Связанные понятия
Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование.
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Подробнее: Образовательное учреждение
Квалифика́ция (от лат. quālis — свойства, качества), или сте́пень, — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
Вы́сшее образова́ние , или вы́сшее профессиона́льное образова́ние, — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов...
Упоминания в литературе
Законом об образовании в РФ образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование). При этом установлено, что общее и
профессиональное образование реализуются по их уровням.
Процесс непрерывного образования включает в себя обучение в школе,
профессиональное образование , дальнейшее его совершенствование (формальным и неформальным образом), а также деятельность, направленную на приобретение различных навыков, хотя и не всегда связанных с основной профессией. Однако в силу того, что и школьное образование, и профессиональное образование, и даже досуговая деятельность, включающая самообразовательные практики, уже в той или иной степени имеют свои «ниши» в соответствующих областях науки, под непрерывным образованием чаще всего рассматривают «образование взрослых» и наиболее важную с точки зрения экономики его часть – дополнительное профессиональное образование (ДПО).
Н. А. Морозова доказывает необходимость рассмотрения дополнительного образования как многоуровневой системы от дошкольного до последипломного образования, которая позволяет человеку в течение всей его жизни (при его желании) плюс к базовому образованию сконструировать более полную картину мира и удовлетворить его собственные познавательные потребности и интересы, развивать его творческие способности. Структура дополнительного
профессионального образования представлена всеми уровнями профессионального образования и послевузовским уровнем: на начальном, среднем, высшем и последипломном уровне профессионального образования интенсивно развивается дополнительное профессиональное образование, выстраивая непрерывное профессиональное дополнительное образование в контексте современных подходов к определению его сущности. Специфика ДПО в вузе проявляется в осознанном выборе обучающимися специализаций, элективных курсов, дополнительных программ, разнообразных форм развивающей и досуговой деятельности студентов в вузе и вне его, расширяющих профессиональное поле деятельности будущего специалиста, обеспечивающее его конкурентоспособность, мобильность, свободу выбора профессионального поля трудовой деятельности[29].
Рассмотрим реализацию системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования в следующем основном контуре – в системе
профессионального образования . Этот контур характеризуется следующими уровнями профессионального образования: начальное, среднее, высшее профессионально образование, а также последипломное образование.
Настоящая работа посвящена анализу актуализации, или востребованности, второй области – дополнительного образования, связанного с производством, – со стороны российского бизнеса. Дополнительное
профессиональное образование среди российских авторов, как правило, рассматривается как составная часть непрерывного образования, включенного в единую систему: от дошкольного учреждения к высшему учебному заведению – на первой стадии подготовки и дальнейшее обращение к образовательным услугам – на второй [Корытов, 2008; Телегина, 2008; Тюнников, 2009; Беляков, Вахштайн, Галичин и др., 2007, с.44].
Связанные понятия (продолжение)
1.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов).
Профессиона́льная переподгото́вка — вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.
Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.
Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).
Абитурие́нт (от лат. abituriens, abiturientis — собирающийся уходить; или от abiturus — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение, держащее выпускные испытания или получившее абитур — аттестат зрелости.
Специализация (от лат. specialis — особый, своеобразный) в образовательной системе — это углублённое изучение относительно узкого поля деятельности, в рамках специальности, обеспечивающее необходимый уровень компетенции специалиста, предназначенной для выполнения некоторой работы.
Учебный год — период времени от начала занятий до основных каникул, обозначающий годичный цикл учебного процесса (отсюда и название) в образовательных учреждениях.
Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.
Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.
Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа права проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению.
Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных...
Профессиональная ориентация , профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Институт (лат. institutum «установление, обычай, учреждение») — термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций и общественных явлений.
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Факультатив ный курс или факультативный предмет (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») — необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента.
Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, затрагивающий разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.
Детское дошкольное учреждение , дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Учёба — совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта. Учёба может быть как добровольной, так и принудительной. Наиболее качественный результат наблюдается при заинтересованности изучающего в изучаемом объекте, явлении, свойстве. Во время существования СССР учёба иногда имела принудительный регулярный характер. Можно также выделить самообучение или заочную учёбу. При этом обучение осуществляется при помощи печатной литературы, знаний, полученных...
Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Куррикулум (англ. curriculum) — термин, применяемый в области образования. Слово может толковаться как «учебный план» или «курс обучения». Куррикулумом называют формализованную связь курсов по сложности и их содержание, предложенное и утвержденное высшими учебными заведениями как необходимую для успешного воспитания учащихся. Куррикулумы часто не имеют строгих правил, но также могут быть строго стандартизированы. Куррикулум тесно связан с учебной программой. Исследование 2003 года показало, что в...
Стипендия (от лат. stipendium — оклад, жалование) — нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся, как правило, средних специальных и высших учебных заведений, а также аспирантам и докторантам.
Вече́рнее образова́ние (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.Учащийся может получать среднее, среднее специальное или высшее образование. Часто используется для получения дополнительного высшего образования...
Квалификация (от англ. quality — качество, в смысле степень проявления достоинств) — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.
Начальное образование — это первый этап общего образования детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки общения и решения прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчеркивает важность начального образования для общества и страны.
Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).
Техноло́гия (труд) — один из учебных предметов в средней общеобразовательной школе, продолжающийся с первого по девятый (иногда 10) классы.
Подробнее: Трудовое обучение в школе
Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения...
Юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
Профе́ссия (лат. professio; от profiteor — «объявляю своим делом») — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования.
Сестринское дело — часть системы здравоохранения, включающая деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп. Подход к сестринскому делу, точное определение его рамок, функции и формы организации сестринского персонала различаются в разных регионах, и зависят от особенности национальной культуры, уровня системы здравоохранения, демографической...
Диплом (франц. diplôme, от др.-греч. δίπλωμα — сложенный вдвое лист бумаги) — официальный документ об окончании начального профессионального (специального), среднего профессионального или высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; официальный документ о присуждении учёной степени, присвоении учёного звания, общественном признании лица или организации, присуждении награды или премии.
Компете́нция (лат. competentia «согласие; соразмерность» от competere «соответствовать, подходить») — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.
Строи́тельное образова́ние — профессиональное образование в строительной отрасли, включает начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
Аттеста́ция (от фр. attestation от лат. attestātio — свидетельство, подтверждение) — подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв (заключающий в себе изложение фактов и оценку их), характеристика.
Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо — вуз; в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами), образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища: медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.
Лице́й (через нем. Lyzeum ← лат. lусеum ← др.-греч. Λύκειον) — учебное заведение. 1) Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года — привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников. 3) Наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих (с 1988/89 учебного года) по своим учебным программам...
Экзамен (лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) — итоговая форма оценки знаний. В высших учебных заведениях проводятся во время экзаменационных сессий. Экзамены бывают совершенно разными: институтскими, школьными, военными, экзамен в ГАИ, online-экзамен и т. д., — но все они объединены одинаковыми традициями.
Госуда́рственная шко́ла — обычно (в разных странах) школа (начальная или средняя), которая контролируется и финансируется государством (за счёт взимаемых с населения налогов), и образование в которой бесплатно.
Упоминания в литературе (продолжение)
Названные выше проблемы могут быть сформулированы как противоречия. Так, первую группу составляют противоречия, связанные со статусом образовательной программы предвузовской подготовки иностранных студентов. С одной стороны, не требует дополнительных доказательств важность предвузовского этапа в общей системе подготовки специалистов для зарубежных стран как начальной, предварительной ступени
профессионального образования , на которой закладываются основы успешного формирования квалифицированного специалиста. С другой стороны, образовательная программа предвузовской подготовки иностранных студентов является программой довузовского образования и, согласно закону Российской Федерации «Об образовании», формально относится к дополнительному образованию. Отсюда вытекает пониженный статус программы в общественном сознании, уровень ее нормативно-правового обеспечения. Таким образом, имеет место противоречие между важной ролью, которую играет предвузовская подготовка, и ее статусом в системе высшей школы.
За последние 25 лет система образования в России претерпела существенные качественные и количественные изменения, которые носили как содержательный, так и институциональный характер. При этом система образования развивалась и экстенсивно, и интенсивно. Вырос охват детей дошкольным образованием, значительное развитие получило дополнительное образование детей, перестал существовать уровень начального
профессионального образования , среднее профессиональное образование интегрировало в себя подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, в вузы в настоящее время поступает более 80 % выпускников 11 класса школ (по сравнению с 25 % в 1990 г.). Единый государственный экзамен, полномасштабно введенный в 2009 г., стал важным регулятором потоков абитуриентов в высшие учебные заведения, позволив существенно повысить образовательную миграцию молодежи (в 2016 г. в вузы только Москвы и Санкт-Петербурга стремились поступить более 7,5 % выпускников школ из других субъектов Российской Федерации в то время, как до введения ЕГЭ этот поток составлял не более 1,5 %, поток абитуриентов в вузы других регионов вырос с 3,5 % до 16,5 %[5]).
