Связанные понятия
Талисма́н (др.-греч. τέλεσμα «посвящение, чары») — магический предмет или животное, назначением которого, согласно суеверным представлениям, является принесение счастья и удачи его владельцу.
Апотропическая
магия , также апотропей, апотропайон (греч. ἀποτρόπαιος «отводящее порчу») — магический ритуал, предназначенный для оберегания от зла (порчи, сглаза). Может создаваться с использованием церемоний и заклинаний, например — постукиванием трижды по дереву, либо же просто путём ношения и или подвешивания в интерьере предмета, приносящего удачу (оберега, талисмана).
Сглаз или дурной глаз — распространённое у многих народов суеверие о вредоносном влиянии взгляда некоторых людей («дурного глаза») или при некоторых обстоятельствах. От сглаза якобы болеют люди и животные, засыхают деревья, постигает неудача.
Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита. В настоящее время ожерелья, как и большинство украшений, носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.
Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека.
Упоминания в литературе
Амулеты иудеев во многом отличались от христианских. Запрет отражения образов животных или человека в мозаиках наложил большие ограничения и на использование гравированных камней. Иудей мог надевать или носить только образы мистического или символического значения. Во времена Талмуда амулеты иногда прятались в полых жезлах, наделяя их, как считалось, большой властью. Они напоминали спрятанное оружие, и считалось: как отец может передать такой амулет сыну, так и Бог дал Закон Израилю для его защиты.
Амулетами назывались предметы, украшения, а также детали одежды, изготовленные из различных материалов египтянами (а позднее и другими народами) для защиты человеческого тела, живого или мертвого, от различных гибельных воздействий и нападений видимых и незримых враждебных сил. Слово «амулет» заимствовано из арабского языка и означает «носить, иметь при себе». Таким образом, «амулет» – это «что-то, что имеют при себе или надевают», и это название можно отнести к любым разновидностям талисманов или украшений, которым приписываются сверхъестественные силы. Неясно, нужен ли был амулет прежде всего для защиты живых людей, или он должен был оберегать мертвых, но, по всей видимости, изначально его использовали для защиты от диких животных и змей. По мере эволюции религиозных идей и верований изобретались все новые и новые амулеты, отражающие новые воззрения. Амулеты стали считаться пригодными для защиты не только живых, но и мертвых. Более того, поскольку сохранение в целости и сохранности тленного тела и всех его членов было чрезвычайно важно для последующего существования человека в загробном мире, мертвое тело превратилось в настоящую сокровищницу амулетов. Каждая конечность помещалась под защиту отдельного амулета, кроме того, многочисленные предметы, призванные защитить тело от змей, червей, плесени, гниения и разложения, помещались на тело умершего, а также между бинтами, в которые его пеленали. Неизвестно, когда именно египтяне стали помещать амулеты на тела умерших, также не представляется возможным определить, когда именно зародилась вера в эффективность таких амулетов. Однако совершенно ясно, что определенные амулеты являются отражением верований настолько древних, что даже египтяне не знали ничего об их происхождении и значении.
Материалом для изготовления
амулета служит чаще всего камень. Чем можно объяснить такой выбор? Конечно, важную роль играет долговечность и прочность минерала; амулет мог передаваться из поколения в поколение. Во времена Христа можно было встретить древний сирийский амулет двух-трехтысячелетней давности. Талисман, изготовленный для защиты от демонов, даже имена которых канули в небытие, так же эффективно действовал много веков спустя. Правда, амулет от сглаза мог употребляться впоследствии, для защиты от змеиного яда, а изображенный на нем воин соотносился с каким-либо христианским святым. Все это не мешало талисману оберегать владельца, как бы тот не понимал изображение.
