Источники сновидений. И работа с ними в Терапии осознаванием

Игорь Канифольский

Эта книга – запись двухдневного семинара по работе со сновидениями в Терапии осознаванием, который прошел онлайн 8—9 августа 2020 года.В ней сохраняется устная речь почти без правок, что позволяет читателю погрузиться в атмосферу семинара.Работа со сновидениями рассматривается в трех аспектах – осознанные сновидения, работа с ночными сновидениями в терапии и терапевтические «сны наяву», происходящие на сессиях Терапии осознаванием.Приведены записи демонстрационных сессий.

Оглавление

Переход через глубокое

В момент перехода от сна к бодрствованию и наоборот, человек переключается от внешнего, сенсорного, связанного с органами чувств на внутреннее сознание сновидения. И наоборот. Этот переход происходит через еще более глубокое состояние, которое можно назвать восьмым сознанием. Это так называемое коллективное бессознательное.

Мне кажется, что К. Г. Юнг описал коллективное бессознательное отчасти под влиянием тибетских идей, потому что в Тибете есть такое понятие алая-виджняна, «сознание-семя».

Это очень похоже по смыслу на юнгианское пространство архетипов. Это уровень сознания, где находятся зачатки, семена самых разных проявлений и впечатлений в жизни. Они ни хорошие, ни плохие, они просто есть и не являются радостным, светоносным сознанием, которое находится еще глубже, за этим уровнем архетипов или сознанием семени.

Считается, что переход от сна к бодрствованию и наоборот происходит через погружение на этот глубокий уровень коллективного бессознательного. Получается, что, невольно, человек, засыпая и просыпаясь, соприкасается с очень глубоким, нейтральным и от этого более свободным уровнем осознавания. Есть варианты развития событий: можно направиться как в одну, так и в другую сторону. Мне нравится фраза: «Есть одна основа, но два пути и два плода. Таково волшебное проявление осознавания и неведения». Если вы не осознаете, то можете направиться по пути негативного развития событий, испугаться каких-то проявлений или привязаться к ним. Если вы сохраняете осознанность в этот момент пробуждения, то можете запустить позитивный вариант развития событий, проходя через эту нулевую точку. Управляющее этим процессом осознавание является еще более глубоким уровнем сознания, девятым и десятым. Сразу после пробуждения и засыпания мы находимся очень близко к этому глубокому уровню осознавания. В этот момент оно может просветить через наше обыденное сознание более ярко.

Это напоминает некоторые терапевтические наблюдения. Например, известный психотерапевт Леонид Кроль как-то высказал мнение, что наилучший для психотерапии транс — это транс, переплетённый с реальностью. Мне кажется, что это действительно так.

В момент перехода от внешней реальности к трансовой и обратно и происходят изменения. Именно в момент перехода.

И это подобно состоянию после пробуждения или после засыпания. Сразу после пробуждения бывает момент осознанности, когда мы способны более явно и ярко осознать все, что хотим: и сновидение, и внешнюю реальность.

В этот момент можно правильно настроиться, не вставать с кровати и не бежать делать дела.

У некоторых есть такая установка. Как в поучениях для детей — проснулся, сразу надо встать с кровати, не лежать, принять душ и т. д. Есть разные картины мира, не буду спорить.

С точки зрения осознавания сновидений, мы можем использовать этот момент, полчаса или несколько минут, секунд, когда бывает ясность осознавания. Бывает, просыпаешься, и тебе все понятно в момент пробуждения. Можно настроиться и использовать эти несколько секунд или минут для того, чтобы побыть в осознанности. Мы можем прикасаться после пробуждения к глубокой осознанности, здесь она ближе. Мы только что прошли через глубокий слой сознания, через восьмое сознание, и почти прикоснулись к светоносному осознаванию, которое лежит в основе всего: реальности внешнего мира и сновидения. Можно поставить в это момент какое-то намерение на предстоящий день или больше.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я