Закон дает новую трактовку профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются как начальное и среднее
профессиональное образование . Цель начального профессионального образования – подготовка квалифицированных работников по основным направлениям общественной деятельности, как правило, на базе основного общего образования. Может быть получено в ПТУ и иных учебных заведениях данного уровня. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего образования или начального профессионального образования.
Решение задач непрерывного образования имеет правовую поддержку в Приказе Минобразования РФ от 10 апреля 2000 г. № 1037 «О развитии среднего и высшего
профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма«. Необходимость непрерывного физического воспитания в средней и высшей профессиональной школе заключается в оперативном изменении системы установок и условий перехода от одной ступени обучения и воспитания к другой как педагогического процесса, призванного поэтапно формировать активную позицию воспитуемого.
Тенденции развития системы высшего
профессионального образования складываются под влиянием того, что для инновационной экономики нужны, прежде всего, следующие три типа профессионального знания.
Современный процесс развития высшего
профессионального образования характеризуется переходом на новые образовательные стандарты, введением двухуровневой системы подготовки выпускников и, как следствие, обновлением содержания и технологий профессионального образования. Основной акцент в образовательных стандартах сделан на формирование профессиональных компетенций выпускников как основы быстрой адаптации в трудовой деятельности.
Профессор Казанского университета В. В. Ивановский, характеризуя состояние образования в России в конце XIX в., писал: «Хозяйственное
профессиональное образование существует самостоятельно и разделяется на множество специальностей, причем каждая может представлять три ступени – низшего, среднего и высшего образования… в высшем ученом образовании элементы общего и профессионального образования существуют параллельно… Сознание, что общее образование необходимо и для специалистов по тем или иным отраслям хозяйственной деятельности, вызывает стремление внести в хозяйственное образование элементы образования общего»[64]. Далее В. В. Ивановский отмечал, что бурному развитию образования в России, кроме деятельности государства в этом направлении, активно способствовали еще два фактора: 1) деятельность учителей, педагогов, педагогических школ, которые разрабатывали учебные программы и готовили учительские кадры; 2) деятельность печати: «Пресса сделалась духовной работой всех для всех… она представляет собою единственное средство сделать духовные блага каждого индивидуума общим достоянием и при том в той единственной форме, в которой каждый, без различия своих жизненных условий, может эти блага устроить».[65]
Появление новых обучающих технологий, информационный обмен на международном, региональном и национальном уровнях, возникновение новых разнообразных систем ценностей, усиление процессов регионализации образовательных систем, бурное развитие менеджмента образования как новой области научного знания вызвали особое внимание к вопросу повышения доступности образования. Необходимо также отметить значение создания мирового образовательного пространства, основанного на единых для всех стран-участников образовательных стандартах, как важнейшего фактора, благодаря которому данная проблема приобрела особую актуальность во множестве европейских держав. Как отмечают эксперты, в России после подписания Болонской декларации предстоят коренные модернизационные процессы, призванные обеспечить более высокий уровень образования в стране. Поэтому еще одним фактором, способным оказать существенное влияние на вопрос доступности образования, Е. М. Авраамова [122, с. 130] считает внедрение в России многоступенчатой системы высшего образования. Однако В. Сенашко и Г. Ткач [90, с. 25–34] считают, что введение программ бакалавриата и магистратуры в вузах ограничило преемственность среднего и высшего
профессионального образования , нанесло значительный урон эффективности и статусу средней профессиональной школы. Не менее важную роль в обеспечении доступности образования играет и использование в управлении учебными заведениями современных коммуникативных технологий [57, с. 81].
