я ответила: их или кто-то диктует, и тогда совсем легко, а когда не диктует — просто невозможно.
Стихи как женщины: нам с ними ли расстаться?..
«Щей» в стихах — не люблю, так же как и «вшей» и «ужей».
Поверить трудно: вдруг — все ложно?!
Трепещет странной мукой стих…
И невозможное — возможно
В стране возможностей больших!
Жить, беспредельно жить! Трудясь, мечтая, мучаясь,
Дыханьем заплатить за творческую участь,
Смотреть без ужаса в глаза ночных стихий,
Раз в жизни полюбить, насмерть возненавидеть,
Пройти весь мир насквозь, — и видеть, видеть, видеть…
Вот так и только так рождаются стихи.
Ленинград стал для моих стихов их дыханием…
Он <Лермонтов> подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
Русский язык так молод и гибок, что мы еще совсем недавно пишем стихи, что мы их любим и верим им.
Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них, как вечная драгоценность.
Каждая буква стиха похожа на клетку в организме: она должна биться и пульсировать.
Баснописец Крылов… так сказать, приготовил язык и стих для бессмертной комедии Грибоедова.
Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами.
Мы увидим, что свежесть благоухания, художественная роскошь форм, поэтическая прелесть и благородная простота образов, энергия, могучесть языка, алмазная крепость и металлическая звучность стиха, полнота чувства, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания — суть родовые приметы поэзии Лермонтова.
Стих Пушкина — это вековечный образец, неумирающий тип русского стиха: не было и не будет лучшего.
Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка.
Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разнеслись между образованными людьми, по всем концам земли русской!..
Чем сильнее лирический поэт, тем полнее судьба его отражается в стихах.
Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов
СТИХ1, -а́, м. 1. Единица ритмически организованной, обычно рифмованной речи (стихотворная строка), содержащая определенное количество стоп, а также сама такая речь. Тонический стих. Роман в стихах. Владеть стихом. Размер стиха.
СТИХ2, нескл., м.
Когда же увидел визитку, сказал, что нам выпала большая честь, потому что та леди пишет стихи лучше, чем любая другая из нынешних леди.
Вскоре после этого мне позвонил редактор литературного журнала Bonniers, и я получила новое задание – написать рецензию на сборник стихов известного шведского поэта.
Там я впервые начала сочинять стихи, складывая свои непонятные, непослушные мысли в такие же непонятные и непослушные строчки.