Связанные понятия
Диплом (франц. diplôme, от др.-греч. δίπλωμα — сложенный вдвое лист бумаги) — официальный документ об окончании начального профессионального (специального), среднего профессионального или высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; официальный документ о присуждении учёной степени, присвоении учёного звания, общественном признании лица или организации, присуждении награды или премии.
Аттеста́т (лат. attestatum — свидетельство) — вид документа. Это может быть документ, подтверждающий получение определенного уровня образования (образовательного ценза), или выдаваемый при присвоении учёного звания доцента или профессора, или в некоторых других случаях.
Вы́сшее образова́ние , или вы́сшее профессиона́льное образова́ние, — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов...
Абитурие́нт (от лат. abituriens, abiturientis — собирающийся уходить; или от abiturus — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение, держащее выпускные испытания или получившее абитур — аттестат зрелости.
Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Упоминания в литературе
Отдельного внимания заслуживают стипендиальная программа имени Гюстава Эйфеля (Bourses d’Eiffel), которая является одной из самых востребованных и престижных среди иностранных абитуриентов.
Стипендия позволяет оплатить обучение во французском вузе полностью или частично. Ходатайствовать о присуждении стипендии может только французский вуз, в котором кандидат желает обучаться. Существует два вида стипендий имени Г. Эйфеля – учебная стипендия Bourses d’excellence Eiffel, позволяющая оплатить один или два года обучения во Франции в зависимости от срока, требующегося кандидату для получения диплома по таким направлениям, как экономика, менеджмент, инженерные науки, право, политические науки, управление. Вторая разновидность – аспирантская стипендия Эйфеля (Eiffel Doctorat), в рамках которой студент-аспирант получает возможность провести один учебный год во Франции, обучаясь по модели совместной аспирантуры. Кандидаты отбираются французским учебным заведением, которое обязуется принять исследователя на один год обучения в аспирантуру. Предпочтительными являются 2-й или 3-й год обучения, за исключением особых случаев. Максимальный срок программы 10 месяцев, без права продления. Направлениями обучения могут быть инженерные науки, математика, физика, химия, бионауки и биотехнологии, экология, науки и технологии информации и коммуникации, экономика, управление, право, политические науки и международные отношения [15].
По мере фактического освоения Кавказа российское правительство все активнее стало заниматься учреждением в крае преимущественно государственных школ и училищ, ограничивая частную инициативу в этом вопросе41. Основной формой народного образования во второй половине XIX века на Северо-Восточном Кавказе являлись начальные одно – и двухклассные училища Кавказского учебного округа и Министерства народного просвещения. По проекту Устава горских школ от 20 октября 1859 года эти школы учреждались на степени уездных и первоначальных училищ. Плата за обучение взималась в размере трёх рублей в год, бедные учащиеся от взноса денег освобождались. Средства, внесённые за обучение, шли на зарплату учителям, на закупку учебных пособий, на покупку книг и одежды для бедных учеников. Горцы, окончившие с отличием горскую школу, могли обучаться в гимназии за казённый счёт. Во всех типах учебных заведений учащиеся делились на своекоштных (обучающихся за свой счет) и казеннокоштных (бедные дворяне, разночинцы, учащиеся на казенные деньги). Они могли иметь и другие источники финансирования: научные общества, премиальные фонды, субсидии, пожертвования и
стипендии частных лиц42.
В заведениях высшего образования дается бесплатное (в государственных вузах) и платное (в государственных и частных вузах) образование. В 2011 г. на одно бюджетное место в среднем претендовали 1,5 абитуриентов. Часть студентов государственных высших школ получает
стипендии и материальную поддержку со стороны государства. Такого рода финансирование вызывает критику со стороны ряда руководителей высшего образования. Ректор Высшей школы экономики Я. И. Кузьминов осуждает подобную практику как патернализм, исключающий серьезную мотивацию студентов на приобретение качественного образования. Взамен предлагается система кредитования студентов. Кредиты они могут вернуть по окончании вуза в течение 10–20 лет [57].
Выработаны были единые мнения о необходимости: (1) подушевого финансирования, когда деньги «следуют» за школьником и студентом; (2) ГИФО (государственных именных финансовых обязательств), которые вручаются выпускникам по результатам ЕГЭ; предоставления госсубсидий на образование: специалисты отрабатывают эти деньги в России либо возвращают кредиты; сохранения бюджетных мест в вузах;
стипендий бизнеса; (3) вместо стандартизации содержания образования – ввести стандарт на условия образования; (4) двухуровневой системы образования – массовых профессий: бакалавриат – 4 года, магистратура – дополнительно 1–2 года, готовит исследователей, менеджеров высшего звена; (5) непрерывного образования – переподготовки кадров и повышения квалификации; (6) идея приватизации образовательных учреждений и введения исключительно платного высшего образования могла прийти в голову только сумасшедшему[73].