1.1. Понятие профильного обучения. Пробелы в качестве образования возникают не в процессе получения
профессионального образования , а закладываются еще на школьном уровне, поэтому важнейшим компонентом школьного образования становится его ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Более того, в силу высокой подвижности рыночной конъюнктуры каждому человеку приходится менять не только место работы, но и профессию. В связи с этим молодежь должна получать такое базовое образование, которое позволит ей относительно легко адаптироваться к изменяющимся условиям. По мнению академика Российской академии образования А. Новикова, образование должно стать конвертируемым [4].
В заключение стоит еще раз стоит подчеркнуть, что современные преобразования системы российского
профессионального образования происходят в условиях структурно-содержательного перехода высшей профессиональной школы от массово-репродуктивной к индивидуально-ориентированной, в т. ч. и многоуровневой, подготовке специалистов и ее интеграции в единое «мировое» образовательное пространство.
Согласно ст. 47 п. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», трудовым правом и социальной гарантией непрерывного образования педагога служит право на дополнительное
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года, для чего в бюджете образовательной организации предусматриваются соответствующие средства. При этом воспитатель может использовать собственные средства для прохождения самостоятельно выбранной программы повышения квалификации или переподготовки.
Следует отметить, рынок труда Северо-Востока России характеризуется повышенными требованиями к уровню образования работников, профессиональной подготовки. Вследствие этого выпускники общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего
профессионального образования имеют неравные стартовые возможности по сравнению со специалистами с высшим образованием. Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена рядом факторов: недостаточностью профессиональных знаний, трудовых умений, отсутствием необходимой квалификации; не отлаженной системой предоставления молодежи информации о развитии рынка труда и услуг, востребованности профессий, потребности региона в конкретных специалистах; отсутствием у работодателей финансовых средств для организации профессионального обучения.
Профессиональное образование дает возможность получить квалификацию для той или иной профессиональной деятельности. Начинается оно еще в школе, а затем продолжается в профессиональных технических училищах, в средних специальных, а также в высших учебных заведениях. Параллельно с профессиональным осуществляется и общее образование, обеспечивающее общее развитие учащихся.
– формирование человеческого капитала становится непрерывным процессом: нельзя выучиться один раз и на всю жизнь, необходимо учиться много раз и всю жизнь. Это требует пересмотра понятия качества образования, опирается на совершенно другие инфраструктуры, в целом делает образование дорогим благом (услугой) как для общества, так и для самого обучающегося. Развитие образования в постиндустриальном мире становится возможным только при изменении институциональных условий его функционирования и при наличии в экономике «длинных денег». Рост человеческого капитала в современном обществе напрямую связан с повышением ценности человеческой жизни, что ведет, в частности, к поддержке талантливых детей и, одновременно, детей из малообеспеченных семей, к другому отношению к инвалидам, а следовательно, к выстраиванию специальных подходов к их включению в систему образования (инклюзивное образование, коррекционные школы и классы, обучение детей со специальными нуждами,
профессиональное образование для инвалидов и т. п.).
В анализируемом определении законодатель заложил, на наш взгляд, актуальные признаки, которые не только сочетаются с нормами иных правовых актов, но и дают основания для развития интерпретаций отраслевого образования на долгосрочный период в региональном законодательстве. Так, к примеру, согласно ст. 71 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды»27 в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды вводится всеобщее и комплексное экологическое образование, включающее в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее
профессиональное образование , послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. В целях практической реализации этого положения на территории Саратовской области принята Концепция непрерывного экологического образования населения Саратовской области на 2009–2019 годы28, которая определяет экологическое образование как процесс овладения обучающимися научными основами взаимодействия природы и общества (человека). В данном документе подчеркивается, что экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в дошкольном возрасте и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности на всем протяжении жизни.
В первой главе приведен анализ состояния, изменения и перспективы развития профессиональной деятельности специалистов легкой промышленности, и определены основные направления подготовки будущих бакалавров–конструкторов одежды. Выявлены особенности противоречий в практике
профессионального образования будущих бакалавров–конструкторов одежды в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и введения в учебный процесс вуза федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Это позволило сформулировать теоретические и практические предпосылки разработки модели и комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров–конструкторов одежды в процессе дидактических игр, и определить теоретические и методологические подходы к реализации цели исследования.
К непрерывному и дополнительному (неформальному) образованию можно отнести системы повышения квалификации преподавателей. Переподготовка преподавателей вузов и учителей средней школы рассматривается вне жесткой связи с регулярным
профессиональным образованием . Выдвигается тезис о том, что стабильный успех педагога зависит от опыта «реальной жизни», знания того, что происходит за пределами учебного заведения.