Следовательно, египетские священные формулы были направлены не только на охрану хорошего в жизни, но и на обеспечение безопасности и счастья души, отделившейся от тела. В текстах Унаса, написанных в конце V династии, обнаружено много подобных заклинаний, а несколько глав в Книге мертвых целиком состоят из таких заклинаний и заговоров. Житель Египта защищал себя
амулетами перед тем, как отправиться в путешествие, и точно так же после смерти на его забальзамированное тело надевали амулеты, потому что его душа ступает на неизвестный путь, снаряженная заклинаниями, которые она выучила при жизни. Поскольку считалось, что наилучшие результаты дают комбинация талисмана и заклинания, создавались многочисленные стелы из гранита и базальта с выгравированными на них магическими формулами, созданными для защиты как живых, так и мертвых. К концу XXVI династии возник обычай использовать их в качестве домашних талисманов, а над ними помещали скульптурку Гора-ребенка, который, как считалось, защищал домашнее хозяйство. Многие образцы этого талисмана можно найти в европейских музеях под обычным именем «Киппи Гора». Заклинания кошки, которые мы уже приводили, были выгравированы на самой большой и важной из этих киппи, обычно называемой «Стела Меттерниха», которую нашли при раскопках в Александрии в 1828 году и которая была создана в царствование Нектанебуса I между 378 годом до н. э. и 360 годом до н. э. Бадж говорит: «Эта стела олицетворяет собой защитную силу, которой владеют божественные существа во вселенной, и, где бы она ни помещалась, она создает непроницаемый барьер перед любым духом зла, каждой ядовитой тварью». Либо в одиночку, либо вместе с кошкой из плоти и крови стела защищала дом и хозяйство от любых несчастий.
Следы подобных верований сохранились и в наше время. Уходя на войну, воины уносили с собой маленькие иконки и крестики, освященные в церкви. Да и сейчас многие носят кулоны с изображением знаков зодиака. Все эти защитные
амулеты и называются оберегами, поскольку в разное время они имели одно и то же назначение – защитить, уберечь человека от возможной опасности.
Связанные понятия (продолжение)
Брасле́т (от фр. bracelet — запястье) — ювелирное изделие, надеваемое на руку, со времён палеолита, распространённое у многих народов мира.
Серьги , серёжки — украшение, носимое в ушах, в которых для этого необходимо проколоть отверстия.
Заклинание (заклятие) — вид ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме — требования, приказа, побуждения, просьбы, мольбы, предупреждения, запрещения, угрозы. Может быть самостоятельным вербальным ритуалом (таковы, например, приветствия типа «здравствуй!», пожелания вреда — проклятия или отсылки типа «иди ты к чёрту!»), приговором при обрядовом или практическом действии, а также составной частью более сложных вербальных форм — колдовских заговоров...
Зооморфи́зм , териоморфизм — наделение людей качествами животных. Очень часто используется для обозначения представления богов в образах животных, а священных животных — как воплощение сущности богов. Является существенным элементом многих древних политеистических религий (например, древнеегипетской) и некоторых современных религий (например, индуизма).
Идол (др.-рус. идолъ, греч. éidōlon) — кумир, фантом, предмет слепого поклонения.
Ма́ска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа.
Жертвоприноше́ние — форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путём принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.
Кольцо ́ (от древнерусск. «коло» — круг) — предмет из металла или другого материала в форме обода, круга, с пустым пространством внутри линии круга.
Украше́ние — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.
Перстень — кольцо надеваемое на безымянный палец (перст), может быть с каким-либо установленным драгоценным камнем или минералом.
Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.
Ма́гия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ) — символические действия (обряды) или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём.
Кулон — ювелирное украшение, надеваемое на шею. Разновидность подвески. Носится на цепочке или шнурке.
Подвеска — ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, в отличие от кулона, который вешается только на шею. Подвески носили как мужчины, так и женщины.
Анх (егип. ˁnḫ), коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф ☥, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей», «египетский крест», «крукс ансата» (лат. Crux ansata).
Шама́н — согласно религиозным верованиям шаманизма, человек, способный в состоянии транса общаться с ду́хами и излечивать болезни.
Фетишизм (фр. fétichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного камня.
Зоола́трия (от греч. ζωον — животное и λατρεια — служение, культ), теротеизм, анимализм — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных. В современных гуманитарных науках зоолатрия часто рассматривается как одна из первобытных форм религии.
Гада́ния — ритуал, направленный на установление контакта с потусторонними силами с целью получения знаний о будущем. Разновидность магии. Включают оккультные методики, приёмы и обряды, существующие в культурах многих народов и якобы позволяющие узнать будущие или просто неизвестные факты.
Уаджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
А́нкуc или а́нкуша (санскр. अंकुश, aṅkuśa IAST), стрека́ло — инструмент дрессировщика и погонщика слона . Представляет собой короткое, чуть более полуметра, копьё с толстой рукояткой и багром.