Уже в начале 1946 г. оклады преподавателей вузов были повышены в несколько раз и они стали одними из самых высоких в стране, значительно превосходя средний уровень заработной платы. Были подняты
стипендии студентами и аспирантам. Аспиранты в конце 1940-х годов получали стипендию на уровне средней заработной платы в стране [Ханин, 2008].
Связанные понятия (продолжение)
Квалифика́ция (от лат. quālis — свойства, качества), или сте́пень, — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании.
Экзамен (лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) — итоговая форма оценки знаний. В высших учебных заведениях проводятся во время экзаменационных сессий. Экзамены бывают совершенно разными: институтскими, школьными, военными, экзамен в ГАИ, online-экзамен и т. д., — но все они объединены одинаковыми традициями.
Учебный год — период времени от начала занятий до основных каникул, обозначающий годичный цикл учебного процесса (отсюда и название) в образовательных учреждениях.
Ко́лледж (англ. college, лат. collegium — «товарищество, содружество») — учебное заведение, главным образом в системах образования Великобритании, стран Британского Содружества и США.
Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).
Ленинская стипендия (стипендия имени В. И. Ленина) — самая престижная и высокая стипендия в Советском Союзе для учащихся средних специальных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.
Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем, для определения возможности зачисления на штатную должность. Стажировка предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации. Стажировка является одной из форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации...
Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.
Посо́бие — одна из форм материального обеспечения населения. Пособие назначается в случае заболевания, травмы, по беременности и родам, при потере работы и в других случаях. По форме выплат пособия подразделяются на единовременные и периодические. В зависимости от вида пособия существуют разные способы его расчета.
Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы...
Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.
Академический отпуск — отпуск, предоставляемый студенту высшего или среднего профессионального учебного заведения по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства).
А́льма-ма́тер (лат. alma mater — букв. «кормящая мать» или «мать-кормилица») — старинное неформальное название учебных заведений (университетов), которые изначально давали в основном теологическое и философское образование, как организаций, питающих духовно. В современной лексике образно означает учебное заведение, в котором человек получал или получает образование; для профессиональных учёных — место их наибольшей занятости. Употребляется то в ласкательном, то в шутливом смысле.
Госуда́рственная шко́ла — обычно (в разных странах) школа (начальная или средняя), которая контролируется и финансируется государством (за счёт взимаемых с населения налогов), и образование в которой бесплатно.
Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).
Вече́рнее образова́ние (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.Учащийся может получать среднее, среднее специальное или высшее образование. Часто используется для получения дополнительного высшего образования...
Репети́тор (от лат. repetitor «тот, кто повторяет») — преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам.
Подробнее: Репетиторство
Частная школа — негосударственное учебное заведение начального или среднего образования (школа), средства на содержание которого окупаются полностью или частично за счёт платы, взимаемой с учащихся (в отличие от государственных школ, финансируемых из взимаемых с населения налогов). Учредителями частных школ могут выступать как частные лица, так и органы местного самоуправления, религиозные организации, профсоюзы и некоммерческие объединения.
Репетитор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.
Подробнее: Тьютор
До́ктор (лат. doctor, «учитель») — высшая учёная степень. Появилась в средневековых европейских университетах, где являлась единственным обязательным условием получения профессуры.
Постоянный контракт преподавателя - разновидность договора между представителем профессорско-преподавательского состава и высшим учебным заведением, предусматривающая пожизненное занятие должности при ВУЗе.
Экстерна́т (от лат. externus — посторонний) — это форма аттестации, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Подробнее: Образовательное учреждение
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Программа Фулбрайта — программа образовательных грантов, основанная в 1946 году и выдвинутая бывшим сенатором от штата Арканзас США Джеймсом Уильямом Фулбрайтом и финансируемая госдепартаментом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран.
Акаде́мия (от греч. Ἀκαδήμεια) — научная организация (учреждение, общество) — академия наук, также учебное заведение.
Профессиона́льная переподгото́вка — вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
Обществове́дение — название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 60-х гг. по 1991 год на всей территории СССР. Впервые школьная программа была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 г.Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии. Учебник по данному курсу включал три...
Факульте́т (нем. Fakultät, от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование.
Латинские награды представляют собой фразы на латыни, показывающие уровень отличия при получении академической награды.