На уровне первого (двухлетнего) цикла высшего образования оценивались также дипломы повсеместно создаваемых «университетских институтов технологии», осуществляющих в течение двух лет профессиональную подготовку специалистов среднего звена, предназначенных для непосредственного использования на рынке труда. В дальнейшем этот сектор подготовки, постоянно расширяющийся за счет открытия новых специальностей и введения новых типов дипломов, оказался одним из наиболее эффективных и пользующихся самым высоким спросом со стороны абитуриентов – выпускников средних школ (лицеев). В настоящее время этот «короткий» сектор, включающий в себя, наряду с университетскими институтами технологии, аналогичные подразделения с двухлетним сроком обучения, функционирующие в рамках университетов или автономно, обеспечивает основную часть потребностей Франции в кадрах среднего уровня. Преобладающие профили подготовки: техника, информатика, экономика, сфера обслуживания. Осуществляемое в этих учебных заведениях образование, юридически относящееся к высшему, все чаще выделяют как особый краткосрочный тип высшего
профессионального образования , называемый термином «третичный Б» (tertiary В), в отличие от «третичного А» (tertiary А), который ассоциируется с образовательными программами, ведущими как минимум к первой университетской степени.
Для получения квалификации (степени) «бакалавр» в высшем учебном заведении, срок обучения составляет не менее чем четыре года. Программа рассчитана на получение высшего
профессионального образования , а так же начальных навыков научно-исследовательской деятельности и при этом – профессиональной мобильности, умения быстро входить в разные виды трудовой деятельности. Конечная цель подготовки бакалавра – широкая компетенция в своей профессии. Бакалавры, имеющие хорошую фундаментальную подготовку, успешно устраиваются на любую экономическую должность, а при необходимости получают затем узкое специальное образование с учетом потребностей организации. Обладатели дипломов бакалавров находятся в ничуть не худшем положении, чем обладатели дипломов специалистов.
Трактовка понятия «интернационализация образования» не является единой в мировом образовательном пространстве. Разброс в определении границ этого процесса чрезвычайно велик: от обычной «трансграничной мобильности» до широкомасштабного формирования интегрированного образовательного контента, разработки общей структуры образовательных программ, создания международных исследовательских сетей, признания всех видов дипломов об образовании и документов, дающих право на получение высшего
профессионального образования , а также масштабного финансирования всех мероприятий, включая расширенную программу «Эразмус+», позволяющую студентам из стран с низким уровнем финансовой обеспеченности активно участвовать во всех процессах международной мобильности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что тенденции современного развития
профессионального образования дополнены специфическим содержанием профессиональной подготовки специалистов юридических специальностей неспециализированных вузов. Определены структура, критерии и уровни готовности будущего юриста к обеспечению личной безопасности. Разработана модель формирования стратегии личной безопасности будущего юриста для проектирования содержания его профессионального обучения, что расширяет представления о способах построения профессионального образования. Обоснованы принципы и условия эффективности формирования стратегии личной безопасности будущего юриста, что обеспечивает результативность целостного процесса профессиональной подготовки.
ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (ООП), условиям реализации ООП и результатам их освоения.
В структуре российских исследований проблем обучения иностранных учащихся ситуация в чем-то похожая, но имеют место некоторые, как представляется, существенные отличия. Они сложились во многом в силу особенностей исторического развития, к главным факторам которого следует отнести, во-первых, формирование в Советском Союзе развитой системы подготовительных факультетов для иностранных учащихся как начальной ступени высшего
профессионального образования , концентрировавших усилия педагогических коллективов; во-вторых, существование сильной психолого-педагогической школы; в-третьих, централизованное управление образованием вообще и подготовкой специалистов для зарубежных стран в особенности.
Не надо доказывать, что качества и свойства личности спортивного педагога формируется в процессе деятельности, требующей проявления данных качеств и постоянного самосовершенствования. Но при этом очень важно не просто «функционально запустить» требуемые стандартами
образования профессиональные качества специалиста, а создать возможности для достижения вершин педагогического мастерства. На наш взгляд, именно культурологический подход в образовании является основой эффективного проектирования и функционирования процесса профессионально-педагогической подготовки в вузах физической культуры.