Подробнее: Анкус
По́рча (от рус. портить) — суеверие, основанное на вере некоторых людей во вредоносное (болезнь, смерть, психическое расстройство, уродство, расстройство дел и добрых отношений, расторжение договоров) магическое влияние со стороны недоброжелателей посредством недоброго взгляда (сглаз) или с помощью магического ритуала (обряда, наговора) через пищу, вещи, воду, ветер, дерево. Суеверия и мифы о существовании порчи, а также о возможности уничтожения такого влияния (снятия порчи) в различной степени...
Божество ́ — постулированная сверхъестественная или бессмертная личность, которая может рассматриваться как святая, божественная или священная. В более широком смысле — предмет почитания и поклонения.
Ритуал (лат. ritualis — обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») — совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что слово ритуал является синонимом обряда. Однако ранее отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках могло определяться иначе, когда считалось, что...
Волше́бная па́лочка (также волшебный жезл) — тонкая прямая палка или прут, иногда оформленная в виде копья или скипетра и с драгоценным камнем или какой-либо конструкцией на её конце. В современной лексике словосочетания «волшебная палочка» и «волшебный жезл», как правило, связываются с магией.
Загово́р (нагово́р, пригово́р, закля́тие, слова́, шепта́ние) — «малые» фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах. Исполнение заговоров носит сугубо индивидуальный характер. 3аговоры отличаются ярким своеобразием семантики, структуры и языка; в жанровом и функциональном отношении ближе всего стоят к заклинаниям и народным молитвам.
Набедренная повязка — предмет одежды, прикрывающий гениталии и иногда ягодицы. Является древнейшим и простейшим по конструкции предметом одежды. Распространён у множества народов по всему миру, преимущественно проживающих в тропическом и субтропическом регионах.
Личи́на — часть шлема в виде металлической маски. Полностью закрывает лицо, защищая его от не очень сильных ударов, к тому же оказывает психологическое воздействие на противников. Недостатки личин — ограничение обзора и затруднение дыхания.
Драко́н (греч. δράκων) — собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Дракон связан с христианским культом святого Георгия и получил широкое распространение в европейском религиозном искусстве. Традиции Восточной Азии также содержат немало драконообразных персонажей, таких как японский рю (竜), китайский лун (龍), вьетнамский лонг (龍), корейский ён (용) и др.
Религио́зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Гибридные/диморфные/полиморфные существа — персонажи мифов, сказок, легенд, сочетающие в своём облике черты различных существ; в случае сочетания антропоморфных и зооморфных черт называются полулю́ди. Известны практически во всех древних и традиционных культурах. В полиморфных образах человеческая фантазия объединяла важнейшие черты исходных животных, создавая множество вымышленных существ различной степени популярности. Местом обитания таких существ часто указывались малодоступные местности на границе...
Топо́р — рубящее орудие, чаще короткодревковое и имеющее рабочее лезвие, расположенное вдоль рукоятки.
Горгонейон (др.-греч. Γοργόνειον, мн. ч. Γοργόνεια — «принадлежащее горгоне») — маска-талисман от сглаза с изображением головы горгоны Медузы, которым в период античности украшали здания и различные предметы (в том числе монеты) с целью оберега от зла. В искусстве Нового времени горгонейон превратился в декоративный мотив.
Боги смерти — божества различных религий, связанные со смертью: проводников душ, подземных божеств и богов загробных миров. Этот термин относится к божествам, которые либо собирают души умерших, либо господствуют над мёртвыми, а не тех богов, которые определяют момент смерти. Тем не менее, все эти виды будут включены в эту статью.
Меч — вид холодного оружия с прямым клинком, предназначенный для рубящего и колющего ударов, в самом широком смысле — собирательное название всего длинного клинкового оружия с прямым клинком.
Вотивные предметы , вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Магатама (яп. 勾玉, или 曲玉, «изогнутая драгоценность») — изогнутая бусина из драгоценного камня в виде запятой. Бусины-магатама встречаются в археологических находках Японии начиная с периода Дзёмон.
Челове́ческое жертвоприноше́ние — разновидность жертвоприношения: приношение высшей ценности — жизни человека — в жертву (дар) божеству. В современных правовых системах человеческое жертвоприношение криминализировано и рассматривается как особая разновидность убийства — ритуальное убийство.
Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Коса ́ — причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе.
Чётки (от др.-рус. чьтѫ «считать, читать, почитать») — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: индуизме, исламе, христианстве и буддизме — используются для счёта прочитанных молитв или иных ритуальных действий, сохранения внимания и концентрации, задания ритма и тому подобное.
Психопомп (греч. ψυχοπομπός — «проводник душ») — существо, дух, ангел или божество, во многих религиях ответственное за сопровождение душ умерших в иной мир. В греческой мифологии прозвище бога Гермеса, провожающего души умерших в Аид. Роль проводника — не свершение суда над умершим, а предоставление безопасного прохода. Они часто изображались на погребальных принадлежностях и в разные времена в разных культурах связывались с лошадьми, козодоями, во́ронами, собаками, воро́нами, совами, воробьями...
Фалли́ческий культ — обобщённое название группы верований различных древних (Ассирия, Вавилония, Эллада, Крит, цивилизации древних народов Америки) и современных культур (синтоизм в Японии, а также Индия, племена Африки, Южной Америки, Австралии и Океании), характеризующихся экстатическими ритуалами, посвящёнными порождающей силе жизни, символически представленной в виде фаллоса (мужского полового органа) или извержения его семени.
Венец (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска, венчик) — восточнославянский девичий головной убор.
Сбруя — это конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. Другой термин — конская амуниция.
Упоминания в литературе (продолжение)
Племенные шаманы посвящали жизнь постоянному поддержанию связи с миром духов ради защиты всего племени, черпая из этого источника знания о врачевании болезней и преодолении самых разных невзгод. Нередко они и сами «принимали облик» тотемного животного, надевая различные атрибуты, связанные с ним, чтобы не терять контакт с покровителем. Достаточно вспомнить североамериканских индейских шаманов с их священными головными уборами из перьев или сибирских шаманов с многочисленными талисманами из меха, кожи и перьев. Изготовление тотемных
амулетов , оберегов и прочих атрибутов – один из способов открыть канал общения с духом животного. Считалось, что такой предмет, созданный руками шамана, наделен особой силой, потому что наделен благословением духа-хранителя. Сакральные знания, описывающие отношения человека и предков, правила, по которым можно взаимодействовать с «той стороной», ритуальные тексты передавались от мастера к ученику. Человечество накапливало опыт познания мира и пыталось его объяснить, создавая мифы. Индийское божество Ганеша с головой слона, легендарные греческие кентавры, египетский сфинкс – эти и многие другие образы давно перешагнули национальные границы и стали частью наследия человечества.
Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем» – «его род»). Верования в период ранней родовой общины относились прежде всего к зоототемизму, то есть к почитанию животных. Зверю поклонялись как отцу или старшему брату, искали у него защиты от бед и болезней. Каждый род носил имя своего тотема. Священное животное запрещалось убивать и употреблять в пищу. Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico – «
амулет , талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Вначале это явление имело материальную основу, проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, оружия, плодоносящих деревьев. Немного позднее фетишизм обрел идеалистичное начало. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей. Согласно верованиям первобытных людей, они оберегали охотника от нападения зверя, защищали род от страшных болезней или нападения врагов. Известно, что в Северной Африке тотемом был буйвол, в Сибири – медведь, в Греции – козел. в Индии, как в древности, так и в наше время, священным животным считается корова.
Амулеты же, как правило, приносятся в дар и символизируют посвященность человека в то или иное тайное знание, мистерию. Чаще всего амулеты представляют собой определенные, достоверные знаки и символы, начавшие свое существование еще в глубокой древности, а значит, и имеющие конкретное историческое значение. Иногда, например, вождь какого-либо племени, желая вознаградить, одаривал одинокого путешественника или чужестранца амулетом, приобщая его тем самым к своему племени, народу, но и одновременно отличая его высоким положением. Благодаря этому человек становился неприкасаемым не только для этого племени, но и для других племен, где свято чтились законы иерархии.
