Методическая тетрадь по математике

Роза Хаматхановна Ганиева, 2023

Методические материалы по проведению педагогических занятий по математике с календарным планированием от выпускницы Грозненского педучилища Розы Хаматхановны.

Оглавление

5 марта

Домашняя работа

Основные виды простых задач, решаемых в начальных классах

1 группа. Задачи, на которых раскрывается конкретный смысл арифметических действий:

1) нахождение суммы

Было 4 курицы. Прибежала еще одна. Сколько куриц стало?

2) нахождение остатка или разности

Было 5 петухов, 1 убежал. Сколько петухов осталось?

3) нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения)

Карандаш стоит 3 коп. Сколько стоят 4 таких карандаша?

4) на 2 вида деления

а) деление по содержанию

Всего в классе было 30 ребят. Учительница разделила их на ряды по 10 человек. Сколько получилось рядов?

б) деление на равные части

10 тетрадей раздали 5 ученикам поровну. Сколько тетрадей получил каждый?

2. Задачи, на которых раскрывается новый смысл арифметических действий.

1) увеличение на несколько единиц

У Маши 5 книг, у Коли на 3 книги больше. Сколько книг у Коли?

2) уменьшение на несколько единиц

Нарисуй 5 треугольников, а кругов на 3 меньше. Сколько кругов?

3) разностное сравнение

У Риты 7 флажков и 3 шара. На сколько флажков больше, чем шаров?

4) увеличение в несколько раз

Зина вырезала 4 красных квадрата, а синих в 3 раза больше. Сколько синих квадратов вырезала Зина?

5) уменьшение в несколько раз

Собак 10, а кошек в 5 раз меньше. Сколько кошек?

6) кратное сравнение

В школу привезли 40 столов и 4 стула. Во сколько раз больше привезли столов, чем стульев?

3. Задачи, на которых раскрывается зависимость между компонентами и результатами

1) нахождение неизвестного слагаемого

У Вовы 10 квадратов и кружков. Квадратов 7. Сколько кружков?

2) нахождение неизвестного уменьшаемого

В классе было несколько человек. Когда 3 человека вышли, в нем осталось 5 человек. Сколько человек было в классе?

3) нахождение неизвестного вычитаемого

На столе лежали 13 книг. Когда несколько книг взяли, осталось 6. Сколько книг взяли?

4) нахождение неизвестного множителя

Первый множитель 3, второй неизвестен. Произведение 6. Найти второй множитель.

5) нахождение неизвестного делимого

Делитель 3, частное 4. Найти делимое.

6) нахождение неизвестного делителя

Делимое 10, частное 2. Найти делитель.

Классная работа

Общий порядок работы над задачей в начальных классах школы

1. Знакомство с условием задачи

а) словарная работа

б) чтение задачи учителем и учащимся.

2. Работа по усвоению условия задачи.

1) Составление краткой записи

а) при помощи картинок

б) при помощи предметов

в) при помощи схемы

г) при помощи краткой словесной записи

д) при помощи чертежа

2) Разбор данных по вопросам

3) Повторение задачи

3. Разбор решения задачи (поиск решения) неполным анализом или синтезом, или полным анализом.

4. Составление плана.

5. Решение задачи.

6. Проверка решения задачи.

1) «прикидка» ответа (установление границ искомого числа)

2) решение задачи другим способом (если возможно)

3) составление и решение обратной задачи

4) установление соответствия между числами, полученными в результате решения и данными числами.

7. Работа над решенной задачей. Существует 2 вида:

1) Элементарные исследования. Постановка по задаче вопросов, которые позволяют проследить, как изменяется одна величина с изменением других. Определяются области возможных числовых данных, при которых задача имеет решение.

2) Преобразование задачи

а) изменение вопроса задачи так, чтобы задача решалась другим количеством действий

б) изменение вопроса задачи так, чтобы задача решалась другим количеством способов

в) изменение числовых данных так, чтобы задача решалась другим количеством способов

г) преобразование задачи в обратную

д) составление аналогичной или подобной задачи.

8. Запись ответа.

Д/з: №1 стр.98

Ко дню Советской армии октябрята подготовили альбом. В нем было 10 открыток, а вырезок из газет на 3 меньше. Сколько всего картинок в альбоме?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я