Программа студенческого обмена — договоренность между учебными заведениями о взаимном обмене студентами. Подобные программы позволяют учащимся школ и университетов обучаться и/или проходить стажировку за рубежом в течение 1 или 2 учебных семестров. Большинство программ обмена осуществляется через неправительственные организации, такие как Эразмус, или частные организации, такие как Experiment in International Living. Кроме того, обмен может также происходить на основе партнерского соглашения между...
Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях, форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. До 2013 года служил также и вступительным экзаменом в ссузы, но новым законом об образовании они отменены. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные...
Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо — вуз; в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами), образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа права проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению.
Средняя школа — учреждение, предоставляющее образовательные услуги средней ступени, промежуточное звено между начальной школой и старшей школой. В некоторых странах образование, полученное в средней школе, считается начальным. Обычно посещение средней школы обязательно, но не везде, к примеру, в Гаити обязательно только начальное обучение. Средняя школа может находиться в том же здании, что и начальная и/или старшая, а может быть от них отделена, как в Японии.
Магистр права (сокращенно LL.M., от лат. Magister Legum, англ. Master of Laws) — это вторая высшая академическая степень, квалификация (магистр права).
Упоминания в литературе (продолжение)
Кратко остановимся на системе подготовки научных кадров. Выпускников, окончивших курс и обнаруживших склонность к научным исследованиям, оставляли на соответствующих кафедрах на два года, по официальной терминологии, для «усовершенствования в науках и подготовки к профессорскому званию». При этом
стипендия могла назначаться (т. н. «профессорские стипендиаты»), а могла и не назначаться. Это можно считать некоторым аналогом современной аспирантуры. Многие из проходящих научную подготовку направлялись в зарубежные командировки, прежде всего в Германию, где работали под руководством известных профессоров в ведущих университетах. Материалы к своим магистерским диссертациям они собирали также и за рубежом, в том числе в лучших библиотеках. В их числе можно назвать библиотеку Британского музея (Лондон), Королевскую библиотеку (Берлин), Национальную парижскую библиотеку и др. После этого соискатель научной степени сдавал магистерский экзамен (испытание), состоящий из двух частей: главный предмет (аналог современной специализации) и «дополнительные предметы», профиль которых зависел от главного. Все это отчасти сходно со сдачей кандидатского минимума. После его успешной сдачи лицо именовалось «магистрантом» и допускалось к защите магистерской диссертации («магистерскому диспуту»), которая, как правило, должна была быть опубликована в виде книги. Ученая степень присваивалась университетом и дальнейшему утверждению не подлежала. Социальный статус магистра был достаточно высок: ему могло быть присвоено почетное потомственное дворянство, а при поступлении на государственную службу присваивался чин IX класса (титулярный советник). Он приобретал права на замещение должности доцента, приват-доцента, экстраординарного профессора. На должность приват-доцента могло претендовать лицо и не имевшее ученой степени, но известное своими учеными трудами и сдавшее магистерские экзамены.
«За счет государственного бюджета обеспечить доступность всеобщего среднего бесплатного образования, увеличить государственные ассигнования на высшее образование, чтобы оно было доступным не только богатым. Создать условия, при которых все одаренные дети могли бы получить высшее образование. Размер
стипендии установить не ниже прожиточного минимума. Восстановить бесплатное питание для школьников. Зарплата учите лей в школах и преподавателей в вузах должна соответствовать мировым стандартам».
• предоставление зарубежным странам государственных
стипендий для подготовки специалистов и повышения квалификации научно-педагогических работников в вузах Российской Федерации;
Новом Мологского уезда Ярославской губернии (1874)[199] при финансовой поддержке губернского дворянства. Кроме того, была учреждена
стипендия имени М. М. Сперанского (выплачивалась из средств дворянского собрания), а уже в имеющихся учительских семинариях определены стипендии в память «статс-секретаря Н. А. Милютина»[200].
При НОК работает республиканское государственно-общественное объединение по поддержке юных перспективных атлетов и молодых тренеров «Президентский спортивный клуб». Эта организация проводит ежегодные конкурсы по определению 10 лучших спортсменов года в стране, назначает персональные
стипендии лучшим молодым тренерам (до 37 лет) и юным талантам (до 25 лет) в спорте. «Президентский спортивный клуб» также поддерживает организацию и проведение крупнейших национальных и международных соревнований и товарищеских встреч, занимается благотворительной деятельностью. Огромную воспитательную функцию несет в себе и Музей олимпийской славы, открытый в г. Минске, в котором собраны уникальные спортивные экспонаты выдающихся спортсменов Беларуси.
Затем Попов возбудил ходатайство о назначении ему
стипендии . «Не имея достаточно средств для жизни в Петербурге, – писал он инспектору студентов, – прошу Ваше высокородие назначить мне стипендию. Свидетельство о состоянии моего отца находится в канцелярии университета».