Некоторые источники как отрасль некромантии отдельно выделяют скиомантию. Если первая признается вызыванием мертвых, используя их фотографию или какое-либо иное изображение, то вторая в своих ритуалах обращается к личным вещам, а также волосам, ногтям или крови умершего человека, но в большинстве случаев эти практики четко не разделяются и все вместе называются некромантией. На Руси ритуал по вызову тени умершего отличался, хоть и незначительно. Русским колдунам не требовался череп, а также специальный ладан. Но они опасались теней умерших, считая, что те могут причинить им очень существенный вред. Для этого вокруг себя мелом или углем русские чернокнижники очерчивали замкнутый круг (помимо ношения специальных защитных
амулетов , того же креста, или каких-то других). За пределы этого круга ни в коем случае нельзя было выходить, даже если умерший очень просит или протягивает руки. Русские колдуны считали, что вызванная тень в любом случае уже не тот человек, которого вы знали и любили при жизни. Даже если вы на все сто уверены, что он никогда не сделал бы вам ничего плохого, от тени можно было ожидать чего угодно. Но когда колдун стоял в круге, неважно было, что происходит за его пределами, в круге колдун был в полной безопасности.
Помимо этого, в древности существовало такое верование, как фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам. Фетишем мог стать любой предмет, от камня и ветки до красивого птичьего пера. И этим предметам молились и поклонялись, веря, что молитвы будут услышаны и боги уберегут народ от бедствий. К отголоскам фетишизма относятся современные
амулеты . Теперь есть множество амулетов и талисманов, которые должны защитить своих владельцев от бед и невзгод. Амулеты и талисманы также наделялись сверхъестественными свойствами и были призваны защитить их владельцев от злых людей, гнева духов и прочих неприятностей.
Человечество, радуясь красоте этого мира, отдавало должное очарованию камней-самоцветов как одному из проявлений гармонии. Люди находили и обрабатывали самоцветы, давали им имена, украшали ими себя и свои жилища. Камни были самым ходовым материалом для изготовления различных
амулетов и талисманов. В некоторых религиозных учениях они являются необходимым атрибутом при проведении различных обрядов и свершений таинств.
Многие думают, что талисман и
амулет это одно и то же, но это не так. Издревле амулеты служили, прежде всего, для защиты своих владельцев. Чудесные магические свойства амулетов охраняют нас от воздействия негативной энергии. Типичные амулеты – драгоценные камни, распятия и прочие культовые украшения, магические растения (ладан, чеснок, сандал), магические надписи и пантакли на металле или пергаменте. Амулет – может помочь достичь желаемого события в жизни, прогоняет ненужные ситуации, наполняет силой. Амулет должен быть заряжен энергией своего хозяина. Амулет программируется, заговаривается владельцем и только после этого начинает работать.
Никто теперь уже точно не скажет, кто был тот первый человек, который определил, что одни камни имеют ценность, а другие нет. Известно, что уже первобытные люди часто носили на шее
амулеты , которые представляли из себя не что иное, как тот или иной драгоценный камень: алмаз, сапфир, изумруд или рубин. Еще чаще в качестве амулетов служили полудрагоценные камни: агаты, жадеиты, гранаты, топазы и др. Люди считали, что амулеты из камней предохраняют их от враждебных сил природы, излечивают от болезней, оберегают от сглазов и наговоров. Но, очевидно, не только эта наивная вера стала причиной того, что некоторые камни уже много тысячелетий считаются драгоценными, а другие выбрасываются, как ненужный хлам.
Немного об истории украшений. В древности при их выборе руководствовались не только внешней красотой, но и содержанием. Большое внимание уделялось магической силе камней, способной защитить от всяческих чар. Поэтому в ходу были
амулеты , талисманы. Одни из них оберегали от злых духов и неприятностей, а другие приносили счастье и удачу.
Собор 306 г. в Эльвире самым суровым образом осуждает колдовство, ввиду того, что оно возможно лишь в силу возврата человека к идолопоклонству. На этой же точке зрения стояли соборы 314 г. в Анкире и 375 г. в Лаодикее, указывавшие, что представители духовенства зачастую занимаются колдовством, изготовляют
амулеты и становятся заклинателями, гадателями и математиками.
Еще в те далекие времена, когда первобытные люди поклонялись солнцу и пугались гроз, появились первые колдуны и шаманы. Повседневная жизнь, полная смертельных опасностей, заставляла наших пращуров обращаться к помощи магии. Охотники каменного века уже имели сложные обряды и ритуалы, призванные обеспечить удачу на охоте, предсказать судьбу или нанести магический вред сопернику. Черепа и кости, найденные в удаленных пещерах, чьи каменные стены хранят священные символы семи-десятитысячелетней давности, могут много рассказывать пытливому исследователю о практике древних колдунов. Здесь и пляски у священного огня с жезлом из бедренной кости пещерного медведя, и симпатическая магия – поражение нарисованного зверя, и
амулеты из клыков и зубов хищника, и множество других магических предметов из арсенала первых магов.
Многие традиции, благополучно дожившие до наших дней, берут свое начало именно в стремлении человека защититься от дурного глаза. Жители некоторых областей южной Европы носили
амулеты с изображением жабы или уродливого горбуна. Считалось, что отвлекший внимание злоумышленника амулет мог забирать часть отрицательной энергии. Маги утверждают, что при воздействии дурного глаза наиболее мощный заряд отрицательной энергии передается именно самым первым взором, обращенным на предмет. Для человека, подозревающего, что его кто-либо желает сглазить, это означает, что если он умудрится отвести от себя прямой взгляд неприятного ему человека, то основной заряд негативной энергии пройдет мимо цели.
Как правило, каждый камень обладает свойствами и талисмана, и
амулета , что и нужно учитывать при выборе своего украшения. К сожалению, эти два совершенно различных понятия часто путают даже солидные энциклопедии, не говоря уже о людях.
Однако каждому из нас время от времени приходится покидать свое жилище и отправляться в дорогу. И путники остаются беззащитными перед лицом этого мира и открытыми для любого воздействия – как материального, так и энергетического. Именно поэтому издавна чтили дерево, которое могло уберечь их – орешник. В старину он считался не менее магическим, чем ясень. И так же часто использовался для создания
амулетов , оберегов и других магических вещей. И неудивительно: наряду с ясенем его называли деревом богов, хранителем их мудрости и справедливости, вместилищем силы. Согласно древним верованиям, орешник рассеивает негативную энергию, оберегает от злых духов, отводит глаза врагам и помогает отыскать верный путь.
Амулеты и талисманы, имеющие широкое хождение в старину и предназначенные для предохранения от зла, имели в народных поверьях множество дубликатов. Большинство старых и любимых оберегов сопутствуют нам и поныне – это кроличьи лапки, четырехлистный клевер и подкова. Многие наши современники выбирают (с помощью разных процедур) свои личные амулеты удачи – возможно, монетку или декоративный кулон на браслете или цепочке.
Амулеты -обереги, закрывавшие шею, так же как вышивка на вороте рубахи, должны были прежде всего защищать, поэтому они составлялись, как правило, из очень полезных в этом отношении предметов: металлических колокольчиков, отпугивающих нечистую силу своим звоном, фигурок домашних птиц (уточек) и животных, чтоб плодились, малюсенькой ложечкой из дерева, кости, металла – символом достатка в доме, различными камешками, клыками медведей и волков и тому подобными оберегами. После принятия христианства в состав таких бус стали включать и христианский крестик, помещая его в центр композиции. Существовали и единичные амулеты, носимые на шее, в области сердца или на поясе в калите.
Эти пять требований, «столпов ислама», были расцвечены народным воображением, разнообразием всяческих верований и обрядов, придававших чрезвычайно суровой официальной религии колорит, человечность и обаяние мистики. Принципы мусульманской веры выражены двумя фразами откровения, но верующие населили мир духами; и высшими среди них были ангелы, которые доставляли все повеления Аллаха: Гавриил принес откровение Корана самому Мухаммеду. Между ангелами и людьми располагались джинны, могущественные по своему сверхъестественному влиянию. Джинны были созданы из огня, они могли принимать любую форму или быть невидимыми. Подобно людям, они могли есть, пить и даже постепенно приближаться к смерти. Некоторые из них искренне веровали в Бога. Но другие, шайтаны, были неверными – ими руководил дьявол Иблис, такой же падший ангел, как Люцифер. Злые джинны причиняли много неприятностей: от злонамеренной подмены предметов до погружения человека в состояние демонической одержимости. Для избавления от нее требовалось заклинание. Чтобы освободиться от наваждения джиннов, произносили заговоры и носили
амулеты . Кроме того, эти духи испытывали особый страх перед железом, настолько сильный, что для острастки любого притаившегося бесенка, незримое присутствие которого подозревается, достаточно было произнести громко это слово.
Племена североамериканских индейцев дают много примеров связи знаков на теле с религиозными идеями. К. Хилл Таут, повествуя о татуировках на лицах людей племени дене, утверждает, что эти рисунки обычно являются условными изображениями очертаний птиц, рыб или растений. Часто встречаются также расходящиеся лучами прямые линии, а на предплечьях – рисунки, символизирующие тотем или, возможно, маниту (священное животное, которое индивид видел в трансе при достижении половой зрелости, и решил считать его божеством-покровителем). В некоторых случаях рисунок на предплечье приобретает свойства
амулета , но все же чаще он делается, чтобы способствовать близкому и покрытому тайной контакту человека с его духовным покровителем. Иногда тату наносят на грудь мужчины – обычно это символ медведя гризли, дух которого пользуется глубочайшим уважением. Татуировка этого знака связана с большими расходами на подарки и церемониальные пиршества, и потому тем, кто может продемонстрировать это изображение, обычно завидуют.
Однако самыми сильными кельтскими
амулетами считались те, которые сочетали в себе силу нескольких стихий, и лучше всего – всех четырех сразу. Эти амулеты обладали непобедимой силой, и их мог носить только очень сильный человек. Часто к талисманам трех стихий относили изображения Дерева Жизни, поскольку его ветки доставали до Луны, основание произрастало на Земле, а корни уходили в Потусторонний Мир, и таким образом это дерево объединяло три мира.
Традиция шаманства была широко распространена и в Корее. Сейчас в этой древней стране сохранились лишь крохи былого искусства. В древности шаманами были не только мужчины (пань-су), но и женщины (му-дан). Иногда это искусство передавалось ближайшим родственникам, но чаще шаман выбирал себе учеников из наиболее талантливой, на его взгляд, молодежи. Молодые люди обучались у опытного шамана приемам общения с духами, заклинаниям, приемам колдовства и лечения, а также осваивали навыки проведения мистических церемоний. Все это являлось привилегией мужчин. Женщины-шаманы чаще всего занимались лечением больных, а также изготовлением защитных
амулетов , гаданием и т. д.
У некоторых народов в день Имболка изготавливали символический «крест Бригиты». Он был призван привлечь силы богини и усилить очищение. Крест прикрепляли над дверями дома. Целый год он исполнял роль защитного
амулета , а перед самым праздником снимался и сжигался вместе с накопившейся в нем негативной энергией. На его место вешался новый крест.
Сеанс проводят, согласуя поставленные цели с основными лунными циклами. На растущую луну гадают на любовь и привлечение достатка, а на убывающую – на исцеление и избавление от вредных привычек. Популярны также свечи-программы, которые используют в качестве
амулетов . Обычно на них наносят специальные знаки – символы озвученного желания. Считается, что огонь такой свечи способен претворить в жизнь заключенное в нем желание. С помощью вотивных свечей гадальщики благодарят богов или духов за оберег и исполнение желания.
Элифас Леви, видный трансценденталист, делает следующее примечательное утверждение: «Друиды были жрецами и врачами, которые лечили магнетизмом и
амулетами с их флюидами. Универсальными средствами были змеиные яйца и омела, поскольку они привлекают астральный свет. Торжественность, с которой омела срезается, говорит о том, что в народе укоренилась вера в ее магнетические свойства… Прогресс в изучении магнитных явлений рано или поздно откроет нам поглощающие свойства омелы. Мы тогда поймем необычные свойства этого губчатого растения, из которого делаются настойки и отвары. Грибы, трюфели, наросты на деревьях и различные виды омел будут сознательно использоваться в медицинской науке, и это будет новым в той степени, в какой это забытое старое… но не нужно двигаться быстрее науки, которая отказывается от того, что может продвинуть вперед ее самое» (см. «Историю магии»).
Обладал ли свойствами
амулета уже упомянутый нами талисман Пушкина? Нам думается, нет. Но дело совсем не в самом камне, а в надписи на нем. Как известно, сердоликовая вставка в перстне Пушкина имела восьмиугольную форму, на которой была вырезана древнееврейская надпись: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память».
Символы для привлечения богатства, удачи и счастья не только разнообразны по своему внешнему начертанию, но также могут быть расположены по-разному. Некоторые символы достаточно оформить как настенное панно, другие необходимо располагать в определенном месте квартиры или офиса, третьи и вовсе можно носить в виде
амулета или вышивки на одежде.